УДК 94(470)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ВЛАСТЕЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ С РУКОВОДЯЩИМИ КАДРАМИ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РСФСР (НАЧАЛО 1950-Х ГГ.)

Кажаев Сергей Сергеевич1, Нурдыгин Евгений Александрович1, Королева Лариса Александровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируется активность властей РСФСР по оптимизации деятельности с руководящими кадрами в сфере физической культуры культуры и спорта в начале 1950-х гг.; характеризуется приказ «О состоянии и мерах по улучшению работы с руководящими кадрами в физкультурных организациях РСФСР».

Ключевые слова: РСФСР, руководство, спорт, СССР, физическая культура


ACTIVITIES OF THE SOVIET AUTHORITIES FOR IMPROVEMENT OF WORK WITH THE MANAGERIAL PERSONNEL IN THE SPORTS ORGANIZATIONS OF RSFSR (THE BEGINNING OF THE 1950TH)

Kazhayev Sergey Sergeyevich1, Nurdygin Evgeny Aleksandrovich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of the authorities of RSFSR on optimization of activity with the managerial personnel in the sphere of physical culture of culture and sport in the early fifties is analyzed; the order "About a State and Measures for Improvement of Work with the Managerial Personnel in the Sports Organizations of RSFSR" is characterized.

Keywords: management, physical culture, USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Кажаев С.С., Нурдыгин Е.А., Королева Л.А. Деятельность советских властей по улучшению работы с руководящими кадрами в физкультурных организациях РСФСР (начало 1950-х гг.) // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/10/2306 (дата обращения: 01.05.2017).

Одним из важнейших направлений деятельности Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров РСФСР являлась оптимизация работы с руководящими кадрами в физкультурных организациях в связи с их дефицитом [1].

28 ноября 1951 г. комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Министров РСФСР принял приказ № 461 «О состоянии и мерах по улучшению работы с руководящими кадрами в физкультурных организациях РСФСР». В документе указывалось, что обсудив состояние работы с руководящими кадрами в физкультурных организациях, Республиканский комитет отмечал, что приказы Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта от 31 августа 1950 г. и Республиканского комитета от 18 октября 1950 г. выполнялись неудовлетворительно.

Отмечалось, что для обеспечения дальнейшего роста массового физкультурного движения и повышения уровня мастерства спортсменов от руководящих работников физической культуры требуется систематическое повышение идейно-политического уровня и наличие специальных знаний.

Анализ состояния работы с руководящими физкультурными кадрами в РСФСР свидетельствует о явно неблагополучной ситуации в этой сфере. Так, среди работников физической культуры предприятий и учреждений специалистов с высшим и средним физкультурным образованием насчитывалось только 19%.

В результате слабого контроля со стороны республиканского Комитета за работой с кадрами отдельные городские, областные, краевые, республиканские (АССР) Комитеты и их руководители постоянно допускали ошибки в работе по подбору, расстановке и воспитанию кадров, несмотря на неоднократные директивы.

В итоге, данная неправильная практика подбора кадров привела к тому, что среди заместителей председателей областных, краевых комитетов (они же начальники учебно-спортивных отделов) специалистов с высшим физкультурным образованием имелось лишь 22%, со средним физкультурным образованием – 38%, остальные 40% не имели специальной физкультурной подготовки.

В то время, как в составе работников аппарата Комитетов по делам физической культуры и спорта было всего лишь 9,7% специалистов, имевших физкультурное образование, большинство руководителей Комитетов не принимали никаких мер к укреплению своего аппарата. Например, в Башкирском республиканском комитете из 15 работников с физкультурным образованием было всего лишь 3, в Смоленском областном комитете из 10 работников – только 2 человека. Такое же положение присутствовало в Курганском, Саратовском, Великолукском, Ивановском, Орловском областных и в Дагестанском республиканском комитете. По-прежнему неблагополучно обстояло дело с качественным составом председателей районных комитетов по делам физической культуры и спорта, где специалистов с высшим и средним физкультурным образованием насчитывалось лишь около 3%.

В ряде комитетов на руководящую работу допускались лица, не проверенные по своим деловым и морально-политическим качествам. Например, в Саратовском городском комитете работал начальником учебно-спортивного отдела Храмцов, ранее уволенный из Саратовского областного комитета за пьянство. На должность инспектора по спортивным играм был принят Шранк (юрист по образованию), уволенный из общества «Трудовые резервы» за развал работы. В Тамбовской области председатель Лысогорского районного комитета был принят на работу и вскоре освобожден за систематическое пьянство.

Отдельные председатели областных, республиканских (АССР) комитетов «оторвались» от физкультурных масс, не повышали свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию, в результате чего допустили ряд крупных ошибок и были сняты с работы (Худяков – бывший председатель Мордовского республиканского комитета; Варламов – бывший председатель Великолукского областного комитета).

В Саратовской, Куйбышевской, Тамбовской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской и других областях продолжала иметь место высокая сменяемость председателей районных комитетов, достигающая 40-45% к их общему числу. В Коми АССР в 20 городских и районных комитетах в течение 1950 г. сменилось 12 председателей, в том числе дважды сменились председатели в Троицко-Печоринском и Кожвинском районах. В 1951 г. в республике сменилось 4 председателя и значительное время (до 6 месяцев) не было председателей в 2-х районах (Троицко-Печоринском, Устьцилемском). В Саратовской области из 54 председателей районных комитетов, окончив в 1949-1950 гг. 2-месячные курсы, осталось на работе лишь 22 председателя, остальные 32 были освобождены по различным причинам. В Башкирской АССР за 1950 г. в 64 районах сменилось 25, а за 8 месяцев 1951 г. – 18 председателей районных комитетов [2].

Продолжался частый отрыв председателей районных комитетов на выполнение заданий, не связанных с исполнением своих прямых обязанностей, что приводит к резкому ухудшению состояния физкультурной и спортивной работы на местах. Так, в Безенчукском, Сызранском районах Куйбышевской области, без ведома областного комитета физкультуры, райисполкомы командировали на 3 месяца председателей комитетов в Алтайский край и Московскую область для заготовки кормов. Председатель Бакурского районного комитета Саратовской области т. Демидов в течение 8 месяцев 1951 г. работал по заданиям райисполкома, в сентябре был опять командирован в Москву за получением запасных частей для автомашины председателя райисполкома. Аналогичные факты имели место и в других областях, краях и АССР.

Ряд комитетов (Коми АССР, Иркутский, Воронежский – областные, Приморский краевой) безответственно отнеслись к подбору кандидатов на высшие курсы руководящих работников Всесоюзного комитета, направляя лиц, не имеющих достаточного опыта и деловых качеств для использования на руководящей работе.

Занятия по повышению деловой квалификации руководящих работников комитетов по делам физической культуры и спорта, Советов добровольных спортивных обществ, преподавательского и тренерского состава (командирская учеба) на местах проводились нерегулярно.

Комитеты слабо использовали положительный опыт командирской учебы, организованной Горьковским городским комитетом (председатель т. Славинский), где значительная группа руководящих работников закончила техникум физической культуры.

В сети заочного обучения институтов физической культуры обучалось только 40 руководящих работников, что свидетельствует о недооценке этой формы получения специального физкультурного образования. В течение ряда лет Северо-Осетинский, Ярославский, Хабаровский комитеты срывали план по комплектованию учебно-консультационных пунктов заочных отделений.

В результате отсутствия контроля со стороны большинства комитетов за выполнением решений комиссий по служебной аттестации, решения последних оставались не выполненными [3].

Крайне недостаточно выдвигались на руководящую физкультурную работу женщины, в национальных республиках – работники из числа коренной национальности.

Во многих областных, краевых, республиканских (АССР) комитетах совершенно отсутствовал подбор и работа с лицами, включенными в резерв на выдвижение. Из 79 комитетов представили кандидатов для выдвижения на руководящую работу лишь 7 комитетов (Чувашский, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Саратовский, Рязанский, Пензенский).

Отсутствие работы с лицами, подобранными в резерв, привело к тому, что в Башкирском республиканском, Ростовском, Смоленском областных, Свердловском городском комитетах длительное время не были замещены должности начальников учебно-спортивных отделов.

Ряд председателей  комитетов по делам физической культуры и спорта продолжали нарушать установленный порядок освобождения и назначения номенклатурных работников, не принимали мер к подбору и своевременному представлению кандидатур на утверждение республиканского комитета. Например, председатель Пензенского областного комитета Г.П. Мельницкий, без согласования с республиканским комитетом, освободил директора техникума физкультуры Елисеева, сменил 3 заместителей председателя областного комитета. Такая же неправильная практика имела место в Сталинградском областном (председатель Изнаирский), Астраханском областном (председатель Пантелеймонов), Сталинградском городском (председатель Муравьев) комитетах.

Проверкой было установлено, что Саратовский городской и областной, Курганский областной, Башкирский республиканский комитеты до сих пор не приступили к утверждению работников, входящих в их номенклатуру.

Несмотря на крайнюю необходимость укрепления комитетов квалифицированными специалистами со стороны Иркутского, Калиниградского, Калужского, Воронежского, Ростовского, Ульяновского, Кабардинского, Северо-Осетинского комитетов имели место случаи бездушного отношения к приему молодых специалистов, устройству их на работу, созданию необходимых бытовых условий, что приводило к большой текучести этих кадров.

В целях дальнейшего улучшения работы с кадрами, повышения их идейно-политического уровня и деловой квалификации было решено обязать председателей комитетов по делам физической культуры и спорта областей, краев, АССР и городов [4] республиканского (РСФСР) подчинения, в соответствии с приказом Всесоюзного комитета от 31 августа 1950 г. и приказом Республиканского комитета от 18 октября 1950 г., изучить состояние работы с руководящими кадрами и в январе 1952 г. утвердить на комитете мероприятия по улучшению этой работы.

Перед комитетами по делам физической культуры и спорта была обозначена задача в течение 1952-1955 гг. полностью укомплектовать штаты комитетов специалистами, имеющими высшее или среднее физкультурное образование, для чего председателям комитетов по делам физической культуры и спорта городов, областей, краев, АССР в 1952-54 гг. предписывалось заменить начальников учебно-спортивных отделов, инспекторов по видам спорта, тренеров и инспекторов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи, не имеющих специального образования, специалистами с высшим и средним физкультурным образованием. Замене не подлежали лица, окончившие высшие курсы руководящих работников Всесоюзного комитета и обучавшиеся на заочном отделении институтов физической культуры или в техникумах физической культуры. Председатели комитетов по делам физической культуры и спорта Астраханской, Архангельской, Горьковской, Иркутской, Ивановской, Омской, Московской, Новосибирской, Пензенской, Ленинградской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Крымской, Сталинградской, Смоленской, Молотовской, Тамбовской, Челябинской, Чкаловской областей; Красноярского края и Башкирской АССР в течение 1952-1954 гг. должны были укомплектовать должности председателей городских и районных комитетов специалистами с физкультурным образованием. В остальных областях, краях, АССР, не имевших техникумов физической культуры, укомплектование должностей председателей городских и районных комитетов специалистами с физкультурным образованием следовало произвести в течение 1952-1955 гг.

Председатели областных, краевых и республиканских комитетов по делам физической культуры и спорта обязаны были представить к 1 февраля 1952 г. в отдел кадров Республиканского комитета план укомплектования должностей председателей районных комитетов в 1952-1955 гг. При составлении плана следовало учесть необходимость укрепления районных комитетов за счет имевшихся специалистов по физической культуре, подать заявки на необходимое количество из наиболее подготовленных специалистов-выпускников техникумов физической культуры [5].

При подборе и расстановке кадров рекомендовалось особое внимание обратить на выдвижение женщин и национальных кадров на руководящую работу.

В целях повышения деловой квалификации и идейно-политического уровня руководящих кадров всем комитетам предписывалось улучшить проведение регулярных занятий по повышению квалификации физкультурных кадров; сочетая ее с системой партийного просвещения; потребовать от каждого руководящего работника обязательного посещения занятий и активной работы над выполнением установленной программы; поставить задачу перед руководящими физкультурными кадрами, не имеющими политического образования, в течение 1952-1953 гг. окончить курс вечернего университета марксизма-ленинизма или районной партийной школы.

Областным, краевым, республиканским (АССР), городским, республиканского (РСФСР) подчинения комитетам до 1 февраля 1952 г. следовало проверить выполнение решений аттестационных комиссий и принять меры к их выполнению, а результаты проверки надо было сообщить в отдел кадров Республиканского комитета.

Приказывалось утвердить персональный состав председателей комитета по делам физической культуры и спорта городов, областей, краев и АССР, представленный отделом кадров для командирования в 1952-1953 гг. на высшие курсы руководящих работников Всесоюзного комитета (список прилагается).

Рекомендовалось просить секретариат ВЦСПС принять решение о повышении специальных знаний руководящего и инструкторского состава кадров добровольных спортивных обществ через заочную сеть физкультурных учебных заведений.

Комитетам по физической культуре и спорту при проведении в 1952 г. отчетно-выборной кампании Советов добровольных спортивных обществ профсоюзов предлагалось оказать помощь совпрофам в подборе на руководящую работу специалистов с высшим и средним физкультурным образованием, имеющих опыт организационной работы.

Центральному Совету ДСО «Колхозник» и представителям областных, краевых и республиканских (АССР) комитетов по делам физической культуры и спорта в течение 1952-1953 гг. предлагалось укрепить областные, краевые и республиканские Советы ДСО «Колхозник» специалистам с высшим и средним физкультурным образованием.

Российскому республиканскому Совету добровольного физкультурного общества «Спартак» и комитетам по делам физической культуры и спорта необходимо было укрепить в течение 1952-1953 гг. городские, областные, краевые и республиканские (АССР) Советы общества специалистами с физкультурным образованием [6].

Все председатели комитетов по делам физической культуры и спорта областей, краев, АССР и городов республиканского (РСФСР) подчинения обязывались:

«а) лично заниматься изучением, расстановкой и воспитанием руководящих физкультурных кадров, тщательно соблюдая большевистский принцип подбора кадров по их деловым и политическим качества;

б) вести решительную борьбу с фактами неправильного использования руководящих физкультурных работников, особенно председателей районных комитетов по делам физической культуры и спорта, отрыва их от исполнения прямых служебных обязанностей. В каждом отдельном случае ставить вопрос перед соответствующими организациями и информировать об этом республиканский комитет. Войти с предложениями в исполкомы Советов депутатов трудящихся областей, краев, АССР о введении в их номенклатуру председателей районных комитетов по делам физической культуры и спорта;

в) принять все меры для закрепления руководящих физкультурных кадров на работе (обеспечение жилой площадью, рабочим местом и т.п.), особенно председателей районных комитетов по делам физической культуры и спорта;

г) обратить особое внимание на прием и использование молодых специалистов-выпускников техникумов и институтов физической культуры, проявлять чуткое отношение и заботу к их устройству» [7].

Представленные списки резерва на выдвижение от комитетов по делам физической культуры и спорта Чувашской АССР, Алтайского, Красноярского, Ставропольского краев, Пензенской, Саратовской, Рязанской областей и г. Свердловска были утверждены.

Председателей всех остальных комитетов не позднее 1 января 1952 г. обязали представить в отдел кадров Республиканского комитета списки резерва на выдвижение работников номенклатуры Всесоюзного и Республиканского комитетов, обратив особое внимание на включение в резерв женщин и национальных кадров.

Комитетам по делам физической культуры и спорта запрещено было перемещать и освобождать ответственных работников, входящих в номенклатуру Республиканского комитета без его разрешения.

Предлагалось провести в 1952 г. Всероссийское совещание по обмену опытом и улучшению работы с физкультурными кадрами [8].

Деятельность властей в данном направлении сталкивалась со значительными сложностями, и нехватка руководящих квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта длительное время оставалась значительной.


Библиографический список
  1. Обшивалкин М.Ю., Кочергин В.А., Королева Л.А. О подготовке кадров для физкультурно-массовой и спортивной работы в СССР в 1950-е гг. (по материалам Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/52411; Кажаев С.С., Нурдыгин Е.А., Королева Л.А. Добровольно-спортивные общества в СССР в конце 1940-х гг. (по материалам Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/50660 (дата обращения: 01.04.2015); Королева Л. А., Давыдов А. С. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в СССР в начале 1950-х годов // Концепт. – 2015. – № 04 (апрель). – ART 15112. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15112.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X; Звягин И.О., Кочергин В.А., Давыдов А.С., Королева Л.А. Реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта в СССР в начале 1950-х гг. на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/52408.
  2. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 48-49.
  3. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 50.
  4. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 51.
  5. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 52.
  6. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 53.
  7. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 54.
  8. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 6. Л. 55.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: