УДК 94(73)

ПЕКОТСКАЯ ВОЙНА: АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ В БРИТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

Нестеров Дмитрий Александрович
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
исторический факультет

Аннотация
В статье анализируются изменения в восприятии британским колониальным обществом индейцев Северной Америки, связанные с событиями Пекотской войны. Выявляются предпосылки, причины и значение этих изменений.

Ключевые слова: британское колониальное сообщество, индейцы Северной Америки, капитан Джон Мейсон, Пекотская война, пекоты, Уильям Хаббард


PEQUOT WAR: AMERICAN INDIANS IN BRITISH PUBLIC OPINION

Nesterov Dmitry Aleksandrovich
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Faculty of History

Abstract
There is the analyse of changes in the perception of British colonial society of Indians from North America in this article. The analyze is related with the events of Pequot War.it is indentyfied the preconditions, causes and implications of these changes.

Keywords: "Резня в Мистик"


Библиографическая ссылка на статью:
Нестеров Д.А. Пекотская война: американские индейцы в британском общественном мнении // История и археология. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2148 (дата обращения: 29.09.2017).

Но вы можете сохранить свой труд, если будет вам угодно,

Написав мне все о ваших дикарях,

Подобных диким рабам здесь, в великой Британии.

О любом из них, расскажите мне там.

Michael Drayton. To Master George Sandys, Treasurer for the English Colony in Virginia.

На основе анализа многочисленных источников можно констатировать, что прибыв в Новый Свет пилигримы испытывали страх и ужас перед племенами индейцев, боясь физической расправы. Уильям Брэдфорд очень точно передал те чувства, которые испытали английские колонисты, увидев Новый Свет: «Что увидели мы, кроме наводящей ужас мрачной пустыни, полной диких зверей и диких людей?»[1, с. 80]. Ужас и страх охватывал англичан, потому что никогда ни с чем подобным в своей жизни они не сталкивались. Их окружала неизведанная природа и люди, отличающиеся от них своим внешним видом, культурой, обычаями и традициями. Было не ясно, что их ожидает дальше и как себя вести. Но им удалось установить взаимовыгодные контакты  и, на первом этапе, взаимовыгодные отношения с коренным населением Америки. Так, например, в период с 1631 по 1638 гг. торговые отношения с индейцами принесли Новому Плимуту доход в 10 000 фунтов стерлингов[2, р. 214]. Эти успехи вызвали в британском колониальном обществе воодушевление. Страх и ужас сменился радостью. Они стали видеть в индейцах не просто дикарей, но таких же людей, как они сами. Пусть и отличающихся культурой и уровнем развития.

К тому же у английских колонистов был накоплен значительный престиж в индейском обществе. На это повлияли следующие причины. Во-первых, две последовавшие одна за другой эпидемии чумы, завезенной из Европы и уничтожившей в 1616— 1619 и 1633— 1634 годах население индейских деревень. В результате в руках колонистов без огня и меча оказались возделанные земли и охотничьи угодья. Чума расшифровывалась пуританами как «ассирийский ангел», посланник Бога, покаравший язычников и восславивший истинную веру[3, с. 59.]. Индейские племена были знакомы с пуританской трактовкой событий, благодаря индейцу Скванто[2, р. 77]. Узнав об этом, они пришли к абсолютно логичному для них выводу: что же это за народ такой, если у них такой могущественный Бог. Во-вторых, целый ряд проанглийских индейцев, которые распространяли среди со-племенников и представителей других племен проанглийскую информацию. Например, о могущественном войске короля Якова I, которое в случае чего придет на помощь своим колонистам[2, р. 77]. В-третьих, наличие у англичан более мощного, по сравнению с индейцами, вооружения. В-четвертых, и это, пожалуй, главная причина – пример вождя Массасоиту и совместное празднование Дня Благодарения. Все эти причины делали колонистов в глазах индейцев выгодными союзниками. Но не менее выгодными мирные отношения были и для англичан. Во-первых, индейцев было численно гораздо больше колонистов, а, во-вторых, они гораздо лучше знали местные условия обитания.

В итоге, впервые годы существования британских колоний в Северной Америке, между ними и индейскими племенами были в целом добрососедские отношений. Хотя у пилигримов и сохранялось чувство тревоги и недоверия к индейцам. Об этом говорит  тот факт, что помимо заборов жители ставили и частокол – на случай внезапного нападения индейцев[4, р. 293].

Но подобные, в целом, мирные отношения колонистов с коренным населением просуществуют недолго. Расширение колониальных владений требовало новых территорий, которые принадлежали индейским племенам. Пекотская война приведет к неминуемым изменениям в отношениях с коренным населением Америки и в восприятии их британским колониальным обществом.

Поводом к войне стала серия убийств, совершенных индейцами. В начале, западными ниантиками, союзниками пекотов, близ устья реки Коннектикут был убит английский работорговец Джон Стоун и семь членов его команды. На требование колониальных властей выдать преступников сахем пекотов Сассакус ответил отказом. 20 июля 1636 года на Блок-Айленде произошло новое убийство, совершенное наррагансеттами и их союзниками, восточными ниантиками. Жертвой преступления стал торговец Джон Олдем.  На обвинение в убийстве наррагансетты ответили, что преступники скрылись среди пекотов[5, р. 104-105]. Колониальные власти снова выдвигают требование выдать убийц или выплатить выкуп. Пекоты вновь отказывают. Именно за выкупом и будет отправлен через некоторое время отряд, фактически начавший войну.

Уильям Хаббард говорит, что пекоты «преисполнились жаждой крови иностранцев, англичан и голландцев»[6, р. 16]. Филипп Винсент называет их «великим народом, имя которого наводило страх на соседние племена, и вызывало тревогу в среде англичан»[7, р. 4].

Губернатор Колонии Массачусетского залива Генри Вейн приказал Джону Эндекотту отомстить индейцам за убийство Олдема. Хоть Хаббард и указывает, что войскам было приказано лишь предложить пекотам мир, и атаковать лишь в случае отказа и крайней враждебности со стороны индейцев[6, р. 25]. Но сложно себе представить, что девяносто вооруженных солдат, обозленных действиями пекотов и желающих отомстить им, направились к индейцам с мирной дипломатической миссией.

И, действительно, рейд этот закончился уничтожением двух индейских деревень – вначале племени ниантиков, а затем и самих пекотов[6, р. 28]. Не смотря на то, что многие британцы были не рады подобному рейду, и видели в нем большую опасность последствий,  солдаты все же согласились участвовать. Одним из противников данной акции был Лео Гардинер, который впоследствии напишет свои воспоминания о войне. Джон Эндекотт, прибыв с войском к деревни пекотов, вызвал их на открытый бой, а когда те отказались, сжег их поселение и уничтожил все посевы[5, р. 105]. Англичане с большой тревогой стали ожидать ответного удара.

Ждать пришлось недолго. Основанный в 1636 году форт Сэйбрук подвергся осаде. Колонисты были одновременно разозлены и напуганы. Они были преисполнены жаждой мести. После нападения индейцев на форт, британские солдаты «единогласно согласились <…> с Божьей помощью искоренить их (индейцев)»[6, р. 25].

Один из командующих британскими войсками во время Пекотской войны, капитан Джон Мейсон описывает какие чувства вызвали эти события в среде колониальной администрации. Пекоты, по их мнению, были хорошо укрепленным, жестоким и воинственным народом, убившим около 30 британцев, постоянно стремящимся внести раздор в отношения колонистов с другими индейскими племенами. Поэтому, необходимо немедленно направить военные силы против пекотов[8, р. 19].

Следует отметить, что ненависть колонистов была направлена только на пекотов, а не на все индейские племена, в общем. Так, в ходе всей войны и с самого ее начала, британцев активно поддерживало племя наррагансетов, которое оказывало не столько военную помощь, сколько информационную и диверсионную. Капитан Джон Мейсон указывает на то, что британские солдаты вначале с недоверием относились к помощи среди индейцев и ожидали от них предательства. Но, впоследствии, капитан пишет, что «никогда не забудет их. Они были прекрасными друзьями и замечательными помощниками»[8, р. 25].

В мае британское ополчение под руководством Джона Мейсона, в составе 110 человек, вместе с союзниками – 70 мужчинами племени Мохеган, 200 воинов наррагансетов и нескольких ниантиков, начало карательную операцию против пекотов. 26 мая 1637 года они нападают на поселение пекотов возле реки Мистик и полностью уничтожают его. Это событие в историографии получило название «резня в Мистик». В течение, одной ночи было уничтожено около 700 человек. Все они были женщинами, детьми и стариками, т.к. все взрослые мужчины в это время находились за пределами поселения. Вот как описывает происходящее событие один из командующих британским ополчением Джон Андерхилл: «Капитан Мейсон вошел в вигвам, достал факел и зажег западную сторону [поселения]. Мною была зажжена южная часть. И когда пламя встретились в центре, форт вспыхнул наиболее ужасно, и все было сожжено в течение получаса. <…> Много людей было сожжено заживо – мужчины, женщины и дети. А те, кто убежал, попали в руки индейцев, находящихся в нашем тылу»[9, р. 34-35].

Эта жестокость, проявленная британцами, вызвало ужас в глазах индейцах. Об этом говорят многие источники. Так, Джон Мейсон пишет: ««И тогда начались трудности <…> все наши индейцы, кроме Ункаса, покинули нас»[8, р. 31]. Как позже отмечал Хаббард: «Падение пекотов внушило такой ужас всем индейцам в этих землях <…> что они искали нашей дружбы и защиты, которые и получили, и ни разу с тех пор не нарушали до недавнего восстания Филиппа»[6, р. 35]. Англичане добились своих целей – пекоты были отмщены. По Хартфордскому соглашению их оставшиеся население распределялось по другим индейским племенам, земли переходили Коннектикуту, а само произнесение слова «пекоты» было строго настрого запрещено[6, р. 52]. К тому же британцы показали другим индейцам, что ожидает их в случае конфронтации с британскими колониями.

Но как же воспринимали «резню в Мистик» сами колонисты? Мейсон так характеризовал данное событие: «нападение на пекот было Божьим актом, Который смеялся над Своими врагами и врагами Своего народа, с презрением отправив их в гиенну огненную. И сделался Господь судьей над язычниками, заполняя Мистик трупами»[8, р. 30]. Британцы придавали этому событию особое сакральное значение. Оно означало для них, что Бог на стороне колонистов. Он защищает их от язычников и творит суд над ними. Джон Мейсон подводит следующий итог пекотской войне: «Пусть вся Земля будет наполнена Его славой! Таким образом, Господу угодно было поразить наших врагов, и дать нам их землю в наследство»[8, р. 30].

Таким образом, Пекотская война в восприятии британских колонистов стала очередным подтверждением справедливости их первоначального отношения к «дикарям». Ей придавалось и большое сакральное значение, т.к. война, по мнению британцев, показывала, что Господь благоволит им и совершает суд над язычниками. Многие исследователи считают это лишь оправданием жестокости, но, на наш взгляд, речь идет не об оправдании. Они, действительно, искренне в это верили и это было характерной чертой колониального общества того времени.

Британцы расправились с пекотами, действия которых вызвали в среде британцев ненависть и желание отомстить. К тому же, война в очередной раз подтвердила правоту их недоверия к индейцам. Действия колонистов вызвало в среде других индейских племен страх и ужас, что способствовало более тридцатилетнему миру между ними и колонистами.

Таким образом, Пекотская война стала тем событием, которое изменило восприятие британцами индейцев, а, следовательно, и модель взаимоотношений. Оно будет основано на трех основных позициях: земельный вопрос, проблема лояльности племен колониальной власти и процесс христианизации индейцев.


Библиографический список
  1. Брэдфорд, У. История поселения в Плимуте. – М.: Художественная литература, 1987.
  2. Vaughan A. T. New England Frontier: Puritans and Indians, 1620-1675. – University of Oklahoma Press, 1995.
  3. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм: Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов.— М.: Высш. шк., 1989.
  4. Norman Charles. Discoverers of America. Thomas Y. Crowell, 1968.
  5. Cave, Alfred A. The Pequot War. – Amherst, MA.: University of Massachusetts Press, 1996.
  6. Hubbard, W. A Narrative of the Indian Wars in New England. Stockbridge, MA, 1803.
  7. Vincent [P. Vincentius], Philip. A True Relation of the Late Battell fought in New England, between the English, and the Salvages: With the present state of things there. – London.: Printed by M. P. for Nathanael Butter, and Iohn Bellamie, 1637.
  8. Captain John Mason. Brief history of the Pequot War. – Cleveland: The Helman-Taylor company, 1897.
  9. John Underhill. Newes from America; Or, A New and Experimentall Discoverie of New England; Containing, A Trve Relation of Their War-like Proceedings These Two Yeares Last Past, with a Figure of the Indian Fort, or Palizado. – London, Printed by J.D. for Peter Cole, and are to be sold at the signe of the Glove in Corne-hill neere the Royall Exchange, 1638.


Все статьи автора «Дмитрий Нестеров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: