УДК 94

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ГОРОДА ЧАПАЕВСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Пономаренко Илья Валентинович1, Скопинцева Екатерина Александровна2
1ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, учитель истории
2ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, ученица 9 б классов

Аннотация
В данной статье говорится о роли школ в годы Великой Отечественной войны в городе Чапаевске. Рассказывается о выдающихся учителях, которые сделали очень много для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, ВОВ, Чапаевск


SCHOOL ACTIVITIES CHAPAEVSK CITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Ponomarenko Ilya Valentinovich1, Skopintseva Ekaterina2
1School №1 of Chapayevsk, history teacher
2School №1 of Chapayevsk, pupil 9th form

Abstract
This article discusses the role of schools in the Great Patriotic War in Chapaevsk. Describes the outstanding teachers who have passed a lot for the patriotic education of the younger generation.

Библиографическая ссылка на статью:
Пономаренко И.В., Скопинцева Е.А. Деятельность школ города Чапаевска в годы Великой Отечественной Войны // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/1059 (дата обращения: 30.09.2017).

В нашей военной победе над врагом в годы Великой Отечественной войны сказалась выдающаяся роль науки, отечественной системы образования и воспитания. Просвещение, наука и культура военных лет, как и прежде, базировались на деятельности школы[1].

Что касается учебного процесса, следует отметить, что и в нем заметно возросли военно-физическая подготовка, вооружение учащихся практическими навыками, связанными с изучением физики, химии, биологии. Внима­ние школьников акцентировалось на героическом про­шлом, выдающихся творениях российской литературы, искусства, науки. Педагоги стремились формировать у подрастающего поколения высокое чувство патриотизма, ненависти к фашизму, готовности в любое время с оружием в руках встать на защиту Отечества [2].

В городе имелось 14 школ. Из них 2 средних, 4 – неполно-средних, и 8 -  начальных. Силами учащихся в каждой школе изготовлялись наглядные материалы для обучения: деревянные патроны, гранаты, макеты пулеметов, оружия. Ежегодно военную подготовку проходили свыше 7.500 тысяч учащихся[3].

Школа стала центром, мобилизующим учащуюся молодежь на патриотические дела и помощь фронту и тылу. С сентября 1941 года в школах заметно возросли военно-физические подготовки. В школах проводились программы по тактике, огневой и лыжной подготовке. Успеваемость была 100%. Внимание школьников акцентировалось на героическом прошлом, выдающихся творениях российской литературы, искусства, науки[4].

Тов. Атякшева, инструктор ГОРОНО, говорила, что дело школы состоит в помощи фронту. Школьники активно работали на сельскохозяйственных  работах и выполняли план на 198% Кроме этого школы засевали различными овощами пришкольные участки для обеспечения детей горячими обедами. За годы войны учителя совместно со школьниками сдали огромное количество теплых вещей для военнослужащих Красной армии[5].

Развернута активная работа в помощи населению, дети с большим энтузиазмом колют дрова бабушкам, помогают женщинам, постоянно организовывались в отряды для уборки города. Учащиеся школ города принимают активное участие в общественной жизни. За 1942 год сдали  в фонд обороны 5274 рубля. Собрали средства на самолет «Юный пионер» 9762 рубля.

Самым трудным в годы войны было нехватка педагогического коллектива. Только за 1941-1942 штат сократился на 30% [6]. Тяжелое положение наравне с рабочими заводов, учителям выдавили не700 граммхлеба, а 300 [7].

Одним из лучших учителей в городе был Бабушкин И. И., преподаватель физики средней школы № 2, пользующийся исключительной любовью и авторитетом среди учеников и коллектива учителей [8]. «Он говорил, что  не знает плохих детей. Есть неумелые учителя. И тот учитель, который откажется исправить шалуна или грубияна, признает свою педагогическую беспомощность». Он часто использовал приборы, сделанные его учениками на уроках, и показывал опыты. Он проводил и день и ночь с детьми[9]. Через предмет он прививал чувство патриотизма. [10]

В школе заканчивались уроки, но в кабинете физики свет не гаснул. Там Иван Иванович вместе со своими учениками мастерил какую-нибудь модель техники. Вечера в кружке имели огромное значение. Ведь не будь этих вечеров, многие ребята должны были бы идти домой, где далеко не всегда хорошо. Когда отцы и старшие братья на фронте, а матери на заводе, в доме бывает пусто и одиноко детскому сердцу. Именно поэтому кружок всегда был переполнен ребятами. Каждый день учитель работал с 8 утра до 10 ночи. Только за три года войны в кружках было отработано 844 часа. Многих подростков спас он от влияния улицы. Много бесед провел Иван Иванович с учениками о долге чести, о верности и дружбе, о качествах советского человека. Так охарактеризовал работу ученик Федор Петряев: «Ваши беседы, проводимые по вечерам, в свободное время от уроков , советы дали мне очень много. Я помню, как Вы рассказывали о своей жизни, о Гражданской войне, о годах упорной учебы. Пример Вашей жизни и Ваши советы являются для меня могучим маяком. Вот уже прошло три года, а этот маяк светит с прежней силой» [11]. Учитель Бабушкин не ограничивал свой педагогический труд только преподаванием своего предмета – физики. Он всегда стремился быть воспитателем в широком смысле этого слова. Он каждое лето проводил со школьниками на сельскохозяйственных работах в совхозе, он там был главой, но и душой коллектива.

Нелегкий труд в годы войны лег на плечи учителей-женщин. Учащимся надо было давать не только прочные знания, но и окружать их подлинно материнской заботой, так как у многих ро­дители были призваны в Красную Армию. Они целиком отдавали себя детям, вместе с ними делили все лишения и скупые радости. Примером для всех были учителя: Надежда Афанасьева Герасимова, Мария Федоровна Кармелюк, Анна Федоровна Лари­на и многие другие, которые не смотря на огромную нагрузку в школе, находили время проводить массово-политическую работу среди населения, были частыми гостями в госпиталях. Всегда с большим нетерпением ожидали их прихо­да раненые бойцы и командиры. Также педагогические работники совмещали работу в школе с работой на различных предприятиях [12].


Библиографический список
  1. Храмков Л.В. Самарский край в истории России.  Учебное пособие по Самарскому краеведению для средних общеобразовательных учебных заведений. Самара, 2005. С 244-245.
  2. СОГАСПИ. Ф. 46. Оп. 1. Д. 143.  Л. 4.
  3. СОГАСПИ. Ф. 46. Оп. 1.  Д. 193.  Л. 1; Пономаренко И. В. Маленький город для великой победы // Чапаевский рабочий.  2010.  28 мая.
  4. Дрынина Н. Начались проверочные испытания в школе // Чапаевский рабочий. 1943. 21 мая.
  5. СОГАСПИ. Ф. 2761. Оп. 2. Д. 8.  Л. 57
  6. ЦГАСО. Ф.54. Оп. 8. Д.34. Л. 70.
  7. ЦГАСО. Ф.1260. Оп. 18. Д.6. Л. 5.
  8. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. / сост. Храмков Л.В – Изд-во Самарского научного центра РАН; 2000г.
  9. Лаписова С. Высокое призвание  // Комсомольская правда. 1944. 17августа.
  10. Резников А.И. Учитель физики– М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1950. С.50.
  11. Киршина К. Жизнь – подвиг // Волжская коммуна. 1944. 24 декабря.
  12. Весенние каникулы в школе // Чапаевский рабочий. 1943. 28 марта.


Все статьи автора «Пономаренко Илья Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: