В нашей военной победе над врагом в годы Великой Отечественной войны сказалась выдающаяся роль науки, отечественной системы образования и воспитания. Просвещение, наука и культура военных лет, как и прежде, базировались на деятельности школы[1].
Что касается учебного процесса, следует отметить, что и в нем заметно возросли военно-физическая подготовка, вооружение учащихся практическими навыками, связанными с изучением физики, химии, биологии. Внимание школьников акцентировалось на героическом прошлом, выдающихся творениях российской литературы, искусства, науки. Педагоги стремились формировать у подрастающего поколения высокое чувство патриотизма, ненависти к фашизму, готовности в любое время с оружием в руках встать на защиту Отечества [2].
В городе имелось 14 школ. Из них 2 средних, 4 – неполно-средних, и 8 - начальных. Силами учащихся в каждой школе изготовлялись наглядные материалы для обучения: деревянные патроны, гранаты, макеты пулеметов, оружия. Ежегодно военную подготовку проходили свыше 7.500 тысяч учащихся[3].
Школа стала центром, мобилизующим учащуюся молодежь на патриотические дела и помощь фронту и тылу. С сентября 1941 года в школах заметно возросли военно-физические подготовки. В школах проводились программы по тактике, огневой и лыжной подготовке. Успеваемость была 100%. Внимание школьников акцентировалось на героическом прошлом, выдающихся творениях российской литературы, искусства, науки[4].
Тов. Атякшева, инструктор ГОРОНО, говорила, что дело школы состоит в помощи фронту. Школьники активно работали на сельскохозяйственных работах и выполняли план на 198% Кроме этого школы засевали различными овощами пришкольные участки для обеспечения детей горячими обедами. За годы войны учителя совместно со школьниками сдали огромное количество теплых вещей для военнослужащих Красной армии[5].
Развернута активная работа в помощи населению, дети с большим энтузиазмом колют дрова бабушкам, помогают женщинам, постоянно организовывались в отряды для уборки города. Учащиеся школ города принимают активное участие в общественной жизни. За 1942 год сдали в фонд обороны 5274 рубля. Собрали средства на самолет «Юный пионер» 9762 рубля.
Самым трудным в годы войны было нехватка педагогического коллектива. Только за 1941-1942 штат сократился на 30% [6]. Тяжелое положение наравне с рабочими заводов, учителям выдавили не700 граммхлеба, а 300 [7].
Одним из лучших учителей в городе был Бабушкин И. И., преподаватель физики средней школы № 2, пользующийся исключительной любовью и авторитетом среди учеников и коллектива учителей [8]. «Он говорил, что не знает плохих детей. Есть неумелые учителя. И тот учитель, который откажется исправить шалуна или грубияна, признает свою педагогическую беспомощность». Он часто использовал приборы, сделанные его учениками на уроках, и показывал опыты. Он проводил и день и ночь с детьми[9]. Через предмет он прививал чувство патриотизма. [10]
В школе заканчивались уроки, но в кабинете физики свет не гаснул. Там Иван Иванович вместе со своими учениками мастерил какую-нибудь модель техники. Вечера в кружке имели огромное значение. Ведь не будь этих вечеров, многие ребята должны были бы идти домой, где далеко не всегда хорошо. Когда отцы и старшие братья на фронте, а матери на заводе, в доме бывает пусто и одиноко детскому сердцу. Именно поэтому кружок всегда был переполнен ребятами. Каждый день учитель работал с 8 утра до 10 ночи. Только за три года войны в кружках было отработано 844 часа. Многих подростков спас он от влияния улицы. Много бесед провел Иван Иванович с учениками о долге чести, о верности и дружбе, о качествах советского человека. Так охарактеризовал работу ученик Федор Петряев: «Ваши беседы, проводимые по вечерам, в свободное время от уроков , советы дали мне очень много. Я помню, как Вы рассказывали о своей жизни, о Гражданской войне, о годах упорной учебы. Пример Вашей жизни и Ваши советы являются для меня могучим маяком. Вот уже прошло три года, а этот маяк светит с прежней силой» [11]. Учитель Бабушкин не ограничивал свой педагогический труд только преподаванием своего предмета – физики. Он всегда стремился быть воспитателем в широком смысле этого слова. Он каждое лето проводил со школьниками на сельскохозяйственных работах в совхозе, он там был главой, но и душой коллектива.
Нелегкий труд в годы войны лег на плечи учителей-женщин. Учащимся надо было давать не только прочные знания, но и окружать их подлинно материнской заботой, так как у многих родители были призваны в Красную Армию. Они целиком отдавали себя детям, вместе с ними делили все лишения и скупые радости. Примером для всех были учителя: Надежда Афанасьева Герасимова, Мария Федоровна Кармелюк, Анна Федоровна Ларина и многие другие, которые не смотря на огромную нагрузку в школе, находили время проводить массово-политическую работу среди населения, были частыми гостями в госпиталях. Всегда с большим нетерпением ожидали их прихода раненые бойцы и командиры. Также педагогические работники совмещали работу в школе с работой на различных предприятиях [12].
Библиографический список
- Храмков Л.В. Самарский край в истории России. Учебное пособие по Самарскому краеведению для средних общеобразовательных учебных заведений. Самара, 2005. С 244-245.
- СОГАСПИ. Ф. 46. Оп. 1. Д. 143. Л. 4.
- СОГАСПИ. Ф. 46. Оп. 1. Д. 193. Л. 1; Пономаренко И. В. Маленький город для великой победы // Чапаевский рабочий. 2010. 28 мая.
- Дрынина Н. Начались проверочные испытания в школе // Чапаевский рабочий. 1943. 21 мая.
- СОГАСПИ. Ф. 2761. Оп. 2. Д. 8. Л. 57
- ЦГАСО. Ф.54. Оп. 8. Д.34. Л. 70.
- ЦГАСО. Ф.1260. Оп. 18. Д.6. Л. 5.
- Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. / сост. Храмков Л.В – Изд-во Самарского научного центра РАН; 2000г.
- Лаписова С. Высокое призвание // Комсомольская правда. 1944. 17августа.
- Резников А.И. Учитель физики– М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1950. С.50.
- Киршина К. Жизнь – подвиг // Волжская коммуна. 1944. 24 декабря.
- Весенние каникулы в школе // Чапаевский рабочий. 1943. 28 марта.