Актуальность проблемы национально-культурной идентичности в современной России объясняется ускорением интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ и экономических связей. Оказавшись вовлеченной в общемировой процесс глобализации, Россия сегодня находится под влиянием его противоречивого воздействия: расширения культурных контактов между народами – с одной стороны - и опасности утраты своей культурной самобытности – с другой. Открытость границ России для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.
В условиях глобализации российской культуры одним из приоритетных направлений культурной политики является сохранение и развитие культурного наследия нации. В данном контексте значение национально-культурной идентичности выражается в установлении духовной взаимосвязи между отдельной личностью и народом в целом, в переживании личностью чувства принадлежности к национальной культуре и в присвоении ее ценностей. Отождествление личности и национальной культуры государства, в частности культурных идеалов и духовных ценностей, в свою очередь, невозможно без приобщения к культурному наследию страны.
Важность историко-культурного наследия для России определяется и историческими предпосылками. Так, например, распад СССР и приоритет национального вопроса среди всех иных проблем общественного развития спровоцировал, с одной стороны, пересмотр основных исторических событий, а с другой, государство оказалось неспособным поддерживать такие социальные институты, как архивы, музеи и библиотеки.
В 90-х годах Россия переживает так называемый «мировоззренческий хаос», вызванный информационной открытостью страны и, как следствие, массовым навязыванием образов и стандартов западной культуры, главным образом американской. Обращение к культурной памяти народов, проживающих на территории России сегодня, совпадает с нарастающими процессами глобализации, негативными последствиями которой можно назвать стирание культурных границ, а, следовательно, и национальных особенностей, унификацию и вестернизацию культуры в целом.
В начале XXIстолетия перед Россией стоит важная задача сохранения национально-культурной идентичности как цементирующего фундамента исторического сознания, то есть «духовно-смыслового образования, обеспечивающего переработку и трансляцию социокультурной и событийно-национальной информации из прошлого в настоящее, опосредуясь будущим, так как человек живет одновременно в прошлом, настоящем и будущем» [1]. Особое значение идея единого исторического сознания приобретает в контексте полиэтнического и многонационального характера России.
Итак, историко-культурное наследие является важным фактором сохранения культурной идентичности, поскольку только общее культурное наследие может стать фундаментом общего культурного достояния и единой культурной идентичности многообразия народов, проживающих в нашей стране. Осознание же национально-культурной идентичности, в свою очередь, возможно лишь в результате приобщения представителей различных культур к культурному наследию друг друга.
Современные определения понятия национально-культурной идентичности неоднозначны и к решению проблемы ее сохранения имеется множество различных подходов, однако каждое из них указывает на значение историко-культурного наследия для формирования единого культурного пространства, с одной стороны, и сохранения этнических особенностей народов, с другой.
Так, например, согласно первому подходу существует традиционная идентичность – те базовые черты национального характера и ценности, которые существовали на протяжении исторического развития российской культуры и которые не способны искоренить никакие исторические потрясения.
Второй подход опирается на идею возможности обретения принципиально новой идентичности в сложившихся условиях усиливающегося влияния глобализации - цивилизационной идентичности.
Третий – вводит понятие множественной идентичности, основываясь на утверждении, что человек – это постоянно изменяющееся существо, которое по определению не может обладать единой идентичностью [2].
Другими видами национально-культурной идентичности можно назвать социальную, культурную, этническую и групповую идентичность, которая основывается на сопоставлении человеком самого себя с определенной общественной позицией, культурной традицией, этической группой или другой общностью соответственно [3].
Национальная идентичность может быть рассмотрена и как общество высоким типом культуры, основополагающую роль в развитии которого играет национальный язык [4]и как идентификацию представителей общества с определенным набором ценностей, традиций, обычаев и символов [5].
В условиях глобализации личности важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способной создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к новым традициям и ценностям. В связи с этим историко-культурное наследие выступает как незыблемая основа культуры, равно как и главное условие ее воспроизведения [6].
Следует отметить, что большое значение в формировании и сохранении идентичности имеет не только приобщение личности к культурным исторически сложившимся ценностям и идеалам конкретной культуры, но и их передача последующим поколениям в качестве национального достояния. Международное сообщество признает, что разнообразие культур является движущей силой развития государства и одновременно условием полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни людей [7].
Иными словами, многие исследователи отмечают, что современная Россия переживает кризис национально-культурной идентичности, который, в свою очередь, является результатом сложившийся общемировой ситуации и нивелирующего воздействия глобализации. Источниками преодоления этого кризиса сегодня остается приобщение к историко-культурному наследию и взаимообогащение представителей различных культур.
Библиографический список
- Рождественский Ю. В.Введение в культуроведение. М., 1996.
- Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/ № 4 2010 – Культурология. [Электронный ресурс]. URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/ (дата обращения: 05.04.2014).
- Николаев В.Г. Вопросы социальной теории. 2011. Том V. Идентичность, структура опыта и социальная структура.URL: http://iph.ras.ru/uplfile/admins/biblio/vst/2011/13.pdf (дата обращения 04.04.2014).
- Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М., 1991, с. 42-43.
- Smith A.D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. — N.Y.-L.; Routledge, 1998, р.30.
- Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 06.03.2014).
- Бельская С.А. Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2526 (дата обращения: 22.02.2014).