УДК 94(47)

СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XӀX ВЕКА

Цеглеев Эдуард Александрович
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье исследуется социальная структура населения Вятской губернии в первой трети XӀX века. Вятская губерния представляла собой традиционный аграрный край со сложной социальной структурой. Не было чётких границ между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Социальные слои выделялись в соответствии с их этнокультурными особенностями и выполняемыми экономическими функциями.

Ключевые слова: Вятская губерния, вятчане, крестьяне., купцы, мещане, служащие, уезд, чиновники


THE STRUCTURE OF POPULATION OF THE VYATKA PROVINCE IN THE FIRST THIRD OF THE XIX-TH CENTURY

Zegleev Eduard Alexandrovich
The Vyatka State Agricultural Academy
Candidate of historical sciences, Associate professor of History and Philosophy chair

Abstract
The article deals with the structure of population of the Vyatka province in the first third of the XIX-th century. The Vyatka region was a traditionally agricultural area with complicated social structure. There were no clear borders between town and countryside, industry and agriculture. Social layers were distinguished by their ethno-cultural features and economical functions.

Keywords: district, employees, lower middle class, merchants, officials, peasants., Vyatka inhabitants, Vyatka province


Библиографическая ссылка на статью:
Цеглеев Э.А. Структура населения Вятской губернии в первой трети XӀX века // История и археология. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/09/1197 (дата обращения: 30.04.2017).

В начале ХIХ в. численность населения Вятской губернии возрастала в среднем на 1,24 % в год. В 1795 г. в губернии насчитывалась 365 651 душа мужского пола, в 1808 г. – 467 551, в 1811 г. – 504 698, в 1834 г. – 660 125 [1, с. 208]. В структуре населения женщин, по крайней мере, среди крестьян, было несколько больше, чем мужчин. Учитывая, что мужчины в то время в среднем жили дольше женщин, это могло объясняться тем, что в начале ХIХ в. резко возросла норма поставки рекрутов с 500 душ: с 1 – 2 до 5 и даже 10 рекрутов в 1812 г.

В 1808 г. по указу Сената в Вятской губернии состоялась перепись на предмет, «сколько в здешней губернии состоит всякого рода и состояния людей». По собранным сведениям оказалось, что в Вятской губернии проживают 467 551 человек мужского пола. Среди них:

Дворян – 66;

Священно-церковнослужителей и причетников – 2 339;

Служащих чиновников – 311;

Нижних воинских служителей – 2 154;

Отставных чиновников – 54;

Купцов – 672;

Мещан и цеховых – 7 130;

Дворовых людей – 371;

Освобожденных помещиками от крепостной зависимости – 4;

Приказных и отставных нижних служителей – 1 707;

Приказнослужительских детей – 7;

Малолетних солдатских детей – 11;

Черносошных (государственных) крестьян – 157 301;

Экономических (бывших монастырских) крестьян – 66 600;

Крестьян, служащих в местной ландмилиции – 5 357;

Половников – 84;

Помещичьих крестьян – 9 173;

Мастеровых при заводах и фабриках – 1022;

Крещёных татар – 413;

Некрещёных татар – 8 266;

Крещёных вотяков – 56 401;

Некрёщеных вотяков – 1 503;

Крещёных бесермян – 949;

Некрещёных бесермян – 73;

Крещёных черемисов –  26 694;

Некрещёных черемисов – 1 273;

Ясашных крестьян – 47 957;

Удельных крестьян – 37 862;

Приписных к казённым заводам – 14 838;

Приписных к партикулярным заводам – 1 571;

Приписных к адмиралтейству для заготовки корабельного леса – 6 809;

Отписных в казённое ведомство крестьян – 12;

Тептярей – 1 227;

Мастеровых при Камских заводах – 6 916;

Калмыков – 7;

Башкир – 414  [2, л. 43-44].

В губернии абсолютно преобладало сельское население. Городских жителей насчитывалось около 2 %. В 1808 г. в Вятке проживало 4 542 человека, в Орлове – 698, в Котельниче – 542, в Яранске – 469, в Нолинске – 765, в Уржуме – 403, в Елабуге – 1 678, в Сарапуле – 2 498, в Глазове – 359, в Царёвосанчурске – 192, в Малмыже – 536, в Кае – 357 [2, л. 43-44]. Процент горожан в структуре населения увеличивался крайне медленно и к середине ХIХ в. составил 2,5 % [3, с. 71]. При этом значительная часть жителей городов в своей хозяйственной деятельности была тесно связана с селом.

Вятская губерния представляла собой традиционный аграрный край со сложной социальной структурой. Здесь не было чётких границ между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Социальные слои выделялись в соответствии с их этнокультурными особенностями и выполняемыми экономическими функциями.

Довольно разнообразным был национальный состав населения Вятской губернии. В начале ХIХ в. там проживали русские, удмурты, марийцы, татары, коми, башкиры, бесермяне (потомки волжских болгар, говорившие на удмуртском языке), лашманы (бывшие служилые татары, бесермяне и марийцы, приписанные к Казанскому адмиралтейству для заготовки леса), тептяри (смешанная группа населения, происходившая от татар, башкир и марийцев). Русские проживали во всех уездах Вятской губернии, удмурты преимущественно в Глазовском, Сарапульском, Елабужском и Малмыжском (восстановлен в 1818 г., в начале ХIХ в. его территория входила в состав Уржумского уезда) уездах, марийцы – в Яранском уезде, татары – в Елабужском, Малмыжском, Сарапульском уездах, коми – в Слободском уезде, башкиры – в Елабужском и Сарапульском уездах, бесермяне – в Глазовском уезде, лашманы – в Елабужском и Малмыжском уездах, тептяри – в Елабужском уезде. Наиболее разнородными по национальному составу были Сарапульский, Елабужский, Малмыжский уезды.

Показательна динамика этносоциального развития Вятской губернии в конце ХVIII – первой половине ХIХ вв. В 1782 г. насчитывалось 75,1 % русских, 14,4 % удмуртов, 10,5 % представителей других народов. В 1808 г. соответственно – 76,7 %, 13 % и 10,3 %. В 1858 г. соответственно – 79,9 %,   10,4 % и 9,7 %. При этом в четырех уездах, где проживала большая часть удмуртов, в 1795 г. русских было 50,3 %, удмуртов – 37,4 %, в 1834 г. соответственно – 52,3 % и 33,6 %. К середине ХIХ в. в Глазовском, Сарапульском, Елабужском и Малмыжском уездах насчитывалось 52,5 % русских и 47,5 % представителей других народов [4, с. 762]. Таким образом, в отмеченный период по всей Вятской губернии происходил рост численности русского населения в процентном соотношении – на 4,8 % в целом по губернии с 1782 по 1858 г. и на 2 % по Глазовскому, Сарапульскому, Елабужскому и Малмыжскому уездам с 1795 по 1834 г. Численность удмуртского населения сократилась в процентном соотношении на 4 % в целом по губернии с 1782 г. по 1858 г. и на 3,8 % по четырем уездам с 1795 по 1834 г. Следует сказать, что в политическом и экономическом плане со стороны центральных властей и местной администрации не было дискриминации в отношении удмуртов и других нерусских народов Вятской губернии по сравнению с русскими крестьянами [5, с. 142]. Сокращение их численности в процентном соотношении было обусловлено процессом этнокультурной ассимиляции.

В 1812 – 1814 гг. этническое многообразие Вятской губернии отразилось в особых формах участия разных народов в военных событиях. Так, в 1812 г. на территории Вятской губернии формировалась тептярская и башкирская иррегулярная конница. Тептяри в 1813 г. принимали участие в осаде Данцига. Башкирские части прошли с боями до Парижа. Русские, а также крещёные удмурты и марийцы служили в регулярных войсках и ополчении.

Русские, а также абсолютное большинство удмуртов и марийцев придерживались православия. Среди русских много было старообрядцев. Часть удмуртов, марийцев, бесермян и тептярей придерживались языческих верований. Абсолютное большинство татар и башкир были мусульманами.

Среди дворян, чиновников и приказных служителей Вятской губернии было относительно много немцев, придерживающихся протестантизма. В    1810 г. насчитывалось 17 лиц и семейств лютеранского вероисповедания. Среди них были губернатор Ф.И. фон Брадке с супругой и двумя сыновьями, вице-губернатор фон Стакельберг с супругой, сыном и двумя дочерьми, губернский казначей Граф. Католического вероисповедания придерживался командир Вятского гарнизонного батальона фон Бистром с супругой. В 1810 г. в Вятской губернии проживало 13 лиц иудейского вероисповедания – 2 в Вятке и 11 в Сарапуле [6, л. 70, 73].

Таким образом, Вятская губерния была многоконфессиональным регионом. При этом в архивных документах не обнаружено свидетельств  серьёзных конфликтов на национальной или религиозной почве, происходящих в Вятской губернии в эпоху наполеоновских войн.

Абсолютное большинство населения Вятской губернии составляли крестьяне. Из общей массы крестьян 89 % были государственными, около 9 % – удельными и 2 % – помещичьими. Помещичьи и удельные землевладения располагались преимущественно в южных уездах губернии (Яранском, Уржумском, Елабужском, Сарапульском), где климат и плодородие почвы позволяли получать больший урожай. Но и там большинство крестьян были государственными.

Яркую характеристику особенностей вятских крестьян дал Никодим Казанский: «Вятская губерния в собственном смысле есть мужицкое царство. Она наполнена одними крестьянами… Господских крестьян (следовательно и господ) вовсе нет: всё экономические и удельные. Оттого они и богаты. Южный и восточный края заселены черемисами и вотяками. Из них, даже доселе, довольно язычников. Но они кротки и робки, и при крайней простоте жизни, при богатстве природы, зажиточны… Вятчане ужасно грубы, упрямы, своевольны. Им приказывать нельзя, надо умолять… По крайней простоте нравы вятчан, хотя и грубы, однако просты. У них много и добродетелей. К религии они вообще довольно теплы, хотя по невежеству тоже грубы…» [7, с. 75-77].

Простотой нравов отличалось и население городов Вятской губернии, что в свое время удивило и даже шокировало находящегося в вятской ссылке    А.И. Герцена, заметившего, что он «узнал людей без маски в Вятке; тут их скорее можно узнать, ибо люди здесь ходят по-домашнему, не давая себе труда скрываться» [8, с. 209-210]. Подобный стиль поведения в той или иной мере был характерен для представителей всех сословий.

Глубинные особенности духовной жизни и традиционной деятельности вятчан определяли их сознание и характер. В них присутствовали общерусские черты – религиозность, коллективизм, взаимопомощь, социальная справедливость, равенство, соборность, державность. Они аккумулировали исторически накопленный социальный опыт. В них сводились в целостное мировоззрение все явления действительности, связывались прошлое, настоящее и будущее. В то же время суровые природные условия Вятского края и земледельческий опыт вятского крестьянства, а также этнокультурные особенности Вятского региона породили ряд специфических черт – медлительность, осмотрительность, бережливость к окружающей природе, орудиям труда, собственным физическим силам, и одновременно – умение работать рывками, терпеливость, упорство [9, с. 207-209]. Всё это придавало характеру и менталитету вятчан колорит и основательность.


Библиографический список
  1. Романов Н.Н. Статистический очерк постепенного увеличения населения всех уездов Вятской губернии в последнее столетие // Столетие Вятской губернии. Сборник материалов по истории Вятского края. – Вятка, 1881. – Т. 2.
  2. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 582. Оп. 6. Д. 462.
  3. Обухова Г.И. О численности и структуре населения городов Вятской губернии в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. // Вятская земля в прошлом и настоящем. – Киров, 1992.
  4. Гришкина М.В. Этноконфессиональная политика государства в Удмуртии первой половины ХIХ в. // Россия и Удмуртия: история и современность. – Ижевск, 2008.
  5. Пислегин Н.В. Власть и нерусское крестьянство Удмуртии в первой половине ХIХ в. // VIII Петряевские чтения. Материалы научной конференции. – Киров, 2005.
  6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 6. Д. 811.
  7. Никодим Казанский. Записки // Труды Вятской учёной архивной комиссии. – 1913. – Вып. 1 – 2. – Отд. 3.
  8. Вятские письма Герцена // Герцен в Вятке. – Киров, 1940.
  9. История и культура Вятского края. – М., 2005.


Все статьи автора «Цеглеев Эдуард Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: