УДК 94

КАМБОДЖИЙСКИЙ КОНФЛИКТ В РАЗРЕЗЕ НОВОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СССР (1985-1991 ГГ.)

Скрипкарь Мария Викторовна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается эволюция и развитие советско-вьетнамских отношений с по годы. Особое внимание уделено камбоджийскому конфликту как определяющему фактору развития межгосударственных отношений в аспекте нового внешнеполитического курса СССР.

Ключевые слова: Вьетнам, камбоджийский конфликт, советско-вьетнамские отношения


CAMBODIAN CONFLICT IN THE CONTEXT OF THE NEW FOREIGN POLICY COURSE OF THE USSR (1985-1991 GG.)

Skripkar Maria Viktorovna
Transbaikal State University

Abstract
The paper describes the evolution and development of Soviet-Vietnamese relations by years. Particular attention is paid to the Cambodian conflict as a determining factor in the development of bilateral relations aspect of the new foreign policy of the USSR

Библиографическая ссылка на статью:
Скрипкарь М.В. Камбоджийский конфликт в разрезе нового внешнеполитического курса СССР (1985-1991 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/04/969 (дата обращения: 12.07.2023).

Взаимодействие России с государствами Юго-Восточной Азии, равно как и особенности этого региона всегда было в центре внимания научной общественности [1;2]. Особое внимание исследователи уделяют эволюции и специфике российско-вьетнамских отношений. Сложившиеся до развала СССР отношения между двумя странами во многом определили дальнейшую эволюцию межгосударственных контактов.

Внешнеполитический курс Советского Союза, по сравнению с 1975-1984 гг.  претерпел некоторые изменения в 1985-1991 гг., отразившиеся и на политике в Восточной Азии,  что было связано с появлением нового советского руководства во главе с М.С. Горбачёвым и вместе с ним – политики «нового политического мышления».

Концепция, являясь тесно связанной с политическим курсом «перестройки» в СССР, была призвана кардинально изменить положение СССР на международной арене. С помощью выдвинутой доктрины Советский Союз стремился уйти от образа «империи зла».

Построенный на концепции “нового мышления” внешнеполитический курс был направлен на глобальном уровне – на  преодоление конфронтации и противостояния, уменьшение международной напряженности,  региональном уровне – мирное урегулирование региональных конфликтов, а в двусторонних отношениях – налаживание и развитие отношений со всеми государствами региона, за сотрудничество и добрососедские отношения. Таким образом, новый курс привел к кардинальному изменению внешнеполитической ориентации страны и оказал сильное воздействие на преобразование всей мировой системы межгосударственных отношений.

В рамках нового курса произошло свертывание отношений СССР со старыми союзниками, особенно с Вьетнамом, что являлось результатом прозападной политики того времени.

Советско-вьетнамские политические отношения в основном поначалу продолжали развиваться на прежней основе, хотя главное направление, уровень и приоритеты уже начали меняться. Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 3 ноября 1978 года в Москве формально сохранял свое действие, но трудности и неудачи перестройки, глубокие перемены в советском обществе негативно влияли на советско-вьетнамские отношения.

В прошедшие до перестройки годы встречи между высшими руководителями СССР и СРВ происходили регулярно. Во время этих официальных и неофициальных встреч вырабатывались оценки международной обстановки, перспективы и направление совместной внешнеполитической деятельности. Несмотря на то, что официально в 1985-1991 гг. отношения между СССР и СРВ продолжались в русле уже провозглашенных принципов, СССР в этот период выдвигал на передний план связи с западными странами и США, улучшение отношений с КНР. Взаимные встречи и контакты между руководителями СССР и СРВ происходили все реже. Значение Вьетнама во внешней политике СССР падало.

В стратегическом отношении до 1985 г. важнейшим стимулом пристального внимания СССР к Вьетнаму было стремление одержать победу над США в регионе и проникновение «социалистического лагеря» в Юго-Восточной Азии. Это и объяснилось советское присутствие в военных базах во Вьетнаме. Однако в 1988 г. М. С. Горбачёв предлагал отказаться от военной базы в Камрани, в том случае если бы США покинули военные базы на Филиппинах.

Среди проблем в советско-вьетнамских военно-политических связях во второй половине 80-х гг. важнейшими были возобновившийся китайско-вьетнамский конфликт и тесно связанная с ним «камбоджийский конфликт». Продолжающаяся гражданская война в Кампучии, вынуждала Вьетнам просить у Советского Союза все новых и новых поставок вооружений и военного имущества для своей армии.

Однако в связи с новым внешнеполитическим курсом Советского Союза, он не мог оказать Вьетнаму требуемой помощи, что привело к охлаждению в советско-вьетнамских отношениях. СССР не оказал поддержки СРВ в связи с возобновившимся вьетнамо-китайским конфликтом. Так, в марте 1988 г.  китайские ВМС потопили один вьетнамский корабль и установили контроль над шестью атоллами Спратли, получив опорный плацдарм для дальнейших действий. Когда китайские войска напали на вьетнамские корабли, ВМС СССР присутствовали в Восточном море и никаких мер не предприняли. В заявлении МИД СССР подчеркивалось, что «СССР за решение конфликта на основе обдуманности, сдерживания, не осложняя обстановку в ЮВА. СССР выступает против решения территориальных проблем военной силой…». Иными словами СССР отказался выполнять обещания своим союзникам, оправдывая данный шаг реализацией политики «нового политического мышления».

В рамках новой восточной политики и нового политического мышления СССР был взят курс на достижение политического урегулирования камбоджийского конфликта. Опыт показал, что военными методами камбоджийский конфликт не решить, а просто вывод вьетнамских войск из этой страны означил бы вновь ввергнуть страну в режим Пол Пота. Советский Союз полагал, что урегулирование ситуации в Кампучии возможно лишь через изменение в общем контексте политического климата в Юго-Восточной Азии, улучшения китайско-вьетнамских отношений, а в более широком плане – и китайско-советских, и советско-американских отношений.

Существенно различались позиции СССР и КНР по камбоджийскому конфликту и перспективам развития советско-китайских отношений.

Так, КНР придавала первоочередное значение сначала разрешению кампучийского узла, а потом уже считала целесообразным идти на нормализацию китайско-советских отношений. Советский же Союз считал, что первоочередная задача – это установление добрососедских отношений с Китаем, и лишь затем решение камбоджийского конфликта. Необходимо отметить, что эта задача и в будущем определяла вектор развития российско-китайских отношений [3].  Активный поиск путей урегулирования данного конфликта начался в 1986-1987 гг.

С целью срочного урегулирования камбоджийского вопроса переговоры, официальные и неофициальные встречи высших руководителей партий и государств СССР и СРВ несколько участились:

1) 27 июня 1986 г. в Москву с официальным дружественным визитом прибыла партийно-правительственная делегация социалистической Республики Вьетнам во главе с Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Вьетнама Ле Зуаном;

2)  18 мая 1987 года в Москву для  обсуждения камбоджийской проблемы прибыл Генеральный секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Ван Линь;

3) 20 июля 1988 г. состоялась еще одна встреча М.С. Горбачева с Нгуен Ван Линем. Генеральный секретарь ЦК КПВ проинформировал советского лидера о решении, принятом вьетнамским руководством, постепенно вывести войска из Кампучии к концу 1989 – началу 1990 г.

8 ноября 1988 г. состоялась очередная встреча руководителей СССР и СРВ в рамках празднования 70-летия Октябрьской революции.

Одновременно с вьетнамским руководством, камбоджийский конфликт обсуждался Советским Союзом с США и Китаем.  Интересно, что США заняли во внешнеполитической стратегии КНР то же место, что и Советский Союз [4]. В результате серии обсуждений США и СССР пришли к пониманию необходимости прекратить военную помощь всем участникам конфликта. СССР обещал свернуть поддержку Вьетнама, США – убедить Таиланд выдворить со своей территории базировавшихся там «красных кхмеров».

В частности, Советский Союз в конце 80-х гг. начал сокращение военного присутствия на базе Камрань.

Также с 1989 г. СССР перестал оказывать СРВ военную помощь. Одновременно военное сотрудничество между двумя странами перешло от помощи к продаже оружия. Таким образом, военное сотрудничество СССР и Вьетнама к 1991 г. по сути себя исчерпало.

В целом, роль СССР в урегулировании камбоджийского конфликта заметно снижалась. Если в период подготовки  и  проведения первого этапа Парижской конференции по Камбодже советская дипломатия еще проявляла определенную активность в отношении  камбоджийского  урегулирования, то уже к середине 1991 г. она была фактически сведена к минимуму. Снижение влияния Советского Союза в Восточной Азия детерминировалось не только прозападной политикой нового мышления, но и распадом социалистического лагеря в Европе.  Руководство СССР в большей степени было занято  собственными внутриполитическими  проблемами   и  уже не имело реальных рычагов воздействия на сложившуюся на Индокитайском полуострове ситуацию.

В целом, анализируя развитие военно-политических связей СССР и Вьетнама с 1975 до 1991 гг., мы можем выделить несколько периодов:

1) вторая половина 70-х гг. – 1985 г. – это этап наиболее полной зависимости Вьетнама от СССР в военно-политической сфере. Советский Союз сыграл решающую роль в прекращении экспансии США во Вьетнаме и провозглашении Социалистической Республики Вьетнам.  Место военно-политических связей с Вьетнамом во внешнеполитическом курсе Советского Союза обуславливалось:

а)  необходимостью ослабления позиций США в Индокитае;

б) недопущения усиления позиций в этом регионе Китая.

Устойчивые военно-политические связи между СССР и Вьетнамом позволили Советскому Союзу обладать существенным геополитическим влиянием на всем Индокитае.

2) 1985 – 1991 гг. – период снижения интенсивности военно-политических связей между СССР и СРВ. Новый внешнеполитический курс Советского Союза, построенный на политике “нового мышления” носил больше прозападную направленность. В связи с минимизацией военной помощи Вьетнаму в возобновившейся кампучийской проблеме, в худшую сторону изменилось отношение СРВ к СССР.  В данный период Советский Союз пытался активно переориентировать направление советско-вьетнамского сотрудничества от военно-политической в экономическую сферу. А в 1991 г. с распадом Советского Союза российско-вьетнамское сотрудничество во всех областях было сведено до минимума.


Библиографический список
  1. Ширяева О.А., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с ассоциацией государств Юго-Восточной Азии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  2. Бронников А.Н., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Вопросы обеспечения энергетической безопасности в странах АТР // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175.
  3. Балданова Т.Б., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Перспективы развития российско-китайского сотрудничества в энергетической области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 145.
  4. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: