УДК 37.014.12(476.6)

БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА В XIX ВЕКЕ

Гресь Сергей Михайлович1, Людко Павел Шиманович2
1Гродненский государственный медицинский университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук
2Средняя школа № 7 города Волковыска, учитель истории

Аннотация
История Беловежской пущи в истории XIX в. весьма интересна. За этот промежуток времени она не раз подвергалась переустройству, становилась ареной военных действий.
Изучение данной темы, на сегодняшний день, является актуальной темой белорусской истории, так как Беловежская пуща является национальным достоянием не только Республики Беларусь, но и всей Европы.
Целью работы является исследование Беловежской пущи в XIX в. Её место и роль в истории Беларуси.
Работа построена на архивных материалах из фондов Национального исторического архива в городе Гродно, а так же на исторических источниках.

Ключевые слова: Беловежская пуща


BIALOWIEZA FOREST IN THE XIX CENTURY

Gres Sergei Mikhailovich1, Ludco Paul Szymanowicz2
1Grodno state medical University, candidate of historical Sciences, associate Professor of social Sciences and Humanities
2Secondary school № 7 of Volkovysk, history teacher

Abstract
History of the Bialowieza Forest in the history of the XIX century. very interesting. During this period it is not just undergoing conversion, the scene of hostilities.
The study of the topic, to date, is a hot topic of Belarusian history as Bialowieza Forest is a national treasure, not only of the Republic of Belarus, but also throughout Europe.
The aim is to study the Bialowieza Forest in the XIX century. Its place and role in the history of Belarus.
The work is based on archival materials from the collections of the National Historical Archive in Grodno, as well as on historical sources.

Библиографическая ссылка на статью:
Гресь С.М., Людко П.Ш. Беловежская пуща в XIX веке // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/02/1441 (дата обращения: 13.07.2023).

В XIX веке в истории Беловежской пущи происходят события, которые неоднозначны по своей сути и содержанию на сегодняшний день историками оцениваются неоднозначно. Огромное место в XIX в. занимают попытки царского правительства сохранить природные богатства Беловежской пущи, а с другой стороны оно же даёт распоряжение на вырубку наиболее ценных пород деревьев для нужд армии. Значительна роль в истории пущи и двух польских восстаний, когда она становилась основной продовольственной базой мятежников, в результате животный мир уничтожался беспощадно.

Восстания 1830 и 1863 гг. играют значительную роль в истории Беларуси. Однако следует отметить, что основную массу мятежников составляли поляки, проживающие на территории Беларуси. Желание восстановить независимость своей Родины, в общем, понятно и справедливо, а так как местное население исповедовало в основном католичество, то и количество восставших было достаточно значительным.

Восстание 1830-1831 гг. особенно тяжело отразилось на Беловежской пуще. Весь персонал и проживавшие на территории пущи крестьяне присоединились к восстанию. Пуща стала пристанищем для мятежников, а так как дисциплина в их рядах была слабой, то уничтожение животного мира приобрело ужасающие масштабы. Особенно тяжёлым было положение в лесах пущи прилегающих к местечку Свислочь. В конце мая 1831 г. в Беловежской пуще сконцентрировалось около 1000 повстанцев [1]. Такое большое количество вооружённых людей отрицательно сказалось на животном мире Беловежской пущи. За время восстания было уничтожено до 50 зубров, свыше 150 диких кабанов, значительное количество других животных [2, с. 29]. Для местных крестьян несанкционированная охота за время восстания стала обыденным занятием, и мясо зубров ещё долгое время не переводилось на столах беловежских деревень. Только к концу 30-ых г. этому беспределу был положен конец.

В 1820 г. был издан закон, запрещающий вырубку леса в пуще [3, с. 9]. Данный закон действовал до 1839 г. пока морскому ведомству не дали разрешение на заготовку леса для флота в Беловежской пуще [4, с. 10]. В результате была начата сплошная и выборочная вырубка. Только за 1839 г. для нужд флота было вырублено 3 тысячи самых больших дубов и сосен. Для нужд флота была выделена Гайновская дача. Кроме государственных нужд леса в Беловежской пуще распродавались для вырубки и частным компаниям. так в 1850 г. прусская фирма Бугенгагена получила право на вырубку 76890 деревьев, в 1854 г. за взятку данной фирме разрешили вырубать ещё 60 тыс. деревьев. Весь вырубленный лес переправлялся в Англию и Францию, за что владелец получил прибыли около 2 млн. рублей [4, с. 23].

С возникновением в 1837 г. Министерства государственных имуществ в пуще были созданы 3 лесничества. Охранять леса призваны были 10 стражников, 123 стрелка и 114 осочника. В 1841 г. из 2-ого лесничества была выделена часть пущи и в результате создано 5-е Пружанское образцовое лесничество [5, с. 29].

Запущенность лесных угодий требовала наведения порядка, разработки мер по улучшению ведения лесного и охотничьего хозяйств. В связи с этим в 1842-1847 гг. проводится первое лесоустройство [3, с. 10]. По его результатам пуща делилась на 2 дачи: Беловежской пущи и Свислочской дачи. Лесной массив был разделён просеками на кварталы двухверстовой длины, при одноверстовой ширине. Всего было выделено 666 кварталов: из них в Беловежской пуще – 541 квартал, в Свислочской даче – 125 квадратов [6, с. 49]. В итоге этих мероприятий пуща окончательно была поделена на 5 лесничеств, состоявших из 10 объездов и 77 обходов. Охрана была доверена 77 семьям постоянной лесной стражи, которые проживали на территории пущи. Количество осочников сократилось до 73 человек [6, с. 49]. Площадь пущи в это время составляла 121,4 тыс. га [6, с. 49]

В 1845 г. подлесничим, которые руководили лесничествами в пуще, присвоили звание лесничих и они стали относиться к офицерскому корпусу лесничих. Центрами лесничеств были деревни Беловежа, Бровск, Гайновка, Столпск, Королёв Мост. В 1849 г. стражники пущи были заменены конными лесными объездчиками [7, с. 220]. К 1869 г. количество лесной охраны было сокращено до 64 лесничих и 10 объездчиков. После отмены крепостного права в Российской империи весь обслуживающий персонал пущи сделали вольнонаёмными, а все семьи бывших лесничих и стрелков перевели в разряд государственных крестьян и дали наделы земли. При этом все они были оставлены в пуще и сохранили за собой должности. В 1870 г. к пуще был присоединён Гайновский корабельный лес, а с 1872 г. было изменено административное деление, вместо 5 лесничеств стало 4. Деревня Беловеж стала местом размещения ревизора, который руководил всем лесным массивом [3, с. 15].

Во время восстания 1863-1864 гг. Беловежская пуща стала главным местом дислокации восставших. Тут располагались отряды В. Врублевского, Г. Стравинского, Ф. Юндилы. В основном пуща использовалась как связной пункт между Слонимом и Гродно, а так же как место отдыха и постоя войск мятежников. Бывал в Беловежской пуще и К. Калиновский. Из рапорта пристава 2-ого стана Слонимского уезда Л.Ф. Огатина гродненскому генерал-губернатару И.В. Галлеру сказано: «…последствием такового разъяснения крестьян обращался я на Рожанскую почтовую станцию и по забранной мною лично справке обнаружил, что проезжавшим был, как видно из книги, в 5 часов выехавший некто дворянин Викентий Калиновский по подорожной в.п. от 5.10 № 16668, ему выданной возвращающимся из г.Слонима в г.Волковыск. Насколько я мог удостовериться из-под руки, означенный Калиновский служит в одном из присутственных мест г.Волковыска. Ямщик же почтовой Рожанской станции Талай, действительно таких примет, как показали вышесказанные крестьяне, возил Калиновского в Подороск» [8, с. 69]. Последствия восстания ещё долго ощущались на территории пущи. За время восстания значительно сократилось поголовье зубров лосей и косуль.

После подавления восстания было проведено ревизия. В начале 1880 г. пущу постигло стихийное бедствие. Ураган, который уничтожил значительные лесные массивы и привёл к массовому заражению леса жуками-короедами. В результате для борьбы с ними было проведено новое лесоустройство, которое проводилось на протяжении 1884-1885 гг. Итогом стала сплошная вырубка леса на площади 1550 га. Вместе с этим процессом в Беловежской пуще продолжалась и царская охота [9, с. 6]. В конце XIX в. в университеты, музеи и зоопарки России и зарубежных стран было отправлено большое количество скелетов и шкур зубров, лосей, оленей. В Амстердамский и Берлинский зоосады было отправлено 4 живых зубра [9, с. 10]

В 1888 г. Беловежская пуща была передана в собственность царского двора в обмен на земли в Орловской и Симбирской губерниях. Целью данного мероприятия была забота о сохранении зубров и создание условий для царской охоты. Было проведено новое лесоустройство, т. н. таксация. Возглавлял эту работу профессор Н.К. Генко, консультировал профессор Турский [10, с. 5]. Согласно новой таксации уменьшался размер лесных кварталов (становился 1×1 версту). В результате в Беловежской пуще стало 934 квартала, в Свислочской даче – 125 квартала. Обе пущи делились на 3 округа: Гайновский, Бровский и Беловежский. Охрана лесных массивов была поручена 123 лесничим и 81 стражникам. Площадь пущи составила 125782 га. По результатам таксации для вырубки предназначалось 186,5 га, позже размер вырубки был увеличен до 269 га [10, с. 8].

По результатам таксации в пуще обитало 384 зубра, а перед первой мировой войной животный мир пущи практически полностью восстановился. Здесь проживало 727 зубров, 5939 оленей, 4253 косуль, 58 лосей, 2320 диких кабанов [10, с. 11].

Как видно из работы на протяжении XIX в. Беловежская пуща по-прежнему достаточно активно эксплуатировалась. Вместе с тем российские власти делали попытки по сохранению природных богатств пущи. Практически постоянно проводились мероприятия по лесоустройству, в результате площадь пущи постоянно варьировалась.

Историческое значение пущи так же весьма значительно. Так оба польских восстания избирали её основной базой, что было оправданно. Богатый животный мир давал возможность пропитания достаточно большому количеству людей. Однако в итоге это приводило к утрате значительного числа животных.


Библиографический список
  1. Гресь С.М. Польское восстание 1830-1831 гг. на территории Волковысского уезда и его влияние на политику российских властей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40856 (дата обращения: 03.02.2015).
  2. Кестер Б.В., Шостак С.В. Прошлое и настоящее Беловежской пущи. М.: издательство «Лесная промышленность», 1968. 68 с.
  3. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее НИАБ в Гродно) Ф. 1. Оп. 28. Д. 3. Л. 23.
  4. НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 27. Д. 64. Л. 25.
  5. НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 17. Д. 390. Л. 63.
  6. Карцов Г.Л. Беловежская пуща. СПб.: артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1903. 454 с.
  7. Полонский А.А. Резиденция в Беловежской пуще: Заметки человека из “Радиофакта” : историческая литература. Брест: управление по печати, 2002. 235 с.
  8. Шалькевич В.Ф. Кастусь Калиновский. (страницы биографии). Мн.: «Университетское», 1988. 120 с.
  9. НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 2. Д. 1064. Л. 25.
  10. НИАБ в Гродно Ф. 108. Оп. 3. Д. 61. Л. 30.


Все статьи автора «Гресь Сергей Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: