УДК 908

ПОЧИНКИ – ИСТОРИЯ ОДНОГО СЕЛА

Пугачева Юлия Андреевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории малой родины, села Починки Нижегородской области. Село издавна знаменито поташными заведениями или "будними майданами", конным заводом, где разводили пароду лошадей – барбансоны, Никольским зимним собором, церковью Казанской иконы Божией Матери и Всесвятской кладбищенской церковью. Когда-то село принадлежало Б.И.Морозову, воспитателю малолетнего царя Алексея Михайловича.

Ключевые слова: конный завод, Нижегородский край, поташное производство, Починки, село


POCHINKI – THE STORY OF ONE VILLAGE

Pugacheva Yuliya Andreevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history of the small homeland, the village Pochinki of the Nizhny Novgorod Region. The village is long since well-known for potash institutions or "week maidans", horse-breeding center where parted breed of horses – a barbansona, the St. Nicholas winter Cathedral, Church of Our Lady of Kazan and Vsesvyatsky cemeterial church. Once the village belonged to B. I. Morozov, the tutor of the juvenile tsar Alexey Mikhaylovich.

Keywords: Fix, Nizhny Novgorod region, potash production, stud, the village


Библиографическая ссылка на статью:
Пугачева Ю.А. Починки – история одного села // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/10/2364 (дата обращения: 12.07.2023).

В глубокую старину на месте Починок и прилегающих к ним сел были дремучие леса. Первыми поселенцами здесь была мордва. В течение длительного времени мордовские земли были ареной ожесточенных столкновений между мордовскими племенами, приволжскими болгарами и русскими князьями.

В конце XIV в. нижегородские князья подчинили себе часть мордовской земли, которая затем вместе с Нижегородским княжеством вошла в состав русского централизованного государства. Значительная же часть мордовских земель оставалась в составе Казанского ханства, которое было завоевано и присоединено к Московскому государству в 1552 г при Иване Грозном.

С 1578 г. через территорию современного Починковского района стала проходить государственная засека (укрепленная граница), на которой мордва, затем и татары за хлебное и денежное жалование несли сторожевую службу. Залесный стан уже тогда славился богатым черноземом, но был расположен далеко от центра, граничил с воинственными ногайскими татарами и потому был заселен слабо.

В течение многих десятилетий территория нынешнего Починковского района была местом крупных столкновений служилых людей с ногайскими татарами.

На территории к югу от речки Помалатки находилась мордовская деревня Починок Кеуштанов или Анудемир, как ее еще называли. Эта предшественница современных Починок, неизвестно когда возникшая, в 1628 г. была захвачена татарами и продана ими князю Куракину. Однако она тогда же была покинута ее жителями, и это место в течение последующих 20 лет оставалось пустошью.

В 1647 г. это место с прилегающими к нему землями было куплено у государственной казны боярином Борисом Ивановичем Морозовым. В купчей говорилось, что Починок Кеуштанов (Анудемир), который был за мордвой и за князем Куракиным, “продать с пустошами и полями, и с лесами, и с сенными покосами, и со всеми боярину Борису Ивановичу” [1]. Датой основания Починок и считается  1647 год.

Мордовское село Починок Кеуштанов, татарское Анудемир и русское Ново-Рождественно боярина Морозова – предшественники села Починки. Само же название «Починки» произошло, вероятно, от слов «порубы» и «почины», которые делались в древнем лесу для поселений.

Борис Иванович Морозов, купивший у казны пустошь Починок, принадлежал к старому московскому боярству. Он долгое время был воспитателем (дядькой) малолетнего царя Алексея Михайловича. После вступления 16-летнего юноши на царский престол в 1645 г. Морозов оказался центральной фигурой в правительстве.

Он лично объехал купленные им Починковские земли, которые ему понравились. Купленные земли Морозов стал заселять людьми, вывозимыми из его подмосковных владений. Поэтому русское население Починок стало с тех пор отличаться от окрестного населения своим московским говором с его “аканием”, тогда как для говора коренных жителей Нижегородской губернии, в состав которой вошли Починки в XVIII в., было характерно “окание”. Морозов назвал поселению Починок Кеуштанов Рождественным Новым, в отличие от Старо-Рождественного, которое находилось в Арзамасском уезде. Однако это название не удержалось, довольно скоро за ним закрепилось название Починки. Население сначала было смешанным русско-мордовско-татарским, однако местные жители – мордва и татары – постепенно обрусели.

В вотчинах Морозова, расположенных на починковских землях, было много поташных заведений или “будних майданов”, где производилось выжигание поташа, который вывозился тогда за границу и приносил большие доходы. От продажи поташа Морозов ежегодно получал 400 тысяч рублей прибыли.

В его вотчинах практиковалось в больших размерах винокурение. Запасы вина на его нижегородских складах превышали 10 тысяч ведер.

В Починках у Морозова имелись квасоварня, хмельник, боярский двор, баня, погреб с выходом, ледник, на р. Рудне две мельницы, одна в Починках, другая – вверх по Рудне, недалеко от с. Новоспасского, в 4 км от Починок, конный завод на 68 лошадей, скотный двор из 6 хлевов, где размещались крупно рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Там же у него имелись 18 хлебных амбаров, в 15 из которых хранилось зерно урожая прошлых лет. В 1667 г. Морозов получил с починковских крестьян в виде оброка более 50 тыс. пудов зерна [2].

У Морозова, как и у всех крепостников того времени, было неограниченное право над крепостными крестьянами: он их судил и наказывал. Морозов даже приказал построить в Починках церковь и тюрьму, чтобы держать крестьян в повиновении.

Починки и окрестные села находились во владении Б. И. Морозова в течение 18 лет, а имению до 1665 года. После смерти Морозова его владения перешли к его жене Анне Ильиничне Морозовой, родной сестре царицы, жене царя Алексея Михайловича. В 1689 году по именному указу царей Ивана и Петра все починковские земли поступили в казну с причислением к ведомству поташного правления, с учреждением в Починках поташной конторы, а бывшие крестьяне Морозова стали “государственными крестьянами”, которые обязаны были выплачивать подати и специальный налог, а при приписке их к какому-либо государственному предприятию выполнять при нем барщинные работы.

Жизнь крестьянского населения в те времена была очень неприглядной. Долгое время в избах не имелось русских печей, топка производилась “по-чёрному”, то есть дым выходил через двери и окна. Нередко скот находился в том помещении где жили люди. Избы были деревянные с соломенной крышей, поэтому часто в сёлах случались пожары. Одеждой для крестьян служили зипуны из грубого сукна, рубашки и портки из холста. В качестве обуви носили лапти и холщовые онучи. В пищу, крестьяне употребляли щи, каши, по большим праздникам ели мясо и рыбу.

Починки в течение приблизительно ста лет были центром крупного казенного производства поташа, работавшим на заграничный рынок.

Поташ – это зола особого приготовления, которая применялась в стекольном производстве и при мыловарении. Получалась она из древесной золы и в большом количестве продавалась за границу. На международных биржах высший сорт поташа именовался Починковским.

В районе Починок и прилегающих к ним сел насчитывалось пятнадцать поташных станов, которые назывались также “будными майданами”. К этим поташным станам и были приписаны крестьяне, которые стали называться государственными. Это были те же крепостные, только они принадлежали не отдельным помещикам, а помещичьему государству.

Починки стали важным центром организации поташного производства русского государства. В селе постоянно жил воевода, была приказная изба, или приказ, где происходило сидение воеводы с 7 подьячими. Был в Починках таможенный двор, возглавляемый бургомистром, был застенок и свой палач.

Вначале поташное производство было правительственной монополией. Была закрыта, когда выявили крупные злоупотребления. Решение мотивировалось тем, что спрос на поташ за границей сильно сократился, а потребность в нем в пределах России, оставалась сравнительно небольшой.

По указу императрицы Елизаветы Петровны было предписано создать крупный государственный конный завод по выращиванию лошадей для привилегированного лейб-гвардии конного полка. Создание этого завода было одной из предпринимавшийся в то время правительством мер с целью укрепить военную мощь Российского государства.

В то время Починки входили в состав Саранского уезда Пензенской провинции. Окрестности Починок к западу от р. Рудни изобиловали богатыми сенокосными лугами и пастбищами, что и было учтено при создании здесь конного завода.

Завод сыграл немаловажную роль в истории Починок и соседних с ними сел и деревень, население которых с конца XVII в. и до отмены крепостного права состояло из так называемых “государственных крестьян”. В 1865 году в Починках организуется государственная конюшня, на которой стала выращиваться рысистая порода. Жеребцы были набраны из ранее расформированного Починковского конного завода, а также верховые жеребцы из бывших владений графа А.Г. Орлова-Чесменского. Затем стала выращиваться и тяжелая порода лошадей, так называемые тяжеловозы. Тяжеловозные жеребцы закупались главным образом за границей. Закуплено было несколько жеребцов из Бельгии, в провинции Брабант, а отсюда происходило и название породы лошадей – брабансоны.

В настоящее время – после нескольких пожаров – здания конезавода находятся в аварийном состоянии. Действует только одна конюшня. В 2008 году конезавод признан банкротом. Тяжеловозы содержатся в очень плохих условиях из-за отсутствия средств.

В ходе губернской реформы 1779 года был сформирован Починковский уезд, а само село получило статус города. 16 августа 1781 года вновь утверждённому городу Починки императрицей Екатериной II был пожалован герб.

Герб Починок представляет собой щит, в верхней части которого изображался символ Нижегородской области – олень, а в нижней части – золотой конь в зеленом поле, «означающий знатные конные заводы, находящиеся в окрестностях сего города».

Однако после сильного пожара 1795 года, почти целиком уничтожившего город – Починковский уезд был упразднён, а его центр понижен до положения заштатного города с сохранением за ним прежнего герба. Выгодное географическое положение во многом способствовало превращению Починок в крупнейший ремесленно – торговый центр юга Нижегородской губернии. Починки славились своими базарами, на которые везли товары даже из соседних краёв. В связи с этим из уездного центра Лукоянова в Починки были переведены многие административные учреждения.

Одним из тяжёлых испытаний стал для Починок и окрестностей сильный голод, вызванный неурожаем 1891-1892 годов. Эти события описал побывавший в городе известный писатель В. Г. Короленко.

Никольский зимний собор. Он был построен на месте ветхой деревянной теплой Никольской церкви, время строительства которой относится к концу XVII века. Из церковных документов видно, что каменный Никольский зимний собор начали строить в 1790 году на месте старой и ветхой деревянной Никольской церкви, которую починковцы продали вместе с иконами в село Слободу Лукояновского уезда. Вместе с этими иконами была продана икона Святого Николая Чудотворца. После этого на другой или на третий день случился в Починках пожар, унесший человеческие жизни. Починковцы раскаялись в своей оплошности, приобрели в Москве икону Святителя и Чудотворца Николая, несли её на руках.

Каменный Никольский собор был неблагоустроен и не удобен из-за чугунного пола. Чугунные плиты были положены на толстый слой извести, которая от сырости издавала вредные испарения и портила воздух. В 1876 году чугунные полы заменили дубовыми и сосновыми, устроили вентиляцию в стенах, печах и окнах. В результате этих переделок воздух в храме сделался лучше и чище.

С 1876 изменения произошли и во внешнем облике храма, который стал нести черты симбиоза разных стилей. Например, видимыми следами поиска русскими архитекторами национального стиля являются окна с псевдорусскими кокошниками на фасадах основного объема и трапезной [5]. В начале 70 – х годов в здании бывшей зимней церкви был кинотеатр «Мир». Сейчас в храме располагается детско-юношеская спортивная школа.

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Это одно из самых древних строений нашего села. О церкви Казанской иконы Божией Матери, постройка которой была завершена в 1793 году, сведений вообще мало. Она выполняла скромные функции тёплого храма в Захарьевском приходе, богатой утварью и чтимыми святыми не славилась, и поэтому обойдена вниманием починковских летописцев. Характерно, что в советское время, после уничтожения деревянной Захарьевской церкви её название перешло на этот храм, и сейчас Казанскую церковь в народе называют Захарьевской [6]. В настоящее время церковь отреставрирована и в ней ведутся богослужения.

Всесвятская кладбищенская церковь. Она была построена торговым крестьянином Михаилом Ивановичем Шапошниковым на свои средства и на завещанный капитал в 12 тысяч рублей серебром своего брата Ивана Ивановича. Церковь была освящена в 1866 году в честь «Всех Святых». Для храма «Всех Святых» характерна колокольня шатрового типа, посаженная на восьмигранный барабан, циклопическая луковичная глава. Трехъярусная колокольня, построенная одновременно с церковью, имела звонницу из восьми колоколов.

Внутри церковь имела форму прямоугольной палаты. Деревянные престолы и иконостасы с резными царскими вратами вместе с резьбой и колоннами были сплошь вызолочены на полимент.

Образа в главном иконостасе были расположены в четыре яруса. Их с большим мастерством и достоинством написал живописец Василий Григорьевич Пряничников. Из многих икон церкви были замечательны четыре: Владимирская икона Божьей Матери; Иверская икона Божьей Матери; икона Спасителя в придельном иконостасе по правую сторону царских врат; икона Божьей Матери в том же иконостасе по левую сторону царских врат. Иконы Владимирская и Иверская списаны с Чудотворных в Москве и одного с ними размера. Все четыре иконы были покрыты позолоченными ризами с украшениями из разноцветных камней и были пожертвованы храмосоздателем  Шапошниковым М.И. В 1930 году кладбищенская Напольная церковь была превращена в зернохранилище. В настоящее время она действует как церковь.

Памятник в виде коня находится в центре Починок и заметен каждому проезжающему село. Первоначально он находился на территории Конного завода. Известно, что это памятник жеребцу Капралу, который был неоднократным призером среди советских тяжеловозов на многих выставках.

У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, а порой и где он живет всю свою жизнь. Каждый человек должен помнить свою малую родину и сделать что-то хорошее и значимое для неё.


Библиографический список
  1. Герасимов А.А. Починок русское лицо: Проза. Избранные стихи. Арзамас: ОАО «Арзамасская типография», 2001.
  2. Илюшечкин В.П. Починки и Починковский район: краткий исторический очерк. Н.Новгород, 1992.
  3. Моё село, мои Починки: к 360-летию / Коллектив редакции газеты “На земле Починковской”. Н. Новгород: Типография Поволжье, 2007.
  4. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
  5. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  6. О Починках – с любовью / М.М. Белякова, С.М. Дмитриевский, Е.С. Клочкова, Л.Н. Новикова. Н. Новгород: Нижполиграф, 1997.
  7. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  8. Фуфаева М.А. О домах и жителях заштатного города Починки: Записки краеведа. Починки: Центральная библиотека, 2012.


Все статьи автора «Пугачева Юлия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: