УДК 93/97

УЧАСТИЕ УЧАЩИХСЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ В ЧЕСТЬ ТРЕХСОТЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Валитов Александр Александрович
ФГБУН Тобольская комплексная научная станция УрО РАН
научный сотрудник Лаборатории истории освоения Сибири, к.и.н.

Аннотация
Данная статья освещает участие учащихся церковно-приходских школ Тобольской епархии в праздновании трехсотлетнего юбилея Дома Романовых. Учебные программы церковных школ своей главной задачей ставили воспитание молодежи на основе нравственных и мировоззренческих ценностей православия в сочетании с верноподданническими настроениями. Этим целям служили и разнообразные формы воспитания. Участие учеников церковно-приходских школ в различных памятных и юбилейных мероприятиях было важным фактором в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: позднеимперский период, Тобольская епархия, ученики, церковно-приходские школы, юбилей Дома Романовых


STUDENT PARTICIPATION PAROCHIAL SCHOOLS TOBOLSK DIOCESE IN THE CELEBRATIONS IN HONOR OF THE TERCENTENARY OF THE ROMANOV HOUSE

Valitov Alexander Alexandrovich
Tobolsk complex scientific station UB RAS
researcher, Laboratory of history of development of Siberia, ph.d.

Abstract
This article covers the participation of students parochial schools Tobolsk diocese in celebrating the tercentenary of the Romanov House. Curricula church schools as its main task set training young people on the basis of moral and philosophical values ​​of Orthodoxy in conjunction with the loyal sentiments. These goals and serve a variety of forms of education. Student participation parochial schools in various commemorative and jubilee events was an important factor in the education of the younger generation.

Keywords: late imperial period, parochial schools, students, the anniversary of the Romanov dynasty, Tobolsk diocese


Библиографическая ссылка на статью:
Валитов А.А. Участие учащихся церковно-приходских школ Тобольской епархии в юбилейных торжествах в честь трехсотлетия Дома Романовых // История и археология. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/08/1148 (дата обращения: 01.05.2017).

Важной формой повседневной культуры позднеимперской России стала её ритуализация. Исследователи определяют ритуал как определенную сложную форму символического действия, имеющего собственную семантику, позволяющую непосредственно зафиксировать содержание происходящего и передать его смысл последующим поколениям [1, с.21].. Формирование ритуальной культуры связано с культом императорской власти, находившей воплощение в целой серии событий: манифесты о восшествии на престол и коронации, встречи с народом и военные парады, посещение императорскими особами различных частей Империи, широкое празднование памятных и юбилейных дат [2, с.151].

Важное место в развитии ритуальной культуры играла Русская Православная Церковь. Практические все события общественной жизни были тесно связанны с религиозным культом.

В повседневной культуре России на рубеже XIX-XX вв. важное место занимали церковно-приходские школы. Учебные программы церковных школ своей главной задачей ставили воспитание молодежи на основе нравственных и мировоззренческих ценностей православия в сочетании с верноподданническими настроениями. Этим целям служили и разнообразные формы воспитания: посещение церкви, непосредственное участие в богослужении в качестве чтеца, певца или пономаря.

В 1913 г. широко по всей Империи отмечался юбилей Дома Романовых. Активное участие в праздновании памятных дат принимали и учащиеся церковно-приходских школ.

В.С. Сулимов, отмечает, что «празднование юбилея способствовало монархическому воспитанию подрастающего поколения». [3, с.81]. Особый размах празднество приобрело в рамках деятельности церковных школ, так как большей частью своей они располагались в сельской местности

Юбилейные торжества в церковно-приходских школах Тобольской губернии прошли в феврале 1913 г. по сценарию, разработанному ранее Министерством Народного просвещения и Священным Синодом.

Основные дни празднования пришлись на 20 и 21 февраля 1913 г. 20 числа накануне юбилея утром были отслужены панихиды по почившим представителям Царствующего Дома. Вечером во всех сельских приходских храмах Тобольской губернии были совершены торжественные всенощные бдения, в которых деятельное участие приняли ученики и учителя местных церковно-приходских школ. Так проходил праздник в церковных школах Чашинского прихода. 20-го февраля «учащиеся церковных школ: Больше-Иткульской, Асамоловской и Могилевской – полном составе, во главе с учащими», присутствовали в храме на панихиде, «на которой поминались Благочестивейшие Государи Императоры и Императрицы и все от рода Дома Романовых преставившиеся». Вечером в Чашинской церкви настоятелем, отцом Алексием Воскресенским отслужено праздничное всенощное бдение с литией. По свидетельству очевидцев приходские храмы в дни праздника были переполнены народом [4, с.43].

В сам день юбилея во всех приходских храмах в 7 часов утра совершены были Божественные литургии, после было чтение Высочайшего Манифеста и благодарственные молебствия [5, c.15]. По схожему сценарию развивались события в с. Березовском. 21 февраля избранные ученики вместе с пятью взрослыми, учительницей Н. Резановой и местным псаломщиком пели на клиросе. «Символ веры был пропет по членам на клиросе в рядах, а многолетие всеми учащимися. За ектеньями в прошениях за Царя и Царствующий Дом, ученики, как один, опускались на колени, а за ними и все крестьяне, пришедшие помолиться, коленопреклоненно несли свои горячие молитвы за Батюшку-Царя» [6, с.54]. По окончании молебствий совершались крестные ходы. Путь торжественных церковных шествий проходил сперва вокруг церкви, а затем вдоль всего села, ученики несли хоругви и иконы, шли красиво строем, что вызывало интерес у местных жителей, которые присоединялись к ходу или выходили на улицу из своих домов.

Газеты отмечали, что во время празднования трёхсотлетия Императорского Дома наблюдалось всеобщее воодушевление, народ из всех деревень обозами тянулся к церкви и скоро весь храм и площадь были переполнены молящимися. Солдаты, даже старики, в этот день явились в своих формах, с крестами и медалями на груди.

Важным элементом ритуальных символов явилась имперская тематика в украшении помещений. К юбилею школьные здания были приведены в порядок, в частности Больше-Иткульской, Асямоловской и Могилевской. Школьные помещения украсились внутри и снаружи флагами, хвоей и портретами Императорских Величеств и Государя Наследника [4, с.43]. Некоторые поселения в дни праздника преобразились. Например, в с. Новодеревенском у каждого здания были развешаны флаги, а в жилищах установлены елки. В центре села на площади была сооружена арка в фонариках и множестве знамен [6, с.55].

В селе Ражевском Ишимского уезда на площади заранее искусно устроили из снега очень красивую триумфальную арку с башнями и колоннами, приспособленную для совершения молебствия. Праздничное настроение создавали множество ёлок, гирлянд, флагов и флажков, симметрично расположенных вокруг неё. Арка была чем-то необыкновенным для крестьян и вызывала большое любопытство зевак.

Ученики привлекались для украшения зданий. Так, ученица Березовской школы Александра Красновская сама сшила флаги – большие для наружного украшения школы, малые – для внутреннего украшения класса. Воспитанники Агаракской школы, самостоятельно повесили портреты Государя и Государыни в классной комнате, а затем оформили портреты венками из елок и искусственных цветов, на фоне национальных флагов [7, с. 81].

Следующим важным действом, формирующим сознание и мировоззрение молодежи, стало распространение сведений из истории Императорского Дома и истории России в целом [9, c.1788] .

Ретрансляция этих формул ритуальной культуры проходила в форме народных чтений и литературных вечеров, на которых присутствовали не только учащиеся церковных школ, а также и жители сельских поселений. Обычно встречи проходили по единообразному плану: вступительное слово заведующего церковной школы (или приходского священника), посвящённое Царствованию Романовых, исполнение народного гимна «Боже, царя храни», а затем шли литературные и вокальные номера в исполнении учащихся школ. В отчётах заведующих церковно-приходскими школами отмечается, что в подготовке и проведении вечеров активное участие принимали сами ученики. Например, перед праздничным вечером о. Алексием Воскресенским в Больше-Иткульской церковной школе после молебна было устроено праздничное собрание, где была прочитана брошюра «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг Сусанина». Во время вечера учащимися старшего и среднего отделения исполнялись стихотворения, относящиеся к этому событию: «Подвиг Сусанина», «На смерть Сусанина», «Гимн в честь патриарха Гермогена», «Песнь Русскому Царю». Пред началом вечера был пропет гимн «Боже, Царя храни», в ходе собрания исполнены православные песнопения «Слава на небе Солнцу Высокому», «Спаси, Господи, люди Твоя» [4, с.44].

По воспоминаниям самих участников, данные мероприятия производили на местное население весьма благодатное впечатление, особенно тронул сердце слушателей рассказ о подвиге Ивана Сусанина.  Различные методы воздействия на чувства и сознание слушателей использовались, именно на литературных вечерах. Так, по воспоминаниям современника, «тихо, мелодично раздался стройный хор из детски-невинной груди школьников: Боже, Царя храни! Невольно дрогнуло сердце. Слеза умиления скатилась по лицу. Не печали слеза, но торжества, радости и сознания, что вот и нас привел Бог одним сердцем, одними устами слиться в общем торжестве и сердечном желании, дабы хранил Господь Бог Царя-Батюшку, дабы царство Его было нам на славу и на страх врагам» [7, с.61].

В с. Новодеревенском в течение месяца накануне праздника каждое воскресенье с церковного амвона во время проповеди рассказывалось об истории Императорского дома. В то же время в школе во время воскресных чтений велись беседы о русской истории, так что к 21-му февралю население было ознакомлено со многими знаменательными событиями династии Романовых [8, с.73].

Завершались торжественные собрания обычно чаепитием и раздачей подарков. Так, было в Агаракской школе: учительницей О.А. Покровской после чтения учащимся был предложен чай с сахаром и сдобной булкой. Ученики получили «кулёчки с конфетками, пряниками и китайскими орехами». Похожее угощение было предложено и всем присутствующим. По словам организаторов: народ остался и вечером, и угощением весьма доволен Участники, учащие и учащиеся, а также чтецы из народа выполняли программу празднования весьма удачно. Во всем замечалась непринужденность и сердечное отношение к празднуемому событию [8, с.62] . Анализируя отчеты о проведении юбилейных торжеств, видно, что ученики церковных школ живо принимали участие, как в праздничных, так и подготовительных мероприятиях.

В веренице праздничных событий особняком стоял трёхсотлетний юбилей Дома Романовых, в торжествах участвовало практически все население Империи, но  пристальное внимание уделялось учащимся различных учебных заведений. Не могли остаться в стороне и ученики церковных школ, количество которых в позднеимперский период увеличилось в геометрической прогрессии.


Библиографический список
  1. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России. Оренбург: ОГУ, 2010. 142 с.
  2. Лойко Л.Т. Ритуал в социальной памяти // Известия Томского политехнического университа.2004. Т 307. №4. С.151-156.
  3.  Сулимов В.С. Участие школ Тобольска в празднование трёхсотлетия Дома Романовых // Вестник ТГСПА. 2011. №3. С.81-85.
  4. Школьный листок  (приложение к Тобольским Епархиальным Ведомостям (далее ШЛ) 1913 №6.
  5. Valitov A.A. Tobolsk is the sociocultural center of the region in the end XIX – beginning XX century // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 3. С.15-16.
  6. ШЛ. 1913. №7.
  7. ШЛ. 1913. №8.
  8. ШЛ. 1913. №10.
  9. Valitov A.А., Tomilov I.S. Residents’ participance  in the celebration of the Tobolsk province in tercentenary of Romanovs’ house // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 12. С. 1787-1799.


Все статьи автора «Валитов Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: