УДК 94 (49)

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ГЕНЕЗИС ЖАНРА УЖАСОВ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Булатова Анастасия Александровна
Самарский государственный институт культуры
Студентка 3 курса

Аннотация
В статье изучаются исторические корни и генезис жанра ужасов в американской литературе XIX - ХХ.

Ключевые слова: жанр ужасы


HISTORICAL ROOTS AND THE GENESIS OF THE HORROR GENRE IN AMERICAN LITERATURE

Bulatovа Anastasia Aleksandrovna
Samara State Institute of Culture
3rd year student

Abstract
The article deals with the historical roots and genesis of the horror genre in American literature XIX - XX.

Keywords: horror genre


Библиографическая ссылка на статью:
Булатова А.А. Исторические корни и генезис жанра ужасов в американской литературе // История и археология. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2102 (дата обращения: 29.09.2017).

В Американской литературе были действительно великие писатели, посвятившие свои творения теме страха. Это и Эдгар По, и Говард Лавкрафт, и Стивен Кинг. Считается, что толчок развитию жанра дал журнал “Weird Tales”. В начале ХХ века там впервые появились Г. Лавкрафт, К. Смит, С. Квинн. Тем не менее, родоначальником жанра ужасов по праву считается Эдгар Аллан По. Наибольшую известность он получил благодаря своим «темным» рассказам, которые и сейчас являются изящным образцом классической литературы данного жанра.

Имя Э. По в западной культуре занимает исключительное место. Он был настоящим популяризатором символизма. Силами автора этот сложный жанр смог занять собственное место в массовой культуре [1, c. 1]. Другое главное достижение По в том, что он смог придать изысканный и благородный вид жанру малой, мистической литературы. Конечно, были и до По авторы работавшие в этом жанре. Были и мистики. Но именно По смог сделать жанр ужаса и мистику интеллектуальной, но при этом атмосферной [3, c. 1].

По не стремился придать страху конкретный образ, как это делали до него. В его работах присутствуют «ходячие источники страха», но они лишь символы. По взывает к ним, обращаясь вглубь человеческой психики, где дремлют потаенные, почти животные страхи. Если говорить о том, на кого повлиял По, в первую очередь следует обратить внимание на Г. Лавкрафта.

Лавкрафт был творцом двух ведущих тем американской литературы ужасов: пробуждающегося древнего зла и грядущего конца света. Некоторые исследователи  даже выделяют особый поджанр – Лавкрафтовские ужасы. В его творчестве сложившаяся литературная традиция игнорирует все общепринятые нормы. Основные работы, посвященные творчеству Г. Лавкрафта, выходили в литературных журналах, делающих ставку на жанре ужасов, и только единицы — в академических изданиях. До сих пор, не существует признанных авторитетов в изучении творчества Г. Лавкрафата, принято выделять лишь любительские работы, которые ему посвящены, несмотря на их научность и глубину.

Часть критиков говорят, что автор стал истинным классиком и авторитетом “фэн-культуры”. Косвенно эту мысль подтверждает и тот факт, что Г.Лавкрафт сам сформировал круг авторов, которые вместе с ним составили целую школу в данном жанре. Это в первую очередь такие авторы, как О. Дарлет, Ф. Лейбер, Р. Кэмпбелл, Л. Картер, Р. Блох и многие другие [1, c. 35].

По мнению некоторых критиков, главной идеей писателя было постулирование наличия в мире “Великих Древних” — богов и бесов, агрессивных человеку [2]. Приведенная Г. Лавкрафтом “психоаналитическая систематизация подсознательных ужасов” оказалась чрезвычайно привлекательной для массового читателя, предвосхитив взрыв популярного жанра ужасов в послевоенные десятилетия [19, c. 45]. В послевоенное время наследие Г. Лавкрафта наиболее ярко сказалось в творчестве его последователей, которые создали издательство “Аркхэм-хауз” [2]. Это издательство создавалось с целью популяризации творчества Г. Лавкрафта.

В 50-е годы традицию Г. Лавкрафта продолжил У. Бэрроуз, создав роман “Обед нагишом” [12]. “Психопат” Р. Блоха является одним из ярких воплощений лавкрафтовской традиции [11]. А после экранизации Хичкока роман стал знаковым в массовой культуре Америки.

Однако жанр “ужаса” в 50-е годы, равно как и в 40-е не был уже столь распространенным. Относительно стабильные 50-е годы давали скудный материал для литературы ужаса, но в следующее десятилетие ситуация кардинально изменилась. И здесь, ключевую роль играет книга Х. Селби “Последний поворот на Бруклин” [5].

В 60-е годы происходит расцвет творчества Ш. Джексон, которая стала одним из самых мастерских писателей психологических ужасов. Роман “Призраки Хилл-Хауса” был прототипом для «Сияния» С. Кинга [11].

Истинным явлением в литературе жанра ужаса 60-х становится роман А. Левина “Ребенок Розмари” [4]. 70-е годы прошли под знаком романа У. Блетти “Изгоняющий дьявола” [10]. Данная книга породила огромую армию подражателей.

Начиная с “Кэрри”, крепко захватит основные позиции в жанре ужасов С. Кинг и, почти все считают, что все 70-е были проведены, в тени творчества сего писателя [17]. Кинг не только популяризовал литературу ужасов, но и доказал, что она может приносить большие доходы. Хотя С. Кинг начал свою карьеру с произведений “канонической” научной фантастики, в дальнейшем он перешел на литературу ужаса.

Кинг великолепно продумал в собственном творчестве архетип «зло вовне», продолжив начатую еще до него тему одержимости. Другие известные архетипы жанра, будут также присутствовать в творчестве С. Кинга. Эта и тема вампиризма и тема оборотней и многие другие. Достаточно ярко представит он различные образы “детей-чудовищ”. Также тема “зла внутри” предстанет в творчестве писателя в виде всевозможных психических аномалий, в облике раздвоенной человеческой личности, например как в романе “Мареновая роза” [18].

Тем не менее, в соотнесенности с романтической традицией С. Кинг далеко не одинок и, нельзя не упомянуть роман Р. Маккамона “Наследие Ашеров” [20]. Уже само название указывает на Э. По и его “Падение дома Ашеров” [21]. На 70-е приходится расцвет другого восхитительного писателя в жанре ужаса, П. Страуба. Его роман “История призрака” является прекрасным продолжением готической традиции [22].

В течение следующих полутора десятков лет наиболее серьезную позицию в рамках жанра “ужаса” занимает направление сплаттерпанк. Сам термин впервые появился в литературном языке в 1986 году с целью описать самую агрессивную ветвь жанра ужасов [14, c. 1]. Впрочем, до этого уже была предпринята попытка классификации литературы жанра «хоррор». В первую категорию писателей, оцененную критиками как высокохудожественную, были отнесены произведения тех авторов, которые в своем творчестве использовали традиции По и Лавкрафта. Все остальные произведения, не соблюдавшие каноны готического романа, оценивались не иначе как беллетристика, созданная на потребу публике. Но с появлением в 1984 году “Книг Крови” Клайва Баркера ситуация начала меняться [6].

Благодаря новым авторам, жанр ужасов расширил свои эстетические грани. Теперь прямолинейные сцены насилия, которые обозначались раньше как мусор, стали изображаться в стилистике элитарной культуры. Они описывались превосходным отточенным  языком образов, включающим в себя колоритные элементы черного юмора. В это же время возникли бесконечные дискуссии между представителями классического ужаса и представителями ужаса неспокойного. До настоящего времени никто и не смог до конца определить: является ли сплаттерпанк новым движением в жанре ужаса или проявлением особой, жесткой манеры письма [14, c. 4].

Чтобы понять все сложности нового явления в современной американской литературе ужасов, следует обратиться к анализу творчества К. Баркера. Причина успеха писателя прежде всего состоит в его глубоких познаниях в области классической литературы. Они великолепно сочетаются, с любовью к кинематографу и с традиционной театрализованностью. Налучшие произведения К. Баркера показывают великолепную авторскую технику, виртуозность стиля. “Книги крови” незамедлительно принесли создателю ошеломляющий триумф, а в течение шести следующих лет писатель превратился в творца бестселлеров международного уровня. С. Кинг заявил в одном интервью, что видит будущее жанра ужасов именно в К. Баркере.

В 1987 К. Баркер издает очередное свое произведение “Сотканный мир” [9], который, несмотря на весь гротеск писателя, больше походит на классические произведения Дж. Толкина, чем на роман ужаса. Это принесло немалое раздражение в среде поклонников писателя. Однако К. Баркер сделал решительный ход уйдя в другую область, он занялся режиссурой,  продюсерской деятельностью и написанием сценариев. Его новый род занятий получил свое воплощение в фильмах “Восставшие из ада”, “Покоренные адом”, “Рожденные ночью”. Баркер даже принимал участие в создании нескольких компьютерных игр. Но от литературы писатель все равно никуда не ушел и даже во время работы над кинофильмами опубликовал новеллу “Сердце во власти ада” [8] и роман “Кабал [7].

Если сравнивать Баркера с Кингом, то можно сказать, что Кинг более традиционен, ставит во главе своих произведений семейные психологические проблемы среднестатистического американца, неизменно используя клише старых готических романов. Баркер же, напротив, стремится изо всех сил революционизировать жанр и писать не о представителях среднего класса, а об изгоях общества. Он создает своеобразное сочетание сразу же нескольких жанров [13, c. 2].

Другими представителями движения сплаттерпанк считается Дж. Скипп и К. Спектор. Однако ни в коем случае нельзя говорить, что все писатели этого нового направления в жанре ужасов схожи друг с другом [14, c. 17]. Творчество Дж. Скиппа и К. Спектора, по сравнению с К. Баркером, является более традиционным, где добро всегда побеждает зло. На их творчество огромное влияние оказал С. Кинг. Как раз благодаря его воздействию, можно говорить о том, что Дж. Скипп и К. Спектор в рамках сплаттерпанка создали человеческие характеры, отличающиеся правдой жизни и глубоким психологизмом, несмотря на весь мистический контекст [15, c. 27].

В заключении, стоит сказать, что литература ужасов в XX веке стала неотъемлемой составляющей части жизни не только США, но и всего мира. Каждый год выходит огромное количество сборников, выпускаются специализированные журналы, не только профессиональные, но и любительские. Литература ужасов воспринимается как полноправная составляющая культурного процесса. Она соответственно активно изучается и издается. Выходят авторитетные научные исследования, анализирующие как творчество великих мастеров жанра, общую проблематику жанра и его взаимосвязь с другими видами литературы и искусства, так и откровенно коммерческую литературу. Лучшие произведения литературы ужасов продолжают будоражить сердца читателей, будят их воображение и мысли. Невозможно исключить литературный жанр ужасов из духовной жизни современного человека точно так же, как нельзя исключить чувство страха из человеческой психики. Эта литература помогает заглянуть вглубь себя, разобраться в себе. Понять, что мы знаем о себе и об окружающем мире.


Библиографический список
  1. Бальмонт, К. Д. Очерк жизни Эдгара По [Текст] / К. Д. Бальмонт. – Бретань, 1911. – 121с.
  2. Гаков, Вл. Энциклопедия фантастики [Текст] / Вл. Гаков. – Минск: Галаксиас, 1995. – 694c.
  3. Картасар, Х. Жизнь Эдгара По [Текст] / Х. Картасар // Иностранная литература. – 1999. – №3. – 59с.
  4. Левин, А. Ребенок Розмари [Текст] / А. Левин; пер. с англ. Р. Горчаковой. – Красноярск, 1991. – 239с.
  5. Селби, Х. Последний поворот на Бруклин [Текст] / Х. Селби. – Глагол, 2002. – 320с.
  6. Barker, C. Books of Blood, Volumes One to Three [Текст] / C. Barker. –BerkleyBooks, 1998. – 507c.
  7. Barker, C. Cabal [Текст] / C. Barker. – Gallery Books, 2001. – 358c.
  8. Barker, C. The Hellbound Heart [Текст] / C. Barker. – HarperTorch, 1991. – 164c.
  9. Barker, C. Weaveworld [Текст] / C. Barker. – Voyager, 2001. – 752c.
  10.  Blatty, W. P. The Exorcist [Текст] / W. P. Blatty. – HarperTorch, 1994. – 385c.
  11.  Bloch, R. Psycho [Текст] / R. Bloch. – Bloomsbury Publishing PLC, 1999. – 208 c.
  12.  Burroughs, W. S. The Naked Lunch [Текст] / W. S. Burroughs. – Grove, 2004. – 289c.
  13.  Caldwell, T. Interview with C. Barker [Текст] / T. Caldwell // Film Threat Magazine. – 1989. -  №19. – 19c.
  14.  Gehr, R. More Gore: Splatterpunk leaves its mark [Текст] / R. Gehr. – N.Y., 1990. – 62c.
  15.  Hadji, R. S. Extreme Measures: The fiction of John Skipp and Craig Spector [Текст] / R. S. Hadji. – N.Y., 1988. – 64c.
  16.  Jackson, S. The Haunting of Hill House [Текст] /S. Jackson. – Penguin Classics, 2006. – 182c.
  17.  King, S. Carrie [Текст] / S. King. – Pocket Books, 2005. – 253c.
  18.  King, S. Rose Madder [Текст] / S. King. – NewEng.Lib, 1995. – 608c.
  19.  Lovecraft, H. P. Supernatural Horror in Literature [Текст] / H. P. Lovecraft. – N.Y.: The Recluse, 1927. – 112c.
  20.  McCammon, R. Usher’s Passing [Текст] / R. McCammon. – Pocket Books, 1992. – 416c.
  21.  Poe, E. A. The Fall of the House of Usher [Текст] / E. A. Poe. – BookSurge Classics, 2004. – 36c.
  22.  Straub, P. Ghost Story [Текст] / P. Straub. – Pocket Books, 1989. – 567c


Все статьи автора «Буранок С.О.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: