В глубокую старину на месте Починок и прилегающих к ним сел были дремучие леса. Первыми поселенцами здесь была мордва. В течение длительного времени мордовские земли были ареной ожесточенных столкновений между мордовскими племенами, приволжскими болгарами и русскими князьями.
В конце XIV в. нижегородские князья подчинили себе часть мордовской земли, которая затем вместе с Нижегородским княжеством вошла в состав русского централизованного государства. Значительная же часть мордовских земель оставалась в составе Казанского ханства, которое было завоевано и присоединено к Московскому государству в 1552 г при Иване Грозном.
С 1578 г. через территорию современного Починковского района стала проходить государственная засека (укрепленная граница), на которой мордва, затем и татары за хлебное и денежное жалование несли сторожевую службу. Залесный стан уже тогда славился богатым черноземом, но был расположен далеко от центра, граничил с воинственными ногайскими татарами и потому был заселен слабо.
В течение многих десятилетий территория нынешнего Починковского района была местом крупных столкновений служилых людей с ногайскими татарами.
На территории к югу от речки Помалатки находилась мордовская деревня Починок Кеуштанов или Анудемир, как ее еще называли. Эта предшественница современных Починок, неизвестно когда возникшая, в 1628 г. была захвачена татарами и продана ими князю Куракину. Однако она тогда же была покинута ее жителями, и это место в течение последующих 20 лет оставалось пустошью.
В 1647 г. это место с прилегающими к нему землями было куплено у государственной казны боярином Борисом Ивановичем Морозовым. В купчей говорилось, что Починок Кеуштанов (Анудемир), который был за мордвой и за князем Куракиным, “продать с пустошами и полями, и с лесами, и с сенными покосами, и со всеми боярину Борису Ивановичу” [1]. Датой основания Починок и считается 1647 год.
Мордовское село Починок Кеуштанов, татарское Анудемир и русское Ново-Рождественно боярина Морозова – предшественники села Починки. Само же название «Починки» произошло, вероятно, от слов «порубы» и «почины», которые делались в древнем лесу для поселений.
Борис Иванович Морозов, купивший у казны пустошь Починок, принадлежал к старому московскому боярству. Он долгое время был воспитателем (дядькой) малолетнего царя Алексея Михайловича. После вступления 16-летнего юноши на царский престол в 1645 г. Морозов оказался центральной фигурой в правительстве.
Он лично объехал купленные им Починковские земли, которые ему понравились. Купленные земли Морозов стал заселять людьми, вывозимыми из его подмосковных владений. Поэтому русское население Починок стало с тех пор отличаться от окрестного населения своим московским говором с его “аканием”, тогда как для говора коренных жителей Нижегородской губернии, в состав которой вошли Починки в XVIII в., было характерно “окание”. Морозов назвал поселению Починок Кеуштанов Рождественным Новым, в отличие от Старо-Рождественного, которое находилось в Арзамасском уезде. Однако это название не удержалось, довольно скоро за ним закрепилось название Починки. Население сначала было смешанным русско-мордовско-татарским, однако местные жители – мордва и татары – постепенно обрусели.
В вотчинах Морозова, расположенных на починковских землях, было много поташных заведений или “будних майданов”, где производилось выжигание поташа, который вывозился тогда за границу и приносил большие доходы. От продажи поташа Морозов ежегодно получал 400 тысяч рублей прибыли.
В его вотчинах практиковалось в больших размерах винокурение. Запасы вина на его нижегородских складах превышали 10 тысяч ведер.
В Починках у Морозова имелись квасоварня, хмельник, боярский двор, баня, погреб с выходом, ледник, на р. Рудне две мельницы, одна в Починках, другая – вверх по Рудне, недалеко от с. Новоспасского, в 4 км от Починок, конный завод на 68 лошадей, скотный двор из 6 хлевов, где размещались крупно рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Там же у него имелись 18 хлебных амбаров, в 15 из которых хранилось зерно урожая прошлых лет. В 1667 г. Морозов получил с починковских крестьян в виде оброка более 50 тыс. пудов зерна [2].
У Морозова, как и у всех крепостников того времени, было неограниченное право над крепостными крестьянами: он их судил и наказывал. Морозов даже приказал построить в Починках церковь и тюрьму, чтобы держать крестьян в повиновении.
Починки и окрестные села находились во владении Б. И. Морозова в течение 18 лет, а имению до 1665 года. После смерти Морозова его владения перешли к его жене Анне Ильиничне Морозовой, родной сестре царицы, жене царя Алексея Михайловича. В 1689 году по именному указу царей Ивана и Петра все починковские земли поступили в казну с причислением к ведомству поташного правления, с учреждением в Починках поташной конторы, а бывшие крестьяне Морозова стали “государственными крестьянами”, которые обязаны были выплачивать подати и специальный налог, а при приписке их к какому-либо государственному предприятию выполнять при нем барщинные работы.
Жизнь крестьянского населения в те времена была очень неприглядной. Долгое время в избах не имелось русских печей, топка производилась “по-чёрному”, то есть дым выходил через двери и окна. Нередко скот находился в том помещении где жили люди. Избы были деревянные с соломенной крышей, поэтому часто в сёлах случались пожары. Одеждой для крестьян служили зипуны из грубого сукна, рубашки и портки из холста. В качестве обуви носили лапти и холщовые онучи. В пищу, крестьяне употребляли щи, каши, по большим праздникам ели мясо и рыбу.
Починки в течение приблизительно ста лет были центром крупного казенного производства поташа, работавшим на заграничный рынок.
Поташ – это зола особого приготовления, которая применялась в стекольном производстве и при мыловарении. Получалась она из древесной золы и в большом количестве продавалась за границу. На международных биржах высший сорт поташа именовался Починковским.
В районе Починок и прилегающих к ним сел насчитывалось пятнадцать поташных станов, которые назывались также “будными майданами”. К этим поташным станам и были приписаны крестьяне, которые стали называться государственными. Это были те же крепостные, только они принадлежали не отдельным помещикам, а помещичьему государству.
Починки стали важным центром организации поташного производства русского государства. В селе постоянно жил воевода, была приказная изба, или приказ, где происходило сидение воеводы с 7 подьячими. Был в Починках таможенный двор, возглавляемый бургомистром, был застенок и свой палач.
Вначале поташное производство было правительственной монополией. Была закрыта, когда выявили крупные злоупотребления. Решение мотивировалось тем, что спрос на поташ за границей сильно сократился, а потребность в нем в пределах России, оставалась сравнительно небольшой.
По указу императрицы Елизаветы Петровны было предписано создать крупный государственный конный завод по выращиванию лошадей для привилегированного лейб-гвардии конного полка. Создание этого завода было одной из предпринимавшийся в то время правительством мер с целью укрепить военную мощь Российского государства.
В то время Починки входили в состав Саранского уезда Пензенской провинции. Окрестности Починок к западу от р. Рудни изобиловали богатыми сенокосными лугами и пастбищами, что и было учтено при создании здесь конного завода.
Завод сыграл немаловажную роль в истории Починок и соседних с ними сел и деревень, население которых с конца XVII в. и до отмены крепостного права состояло из так называемых “государственных крестьян”. В 1865 году в Починках организуется государственная конюшня, на которой стала выращиваться рысистая порода. Жеребцы были набраны из ранее расформированного Починковского конного завода, а также верховые жеребцы из бывших владений графа А.Г. Орлова-Чесменского. Затем стала выращиваться и тяжелая порода лошадей, так называемые тяжеловозы. Тяжеловозные жеребцы закупались главным образом за границей. Закуплено было несколько жеребцов из Бельгии, в провинции Брабант, а отсюда происходило и название породы лошадей – брабансоны.
В настоящее время – после нескольких пожаров – здания конезавода находятся в аварийном состоянии. Действует только одна конюшня. В 2008 году конезавод признан банкротом. Тяжеловозы содержатся в очень плохих условиях из-за отсутствия средств.
В ходе губернской реформы 1779 года был сформирован Починковский уезд, а само село получило статус города. 16 августа 1781 года вновь утверждённому городу Починки императрицей Екатериной II был пожалован герб.
Герб Починок представляет собой щит, в верхней части которого изображался символ Нижегородской области – олень, а в нижней части – золотой конь в зеленом поле, «означающий знатные конные заводы, находящиеся в окрестностях сего города».
Однако после сильного пожара 1795 года, почти целиком уничтожившего город – Починковский уезд был упразднён, а его центр понижен до положения заштатного города с сохранением за ним прежнего герба. Выгодное географическое положение во многом способствовало превращению Починок в крупнейший ремесленно – торговый центр юга Нижегородской губернии. Починки славились своими базарами, на которые везли товары даже из соседних краёв. В связи с этим из уездного центра Лукоянова в Починки были переведены многие административные учреждения.
Одним из тяжёлых испытаний стал для Починок и окрестностей сильный голод, вызванный неурожаем 1891-1892 годов. Эти события описал побывавший в городе известный писатель В. Г. Короленко.
Никольский зимний собор. Он был построен на месте ветхой деревянной теплой Никольской церкви, время строительства которой относится к концу XVII века. Из церковных документов видно, что каменный Никольский зимний собор начали строить в 1790 году на месте старой и ветхой деревянной Никольской церкви, которую починковцы продали вместе с иконами в село Слободу Лукояновского уезда. Вместе с этими иконами была продана икона Святого Николая Чудотворца. После этого на другой или на третий день случился в Починках пожар, унесший человеческие жизни. Починковцы раскаялись в своей оплошности, приобрели в Москве икону Святителя и Чудотворца Николая, несли её на руках.
Каменный Никольский собор был неблагоустроен и не удобен из-за чугунного пола. Чугунные плиты были положены на толстый слой извести, которая от сырости издавала вредные испарения и портила воздух. В 1876 году чугунные полы заменили дубовыми и сосновыми, устроили вентиляцию в стенах, печах и окнах. В результате этих переделок воздух в храме сделался лучше и чище.
С 1876 изменения произошли и во внешнем облике храма, который стал нести черты симбиоза разных стилей. Например, видимыми следами поиска русскими архитекторами национального стиля являются окна с псевдорусскими кокошниками на фасадах основного объема и трапезной [5]. В начале 70 – х годов в здании бывшей зимней церкви был кинотеатр «Мир». Сейчас в храме располагается детско-юношеская спортивная школа.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Это одно из самых древних строений нашего села. О церкви Казанской иконы Божией Матери, постройка которой была завершена в 1793 году, сведений вообще мало. Она выполняла скромные функции тёплого храма в Захарьевском приходе, богатой утварью и чтимыми святыми не славилась, и поэтому обойдена вниманием починковских летописцев. Характерно, что в советское время, после уничтожения деревянной Захарьевской церкви её название перешло на этот храм, и сейчас Казанскую церковь в народе называют Захарьевской [6]. В настоящее время церковь отреставрирована и в ней ведутся богослужения.
Всесвятская кладбищенская церковь. Она была построена торговым крестьянином Михаилом Ивановичем Шапошниковым на свои средства и на завещанный капитал в 12 тысяч рублей серебром своего брата Ивана Ивановича. Церковь была освящена в 1866 году в честь «Всех Святых». Для храма «Всех Святых» характерна колокольня шатрового типа, посаженная на восьмигранный барабан, циклопическая луковичная глава. Трехъярусная колокольня, построенная одновременно с церковью, имела звонницу из восьми колоколов.
Внутри церковь имела форму прямоугольной палаты. Деревянные престолы и иконостасы с резными царскими вратами вместе с резьбой и колоннами были сплошь вызолочены на полимент.
Образа в главном иконостасе были расположены в четыре яруса. Их с большим мастерством и достоинством написал живописец Василий Григорьевич Пряничников. Из многих икон церкви были замечательны четыре: Владимирская икона Божьей Матери; Иверская икона Божьей Матери; икона Спасителя в придельном иконостасе по правую сторону царских врат; икона Божьей Матери в том же иконостасе по левую сторону царских врат. Иконы Владимирская и Иверская списаны с Чудотворных в Москве и одного с ними размера. Все четыре иконы были покрыты позолоченными ризами с украшениями из разноцветных камней и были пожертвованы храмосоздателем Шапошниковым М.И. В 1930 году кладбищенская Напольная церковь была превращена в зернохранилище. В настоящее время она действует как церковь.
Памятник в виде коня находится в центре Починок и заметен каждому проезжающему село. Первоначально он находился на территории Конного завода. Известно, что это памятник жеребцу Капралу, который был неоднократным призером среди советских тяжеловозов на многих выставках.
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, а порой и где он живет всю свою жизнь. Каждый человек должен помнить свою малую родину и сделать что-то хорошее и значимое для неё.
Библиографический список
- Герасимов А.А. Починок русское лицо: Проза. Избранные стихи. Арзамас: ОАО «Арзамасская типография», 2001.
- Илюшечкин В.П. Починки и Починковский район: краткий исторический очерк. Н.Новгород, 1992.
- Моё село, мои Починки: к 360-летию / Коллектив редакции газеты “На земле Починковской”. Н. Новгород: Типография Поволжье, 2007.
- Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
- Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
- О Починках – с любовью / М.М. Белякова, С.М. Дмитриевский, Е.С. Клочкова, Л.Н. Новикова. Н. Новгород: Нижполиграф, 1997.
- Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
- Фуфаева М.А. О домах и жителях заштатного города Починки: Записки краеведа. Починки: Центральная библиотека, 2012.