УДК 621.574.041

ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДСТВ КРИОГЕННОЙ И ГАЗОЗАРЯДНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ (1910-1960Г.Г.)

Папилин Петр Иванович1, Маслов Вадим. Александрович2, Дзюбенко Олег Леонидович3, Кокарев Михаил Александрович4
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат технических наук, доцент
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат технических наук, старший преподаватель
3Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат педагогических наук, старший преподаватель
4Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент

Аннотация
В статье подробно описывается появление первых средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации.

Ключевые слова: средства криогенной и газозарядной техники, теплотехнические средства


THE ORIGIN OF THE FUNDS AND CRYOGENIC GAS CHARGERS EQUIPMENT FOR MAINTENANCE OF AIRCRAFTS OF DOMESTIC AVIATION (1910-1960)

Papilin Petr Ivanovich1, Maslov Vadim Aleksandrovich2, Dzyubenko Oleg Leonidovich3, Kokarev Mikhail Aleksandrovich4
1Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of technical Sciences, associate Professor
2Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of technical Sciences, senior lecturer
3Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer
4Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), associate Professor

Abstract
The article describes in detail the appearance of the first tools of cryogenic and hatsady equipment for maintenance of aircrafts of domestic aviation.

Keywords: heat engineering tools, media cryogenic and gas chargers equipment


Библиографическая ссылка на статью:
Папилин П.И., Маслов В.А., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960г.г.) // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/03/920 (дата обращения: 13.07.2023).

Создание и развитие средств криогенной и газозарядной техники и теплотехнических средств в отечественной военной авиации неотъемлемо связано с развитием и совершенствованием конструкции воздушных авиационных комплексов, появлением новых методов их обслуживания, развитием средств поражения и их обслуживания, применяемых в различных видах Вооруженных Сил, развитием науки и техники в целом. Именно поэтому вслед за появлением первых воздушных судов стали создаваться различные приспособления для их обслуживания, которые в дальнейшем преобразовывались в агрегаты, системы, установки, а затем и в целые комплексы.

С появлением моторной авиации для облегчения запуска двигателей в холодное время года применялся целый ряд приспособлений – подогревателей. Появление на самолетах убирающихся шасси с пневмоприводом, пневмогидравлических амортизаторов, пневматической перезарядки вооружения и применением пневмоинструмента при их обслуживании заставило применять средства добычи сжатого воздуха и средства зарядки им систем самолетов.

К ним относится аэродромная компрессорная станция АКС-2, оборудование которой монтировалось на двухосном автомобильном прицепе и состояло из двигателя ГАЗ-ММ, компрессора АК-50/150, системы охлаждения и фильтров. Станция обеспечивала наполнение транспортных 40-литровых баллонов сжатым воздухом до давления 150 кгс/см2 .

Компрессор – АК 50/150 (1-ВУ);

Охлаждение компрессора – водяное;

Число оборотов компрессора – 600 об/мин;

Потребная мощность – 22 л.с.;

Двигатель компрессора – ГАЗ-ММ;

Мощность двигателя – 30 л.с.

На смену станции АКС – 2, была разработана и применялась более мощная аэродромная компрессорная станция АКС-8, а также станция СМ–14.

Станция АКС-8 предназначалась для наполнения аэродромных и бортовых баллонов летательных аппаратов сжатым воздухом в полевых условиях. Аэродромная компрессорная станция АКС-8 смонтирована на специальном автомобильном двухосном прицепе с металлическим кузовом, имеющем щиты жалюзи и дверцы для доступа к отдельным агрегатам и узлам станции. К основному оборудованию станции относятся: четырехступенчатый V-образный компрессор высокого давления ВКУ-100/230; двигатель ЯАЗ-204, приводящий в движение компрессор; щит управления; холодильники; влагомаслоотделитель; силикагелевый осушитель; керамический фильтр; приборы и вентили управления. Двигатель ЯАЗ-204 соединен через приводную муфту с компрессором ВКУ-100/230.

Регенерация силикагеля производится воздухом, который подогревается выхлопными газами двигателя в специальном змеевике, помещенном в глушителе. Освещение станции и питание других потребителей тока производится от двух аккумуляторных батарей 6СТЭ-128 и генератора Г-25 напряжением  12 В.

Охлаждение сжимаемого воздуха происходит в воздушных холодильниках, объединенных в один блок. Охлаждение радиатора производится вентилятором компрессора. Станция полностью автономна в работе.

Самоходная воздушная компрессорная станция СМ-14 смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-151. К основному оборудованию станции относятся: двигатель ЯАЗ-204А (ЯАЗ-204Е), приводящий в движение компрессор; компрессор высокого давления поршневой, четырехцилиндровый, четырехступенчатый V-образный, двухрядный; шестеренчатый редуктор с передаточным числом 1 : 1,45; холодильники; влагомаслоотделители; адсорберы; водяная группа охлаждения; ресиверы воздушные; щит управления; шланги. Регенерация адсорбера производится выхлопными газами двигателя в специальном сушильном шкафу.

Освещение станции и питание других потребителей тока производится от двух аккумуляторных батареи 6СТЭ-28 и генератора Г-25-13 напряжением 12 в. Выдача воздуха производится через раздаточную колонку давлением 150 кг/см2 и 350 кг/см2.

Зарядка пневмосистем самолетов от аэродромных баллонов, смонтированных на специальных тележках с пневматическими колесами, проводилась методом перепуска сжатого воздуха. Все эти средства широко использовались в авиации в период ее становления и развития (1910 – 1960 гг.).

С появлением самолетов, способных летать на значительных высотах (4000 и более метров), встала задача обеспечения дыхания летного состава.
Недостаток кислорода с подъемом на высоту приводит к, так называемому, «кислородному голоданию» организма, которое может вызвать потерю сознания и даже смерть. Самолеты стали оснащаться кислородными системами.

Оснащение ВВС Красной Армии самолетами, имеющими на борту системы обеспечения экипажа кислородом, поставило задачу обеспечения частей ВВС медицинским жидким и газообразным кислородом. Снабжение кислородом частей ВВС путем его транспортирования с заводов промышленности не обеспечивало потребности в кислороде ввиду слабой сети кислородных заводов и больших расстояний для его транспортирования.

Для обеспечения частей ВВС медицинским жидким и газообразным кислородом в конструкторском бюро Глававтогена были созданы автомобильные, стационарные и вагонные кислороддобывающих станций (АК-0,5, CK-05 и В-3) и освоено их производство и серийный выпуск на 1-ом Московском союзном автогенном заводе.

Автомобильная кислороддобывающая станция АК-05 представляла собой комплект специального оборудования для получения жидкого кислорода из атмосферного воздуха по циклу высокого давления с дросселированием и однократной ректификацией жидкого воздуха на жидкий кислород чистотой 99,9% и газообразный азот чистотой 92-93%.

Все оборудование станции размещалось на 3-х автомобилях ЗИС-6. В комплект станции входили:компрессорная и технологическая машины и вспомогательная машина для транспортирования ЗИП и оборудования.

Станция имела производительность 5 кг/ч жидкого кислорода, выдаваемого в сосуды Дьюара (СД-15). Стационарная кислороддобывающая станция СК-05 представляла комплект силового и технологического оборудования, аналогичного оборудованию станции АК-0,5 и предназначенного для размещения в специальном помещении на аэродроме.

Более мощным средством, добычи кислорода (до 24 кг/ч) была станция вагонного типа В-3 (ЖДКС), все оборудование которой размещалась в 4-х вагонах (один вагон технологический, в котором размещалось все оборудование для получения жидкого кислорода и его газификации, два вагона – дизельные электростанции и один вагон ремонтно-наполнительный (РНВ).

Технологическая схема станции В-3 представляла собой установку для сжижения и разделения воздуха по методу высокого давления с детандером и двойной ректификацией жидкого воздуха на жидкий кислород и газообразный азот. Станция имела емкость для хранения жидкого кислорода на 1000 л (TK-1000) и теплый газификатор для превращения жидкого кислорода в газообразный под давлением 150 кгс/см2 и заполнения им транспортных баллонов.

Для уменьшения потерь кислород при газификации остаточный газ из газификатора подавался в газгольдер, расположенный в ремонтно – наполнительном вагоне, с последующим сжатием его в кислородном компрессоре и заполнением баллонов под давлением 150 кгс/см2. Станция имела оборудование для ремонта и переосвидетельствования транспортных баллонов.

Самолетные кислородные баллоны заряжались кислородом из транспортных баллонов, как перепуском, так и с помощью насосов КП-2 (с ручным приводом) и КН-3 (с электрическим приводом).

Для перевозки и хранения жидкого кислорода на аэродромах ВВС использовались сосуды Дьюара СД-15, емкостью 15 л.
До Второй Мировой войны в СССР жидкий кислород в железнодорожных цистернах не перевозили. В результате в 1955 г. выпущены первые отечественные цистерны для перевозки продуктов разделения воздуха — 8Г52 для жидкого кислорода и 8Г54 для жидкого азота. В последующие десятилетия налажено производство усовершенствованных моделей данного вида подвижного состава: 8Г512, 8Г513 (Рис.1.) и 15-558 — для жидкого кислорода, азота или аргона; 8Г514 и ЖВЦ-100 — для жидкого водорода (цистерны ЖВЦ-100 были специально построены для заправочной системы космического комплекса “Энэргия-Буран”). ОАО «Уралкриомаш» до сих пор — единственный производитель подобных вагонов-цистерн на территории России и стран СНГ.


Рис.1.-Железнодорожная цистерна 8Г-513

В советское время здесь выпускалось более 100 вагонов-цистерн для криогенных продуктов в год (всего их было выпущено более 3 тыс.), основным потребителем которых являлись Вооруженные Силы. В 90-е г.г. эта цифра снизилась практически до нуля.


Библиографический список
  1. Заботин В.Д. Исторический очерк развития автомобильной и электрогазовой службы ВВС. – Воронеж: ВВВАИУ, 1987. – 122с.
  2. Специальные машины аэродромного обслуживания. М., Воениздат, 1959. – 234с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: