УДК 304.5

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аперьян Владимир Еремеевич1, Белогруд Игорь Николаевич1
1Финансовый университет, Москва

Аннотация
Употребление термина «человеческий капитал» имеет давние исторические традиции. Однако, как самостоятельный раздел экономики, теория человеческого капитала возникла только на рубеже 50-тых годов прошлого столетия. В условиях глобализации человеческий капитал приобретает все большее значение. Фундаментальным условием общественного развития в двадцать первом веке становится развитие человеческого капитала.

Ключевые слова: история человеческого капитала, накопление человеческого капитала., теория человеческого капитала


FORMATION OF THE THEORY OF HUMAN CAPITAL

Aperyan Vladimir Yeremeyevich1, Belogrud Igor Nicolaevich1
1Financial University

Abstract
Use of the term "human capital" has a long historical tradition. However, as an independent branch of the economy, human capital theory arose only at the turn of 50-ies of the last century. With globalization, human capital is becoming increasingly important. Fundamental to social development in the twenty-first century is the development of human capital.

Библиографическая ссылка на статью:
Аперьян В.Е., Белогруд И.Н. Становление теории человеческого капитала // История и археология. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/01/1416 (дата обращения: 29.09.2017).

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории человеческой мысли. Одно из первых упоминаний о человеческом капитале  содержится в «Политической арифметике» Уильяма Петти (1623 – 1687г.г.) – известного английского ученого.

Большое  внимание разработке понятия «Человеческий капитал» уделял Адам Смит. Ему принадлежит мысль о том, что расходы на такие статьи, как образование и здравоохранение, можно представить в виде инвестиций в будущие способности индивидуумов приносить доход.

В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смитт писал: «Когда сооружается какая-нибудь дорогая машина, обыкновенно рассчитывают, что количество работы, которое она выполнит, пока не износится, возместит капитал, затраченный на нее по меньшей мере с обычной прибылью. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую – либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою дорогою машиною. Следует ожидать, что труд, которому он обучается,  возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал, равный этой сумме расходов. И это должно быть осуществлено в не слишком продолжительный промежуток времени, поскольку человеческая жизнь имеет весьма неопределенную продолжительность, как это рассчитывается применительно к более определенному сроку работы машины.

На этом основано различие между заработной платой квалифицированного труда и труда обычного».[1]

В приведенном суждении по существу содержится основное представление  о теории человеческого капитала.

Однако, как самостоятельный раздел экономического анализа, теория человеческого капитала возникла на рубеже 50 – 60 –х годов двадцатого века, в работах известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии  Т.Шульца, а базовая теоретическая модель была разработана в книге другого американского экономиста, социолога, демографа, так же лауреата Нобелевской премии Г.Беккера «Человеческий капитал: теоретический и имперический анализ».

Г. Беккер показал, что крупные затраты на образование и подготовку будущих специалистов,  на  медицинское обслуживание, на разного рода социальные программы, направленные на сохранение и воспроизводство кадров, равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования и технологий, обеспечивая в будущем такие же, если не большие, прибыли как частному бизнесу, так и всему обществу.  Непосредственно с работами по теории человеческого капитала связаны исследования Г.Беккера в области семьи, которые заложили основы так называемой  «новой теории потребления». Ее основная идея состоит в подходе к семейной экономике как к, своего рода, «малой фабрике», производящей основные потребительские товары – питание, образование и т.д. – за счет использования рыночных товаров  и времени ее членов и таким образом воспроизводящей кадры работников и обеспечивающей первичное разделение труда.

Большой вклад в развитие экономики внесла центральная методологическая установка  «Чикагской школы» человеческого капитала, представителями которой являются Т.Шульц и Г.Беккер. Ее концепция исходит из того, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производится на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем. И значение этих инвестиций в современных условиях возрастает.

В условиях глобализации, когда технологический разрыв между узкой группой стран – лидеров и другими  странами нарастает, когда закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах этот разрыв приобретает труднопреодолимый характер, когда возникают «технологические барьеры развития», именно человеческий капитал приобретает все большее значение.

Это связано, прежде всего, с тем, что трудности преодоления технологических барьеров развития во многом определяются недостаточным уровнем развития человеческого капитала, что в свою очередь связано с качеством  образования и других институтов социальной инфраструктуры, а также всей системы механизмов, определяющих статус образования и его востребованность в обществе. Типичной является так называемая «ловушка бедности»,  когда недостаток образования связан с низкими доходами, а рост доходов блокируется низкой квалификацией рабочей силы.

Так, неудача Бразилии и ряда других стран Латинской Америки в переходе от классической модели развития индустриальной экономики к освоению наукоемких производств и в конечном  итоге «срыв» в десятилетие кризиса (1980-е годы) во многом объясняются отсутствием массового образования.

Как мировой опыт, так и опыт нашей страны (в советский период) однозначно показывает, что темпы развития общего и специального образования, опережающие общий экономический рост, есть обязательное условие успешной как индустриальной, так особенно постиндустриальной  модернизации.[2]

В современной экономике функции накопления человеческого капитала – это не только поддержка качества рабочей силы, но и обеспечение распространения технологий  (мобильность рабочей силы) и закрепления специализации страны на рынке наукоемкой продукции.

Развитие «человеческого капитала» есть фактор возникновения и функционирования современного этапа общества  – информационной стадии его экономического и социального развития, главным свойством которой является превращение информационных продуктов и услуг в основной объект производства и потребления.

В современных  условиях в качестве критерия общественного прогресса все больше начинает выступать не увеличение валового национального продукта, а повышение качества жизни населения.

Развивающий теорию постиндустриализма американский социолог и экономист Дэниел Белл назвал новое общество, идущее на смену индустриальному, «постиндустриальным или информационным»,  которое, по его мнению, отличается рядом специфических черт.  В своей работе «Начало постиндустриального общества» (1973г.)  Д. Белл связывал развитие общества с изменением в трех сферах: технико – экономической, политической и культурной.

Суть методологического подхода  Д. Белла, состоит в том, что он смотрит на общество через призму технологий и знаний. Фундаментальными чертами  постиндустриального общества являются, по его мнению, высокий профессиональный уровень занятых, высокий уровень образования в целом, что имеет решающее значение, поскольку среди занятых в народном хозяйстве преобладают высококвалифицированные  специалисты и техники.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, уже оказали серьезное воздействие на экономическую и социальную политику многих стран.

Прежде всего, благодаря этой теории, изменилось отношение общества к вложениям в человека.  В них видят инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект.

Итак, смена структуры национального богатства и форм накопления сопряжена с изменениями системы интересов и мотиваций деятельности, социальной структуры общества и его общественного уклада, пересмотром всей системы общественных отношений.  При этом формируются принципиально новые условия развития социальной сферы, пересматриваются национальные стратегии социально – экономического развития.[3]

Фундаментальным условием общественного развития в двадцать первом веке становится развитие человеческого капитала.

В то же время, говоря о росте значения человеческого капитала в развитии общества, необходимо четко разграничивать понятия «человеческий капитал» и «труд».


Библиографический список
  1. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов»//-М. –Эксмо, 2007,с.149.
  2. В.Р. Красильщиков и др. Модернизация: зарубежный опыт и Россия//-М,1994.
  3. Васьбиева Д.Г., Борисова О.В., Литвинов А.Н. и др./Экономическое развитие: теория, методология и практика.//Коллективная монография /-г.Орел, 2014


Все статьи автора «Белогруд Игорь Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: