В бортовых системах отечественных воздушных судов (ВС) широко применялись и применяются различные сжатые газы, в том числе сжатый воздух.
В ВС воздушная система обеспечивает функционирование системы торможения колес шасси, управление дифференциальным механизмом поворота передней стойки шасси, приведение в действие тормозного парашюта, стрелково-пушечного вооружения, функционирование системы герметизации фонарей кабин, системы аварийного покидания (аварийных надувных трапов) самолета, приведение в действие системы аварийного выпуска шасси, обеспечение поддавливания блоков радиоэлектронной аппаратуры.
В связи с появлением в 40-х годах на воздушных судах убирающихся шасси, пневмогидравлических амортизаторов, пневматической перезарядки вооружения и применением пневмоинструмента при их обслуживании и эксплуатации в авиационно-технические части начали поступать средства добычи сжатого воздуха и зарядки им систем самолетов.
Существовавшая в то время аэродромная компрессорная станция АКС-2 обеспечивала наполнение 4-х транспортных 40-литровых баллонов сжатым воздухом до давления 150 кгс/см2 за 33 минуты.
Зарядка пневмосистем самолетов осуществлялась методом пуска сжатого воздуха от аэродромных баллонов, смонтированных на специальных тележках с пневматическими колесами.
В послевоенный период начался новый этап развития отечественной техники, связанный с прогрессом во всех областях науки. Поршневой двигатель, несмотря на совершенство конструкции, надежность, экономичность, больше не мог значительно повысить тактико-технические характеристики самолетов. На смену ему пришел новый тип двигателя – реактивный, а вместе с ним и новые самолеты. Соответственно этому появились новые технические средства, которые были необходимы для обслуживания вновь появившихся, современных ВС.
Так, для зарядки бортовых систем ВС сжатым воздухом в строевые части ВВС в 1955 году стали поступать воэдухозаправщики B3-I6-230 и B3-20-230, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-63 и ЗИЛ-157 соответственно. Они имели, запас возимого газа 147,2 и 184 м3 соответственно, и давление выдаваемого газа в систему ВС до 230.
С ростом потребностей в сжатом воздухе в начале 60-х годов в строевые части стал поступать воздухозаправщик B3-20-350 (1963 г.), смонтированный сначала на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а затем на шасси автомобиля ЗИЛ-131, имевший возимый запас сжатого воздуха 280 м3 и рабочее давление сжатого воздуха в баллонах до 350 кгс/см3. В эти же годы был разработан и стал применяться аэродромный централизованный заправщик воздухом АЦЗВ, оборудование которого транспортировалось на двух автомобилях ЗИЛ-I30 и двух автомобильных прицепах 2ПН-4.
В 80-х годах на вооружение ВВС стали поступать новые авиационные комплексы 4-го поколения, такие как Су-25, Су-27, Миг-29, Ту-160, Aн-124 и другие, для которых характерно увеличение потребностей в сжатых и сжиженных газах, в том числе в сжатых воздухе и азоте.
Так как развитие авиации сопровождается увеличением давления и количества заряжаемого газа, то и встала проблема по увеличению рабочего давления и возимого запаса сжатого или сжиженного газа, на газозарядных средствах, что позволило бы увеличить количество ВС, системы которых можно было бы зарядить от одного газозарядного средства. С этой целью был разработан и поступал в войска воздухозаправщик ВЗ-630, имеющий за счет увеличения рабочего давления воздуха в его баллонах до 630 кгс/с м3 возимый запас газа до 504 м3, что почти в два раза превышает возимый запас газа на воздухозаправщике B3-20-350. Это обеспечивает возможности технического обслуживания большего количества ВС при одной полной зарядке баллонов заправщика В3-630, чем при использовании воздухозаправщика B3-20-350.
И в настоящее время на снабжении ВВС и в гражданской авиации применяются два типа воздухозаправщиков – B3-20-350 и ВЗ-630, уже смонтированные на шасси Урал-4320.
Современные воздушные суда также снабжены разветвленными газовыми системами, играющими жизненно важную роль в обеспечении полетов. Основными потребителями сжатого воздуха являются бортовые системы авиационных комплексов четвертого и последующих поколений, сжатый воздух заряжается в пневматики шасси, амортизационные стойки шасси, гидроаккумуляторы, системы герметизации фонарей кабин и др.
Библиографический список
- Средства аэродромно-технического обеспечения полетов, Техническое обслуживание и регламентные работы – М., Воениздат, 1976. – 104 с.
- Воздухозаправщик B3-630. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985.- 123 с.
- Корольков Ю.И., Ланин С.П. Средства зарядки летательных аппаратов сжатыми газами (часть II).1993 г. Воронеж, ВВВАИУ – 115 с.
- Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URL http://technology.snauka.ru/2014/3/3051
- Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Математическое описание учебно-тренажерных средств многокомпонентнозарядной техники / Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». № 8 2013 г. (электронный ресурс) URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25850