УДК 271.1

ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ И СТАРООБРЯДЦЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет Горный
к.э.н., ассистент кафедры экономической теории

Аннотация
В статье выявляются причины раскола среди православных в России и возникновение феномена старообрядства, выдержавшего нравственно-физические и экономические воздействия со стороны государства и нового руководства Церкви. Старообрядцы сохранили свою культуру и моральные ценности, и внесли существенный вклад в развитие предпринимательства России.

Ключевые слова: восстания верующих, культура, Патриарх Никон, Петр I, предпринимательство, протесты, реформа, самосожжение, старообрядчество


THE RUSSIAN STATE AND THE OLD BELIEVERS: CAUSES OF THE PHENOMENA AND RELATIONSHIPS

Gurianov Pavel Alekseevich
National mineral resources University «Mining»
Ph.D., assistant of the Department of economic theory

Abstract
The article identifies the causes of division among the Orthodox in Russia and the emergence of the phenomenon of staroobryadtsa, stood moral-physical and economic impacts from the state and the new leadership of the Church. The old believers have preserved their culture and moral values, and has made a significant contribution to the development of entrepreneurship in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Государство Российское и старообрядцы: причины возникновения феномена и взаимоотношения. // История и археология. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/01/1371 (дата обращения: 13.07.2023).

Большой Московский собор проведенный в 1666-1667гг. на котором были наложены анафемы на все старые обряды и книги, что стало отправной точкой в расколе церкви и вследствие этого появление феномена старообрядчества. В чем были причины данного раскола? В тот момент времени Церковь, поглощенная приращением все новых земельных вотчин, что говорила о ее огромном экономическом могуществе, ощущала себя настолько самодостаточной и независимой, что напрочь утратила способность проведения смены государственных интересов. [1, с. 253]

После объединения всех российских земель, «государство к этому времени уже вырастало из теократических средневековых одежд и испытывало потребность к самостоятельной жизни» и контролю над Церковью. [1, с. 253] По сути это означало борьбу элит. Данным соперничеством и смог воспользоваться Никон в своей идейной борьбе с Уложением. Ряд исследователей пришли к выводу, что Никоном также двигало к цели личные амбиции и претензии через Москву установить «Вселенское православное царство», а ее провозгласить в Третий Рим. [1, с. 254] На это старообрядцы ответили в лице Д. А. Урушева, «Московское царство, Третий Рим, вселенское хранилище православной веры обернулось мрачным Вторым Вавилоном». [2, с. 73]

В итоге же реформы, Церковь стала зависима от государства, что постоянно усиливалось и закончилось Петром I при запрещении избрания Патриарха и учреждении Синода как государственного министерства. [2, с. 73]

На борьбу с данным направлением (старообрядчеством) тогда были брошены огромные усилия с применением не только новых церковнослужителей, но и могущественного государственного аппарата (реформу Никона поддержали как царь, так и высшие чиновники). [3, с. 68]

Реформа насаждалась бюрократически-техническим методом безоговорочных приказов. [1, с. 254] Одни авторы считают, что протестные настроения возникли из-за того, что исправлялись или переписывались церковные книги. [3, с. 68] Здесь есть нюанс, что такие вещи, а именно переписывание таковых книг происходило и ранее, но данные процессы не вызывали столь бурные и яростные протесты. [4, с. 107; 5, с. 93-94; 6, с. 32-35] В чем же дело? Считается, что первоначально заявлялось, что исправление русских книг будет по древним образцам, а в итоге произошло по греческим. К XVII столетию среди русских укоренилось представление, что греки существенно отступили от православия, так как их книги издаются в Венеции и их содержание наполнено привнесенными туда ересями Западной Церкви. В результате сложилось неприятие к греческим обрядам. «Грекофильство» же Никона старообрядцами воспринималось как подавление самодостаточности православия на Руси. [4, с. 107-108; 7] Старообрядцев же считали и называли «отсталыми, запоздалыми русскими людьми, мыслившими в духе ограниченных понятий…». [8, с. 111]

Вышеописанное действие данной реформы было воспринято далеко не всем населением страны благосклонно, что и не удивительно. По стране прокатились массовые восстания. Первое случилось в Соловецком монастыре. Затем последовало восстание и в столице. Восстания были жестоко подавлены. Что и не удивительно, если царь Алексей Михайлович писал, что ««вероотступников, боголживников и церковных мятежников казнить, жечь огнем без всякого милосердия». [7, с. 18]  Продолжавшиеся восстания только ужесточали действующую власть. Патриарх Иоаким в 1685г. издается двенадцать статей по еще большему ужесточению борьбы с феноменом старообрядчества. [7, с. 19] Это свидетельствует о том, что в короткие сроки сломить определенные малочисленные группы населения не удалось. Считается, что бунты и восстания монастырских крестьян не прекращались вплоть до 1764г.  [1, с. 258]. Кроме этого борьба старообрядцев проводилось путем самосожжения. [9, с. 177]. Смягчение противостояния после 1764г. можно связать с либерализацией в отношении старообрядцев проведенной Екатериной Великой.

В результате активных участников частых восстаний казнили, других отправляли в ссылки в малодоступные места.

Старообрядцы оказались в предельно сложной даже для физического выживания ситуацию, в результате этого государство укрепляло их убежденность в своей правоте и веру в свою избранность. В данное время проходил «генетический отбор» наиболее могучих духом людей, шел поиск новых способов выживания и сохранения общины «избранных». Помимо следующих вариантов, таких как бегство в глухие места страны или за границу, начинает осознаваться в качестве наиболее приемлемого и доступного пути для сохранения общины возможность включения в социально-экономическую жизнь России. [7, с. 24]

Старообрядцев постоянно дискриминировали. Происходила по сути люстрация (в нынешнем понятии), т.е.старообрядцам было запрещено занимать государственные и общественные посты, даже выступать свидетелями в судах против православных. Но даже этого действующему режиму казалось мало. Прагматичный Петр I  дискриминировал старообрядцев экономически (дав им право селиться в городах и селах, без права пропаганды своего учения (указы о толерантности, 1702г и 1716гг.), проживая в городах они платили двойную подать и налог на бороды (вспоминается поговорка старообрядцев «кто бору свою бреет, тот души своей не жалеет»). Кроме этого им запрещалось носить традиционную русскую одежду. [3, с. 68; 9 с. 173; 10 с. 113] Благодаря введенному налогу на бороды и существовавшему органу «раскольнической конторе» сами себя записали в раскольники в 1737г. – 48 229 человек. Налог смог принести  бюджету российскому от 3084 руб. в 1746г. до 22 114 руб. в 1754г. [7, с. 20-21; 9 с. 176] Мы видим, что за короткий период времени сборы увеличились более, чем в 7 раз.

Исследуемая реформа повлияла не только на религиозную жизнь населения, разделив общество на две группы (некоторые авторы, утверждают, что даже на три), но и на социально-экономическую и культурно-просветительную.

Надо сказать, что старообрядцы внесли большой вклад в экономическое развитие страны. Многие из их представителей были удачными предпринимателями, причем в различных отраслях, как торговли, так и промышленности. Данный феномен привлек внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. А. Леруа-Болье обратил внимание на особую культуру староверов, их солидарность и сопричастность, позволившие им, подобно успешным протестантам в Европе, проявить деловую предприимчивость [7]

На активность старообрядцев-предпринимателей обратил внимание еще в конце XVIII века В.Н.Татищев, который упоминал в письмах из Урала, «…самые промышленники – это раскольники, и, ежели оных выслать, то, конечно, заводов содержать некем… а при многих мануфактурах всеми харчами и потребностями торгуют – все раскольники». [11, с. 60]

Раскол привел к двум противоположным тенденциям в русской культуре, определяющие в дальнейшем динамику ее сложного развития: новационную и традиционную.  [1, с. 256] Сейчас складывается, что более распространенной является новационная культура. Не в этом ли причина низкой предпринимательской активности в России в XXI веке?!


Библиографический список
  1. Маняхина М.Р. Отражение реформы Никона в деятельности Тобольской епархии и духовной жизни Сибири в XVII – первой половине XVIII века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 Т. 3 №5 C. 253-262.
  2. Товбин К.М. Старообрядческие самосожжения как контрсекулярная позиция // Вестник СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2014 № 1 С. 73-76.
  3. Удалова Т.А., Мягкова Е.Г. История взаимоотношений государства и старообрядцев в России // Научный поиск, 2014 № 1 С. 68-70.
  4. Мельников И.А. Социокультурные предпосылки русского церковного раскола XVII в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014 № 7 Ч. 1 С. 106-109.
  5. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. – М.: Церковь, 1995 – 528 с.
  6. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2-х т. Сергиев Посад, 1909.
  7. Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2012 – 344 с.
  8. Щапов А.П.  Русский раскол старообрядчества. – Казань, 1859
  9. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества – Рязань, 1893
  10. Попов В. Тайны раскольников, старообрядцев, скопцов и других сектаторов – СПб, 1871
  11. Столбов В.П. Старообрядчество через призму экономической истории России // Аграрный вестник Верхневолжья, 2014 № 1 С. 59-62.


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: