УДК 621.574.041

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУХОЗАПРАВЩИКОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Кокарев Михаил Александрович2, Чмутин Евгений Владимирович3, Бутерус Никита Сергеевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматривается история развития воздухозаправщиков воз-душных судов отечественной авиации.

Ключевые слова: воздушные системы, воздушные суда


THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF VOSTOKSERVIS AIRCRAFT OF THE RUSSIAN GOVERNMENTAL AVIATION

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kokarev Mikhail Aleksandrovich2, Chmutin Evgeny Vladimirovich3, Butherus Nikita Sergeevich4
1Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
2Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
The article discusses the history of the development of vazduhoplovstvo who-stuffy of domestic aviation.

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. История развития воздухозаправщиков воздушных судов отечественной авиации // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/10/2381 (дата обращения: 13.07.2023).

В бортовых системах отечественных воздушных судов (ВС) широ­ко применялись и применяются различные сжатые газы, в том числе сжатый воздух.

В ВС воздушная система обеспечивает функционирование системы торможения колес шасси, управление дифференциальным механизмом поворота передней стойки шасси, приведение в действие тормозного парашюта, стрелково-пушечного вооружения, функционирование системы герметизации фонарей кабин, системы ава­рийного покидания (аварийных надувных трапов) самолета, приведение в действие системы аварийного выпуска шасси, обеспечение поддавливания блоков радиоэлектронной аппаратуры.

В связи с появлением в 40-х годах на воздушных судах убирающихся шасси, пневмогидравлических амортизаторов, пневматической перезарядки вооружения и применением пневмоинструмента при  их обслуживании и эксплуатации в авиационно-технические части начали поступать средства добычи сжатого воздуха и зарядки им систем самолетов.

Существовавшая в то время аэродромная компрессорная станция АКС-2 обеспечивала наполнение 4-х транспортных 40-литровых баллонов сжатым воздухом до давления 150 кгс/см2 за 33 минуты.

Зарядка пневмосистем самолетов осуществлялась методом пуска сжатого воздуха от аэродромных баллонов, смонтированных на специальных тележках с пневматическими колесами.

В послевоенный период начался новый этап развития отечественной техники, связанный с прогрессом во всех областях науки. Поршневой двигатель, несмотря на совершенство конструкции, надежность, экономичность, больше не мог значительно повысить тактико-технические характеристики самолетов. На смену ему пришел новый тип двигателя – реактивный, а вместе с ним и новые самолеты. Соответственно этому появились новые технические средства, которые были необходимы для обслуживания вновь появившихся, современных ВС.

Так, для зарядки бортовых систем ВС сжатым воздухом в строевые части ВВС в 1955 году стали поступать воэдухозаправщики B3-I6-230 и B3-20-230, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-63 и ЗИЛ-157 соответственно. Они имели, запас возимого газа 147,2 и 184 м3 соответственно, и давление выдаваемого газа в систему ВС до 230.

С ростом потребностей в сжатом воздухе в начале 60-х годов в строевые части стал поступать воздухозаправщик B3-20-350 (1963 г.), смонтированный сначала на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а затем на шасси автомобиля ЗИЛ-131, имевший возимый запас сжатого воздуха 280 м3 и рабочее давление сжатого воздуха в баллонах до 350 кгс/см3. В эти же годы был разработан и стал применяться аэродромный централизованный заправщик воздухом АЦЗВ, оборудование которого транспортировалось на двух автомобилях ЗИЛ-I30 и двух автомобильных прицепах 2ПН-4.

В 80-х годах на вооружение ВВС стали поступать новые авиационные комплексы 4-го поколения, такие как Су-25, Су-27, Миг-29, Ту-160, Aн-124 и другие, для которых характерно увеличение потреб­ностей в сжатых и сжиженных газах, в том числе в сжатых воздухе и азоте.

Так как развитие авиации сопровождается увеличением давления и количества заряжаемого газа, то и встала проблема по увеличению рабочего давления и возимого запаса сжатого или сжиженного газа, на газозарядных средствах, что позволило бы увеличить количество ВС, системы которых можно было бы зарядить от одного газозарядного средства. С этой целью был разработан и поступал в войска воздухозаправщик ВЗ-630, имеющий за счет увеличения рабо­чего давления воздуха в его баллонах до 630 кгс/с м3 возимый запас газа до 504 м3, что почти в два раза превышает возимый запас газа на воздухозаправщике B3-20-350. Это обеспечивает возможности тех­нического обслуживания большего количества ВС при одной полной зарядке баллонов заправщика В3-630, чем при использовании воздухозаправщика B3-20-350.

И в настоящее время на снабжении ВВС и в гражданской авиации применяются два типа воздухозаправщиков – B3-20-350 и ВЗ-630, уже смонтированные на шасси Урал-4320.

Современные воздушные суда также снабжены разветвленными газовыми системами, играющими жизненно важную роль в обеспечении полетов. Основными потребителями сжатого воздуха являются бортовые системы авиационных комплексов четвертого и последующих поколений, сжатый воздух заряжается в пневматики шасси, амортизационные стойки шасси, гидроаккумуляторы, системы герметизации фонарей кабин и др.


Библиографический список
  1. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов, Техническое обслуживание и регламентные работы – М., Воениздат, 1976. – 104 с.
  2. Воздухозаправщик B3-630. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985.- 123 с.
  3. Корольков Ю.И., Ланин С.П. Средства зарядки летательных аппаратов сжатыми газами (часть II).1993 г. Воронеж, ВВВАИУ – 115 с.
  4. Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URL http://technology.snauka.ru/2014/3/3051
  5. Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Математическое описание учебно-тренажерных средств многокомпонентнозарядной техники / Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». № 8 2013 г. (электронный ресурс) URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25850


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: