УДК 621.574.041

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОЗАРЯДНЫХ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

Маслов Вадим. Александрович1, Дзюбенко Олег Леонидович2
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат технических наук, старший преподаватель
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Аннотация
В данной статье рассматривается история развития газозарядных и теплотехнических средств отечественной авиации.

Ключевые слова: газозарядные и теплотехнические средства, отечественная авиация


HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF GAS CHARGERS AND THERMAL FUNDS OF DOMESTIC AVIATION

Vadim Maslov. Aleksandrovich1, Dzyubenko Oleg Leonidovich2
1Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of technical Sciences,senior lecturer
2Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer

Abstract
This article examines the history of the development gas chargers and thermal resources of domestic aviation.

Keywords: domestic aviation, gas chargers and thermal funds


Библиографическая ссылка на статью:
Маслов В.А., Дзюбенко О.Л. История развития газозарядных и теплотехнических средств отечественной авиации // История и археология. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/01/863 (дата обращения: 30.09.2017).

В истории отечественной авиации развитие газозарядных и теплотехнических средств было направлено на более полное и качественное обеспечение все возрастающих потребностей авиационных частей и соединений в сжатых и сжиженных газах и тесно связано с развитием всей кислородно-газовой техники.

Средства обеспечения газами в процессе развития отечественной авиации претерпели существенные изменения – от простых, малопроизводительных агрегатов и установок до современных, созданных на основе последних достижений науки и техники, высокопроизводительных средств, обеспечивающих эффективное техническое обслуживание современных воздушных судов (ВС) и выполнение других задач в соответствии с их назначением.

Рассмотрим путь их развития.

В 30-е годы в связи с появлением на ВС убирающихся шасси, пневмогидравлических амортизаторов, применением метода пневматической перезарядки стрелково-пушечного вооружения, применением пневмоинструмента при обслуживании и эксплуатации аэродромов в части наземного обеспечения полетов начали поступать средства добычи сжатого воздуха и зарядки бортовых систем самолетов. К ним относится аэродромная компрессорная станция АКС-2, оборудование которой монтировалось на двухосном автомобильном прицепе, и состояло из двигателя ГАЗ и воздушного компрессора АК-50/150 с системой охлаждения и фильтрации. Станция обеспечивала наполнение 4-х транспортных 40-литровых баллонов сжатым воздухом до давления 150 кгс/см2 за время около 30 мин. Зарядка пневмосистем самолетов осуществлялась из аэродромных баллонов, смонтированных на тележках, методом перепуска.

Самолетные кислородные системы заряжались газообразным кислородом, получаемым на стационарных, автомобильных и вагонных кислороддобывающих станциях (СК-05, АК-05 и В-3) из транспортных баллонов методом перепуска, с последующим дожатием до требуемого давления с помощью кислородных насосов КН-2 (с ручным приводом) или КН-3 (с электрическим приводом).

Для перевозки и хранения жидкого кислорода в частях наземного обеспечения полетов применялись сосуды Дьюара СД-15, вместимостью15 л. Для подогрева авиадвигателей самолетов применялись переносные и бортовые подогреватели.

В послевоенный период начался новый расцвет отечественной авиации. На смену поршневым авиационным двигателям пришли реактивные двигатели. Появилась реактивная авиация.

Насаждение ВС радиоэлектронным и другим специальным оборудованием потребовало разработки специальных средств наземного кондиционирования и подогрева (теплотехнических средств). Так, в 50-е -60-е годы в части наземного обеспечения полетов стали поступать аэродромный кондиционер АКВ-30/120 и моторные подогреватели МП-44 и МП-300.

Для заправки бортовых самостоятельных систем жидким кислородом, а также для его хранения и транспортирования стали применяться транспортные резервуары жидкого кислорода ТРЖК-1, АШС-1 (1959 г.), ТШС-3 (1962 г.), ТРЖК—8 (1969 г.) и железнодорожные кислородные цистерны 8Г-512, предназначенные для транспортирования жидкого кислорода к месту потребления на большие расстояния.

Для зарядки бортовых систем газообразным кислородом использовались автомобильные кислородно-зарядные станции:

- АКЗС-15, на шасси ЗИС-5, (15 м3/ч);

- АКЗС-40 (1955 г.), ЗИЛ-150, (40 м3/ч, 90 м3);

- АКЗС-60 (1957 г.), ГАЗ-69, (150 кгс/см2, 24 м3).

Для зарядки бортовых систем ВС сжатым воздухом1955 г. в строевые части ВВС стали поступать воздухозаправщики ВЗ-16-230 и ВЗ-20-230.

В этот же период для получения в полевых условиях сжатого воздуха и зарядки им транспортных баллонов и воздухозаправщиков в частях наземного обеспечения полетов появились:

- компрессорная станция АКС-8М (1954 г.), на шасси двухосного прицепа, производительность 130 м3/ч и максимальное давление 230 кгс/см2;

- компрессорная станция СИ-14 (1957 г.), на шасси автомобиля ЗИЛ-157, (90 м3/ч, 350 кгс/см2).

С ростом потребностей в сжатых и сжиженных газах отечественных ВС в начале 60-х годов стала поступать в строевые части ВВС следующая кислородно-газовая техника:

- АКЗС-75, на шасси ЗИЛ-150;

- АУЗС-1. на шасси ЗИЛ-150, имеющая запас углекислоты 375 кг, производительность 120 кг/ч и давление 165 кгс/см2;

- ВЗ-20-350, на шасси ЗИЛ-157, а затем на шасси ЗИЛ-131;

- УКС-400В на шасси автомобиля ЗИЛ-157 и прицепа 2ПН-4М.

В середине и конце 60-х годов появилась следующая кислородно-газовая техника:

- АУЗС-2М и АУЗС-3;

- УГЗС-1 (1967 г.), а затем УГ3С.М;

- АКЗС-75М (1968 г.);

- УГЖК-1 и СГУ-7КМ;

- АПК-1711, АПК-1713, АМК-24/56 (1970 г.);

- УМП-350.

Одним из путей решения проблемы удовлетворения все возрастающих потребностей в сжатых и сжиженных газах авиационных частей и соединений является увеличение возимого запаса газа в емкостях газозарядных средств, что позволяет увеличить количество потребителей (ВС), зарядку бортовых систем которых можно обеспечить от одного средства. С этой целью в начале 80-х годов была разработана, принята в частях наземного обеспечения полетов и в настоящее время серийно выпускается следующая КГТ:

-        воздухозаправщик ВЗ-630, имеющий за счет увеличения рабочего давления запас газа 504 м3, превышающий запас газа на ВЗ-20-350 в 1,8 раза;

-         УГ3С-630, имеющая за счет увеличения давления до 630 кгс/см2 (на азотном и воздушном вариантах) или до 450 кгс/см2 (на кислородном варианте) запас газа, значительно превышающий запас газа на станции УГ3С.М;

-         УКС-630, обеспечивающая зарядку ВЗ-630 и УГЗС-630 (воздушный вариант);

-         ЗУА-1000, предназначенный для зарядки углекислотой бортовых систем ВС вместимостью свыше90 кг; запас углекислоты4300 кг, что в 10 раз больше, чем в АУЗС-3;

- ГСГ-250/420, смонтирован на шасси КамАЗ-5320 и полностью автономен, т.к. имеет собственный энергоисточник – электроагрегат, запас жидкого продукта почти в 2 раза больше, чем на установке СГУ-7КМ;

- ряд цистерн для хранения и транспортирования криопродуктов ЦТК-1,6-0,25, ЦТК-3,2/0,25, ЦТК-10/0,6;

- кондиционер АК-0,4-9А, рекомендованный для обслуживания ВС фронтовой и армейской авиации, а также некоторых типов ВС дальней и военно-транспортной авиации;

- кондиционер АК-1,6-9А, предназначенный для обслуживания ВС дальней, военно-транспортной авиации и ВС спецназначения;

- аэродромный высоконапорный подогреватель АВП-1Д-9А, рекомендованный для обслуживания ВС, базирующихся в северных районах страны. Он работает в режимах “Обогрев” и “Вентиляция”;

- кондиционер летного состава КЛС-8.

И в настоящее время развитие средств обеспечения газами в отечественной авиации продолжается. Конструкторские бюро и предприятия промышленности работают над созданием новых образцов кислородно-газовой техники, способных еще более эффективно обеспечивать техническое обслуживание современных воздушных судов.


Библиографический список
  1. Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
  2. Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: