УДК 371.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ОМСКА В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье раскрываются особенности внеучебной деятельности школ Омска, связанной с организацией экскурсий в годы Первой мировой войны. Активизации деятельности учебных заведений в данном направлении способствовали циркуляры Министерства народного просвещения. Статья является актуальной, так как в настоящее время школы в недостаточной мере используют экскурсии для развития внеучебной деятельности среди учащихся.

Ключевые слова: женская гимназия, музей, подвижные игры, предприятия, прогимназия, прогулки, роща, учреждения, школа, экскурсии


EXCURSIONS SCHOOL STUDENTS OF OMSK DURING THE FIRST WORLD WAR

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article reveals the peculiarities of extra-curricular activities of the school of Omsk associated with sightseeing during the First world war. Activity of the educational institutions in this area contributed to the circulars of the Ministry of national education. The article is topical, as currently schools are insufficiently used excursions for the development of extracurricular activities among students.

Keywords: enterprises, excursions, grove, gymnasium, institution, Museum, outdoor games, school, walking, women's gymnasium


Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Организация экскурсий учащихся школ Омска в период Первой мировой войны // История и археология. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/07/1095 (дата обращения: 04.05.2017).

В связи с трудностями военного времени Министерство народного просвещения (далее – МНП) пыталось облегчить переход учащихся средних учебных заведений в следующий класс, что приводило к высвобождению времени у школьников. В соответствии с циркуляром МНП от 11 февраля1916 г. переводные экзамены из класса в класс в конце учебного года для учащихся гимназий были отменены. Министерство рекомендовало школам использовать освободившееся время для проведения экскурсий. Организация проведения экскурсий рассматривается на примере второй Омской женской гимназии. Данная проблематика частично нашла отражение в ряде публикаций [1; 2]

Экскурсии относились к внеучебной деятельности образовательных учреждений. Проведение экскурсий требовало дополнительных материальных затрат. Как правило, у женских учебных заведений Западной Сибири в дореволюционный период средства для организации экскурсий отсутствовали в связи с незначительным финансированием со стороны государства. Специальные средства женских гимназий и прогимназий, получаемые школами от платы за обучение, тратились преимущественно на учебный процесс. Однако циркуляр Министерства народного просвещения способствовал активизации учебных заведений в деле по организации экскурсий.

Экскурсии проводились преимущественно в черте города, что сводило до минимума затраты на их организацию и проведение. В Омской второй женской гимназии до весны1916 г. экскурсий не проводилось, и поэтому устройство данных мероприятий потребовало от педагогического коллектива учебного заведения поиска новых подходов при организации внеклассной работы с ученицами.

В мае1916 г. состоялся первый и еще несовершенный опыт организации экскурсий в учебном заведении. Экскурсии представлялись педагогам школы делом весьма значительным, подспорьем в теоретических занятиях. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе являлись здоровым и разумным развлечением. Эти мероприятия вызывали к себе большой интерес со стороны учащихся, служили для них «освежающим» средством от однообразных школьных занятий. Они являлись также средством к большему сближению учащихся с педагогами, давая возможность последним узнать гимназисток с новых сторон, и тем помогали составлению более верного представления об индивидуальности учащихся [3, л. 253].

Ученицы 7-8 классов совершили в мае три экскурсии под руководством преподавательницы физики. Первая экскурсия состоялась на правительственный телеграф, где ученицы познакомились с устройством аппаратов Морзе, Юза и Водо, увидели эти аппараты в действии. В ходе второй экскурсии ученицы посетили телефонную станцию, познакомившись с ее работой, наблюдая, как соединялись и разъединялись телефоны. Третья экскурсия проводилась на водонасосную станцию городского водопровода, где ученице вкратце узнали устройство всех машин, а потом видели машины в действии [3, л. 254].

Для учениц 6 класса организовали три экскурсии под наблюдением классной надзирательницы:

1) В типографию Акмолинского областного правления, где гимназистки увидели, как набирался шрифт, как производилось печатание, и выливались доски из олова. Познакомились с машинами для пробивания отверстий, тиснения, сшивания брошюр проволокой, обрезания краев. Все объяснения давал заведующий типографией.

2) На табачную фабрику Серебрякова. Здесь под руководством управляющего было осмотрено сортировочное отделение, затем отделение, где табак крошили и набивали папиросы. Ученицы познакомились с машинами, изготавливающими гильзы, с изготовлением картонных коробок и с наклейкой бандеролей.

3) В кондитерскую Зонова, где видели, как зерна какао постепенно превращались в шоколад, как изготавливались разные конфеты, как пеклись французские булки, различное печения и пирожные, как приготавливались цветы из карамельной массы [3, л. 254].

Ученицы 5 класса совершили две экскурсии под руководством преподавательницы естествоведения:

1) В питомник при Омском сельскохозяйственном училище. Вначале был осмотрен лесной музей, находящийся при питомнике. Заинтересовала учениц модель гонки дегтя. Учительница указала гимназисткам на случаи срастания двух сосен ветвями, наросты на деревьях и грибы-трутовики. Ученицы обратили внимание на громадные соты ос, на гнездо перепела. Показаны были шишки хвойных растений: лиственницы, сосны, ели, кедра [3, л. 254-254об.].

После осмотра музея экскурсантки направились в питомник, где объяснения давал заведующий лесной фермой. Идя по питомнику, ученицы обратили внимание на флюгер и дождемер, о которых от учительницы получили необходимые разъяснения. Ученицы сами указывали различия между хвоей сосны, лиственницы и ели.

2) В загородную рощу с целью ознакомления с особенностями весенних растений. Ученицам было предложено отыскать на экземплярах ивы сережки, как с одними тычинковыми цветами, так и с плодниковыми, которые были найдены и рассмотрены. Затем, выкапывая растения, отличали корни от корневищ и клубни корневого происхождения, находили семейства лютиковых и розоцветных, а также много весенних побегов хвоща. Увлеклись ученицы ловлей ящериц. Одной ученице пришлось убедиться в явлении автотомии у ящериц. Много нашли ученицы майских жуков, долгоносиков, жуков-щелкунов, водолюбов. При выкапывании лапчатки была найдена личинка майского жука. В маленьком озере ученицы обнаружили яйца лягушки, которые собрали в склянку и отнесли в гимназию для наблюдения за развитием земноводных. Некоторые ученицы пожелали оставить в гимназии также и другой материал, собранный во время экскурсии [3, л. 254об.].

Ученицы 4 класса делали прогулки по загородной роще в сопровождении классной надзирательницы и преподавательницы гимнастики, занимались различными играми на свежем воздухе. Гимназистки 3 класса посетили суконную фабрику Волкова. Большинство учениц отнеслось к осмотру фабрики равнодушно, из чего можно было заключить, что подобные экскурсии следовало проводить с учащимися более старшего возраста [3, л. 254об.-255].

Ученицы 1 и 2 классов ходили в музей Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и на свечной завод, в сопровождении учительницы истории и географии и классной надзирательницы. Совершили ученицы прогулки в загородную рощу. При посещении музея вначале было осмотрено отделение, где были собраны различные памятники древности. Прежде чем приступить к осмотру данного отделения, ученицам были сообщены краткие сведении о доисторической эпохе. Затем учащиеся с соответствующими объяснениями осмотрели отдел. Особое внимание привлекли кости допотопного быка, носорога и мамонта. Также заинтересовали гимназисток орудия каменного века и древнее вооружение. Следующий этнографический отдел был осмотрен еще с большим интересом. Здесь ученицы познакомились с одеждой и утварью народов, населяющих Западную Сибирь, с особенностями их быта.

Очень заинтересовала учениц одежда шаманов и их обрядовые принадлежности. Гимназисткам были даны краткие сведения о шаманстве. После беглого осмотра отдела минералов, ученицы перешли к осмотру птиц. Ученицам понравились чучела розового скворца, иволги, удода, пеликана, степной индейки, грифа, фламинго. При осмотре представителей животного мира учащиеся познакомились с животными тайги, степей и гор. Здесь же были осмотрены представители вод тропических стран: скат, морской дракон, рыба-пила, морской еж, краб, губка, кораллы. В заключение девицы познакомились с видами Сибири, портретами путешественников, исследователей Азии и Сибири [3, л. 255].

При посещении свечного завода учащимся рассказали о пчелах и о получении воска. Показаны были лавки, на которых восковые стружки подвергались действию солнечных лучей. Ученицы осмотрели машину, приводящую в действие колеса, на которых вырабатывалась свеча. После этого ученицы познакомились с изготовлением свечей и их золочением, побывали пасеке. В роще ученицы прыгали через веревочку, состязались в беге, играли в подвижные игры [3, л. 255-255об.].

Ученицы младшего и старшего отделения приготовительного класса совершили две экскурсии – на конфетную и пряничную фабрики под наблюдением двух преподавательниц. На конфетной фабрике детям показали, из чего и как варилась масса для конфетного теста, затем как это тесто студилось, раскатывалось, и как туда добавлялась патока. Далее была показана нарезка конфет. В следующем отделении дети знакомились с приготовлением монпансье и прошли в упаковочную. По окончании осмотра фабрики девочкам роздали конфеты. Тут же был осмотрен мыловаренный завод и объяснено приготовление мыла. На пряничной фабрике ученицы увидели производство пряников. Объяснения, данные на фабриках, и все, что было показано, очень заинтересовало детей [3, л. 255об.].

При организации экскурсий педсовет гимназии, как и других женских учебных заведений Омска отмечал, что в городе находилось незначительное количество памятных мест для посещения ученицами. Выход из положения педагоги нашли, посещая с учащимися государственные, областные и городские учреждения, производства, музеи, питомник, загородную рощу. Следует признать, что деятельность по организации экскурсий в школах Омска была развита довольно слабо. В женских школах родители учениц не всегда имели возможность финансировать проведение продолжительных экскурсий, ограничиваясь чертой города. У педагогов отсутствовала материальная заинтересованность в организации и проведении экскурсий. В большинстве случаев экскурсии сводились к посещению учреждений и промышленных предприятий Омска, что не требовало затрат от школ и родителей при их проведении: в годы войны этот вопрос был особенно актуален.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Экскурсионная деятельность в Омской второй женской гимназии в годы Первой мировой войны // Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография, исследовательские модели и практики: материалы IX Всерос. науч. симпозиума. Омск, 2012. С. 267–270.
  2. Сулимов В.С., Маметгалиева Л.Т. // Экскурсии учениц Омской второй женской гимназии в мае1916 г. Региональный туризм: проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 425-летию Тобольска. Тобольск, 2012. С. 23–27.
  3. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2757.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: