УДК 13

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
Данная статья посвящена основным историческим периодам и особенностям развития и становления социальной педагогики в России и за рубежом.

Ключевые слова: андрагогика, воспитание человека, герогогика, исторические этапы, отрасли педагогического знания, социализация, социальная педагогика, социальные группы людей


HISTORICAL CHARACTERISTICS OF SOCIAL PEDAGOGY AS A FIELD OF KNOWLEDGE

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article is devoted to the main historical periods and peculiarities of social pedagogy development in Russia and abroad.

Keywords: andragogy, education, fields of pedagogical knowledge., heregogogy, historical periods, social groups of people, social pedagogy, socialization


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Исторические характеристики социальной педагогики как отрасли знания // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/02/1442 (дата обращения: 12.07.2023).

В настоящее время, на современном этапе развития процесса усвоения знаний, когда необходимость осознанного и грамотного проектирования образования в целом не вызывает вопросов [1], идеальная модель человека XXI века представляется как личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности [2].

Развития и становления такой личности невозможно достичь без  учета особенностей социально-педагогического процесса и социального воспитания в контексте получения обучающимися навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Поиском ответов на эти и многие другие вопросы современности занимается социальная педагогика, которая одновременно является и отраслью знания, и учебным предметом.

Данная идея находит подтверждение и в том, что большое количество исследователей обращаются к вопросу социокультурной компетенции, как части общекультурной компетентности личности, рассматривая ее как умение осуществлять коммуникацию в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм поведения, а также как готовность личности к участию в социокультурной деятельности [3].

Появление термина «социальная педагогика» принято относить к середине XIX века, поскольку впервые он был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервергом, который главной задачей обучения считал развитие умственных способностей, всестороннее развитие человека и его нравственное воспитанию. Однако наиболее активно данный термин стал употребляться лишь в XX веке.

Большое развитие идеи зарождавшейся социальной педагогики получили в XVIII веке, когда в педагогике ранний юношеский возраст стали рассматривать как отдельный важный этап в становлении личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения.

Далее, во второй половине XIX века изменения в педагогической мысли во многом были обусловлены социальными и культурными процессами в Европе и Америке. Резкий скачок в развитии науки и техники спровоцировал прилив населения в города, усилилась миграция из слабо развитых стран Европы, что позволяет говорить о росте преступности, увеличении беспризорного населения, а также об отсутствии устоявшихся моральных ценностей у семей.

Следует также отметить, что ко второй половине XIX века главенствующие позиции в воспитании и просвещении людей церковь сохраняла с трудом. Возможно, именно поэтому дальнейшее развитие педагогики привело к появлению андрагогики, раскрывающей специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Следовательно, появившийся раздел знаний, посвященный проблемам взрослых людей, занял определенное место в сфере воспитания и становления человека. Термин «андрагогика» был введен в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом [4].

В том же столетии, однако, в развитии педагогики как науки можно отметить и негативные, регрессивные черты. Так, например, приемы, методы и средства традиционной педагогики не менялись в соответствии с изменившимися социальными условиями.   Консервативные тенденции в развитии науки нарастали, и зарождавшаяся социальная педагогика была ограничена исследованием проблем обездоленных  детей и несовершеннолетних детей, имеющих правонарушения.

Основоположники социальной педагогики, например,  Герман Ноль и Гертруда Боймер, рассматривали социальную педагогику как экстренную помощь, оказываемую детям вне семьи или школы.

К концу 60-х годов XIX века данное направление окончательно складывается, и  социальная педагогика рассматривается не как способ передачи знаний, умений, навыков или культурных ценностей, но как способ социализации подрастающего поколения. Социальное воспитание, в свою очередь, подразумевает оказание помощи несовершеннолетним правонарушителям, проведение внешкольной работы с детьми по месту их жительства, а также организация воспитательной работы в школах-интернатах, домах ребенка и т.д. [5]

Последующее развитие андрагогики как науки предопределило отделение от нее такой отрасли знания, герогогика, занимающейся развитием людей пожилого возраста [6].

Герогогику как науку можно условно разделить на три большие направления: учение об особенностях образования людей пожилого и старческого возраста; учение об особенностях образования и информирования общества о проблемах людей пожилого и старческого возраста; учение о профессиональной подготовке в области геронтологии и гериатрии, по сути, профессиональном образовании специалистов, работающих с людьми пожилого и старческого возраста [7].

К концу XX века новое понимание социальной педагогики внес немецкий ученый Пауль Наторп, который утверждал, что объектом исследования данной отрасли знания выступает общий культурный уровень народа, в свою, очередь, воспитание рассматривается им как средство его повышения.  Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути [8].

Социально-педагогическая деятельность в России также имеет глубокие исторические корни, и ее содержание во многом определяется этническими, национальными, культурными особенностями русского народа. Человеческая цивилизация в своем развитии сталкивалась с проблемой обездоленных или неполноценных людей, однако отношение к ним в различных странах и государствах варьировалось от физического истребления до полной или частичной интеграции их в существовавшие социальные структуры [9].

Становление социальной педагогики в России принято разделять на четыре исторических этапа. Так первый, догосударственный период – IХ-ХVI века был в основном связан с деятельностью князей. Второй  – с начала XVII века до реформы 1861 года – с деятельностью Петра I, Екатерины Великой, Марии Федоровны, Екатерины II и Александра I.

В период третьего периода – с 60-х годов ХIХ века до начала XX века –  в российском обществе сложилось устойчивое положительное отношение к благотворительной помощи, оказание которой приравнивалось к выполнению морального долга [10].

К четвёртому этапу принято относить период с 1917 года до середины 80-х годов XX века. Данный период характеризуется противоречивыми явлениями, такими как, например, отказ от благотворительности  в терминах Октябрьской революции 1917 года; возвращение к социально-педагогической мысли в трудах  советских ученых-педагогов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого и других; ухудшение жизни детей во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы.

В конце ХIХ века в России социальная педагогика представляла собой, скорее всего, попытку связать школьное воспитание и образование с существующей социальной средой. Идея необходимости исследования школой всех организованных и неорганизованных воздействий на ребенка получила теоретическое обоснование у многих российских педагогов того времени.

Например, С. Т. Шацкий выделял три возможных типа школы: изолированная от окружающей среды; интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней; выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка. Безусловно, педагог работал над практическим воплощением школы третьего типа, возлагая большие надежды на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом жизненного опыта ребенка и его возрастных особенностей.

В 60-70-е годы XX века возник новый кризис системы воспитания, что стимулировало развитие педагогики в целом и новых методов работы с детьми по месту жительства в частности.  Именно на этом этапе социальная педагогика стала приобретать черты сложной отдельной системы педагогического знания [11].

В 90-х годах Россия переживает так называемый «мировоззренческий хаос», вызванный информационной открытостью страны и, как следствие, массовым навязыванием образов и стандартов западной культуры, главным образом американского [12]. Отголоски этого влияния ощущаются и в современной системе образования. Поэтому в современном мире  актуальность сохраняет идея о необходимости формирования единого исторического сознания в процессе обучения и воспитания, а усилия социальных педагогов направлены на разработку системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом условий социальной среды в контексте полиэтнического и многонационального характера России.

В целом, в процессе становления как научная дисциплина социальная педагогика прошла три стадии: сбор данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, построение моделей социально-педагогических моделей процессов и систем, отражающих познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности и непосредственно развитие социально-педагогической теории.

Таким образом, социальная педагогика как отдельная отрасль знания  имеет глубокие исторические корни, и ее развитие во многом было обусловлено происходившими социальными, культурными и экономическими преобразованиями общества.

Следует отметить, что умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, давать адекватные оценочные характеристики новой информации или социальным явлениям рассматривается в современном мире как базовый элемент человеческого развития [13]. В современном мире востребованность будущего специалиста определяется рядом качеств, выходящих за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик и, следовательно, определяется качествами, позитивно воспринимаемыми окружающими, одобряемыми социумом [14].

Именно социальная педагогика,  оставаясь стремительно развивающейся и актуальной отраслью педагогики, ищет ответы на меняющиеся социальные запросы и занимается активным исследованием особенностей воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, а также изучением особенностей их воспитания в условиях социализации.


Библиографический список
  1. Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850 (дата обращения 04.02.2015).
  2. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721 (дата обращения: 28.10.2014).
  3. Новгородова Е.Е., Валеева Р.З. Формирование социокультурной компетенции студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3206 (дата обращения: 29.12.2014).
  4. Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И. А.  — М.: «Академия», 2003. — С. 5. — 240 с.
  5. Ильницкий А.Н., Прощаев К. И., Бессарабов В. И. Современный взгляд на проблемы герогогики // Геронтология. – 2013. – № 2; URL: gerontology.esrae.ru/ru/2-13 (дата обращения: 02.02.2015).
  6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 50  - 448с.
  7. Tonsson A.L. Managing occupations in everyday life to achieve adaptation / A.L. Tonsson, A. Moller, G. Grimby // Am. J. Occup. Ther. – 2009. – Vol. 53, N 4. – P. 353–362.
  8. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. – СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
  9. Демина С.А. Культурно-исторические характеристики социально-педагогической деятельности в России // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1273 (дата обращения: 20.11.2014).
  10. Липский И.А., Никитина Л.Е. Социальная педагогика в системе гуманитарного знания: структура и связи. URL: http://www.lespegiko.ru/page/Statii/Soc-Ped-1.htm (дата обращения 11.11.2014).
  11. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика//Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой. URL: http://modernlib.ru/books/galina_nikolaevna_shtinova/socialnaya_pedagogika_uchebnik_dlya_vuzov/read_1/ (дата обращения 11.11.2014).
  12. Демина С.А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/961 (дата обращения: 03.08.2014).
  13. Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 05.11.2014).
  14. Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852 (дата обращения: 01.12.2014).


Все статьи автора «Madame Demina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: