В учебных заведениях Тобольской губернии в годы Первой мировой войны, в том числе и в Кургане, допризывной подготовке учащихсяуделялось внимание. Способствуя физическому воспитанию учеников, она готовила школьников к службе в армии. Деятельность военно-спортивных комитетов Тобольской губернииранее исследовалась в ряде публикаций [1;2; 3; 4].
На организацию допризывной подготовки учащихся школ после начала Первой мировой войны обратил внимание Николай II, утвердивший 8 декабря1915 г. «Положение о мобилизации спорта», поставив вопрос о подготовке юношей призывного возраста к воинской службе. В соответствии с нормативным актом допризывная подготовка возлагалась на гимнастические и спортивные общества, отдельных лиц. Юноши, пройдя военную подготовку, сдавали экзамен, получая свидетельство в военно-спортивных комитетах (далее – ВСК), в которые входили представители различных обществ и учреждений. Военно-спортивные комитеты подчинялись генералу Воейковуглавнонаблюдающему за физическим развитием русского народа [5, с. 87-88].
Попечитель Западно-Сибирского учебного округа направил директору народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревскому14 января1916 г. циркуляр об организации ВСК. В документе указывалось: «Переживаемые события великой войны потребовали напряжения всех сил нашего отечества и вызвали высокий подъем чувства любви к Родине, который проявился и в многочисленных случаях добровольного вступления в ряды армии воспитанников учебных заведений» [6, л. 1].ВСК содействовалидопризывной подготовкеучащихся мужских учебных заведений. При вступлении молодых людей в армию эти навыки могли принести пользу отечеству. Во исполнение «Положения о мобилизации спорта», министр народного просвещения циркуляром от 23 декабря того же года, призвал на местах обратить особое внимание на осуществление указанных в Положении мероприятий.
Свое распоряжение Маляревский разослал инспекторам народных училищ и заведующим высшими начальными училищами (далее ВНУ – В.С.) губернии. Первымиответы начали присылать заведующие ВНУ в связи с тем, что им не нужно было собирать информацию о состоянии дел со всего района, в отличие от инспекторов народных училищ.
Заведующий Курганским мужским ВНУ сообщил Маляревскому 14 февраля о 13 учащихся 16 и 17 лет. Семь из них намеревались продолжить обучение. Остальные собирались после окончания училища отправиться на военную службу вольноопределяющимися по примеру 15 выпускников прошлого года, состоящих прапорщиками в запасных батальонах [6, л. 12].
Общества и кружки, желающие взять на себя подготовку молодежи к военной службе, в Кургане отсутствовали, за исключением гимнастическо-спортивного общества. Однако все деятельные члены этого общества оказались призванными в армию и работать в данной организации было некому. В отношении выбора отдельных лиц следовало учитывать объем предполагаемого курса. Если программа не превышала устава нижнего чина – рядового или унтер-офицера – то обязанность руководителя курсов мог взять на себя преподаватель училища Г.М. Иваньшин, или учитель гимнастики в приходских училищах А.В. Предеин. При наличии более сложного курса следовало обратиться к начальнику 34-го Сибирского запасного батальона, квартирующего в г. Кургане для откомандирования нескольких офицеров для ежедневных занятий с молодежью или выбор руководителей предоставить на усмотрение ВСК [6, л. 12об.].
В состав Курганского ВСК могли войти уездный воинский начальник полковник И.В. Галицкий, председатель съезда крестьянских начальников К.П. Нилов, инспектор народных училищ 2 района Н.Л. Осипов. Они, как организаторы, могли приглашать в комитет других компетентных лиц.
Далее заведующий училищем П. Торпаков отмечал, что военная подготовка молодежи в Кургане привиться «в значительных размерах» не может [6, л. 13]. Попытку устроить подобную подготовку предпринимал летом прошлого года начальник учебной команды при запасном батальоне капитан Ассатиани. Он обратился к молодежи с призывом получить подготовку к военной службе бесплатно, уделяя для занятий два часа ежедневно и не получил отклика. Данная реакция юношей объяснялась их занятостью на службе или своим хозяйством. Они продолжали заниматься своим делом до дня призыва, считая, что никакая частная подготовка не сравнится с учением в армейской роте.
В середине февраля написал начальству в Тобольск заведующий Лопатинским смешанным ВНУ из Курганского уезда. В училише учеников 16 лет и старше не было. Заведующий не смог рекомендовать пригодных лиц в состав ВСК при их отсутствии. К тому же подростки из крестьянских семей, заменяя своих отцов, были заняты домашними работами и не имели времени, по отзывам их самих, на это полезное дело.
В начале марта заведующий Курганским ВНУ доложил Маляревскому, что в выпускном классе училища учеников 16 лет и старше насчитывается три человека. Один из них был с физическими недостатками [6, л. 84].
Инспектор училищ 2 района доложил в Тобольск 27 апреля о наличии трех учеников призывного возраста в Утятском двухклассном училище и одного в Чашинском [6, л. 54]. Инспектор 7 района 1 августа рапортовал Маляревскому об отсутствии призывной подготовки в начальных училищах и Лопатинском ВНУ по причине отсутствия учеников призывного возраста и преподавателей.
Таким образом, к августу1916 г. в Тобольской губернии удалось организовать допризывную подготовку только в четырех ВНУ: Тобольском, 1-ом Тюменском, 2-ом Тюменском и Тарском. Занималось 58 учеников, из них к концу июля закончили обучение 24 человека, 5 освобождены по болезни, 8 за не достижением 16-летнего возраста. В Тарском ВНУ выпуска еще не осуществлялось.
В следующем учебном году активности в деле организации допризывной подготовки учащихся и военно-спортивных комитетов при школах Тобольской губернии не наблюдалось. ВСК в Кургане был все еще не образован. Маляревский13 октября1916 г. в очередной раз поднял вопрос перед начальниками училищ о допризывной подготовке молодежи. Педсовет Курганского ВНУ на заседании 19 ноября постановил: войти в соглашение по этому вопросу с ВСК, когда он организуется.
До конца 1916 г. ВСК в Кургане образован не был. В учебных заведениях Ишима, Кургана, Тюкалинска и Ялуторовска к созданию ВСК для подготовки молодежи к военной службе отнеслись довольно скептично. Основные аргументы инспекторов и заведующих училищамиотносительно допризывной подготовки сводились к тому, что в начальных и низших школах насчитывалось незначительное количество учеников призывного возраста. Учащиеся старших классов мужских гимназий Ишима и Кургана не все достигли возраста шестнадцати лет, так как открытие данных школ состоялось в 1910-1911 годах. В Таре, Тобольске и Тюмени удалось добиться определенных результатов по организации допризывной подготовки. После Февральской революциидопризывная подготовка учащихся школ не проводилась.
Библиографический список
- Валитов А.А., Сулимов В.С. Военно-спортивный комитет в Таре периода Первой мировой войны // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/10/8112 (дата обращения: 06.11.2014).
- Сулимов В.С. Об организации военно-спортивного комитета в Кургане в1916 г. // Материалы VII Всероссийской научно-практич. конф. «Зыряновские чтения». Курган, 2009. С. 102–103.
- Сулимов В.С. Об организации военно-спортивного комитета в Таре в1916 г. // Образование и культура как фактор развития малого города: материалы Всерос. науч.-практич. конф. Тара, 2009. С. 134–135.
- Сулимов В.С. Организация военно-спортивного комитета в Тобольске в 1916 году // Менделеевские чтения. Тобольск: ТГСПА, 2010. С. 33–34.
- Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. Тюмень, 2004.
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 100.