УДК 947(571.1/5)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ССЫЛЬНЫЙ ПОЛЯК Д.И. МИЛЯНОВСКИЙ И ДОЧЬ П.П. ЕРШОВА

Дементьева Эльвира Шарипзяновна1, Сулимов Вадим Сергеевич2
1Филиал Тюменского государственного университета в г. Тобольске, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики, управления и права
2Филиал Тюменского государственного университета в г. Тобольске, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В 2014 г. исполняется 150 лет окончания восстания в Польше 1863–1864 гг., 180 лет сказке «Конек-горбунок», 145 лет со дня смерти автора сказки П.П. Ершова. В связи с этими памятными датами приходится признать, что еще многие страницы истории, связанные с историей польской ссылки, исследованием биографии поэта и его семьи, остаются мало изученными. Данная статья частично позволяет восполнить данные пробелы.

Ключевые слова: генерал-губернатор, губернатор, П.П. Ершов, политическая ссылка, полицмейстер, польское восстание, Тобольская губерния


POLITICAL EXILE POLE DI MILANOWSKI AND DAUGHTER P.P. ERSHOV

Dementieva Elvira Cherepanova1, Sulimov Vadim Sergeevich2
1The branch of Tyumen state University, Tobolsk, candidate of philological Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law
2The branch of Tyumen state University, Tobolsk, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law

Abstract
In 2014, marks 150 years of the end of the Polish uprising in 1863-1864, 180 years the fairy tale «The little humpbacked horse», 145 years since the death of the author of the tales P.P. Ershov. In connection with these memorable dates have to admit, though, that many pages of history connected with the history of Polish links, study the biography of the poet and his family, remain poorly understood. This article is partially fills these gaps.

Keywords: a political exile, Governor, the chief of police, the Governor-General, the Polish uprising, the Tobolsk province


Библиографическая ссылка на статью:
Дементьева Э.Ш., Сулимов В.С. Политический ссыльный поляк Д.И. Миляновский и дочь П.П. Ершова // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/11/1264 (дата обращения: 12.07.2023).

После польского восстания в Тобольскую губернию было сослано несколько тысяч повстанцев. В период проживания в ссылке поляки заключали брак с сибирячками, представляющими известные фамилии. В Тобольском архиве хранится «Дело о политическом ссыльном Домиане Миляновском». Материалы дела содержат интересные сведения о дочери поэта П.П. Ершова от второго брака Людмиле.

О жизни Людмилы Петровны Ершовой (1848–1907), по мужу Миляновской, известно крайне мало. В начале 70-х гг. XIX в. она принимала участие в благотворительных спектаклях в пользу Общества для вспомоществования бедным студентам. 20 января 1871 г. в зале Тобольского собрания прошли две постановки: «Женитьба» Гоголя и водевиль «Учитель школьный, или дураков учить, что мертвых лечить». В спектакле, вместе с известным тобольским художником М. Знаменским, играла Л. Миляновская [1, с. 133].

Свадьба Людмилы и Домиана состоялась, скорее всего, после смерти П.П. Ершова. Возможно, она поспешила с выбором супруга, и это был не совсем продуманный выбор девушки. Однако материальная обеспеченность жениха сыграла определенную роль в ее выборе.

В 1870 г. ссыльный дворянин Миляновский проживал во 2 части г. Тобольска по ул. Рождественской в доме чиновницы Шабанихи, а затем в доме своей тещи чиновницы Е. Ершовой по той же улице. Занятий не имел. В предосудительных поступках замечен не был за исключением чрезмерного употребления алкоголя и мотовства [2, с. 60].

Дворянин Ковенской губернии Д.И. Миляновский 5 января 1873 г. написал докладную записку начальнику Тобольской губернии генерал-майору А.С. Соллогубу. Ссыльный поляк просил губернатора на основании царского Манифеста от 25 мая 1868 г. предоставить ему право выезда из Сибири в Привисленский край. После восстания 1863-64 гг. Миляновский был сослан в г. Тобольск административным порядком, без лишения присвоенных ему прав и преимуществ, не являясь еще совершеннолетним [3, л. 1, 1об].

После Нового года поляк захотел воспользоваться милосердием монарха и просил губернатора ходатайствовать перед министром внутренних дел о выдаче ему билета для проживания во всех городах Российской империи.

Губернатор 17 января запросил у Тобольского полицмейстера сведения о ссыльном. Полицмейстер ответил, что Домиан, а ныне Даниил Миляновский в период нахождения своего в Тобольске ни в каких предосудительных поступках замечен не был, «кроме склонности к пьянству и мотовству» [3, л. 2, 2об]. Семейство поляка состояло на тот момент из жены Людмилы Петровны и дочери Надежды. Относительно степени политической благонадежности ссыльного в рапорте отмечалось, что он «резко не выказывал своего направления, а держал себя скромно» [3, л. 2об].

При подготовке сообщения для генерал-губернатора в Омск, формулировки полицмейстера были Соллогубом несколько смягчены. Рапорт подчиненного, как это часто бывало, послужил черновиком для письма вышестоящему начальству. Упоминание о «склонности к пьянству и мотовству» было зачеркнуто. Слово «резко» было исправлено на «к тому».

Чиновники из Главного управления Западной Сибири в Омске, между тем не торопились давать разрешение на выезд Миляновского. 9 февраля были запрошены дополнительные сведения о причинах помешавших выехать ссыльному на родину по Манифесту монарха от 25 мая 1868 г., и на каком основании он ходатайствовал о применении к нему положений повеления царя от 13/17 мая 1871 года [3, л. 3].

В соответствии с указанием вышестоящей инстанции Соллогуб поручил полицмейстеру разобраться в причинах, помешавших Миляновскому ранее выехать на родину [3, л. 3об].

Полицмейстер ответил 7 марта, что причины невыезда Миляновского уже указывал в рапорте 23 февраля. Из губернского правления предложили еще раз указать причины задержки ссыльного с выездом из Сибири [3, л. 6].

Таким образом, переписка между чиновниками разных уровней затянулась, не смотря на то, что со стороны губернатора препятствий к выезду Миляновского не встречалось.

В подписке от 26 марта поляк указал причину невыезда в Европейскую Россию в силу повеления монарха в 1868 году: во-первых, он хотел жениться в Тобольске, а во-вторых, женившись, не смог отправиться в путь по семейным обстоятельствам и за неимением средств [3, л. 9].

Пока решалась судьба ссыльного, Миляновский умер 7 мая 1873 г. в городской больнице [3; Л. 11]. Хотя в отношении Соллогуба Ковенскому губернатору указана другая дата смерти – 9 мая [3, л. 12].

Летом 1873 г. Людмила Петровна обратилась к полицмейстеру Трусову с просьбой о выдаче ей паспорта на свободное проживание во всех городах империи сроком на один год, представив для этой цели лист гербовой бумаги рублевого достоинства. Полицмейстер в свою очередь «покорнейше» просил губернатора «не оставить распоряжением» прошение Миляновской и выдать ей паспорт для выезда с дочерью Надеждой [3, л. 14].

В прошении дочь Ершова указывала причину своего отъезда, не вдаваясь в подробности: «По разным фамильным, которые требуют моего присутствия необходимо мне иметь паспорт на свободный переезд и жительство в разных губерниях Российской империи…» [3, л. 15].

К прошению прилагалась приписка: «Сие прошение за болезнию моею доверяю подать дворянину Ксаверию Александровичу» [3, л. 15]. Кстати, все последующие прошения о выдаче паспортов также было доверено подать К. Александровичу [2, с. 4]. Анализ незначительных орфографических ошибок в прошениях показывает, что они писались поляком, видимо, самим Ксаверием по просьбе Людмилы Петровны. В данном случае Александрович выступал как доверенное лицо Миляновской.

Неоднократная ссылка на болезнь в дальнейшем, как причину не подавать самой очередное прошение, может говорить о неприязненном отношении Людмилы Петровны к власти.

Между тем, прошение дочери Ершова было удовлетворено. 16 августа Миляновская получила билет, дающий ей право на повсеместное проживание [3, л. 17]. Воспользовавшись билетом, в мае 1874 г. Людмила побывала в столице Польши и регистрировалась в Управлении присутствия Варшавской исполнительной полиции [3, л. 19об].

Весной 1875 г. полицмейстер рапортом доложил губернатору о том, что Миляновская подала прошение с просьбой выехать по семейным делам вместе с дочерью Надеждой в Минскую и Ковенскую губернии. Для выдачи билета был представлен лист гербовой бумаги [3, л. 18]. Через год от Миляновской последовало очередное прошение на имя губернатора о выезде с дочерью Надеждой по «фамильным делам» в Литовский край [3, л. 21].

С годами меняется тон прошений: в них звучат требовательные ноты, возможно, раздражение от необходимости ежегодно обращаться с просьбами к властям. Весной 1877 г. Людмила сообщает: «Так как срок моего билета на свободное проживание в Империи истекает, а по моим делам непременно надо отправиться в Литовский край, то представляю при сем старый билет…» [3, л. 23]

В 1878 г. формулировка прошения немного пространнее: «Имея дела в Западном крае по опеке над малолетними детьми моими, которые вынуждают меня нередко выезжать из Тобольска, а затем необходимо иметь билет на право проживания в разных местностях…» [3, л. 25]. Прошение было удовлетворено, и в конце июля 1878 г. Миляновская посетила города Ковно и Вильно [3, л. 29].

Несмотря на то, что в конце каждого прошения написано «покорнейше имею честь просить» – это просто необходимая для употребления форма при составлении прошений, не имеющая особого содержания.

Одно из последних прошений о выезде датировано 1884 годом [3, л. 28]. На основании имеющихся документов можно предположить, что с 1878 по 1884 гг. Л.П. Миляновская за пределы Тобольской губернии не выезжала. Скорее всего, материальное положение семьи улучшилось, и надобность в частых поездках отпала.

В 80-х гг. Миляновская торговала в своем магазине по ул. Пятницкой канцтоварами, детскими играми, елочными украшениями и проч. В 1888 г. Людмила Петровна разделила наследство между детьми. Дочери Надежда и Софья получили по 5 тыс. рублей. В 1892 г. Миляновская приобрела еще один дом. Сдавала квартиры в наем [1, с. 133]. В феврале 1889 г. Надежда Домиановна вышла замуж за поручика В.С. Берникова и переехала в Омск. Софья стала женой И.В. Путинцева [1, с. 134].

Возможно, определенную материальную помощь Л.П. Миляновской и ее дочерям оказывали родственники покойного мужа. Их поддержка способствовала открытию магазина и накоплению первоначального капитала для развития предпринимательской деятельности.

Таким образом, политическая ссылка в Тобольскую губернию после восстания в Польше приводила к заключению браков между ссыльными и представительницами местного населения, оказывая воздействие на демографическую ситуацию в регионе. Немаловажное значение для дочери П.П. Ершова, при вступлении в брак, имело дворянское происхождение политического ссыльного, что обеспечивало материальное благополучие ее будущим детям.


Библиографический список
  1. Журавлева Н.В. Судьба потомков П.П. Ершова // Ежегодник – 2003 Тобольского музея-заповедника. Тобольск, 2004.
  2. Сулимов В.С. Польские ссыльные в Тобольской губернии (1801–1881 гг.): Биографический словарь. Тобольск, 2007.
  3. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 152. Оп. 6. Д. 626.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: