УДК 327.8

ПОЯВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ И АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Эпова Марина Алексеевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена становлению и эволюции цифровой дипломатии в Соединенных Штатах Америки. Отмечено, что США в области информационно-коммуникационных технологий является безусловным лидером, поэтому зарождение цифровой дипломатии в данной стране является вполне оправданным. В настоящее время Соединенные Штаты Америки значительно опережает зарубежные страны в переходе к этой форме ведения дипломатии.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, США, цифровая дипломатия


THE ADVENT OF DIGITAL DIPLOMACY AND THE AMERICAN EXPERIENCE

Epova Marina Alekseevna
Transbaikal State University

Abstract
The article is devoted to the formation and evolution of digital diplomacy in the United States of America. It is noted that the USA in the field of information and communication technologies is the undisputed leader, so the emergence of digital diplomacy in this country is justified. Currently, the United States is far ahead of foreign countries in the transition to this form of conducting diplomacy.

Библиографическая ссылка на статью:
Эпова М.А. Появление цифровой дипломатии и американский опыт // История и археология. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/03/1767 (дата обращения: 28.09.2017).

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает глубокое воздействие на современное общество. Оно стимулирует возникновение новых форм коммуникации, расширение функций коммуникации до обучения и социализации и т.д. [1] Информационная революция второй половины XX в. резко изменила процесс передачи информации, в корне изменив общение между людьми. ИКТ также оказывает влияние на международные дела, например, позволяет устанавливать связь с большой аудиторией, размывает границы государств. Еще одно изменение, привнесенное ИКТ, это появление электронного правительства, цифровой дипломатии.

Цифровая дипломатия также известна как интернет-дипломатия, дипломатия социальных сетей, электронная дипломатия. С популяризацией новых медиа-устройств, социальных сетей и других интернет-инструментов дипломатия в ее классическом понимании стала трансформироваться в новый цифровой вид.

Цифровая дипломатия определяется как использование средств ИКТ для достижения дипломатических целей [2]. С появлением ИКТ дипломатия стала общедоступна, она перестала быть привилегией высшего эшелона власти. Революция в области информационных технологий принесла совершенно новое понимание форм дипломатических отношений. Произошел резкий переход от телеграмм к смс сообщениям и Skype, от почтовых писем к электронным, от дорогостоящих встреч к веб-конференциям и даже от привычных посольств к виртуальным. Так правительство Израиля, используя современные технические и медийные возможности, налаживает контакты со странами Ближнего Востока, контактируя с арабским населением по средствам интернета.

Развитие Интернета и интернет технологий послужило причиной появления цифровой дипломатии. США в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является безусловным лидером, поэтому зарождение цифровой дипломатии в данной стране является вполне оправданным. В настоящее время Соединенные Штаты Америки значительно опережает зарубежные страны в переходе к этой форме ведения дипломатии.

В истории Американской публичной дипломатии Информационное агентство США (ЮСИА) играло значительную роль с 1953 по 1999 гг., способствовало продвижению американской политики и содействовало достижению взаимопонимания между США и мировым сообществом. Дискуссии о реформировании Информационного агентства начались с 70-х гг. прошлого века и нашли разрешение в 90-х. После окончания Холодной войны необходимость содержания такого агентства, главного политического инструмента против СССР, была исчерпана. Агентство ликвидировали, а его функции были переданы Государственному департаменту США. Это событие стало началом нового этапа в американской публичной дипломатии. Новая дипломатия начала свое формирование с начала 2000-х гг. Джордж Буш спустя год с момента избрания его президентом, назначил заместителем госсекретаря США Колина Пауэлла Шарлотту Бирс, широко известную в рекламном бизнесе. Под ее началом стала активно продвигаться американская дипломатия за рубежом [3].

После теракта 11 сентября 2001 г. американские официальные лица выразили озабоченность по поводу своего имиджа за рубежом, а именно в мусульманских странах. В 2002 г. были проведены социологические опросы в Индонезии, Иране, Кувейте, Турции, Иордании, Ливане, Пакистане, Марокко, и Саудовской Аравии, 53% респондентов высказались против политики США.

Данный факт не мог не вызвать опасений у Соединенных Штатов об ослаблении своих позиций и влияния в мире. Правительство США признало свое поражение в кибер-войнах и необходимость большего американского присутствия в виртуальном мире, где террористические группы, например, Аль – Каида  смогли обойти США.

В результате краеугольным камнем стратегии США стала цифровая дипломатия. Увеличение количества социальных сетей создало новую платформу для виртуальных дебатов и интерактивного диалога между США и миром. Так после 11 сентября 2001г. на повестку дня для США вышла цифровая дипломатия.

Сегодня арсенал цифровой дипломатии США является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире.

Цифровая дипломатия Соединенных Штатов Америки осуществляется Государственным департаментом США и агентством США по международному развитию  (АМР США). Для адаптации к изменениям XXI в. Госдепартамент США провел ряд преобразований в осуществлении дипломатии, например, в 2003 г. в рамках Бюро по управлению информационными ресурсами США был открыт Офис по цифровой дипломатии, работа которого направлена на развитие информационных и технических ресурсов. Блогеры производят видео, переводят информацию на другие языки, представляя информацию в виде коротких сообщений. В 2011 г. был запущен Twitter на арабском, персидском, русском, французском, испанском языках, что позволяет обойти использование только английского языка на пути к цифровой дипломатии.

Развитие ИКТ повлекло ряд позитивных изменений. Например, появление различных проектов таких как диплопедия. Диплопедия – интернет-ресурс, запущенный в 2006 г. Государственным департаментом США, представляет собой действующие в Сети – интернет ведомства. Любой сотрудник может получить доступ к сайту, добавлять, редактировать и обмениваться информацией. По данным на 2012 г., Диплопедия имеет более 5000 редакторов и 16300 статей. Диплопедия является частью программы Трансформирующаяся дипломатия Кондолизы Райс, действует в рамках  стратегии «Умной силы» Хиллари Клинтон, которая делает акцент на новые медиа, такие как Face book, YouTube, Twitter  и другие. Еще один проект, разработанный Офисом по электронной дипломатии, Виртуальный студент дипломатической службы. Проект представляет собой интернет-программу стажировок, предоставляя студентам вузов возможность принимать участи в дипломатической миссии. Всё это является примерами успешного осуществления цифровой дипломатии Госдепартамента США.

Таким образом, в соответствии с повесткой дня, Госдепартамент США стремится охватить большую аудиторию и оказывать большее влияние. Департаментом США также был создан сайт Dashboard, он по средствам специальных программ  измеряет уровень оказываемого влияния США, количество упоминаний в мировых СМИ.  Этот сайт занимается сбором информации о присутствии Соединенных Штатов Америки в социальных сетях. На основе собранных данных  проводится анализ, и выстраиваются варианты дальнейших действий.


Библиографический список
  1. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. – Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
  2. Цифровая дипломатия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_дипломатия.
  3. Цифровая дипломатия США. Об использовании Госдепартаментом сети Интернет. Режим доступа: http://imperiya.by/theory5-23333.html


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: