В истории отечественной авиации развитие газозарядных и теплотехнических средств было направлено на более полное и качественное обеспечение все возрастающих потребностей авиационных частей и соединений в сжатых и сжиженных газах и тесно связано с развитием всей кислородно-газовой техники.
Средства обеспечения газами в процессе развития отечественной авиации претерпели существенные изменения – от простых, малопроизводительных агрегатов и установок до современных, созданных на основе последних достижений науки и техники, высокопроизводительных средств, обеспечивающих эффективное техническое обслуживание современных воздушных судов (ВС) и выполнение других задач в соответствии с их назначением.
Рассмотрим путь их развития.
В 30-е годы в связи с появлением на ВС убирающихся шасси, пневмогидравлических амортизаторов, применением метода пневматической перезарядки стрелково-пушечного вооружения, применением пневмоинструмента при обслуживании и эксплуатации аэродромов в части наземного обеспечения полетов начали поступать средства добычи сжатого воздуха и зарядки бортовых систем самолетов. К ним относится аэродромная компрессорная станция АКС-2, оборудование которой монтировалось на двухосном автомобильном прицепе, и состояло из двигателя ГАЗ и воздушного компрессора АК-50/150 с системой охлаждения и фильтрации. Станция обеспечивала наполнение 4-х транспортных 40-литровых баллонов сжатым воздухом до давления 150 кгс/см2 за время около 30 мин. Зарядка пневмосистем самолетов осуществлялась из аэродромных баллонов, смонтированных на тележках, методом перепуска.
Самолетные кислородные системы заряжались газообразным кислородом, получаемым на стационарных, автомобильных и вагонных кислороддобывающих станциях (СК-05, АК-05 и В-3) из транспортных баллонов методом перепуска, с последующим дожатием до требуемого давления с помощью кислородных насосов КН-2 (с ручным приводом) или КН-3 (с электрическим приводом).
Для перевозки и хранения жидкого кислорода в частях наземного обеспечения полетов применялись сосуды Дьюара СД-15, вместимостью15 л. Для подогрева авиадвигателей самолетов применялись переносные и бортовые подогреватели.
В послевоенный период начался новый расцвет отечественной авиации. На смену поршневым авиационным двигателям пришли реактивные двигатели. Появилась реактивная авиация.
Насаждение ВС радиоэлектронным и другим специальным оборудованием потребовало разработки специальных средств наземного кондиционирования и подогрева (теплотехнических средств). Так, в 50-е -60-е годы в части наземного обеспечения полетов стали поступать аэродромный кондиционер АКВ-30/120 и моторные подогреватели МП-44 и МП-300.
Для заправки бортовых самостоятельных систем жидким кислородом, а также для его хранения и транспортирования стали применяться транспортные резервуары жидкого кислорода ТРЖК-1, АШС-1 (1959 г.), ТШС-3 (1962 г.), ТРЖК—8 (1969 г.) и железнодорожные кислородные цистерны 8Г-512, предназначенные для транспортирования жидкого кислорода к месту потребления на большие расстояния.
Для зарядки бортовых систем газообразным кислородом использовались автомобильные кислородно-зарядные станции:
- АКЗС-15, на шасси ЗИС-5, (15 м3/ч);
- АКЗС-40 (1955 г.), ЗИЛ-150, (40 м3/ч, 90 м3);
- АКЗС-60 (1957 г.), ГАЗ-69, (150 кгс/см2, 24 м3).
Для зарядки бортовых систем ВС сжатым воздухом1955 г. в строевые части ВВС стали поступать воздухозаправщики ВЗ-16-230 и ВЗ-20-230.
В этот же период для получения в полевых условиях сжатого воздуха и зарядки им транспортных баллонов и воздухозаправщиков в частях наземного обеспечения полетов появились:
- компрессорная станция АКС-8М (1954 г.), на шасси двухосного прицепа, производительность 130 м3/ч и максимальное давление 230 кгс/см2;
- компрессорная станция СИ-14 (1957 г.), на шасси автомобиля ЗИЛ-157, (90 м3/ч, 350 кгс/см2).
С ростом потребностей в сжатых и сжиженных газах отечественных ВС в начале 60-х годов стала поступать в строевые части ВВС следующая кислородно-газовая техника:
- АКЗС-75, на шасси ЗИЛ-150;
- АУЗС-1. на шасси ЗИЛ-150, имеющая запас углекислоты 375 кг, производительность 120 кг/ч и давление 165 кгс/см2;
- ВЗ-20-350, на шасси ЗИЛ-157, а затем на шасси ЗИЛ-131;
- УКС-400В на шасси автомобиля ЗИЛ-157 и прицепа 2ПН-4М.
В середине и конце 60-х годов появилась следующая кислородно-газовая техника:
- АУЗС-2М и АУЗС-3;
- УГЗС-1 (1967 г.), а затем УГ3С.М;
- АКЗС-75М (1968 г.);
- УГЖК-1 и СГУ-7КМ;
- АПК-1711, АПК-1713, АМК-24/56 (1970 г.);
- УМП-350.
Одним из путей решения проблемы удовлетворения все возрастающих потребностей в сжатых и сжиженных газах авиационных частей и соединений является увеличение возимого запаса газа в емкостях газозарядных средств, что позволяет увеличить количество потребителей (ВС), зарядку бортовых систем которых можно обеспечить от одного средства. С этой целью в начале 80-х годов была разработана, принята в частях наземного обеспечения полетов и в настоящее время серийно выпускается следующая КГТ:
- воздухозаправщик ВЗ-630, имеющий за счет увеличения рабочего давления запас газа 504 м3, превышающий запас газа на ВЗ-20-350 в 1,8 раза;
- УГ3С-630, имеющая за счет увеличения давления до 630 кгс/см2 (на азотном и воздушном вариантах) или до 450 кгс/см2 (на кислородном варианте) запас газа, значительно превышающий запас газа на станции УГ3С.М;
- УКС-630, обеспечивающая зарядку ВЗ-630 и УГЗС-630 (воздушный вариант);
- ЗУА-1000, предназначенный для зарядки углекислотой бортовых систем ВС вместимостью свыше90 кг; запас углекислоты4300 кг, что в 10 раз больше, чем в АУЗС-3;
- ГСГ-250/420, смонтирован на шасси КамАЗ-5320 и полностью автономен, т.к. имеет собственный энергоисточник – электроагрегат, запас жидкого продукта почти в 2 раза больше, чем на установке СГУ-7КМ;
- ряд цистерн для хранения и транспортирования криопродуктов ЦТК-1,6-0,25, ЦТК-3,2/0,25, ЦТК-10/0,6;
- кондиционер АК-0,4-9А, рекомендованный для обслуживания ВС фронтовой и армейской авиации, а также некоторых типов ВС дальней и военно-транспортной авиации;
- кондиционер АК-1,6-9А, предназначенный для обслуживания ВС дальней, военно-транспортной авиации и ВС спецназначения;
- аэродромный высоконапорный подогреватель АВП-1Д-9А, рекомендованный для обслуживания ВС, базирующихся в северных районах страны. Он работает в режимах “Обогрев” и “Вентиляция”;
- кондиционер летного состава КЛС-8.
И в настоящее время развитие средств обеспечения газами в отечественной авиации продолжается. Конструкторские бюро и предприятия промышленности работают над созданием новых образцов кислородно-газовой техники, способных еще более эффективно обеспечивать техническое обслуживание современных воздушных судов.
Библиографический список
- Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
- Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.