УДК 94 (49)

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НУАРА В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Иващенко А. В.
Самарский государственный институт культуры
студент 5-го курса

Аннотация
В статье изучается зарождение и трансформация стилистических особенностей нуара в американском кинематографе.

Ключевые слова: американском кинематограф


HISTORICAL AND STYLISTIC FEATURES OF FILM NOIR IN AMERICAN CINEMA

Ivashchenko A.V.
Samara State Institute of Culture
student 5th year

Abstract
This article examines the emergence and transformation of the stylistic features of film noir in American cinema.

Keywords: American cinema


Библиографическая ссылка на статью:
Иващенко А. В. Исторические и стилистические особенности нуара в американском кинематографе // История и археология. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2144 (дата обращения: 29.04.2017).

То, что сейчас принято называть нуаром, придумали американцы в 1920-х. Впервые серьёзно заговорили об этом французы 30 лет спустя. В 1946 году известный французский кинокритик Нино Франк начал использовать выражение «film noir», позаимствованное из серии книг Serie noire Марселя Дуамеля. Но термином, под которым понимаются кинофильмы со схожей интонацией и чертами, нуар стал лишь в 1955 году, когда вышла книга французских исследователей Раймона Борде и Этьена Шаметона «Панорама американских кинонуаров», моментально ставшая киноведческим бестселлером [5]. Так что же такое нуар, откуда он появился и чем стал в наше время?

Фильм в стиле нуар являет собой настоящий период в истории мирового кино. В этом он похож на немецкий экспрессионизм и французскую «новую волну». Под фильмом нуар принято понимать те картины, в которых показывается мир тёмных дождливых улиц, жестокий мир преступлений и пороков.

С чем связано возникновение данного стиля? Пол Шрейдер в своей статье «Заметки о фильме нуар» указывает следующие важные условия, предопределившие появление фильмов нуар:

         1. Война и послевоенное крушение иллюзий

Вторая мировая и предшествовавшие ей тридцатые годы стали причиной острого ощущения подавленности у всего американского народа. В период Великой депрессии снимались кинофильмы для поддержания морального духа населения страны. Необходимость создания такого рода фильмов не дала возможности для развития «черному кино». Фильмам нуар пришлось на время остаться лишь в умах режиссеров.

Послевоенное разочарование, настигшее многих участников войны и гражданское население, вернувшееся к мирной жизни, нашло свое  отражение на экранах кинотеатров, в жанре криминальной драмы.

         2. Послевоенный реализм

Во всех странах, где была сильно развита индустрия кино, можно было наблюдать возвращение к реализму. «Каждая сцена была снята как раз в том месте, где происходят события киноленты», — гласил анонс фильма 1947 года «Поцелуй смерти» де Рошмона и Хэтэуэя. Подобное внимание к настоящему являлась характерной чертой ежемесячного киножурнала де Рошмона «Ход времени». Реалистичные натурные сцены стали неотъемлемой чертой нуара.

Подобная тяга к реализму была продиктована послевоенными настроениями американцев. Привычные павильонные декорации городских улиц, использовавшиеся от фильма к фильму, уже не устраивали зрителей. Им хотелось увидеть честный и суровый взгляд на свою страну. Благодаря этому нуар вышел из стен киностудий и попал на мрачные улицы американского города.

         3. Немецкое влияние

В эпоху между двух мировых войн США стали домом для немецких экспатриантов. Среди них были и кинематографисты, которые нашли свое место в Голливуде. При этом нельзя сказать, что американская киноиндустрия была «германизирована», чего опасались американские критики, имевшие патриотичные настроение.

Но в тот момент, когда Голливуд сороковых обратился к «темным тонам», невозможно было найти более искусных мастеров светотени, чем немцы. Причиной этому во многом было влияние немецкого экспрессионизма, приемы которого стали использоваться в голливудских кинолентах. И фильмы нуар стали самым ярким тому примером.

         4. Традиция крутого детектива

Последним немаловажным условием, повлиявшим на формирование стилистики нуара стала школа «крутого детектива», недорогих серий книг и бульварной журналистики. В предвоенные годы работы таких писателей, как Эрнест Хемингуей, Рэймонд Чендлер, Джон О’Хара и других возник своеобразный типаж «крутого» героя. В дальнейшем большинство подобных героев имело одну важную черту – циничное отношение ко всему, что позволяло отгородиться от обычных чувств и романтизма. В сравнении с героями экзистенциалистов «крутой» герой был ощутимо малодушным, благодаря чему и стал для читателей гораздо интереснее любого героя прежних американских произведений.

Обратившись к школе «крутого детектива», американский кинематограф нашел в нем необходимые ему характеристики ключевых героев, сюжетов, диалогов и тем, а также второстепенных героев.У авторов крутых детективов, как и у немецких экспатриантов имелся свой собственный стиль, оказавшийся востребованным фильмом нуар. Все это повлияло на сценарии «черных» фильмов в той же мере, что и экспрессионисты на их визуальный ряд [3].

Что же отличает стиль нуар от остальных? Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы». Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу: «Частный детектив соглашается выполнить очень неопределенную миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чем-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают.» [2]

Принято выделять следующие составляющие элементы стиля «нуар»:

  1. Основная часть сцен сняты в полумгле. В комнатах опущены жалюзи и выключен свет.
  2. Свет падает через жалюзи, словно проходит сквозь тюремную решётку. Лица героев часто отражаются в зеркалах. Пространство постоянно разрывается потоками света.
  3. Актёр, как правило, вписан в близкую к реальности городскую среду, а его лицо часто скрыто в тени, когда он говорит. Это формирует атмосферу безысходности и обречённости.
  4. Постоянное присутствие воды в кадре. Пустынные чёрные улицы практически всякий раз блестят от вечернего дождя, доки и причалы часто становятся местом встречи персонажей.
  5. Важную роль играет нелинейная хронология событий, погружающая кинозрителей в путаную хронологию в высшей степени стилизованного мира.
  6. Нуару ближе по духу планомерное, методичное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не экшн – суета, погони и потасовки.

Период нуара в киноистории принято отсчитывать с появления на экранах «Мальтийского сокола» (1941) и заканчивать «Печатью зла» (1958). Историю киножанра нуар можно разделить на три этапа.

Первый период с 1941-го 1945-й год был временем частных детективов, героев-одиночек, эпохой Хамфри Богарта и Лорен Бэколл, и таких режиссёров, как Майкл Кёртиц и Тэй Гарнетт [6]. Это было время студийных съёмок и главенство диалога над действием, что хорошо видно на примере многих фильмов: «Мальтийский сокол», «Касабланка», «Оружие для найма»,  «Милдред Пирс», «Почтальон всегда звонит дважды» и других.

Вторым этапом в истории нуара стал период послевоенного реализма 1945–1949 годов. Фильмы этого времени посвящены проблемам уличной преступности, политической коррупции и полиции. Для этого периода характерны менее романтичные герои. Это особенно заметно в фильмах «Грязная сделка», «Акт насилия», «Станция Юнион», «Поцелуй смерти», «Силы зла», «Плач большого города» и «Обнажённый город».

Третий и последний этап, длившийся с 1949 по 1953 год, прошёл под знаком психопатологии и тяги к саморазрушению. Похоже, после десяти лет отчаяния герой «чёрного» кино начинал сходить с ума. Распад внутреннего «Я» героя стал предметом изображения в таких фильмах, как «Пленница», «Детективная история», «Туз в рукаве», «Паника на улицах», «На опасной земле» и «Сансет Бульвар».

Этот этап считается расцветом фильма нуар. Киноленты этого периода обратились к самым актуальным проблемам своей эпохи: потере совести, отказу от героических условностей, утрате личной целостности и, в конечном счёте, психического равновесия. Авторы понимали, что они работают на грани прежней традиции отчаяния и распада, и не закрывали глаза на этот факт. Конец этой эпохи ознаменован выходом лучших фильмов нуар — «Без ума от оружия», «Белая горячка», «Из прошлого», «Скажи будущему — прощай», «Мёртв по прибытии», «Они живут по ночам» и «Сильная жара», — которые и стали завершением традиции. Всё большую популярность приобретал новый стиль криминального жанра.

В первой половине 1970-х нуар возвращается в американские кинотеатры вместе с приставкой «нео-». Пессимистичное настроение возвращается в киноленты и причиной этому стала война во Вьетнаме, несколько нераскрытых убийств политиков, сенсационные разоблачения властей в СМИ и рецессия в экономике. Все это привело к тому, что эстетика нуара вновь стала востребованной.

В годы рецессии (1973-1975) вышло множество фильмов, переосмысливших наследие нуара. Авторы этих лент поднимали такие актуальные темы, как всеобщая коррупция, насилие в семье, бесправие и т.д. И, вместе с тем, приходили к более мрачным выводам, чем послевоенные фильмы нуар. Их герои оказываются заложниками собственных принципов и устаревшего кодекса чести, который не нужен хаотично устроенному современному обществу [1].

Во времена Рейгана задача ревизии нуара перестает интересновать кинематографистов. Голливудские ленты начинают использовать стиль в том виде, в котором он сформировался в 40-50-е годы. В кинотеатрах появляются ремейки классических фильмов нуар («Почтальон звонит дважды», «Наперекор всему», «Ночь и город»). Стиль нуар начинают использовать режиссеры фантастических фильмов («Бегущий по лезвию»). В работах братьев Коэнов «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера» нуар доходит до полного абсурда и становится уже своего рода черным юмором.

В 90-е годы традицию нео-нуара продолжают фильмы «Секреты Лос-Анджелеса», «Обычные подозреваемые», «Мементо» и другие. В нео-нуаре силен элемент субъективизма, основные события оказываются порождением расстроенного сознания главного героя. Вслед за «Таксистом» Мартина Скорсезе источник зла перемещается из внешнего мира в сердце главного героя, который испытывает соблазн не только перейти на сторону зла (бороться с преступностью их же методами), но и не находит для себя другого выхода, кроме как поддаться такому соблазну (например, в фильме Дэвида Финчера «Семь») [4].

Эстетику стиля нуар начинают использовать как детективы и триллеры, так и комедийные фильмы. За последние 20 лет нуар стал возвращать былую популярность. Во многом благодаря таким фильмам, как «Гудзонский ястреб», «Кто подставил кролика Роджера?», «Поцелуй навылет», «Малхолланд Драйв», «Чёрная орхидея», «Драйв» и «Город грехов».

Помимо кинематографа нуар нашёл отражение и в других областях популярной культуры – комиксах и видеоиграх. Среди графических романов нуар ярче всего представлен в рассказах о Бэтмене, который борется с преступностью на улицах Готэма, а также серии комиксов Marvel Noir, где привычные читателям герои оказались в непривычных для их вселенной условиях. Например, в серии Spider-Man Noir Человек-Паук живёт во времена Великой депрессии 30-х годов. Наибольшую популярность получила серия графических романов «Город грехов».

Фильмы в стиле нуар стали вдохновением для таких видеоигр, как Discworld Noir, созданную при участии Терри Пратчетта, Grim Fandango, в которой элементы нуара сочетались с атмосферой мексиканского Дня мёртвых, триллера Max Payne и детектива L.A. Noire, каждое расследование в котором было оформлено в виде классических фильмов 40-50-х годов. Такие характерные для нуара черты, как циничный детектив в главной роли и femme fatale использовались в BioShock Infinite: Burial at Sea.

Пусть сегодня фильмам нуар и не уделяется так много внимания, как в послевоенные годы, киноленты, использующие элементы этого стиля, появляются в кинотеатрах регулярно. Можно сказать, что стиль нуар, на протяжении десятилетий уступавший место в кинозалах другим жанрам, начинает возвращать свою былую популярность благодаря молодым режиссёрам, авторам комиксов и разработчикам видеоигр. Нуар продолжит жить не смотря ни на что, ведь проблемы, поднимаемые этим стилем, никогда не перестанут быть актуальными.


Библиографический список
  1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра [Электронный ресурс] // М.: «Искусство кино», №5, 2007. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18
  2. Лурье, Я. Формула американского нуара [Электронный ресурс] // М.: «Искусство кино», №4, 2013. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2013/04/formula-amerikanskogo-nuara
  3. Шрейдер, П. Заметки о фильме нуар [Электронный ресурс] // СПб: «Сеанс», 2011. – Режим доступа: http://seance.ru/blog/noir-notes/
  4. Gary Morris. Noir Country: Alien Nation [Электронный ресурс] // Bright Lights Film Journal, 2006. – Режим доступа: http://brightlightsfilm.com/noir-country-alien-nation
  5. The Shadows of Film Noir [Электронный ресурс] // The Midnight Palace, 2013. – Режим доступа: http://www.midnightpalace.com/articles/the-shadows-of-film-noir
  6. Буранок С.О. Перл-Харбор и президент Рузвельт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 (33). С. 9.


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: