Лечу за тридевять морей,
Селений сотни пролетаю
В границах родины моей…
Но что, спроси, о них я знаю?
По-настоящему любить свой край – это значит знать историю своего города, села или деревни, сохранять их культурное пространство, помнить о людях и традициях, заложенных предыдущими поколениями. Попытаемся восстановить историю села Большие Бакалды, сведения о котором плохо сохранились.
Село было основа в первой половине XIII века во времена нашествия монголо-татарского ига. Почему именно в этом месте основалось село, повествуют исторические хроники: около Кривяковского леса русские дружины три дня ждали нападения татар, но те всё не появлялись, и наши воины посчитали, что одержали победу без боя. В это время татары напали на русскую дружину врасплох и уничтожили её. У прибывших татар было много скота. Места для его выпаса в окрестности оказались подходящими. Пленных русских татары определили охранять скот. С этого времени и пошла застройка села Большие Бакалды. «Бакалды» – обозначает большие ямы с талой водой. «Бакалды» произошло от татарского «ба» – большое и «калда» – загородь, огороженное место. В словаре В.И.Даля так определяется название села: «Бакалда – глухой заливец или ковш, поемная яма, колдобина, кутлубоина; ямина, которая заливается водой по весне и остаётся как бы озерком…» [1].
Чистая ключевая вода всегда привлекала пионеров – первых поселенцев. На ключе же поставили первые жители, промышлявшие в нижегородских лесах зверем и пчелой, свой поселок Бакалды. Бакалда или бокалда – так называли родник, яму с водой как русские, так и эрьзя – мордва. Первые поселенцы вели вольные промыслы. После того, как леса свели, занялись хлебопашеством.
Историческое прошлое села довольно значимое, так как оно было основано в том же веке, когда был заложен Нижний Новгород. Село постепенно развивалось, в исторических летописях первый владельцем упомянут Борис Иванович Морозов, воспитатель и наставник царя Алексея Михайловича, будущего отца Петра I. В XVIII веке бакалдские владения перешли к помещику Степану Ивановичу Шешковскому, который заведовал Тайной Канцелярией. Впоследствии в середине XIX века бакалдские владения перешли к внуку Шешковского – Григорию Петровичу Митусову. Большие Бакалды стали волостным центром в составе Княгининского уезда.
Основная часть населения занималась сельским хозяйством. Огромные луга и овраги были засеяны кормовыми травами, что привело к развитию скотоводства. Но основная гордость Бакалд – вишневые сады, которые были посажены в XVIII веке по прихоти помещика и разрослись на несколько гектаров. Когда созревала вишня, урожай достигал больших размеров, поэтому ягоду продавали не только на территории Нижегородской области, но и везли в другие города. Вскоре слава бакалдовской вишни прокатилась по всей России, о Бакалдах узнали повсюду. В советское время здесь был колхоз имени Мичурина, известного селекционера – биолога. Он вывел новые сорта яблонь, слив и конечно же вишни, урожай которого прославили село. Местные жители в благодарность поставили Ивану Владимировичу Мичурину бюст, увековечив его имя. А сама ягода украшает герб села, уютно уместившись на ладони садовода в лучах восходящего солнца. В селе расположен музей вишни – единственный в России. Музей вишни находится на месте усадьбы бывшего владельца Мичурина. В музее собраны разные сорта вишни, образцы почвы, на которых она растёт. Весной, когда цветут сады, жители устраивают праздник «Вишневая метель», на который съезжаются гости со всех уголков России. С XIX века излишки фруктов стали перерабатывать и появилась варочная по переработки плодов, которая переросла в ООО «Большебакалдский консервный завод» – здесь изготавливается варенье, сок, настойки и многое другое.
Также на гербе изображен пруд с рыбой. За садом помещика Мичурина был вырыт пруд, где разводили рыбу карасей и карпов. Рыбы стало так много, что её стали продавать на местных рынках. Так и прославились Бакалды ещё одной своей особенностью.
Не обошла село стороной и духовная тема. В Бакалдах находится Церковь Воскресения Словущего, находящиеся в списке культурного наследия Нижегородской области. Церковь была построена в XIX веке. Храм высотой восемь метров, был сделан из дерева. Он был стоял на высоком холме и был виден из любого места села. Затем церковь была перестроена в каменную.
Старообрядчество – особая страница в истории Бакалд. Население села состоит из «новообрядцев» и «старообрядцев». Трудно сказать, что явилось причиной переселения людей старой веры именно на бакалдские земли и когда это произошло. Скорее всего, в конце XVII – началеXVIII века. Именно в это время раскольники устремились в места, где можно было укрыться от преследования властей и официальной церкви. Немаловажную роль, видимо, сыграла близость к родине Аввакума–Закудемскому стану, где в 1672 году произошло массовое самосожжение старообрядцев, протестовавших против ущемления их прав. Вторая причина, возможно, та, что близлежащее Мурашкино являлось главным центром встреч старообрядцев Казанской и Симбирской губерний.
С тех пор прошло немало времени. Оно почти стёрло различия между разноверцами. Но в селе по-прежнему действуют два кладбища: для старообрядцев и «новообрядцев».
Когда-то Бакалды пересекал большой овраг. Было указано каждому домохозяину ежедневно привозить в этот овраг определенное количество возов глины для его засыпки. Сейчас здесь живут Кармановы, Басовы и Карповы. Вокруг Бакалд находились леса, которые в настоящее время практически все вырублены. Жители Бакалд делились на три категории: зажиточные крестьяне (например, Глазковы и Королевы); бедняки, имевшие лошаденку и небольшой земельный надел; “келейные” – безлошадные и безземельные. Этим людям не давали даже места для строительства в порядке. Они селились под горой.
После революции из бывших келейников образовалась небольшая, в 9 хозяйств артель «Новая жизнь». За свою историю хозяйство несколько раз укрупнялось, разукрупнялось, пока в 1951 году не сложилось в крупный колхоз, который получил название «имени И.В.Мичурина». Хозяйство было известно не только в районе, но и в области внедрением новейших технологий в земледелие и животноводство, строительством производственных зданий и жилых домов. В настоящее время это ООО «Б.Бакалдское», которое довольно успешно развивается в нынешних непростых условиях.
Неразрывна связь человека с тем местом, где он родился и вырос. С малой родины начинается биография человека. Нужно знать и уважать свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли. Поэтому так важна историческая память о ней. Мы ответственны перед своей родиной сегодня и в будущем.
Этот мир, для сердца милый,
Что давал мне в жизни силы,
Я хранил в себе всегда
И мечтал попасть сюда
Хоть на день, хоть на часок,
Вновь попить вишнёвый сок.
Библиографический список
- Семенов П.П. Географическо–статистический словарь Российской империи. Спб, 1885. Том № 1. С. 186.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Спб, 1863-1866.
- Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
- Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
- Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
- Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
- Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.
- Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
- Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.