УДК 621.574.041

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ В ПЕРИОД С ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Папилин Петр Иванович1, Маслов Вадим Александрович2, Дзюбенко Олег Леонидович3, Кокарев Михаил Александрович4
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат технических наук, доцент
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат технических наук, старший преподаватель
3Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат педагогических наук, старший преподаватель
4Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент

Аннотация
В статье рассматривается период становления и развития теплотехнических средств обслуживания воздушных судов отечественной авиации с первой мировой войны до эксплуатации летательных аппаратов третьего поколения.

Ключевые слова: отечественная авиация, Первая мировая война, теплотехнические средства обслуживания воздушных судов


THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THERMO-TECHNICAL SYSTEMS OF AIRCRAFTS OF DOMESTIC AVIATION IN THE PERIOD FROM THE FIRST WORLD WAR TO OPERATION OF FLYING DEVICES OF THE THIRD GENERATION

Papilin Petr Ivanovich1, Maslov Vadim Aleksandrovich2, Dzyubenko Oleg Leonidovich3, Kokarev Mikhail Aleksandrovich4
1Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of technical Sciences, associate Professor
2Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of technical Sciences, senior lecturer
3Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer
4Military educational and scientific center of air forces of the «Military-air Academy. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh), associate Professor

Abstract
The article considers the period of formation and development of heat engineering facilities of aircraft Russian aviation of the first world war to operation of flying devices of the third generation.

Библиографическая ссылка на статью:
Папилин П.И., Маслов В.А., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Становление и развитие теплотехнических средств обслуживания воздушных судов отечественной авиации в период с первой мировой войны до эксплуатации летательных аппаратов третьего поколения // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/947 (дата обращения: 28.09.2017).

Еще в первую мировую войну в холодное время года для облегчения запуска авиадвигателей стали использоваться всевозможные самодельные подогреватели. С дальнейшим развитием отечественной авиации подогреватели для подогрева авиационных двигателей, удаления гололедных покрытий с обшивки летательных аппаратов (ЛА) стали выпускаться уже промышленным способом. Среди них следует отметить моторные подогреватели МП-44БМ, МП-44БМ, МПМ-85, ИП-40. Все они были выполнены на тележках и имели теплопроизводительность от 40000 до 85000 ккал/ч. Внешний вид моторного подогревателя МПМ-85 представлен на Рис.1.

Рис.1.-Моторный подогреватель МПМ-85

Моторный подогреватель МП-300 был самым мощным подогревателем в ВВС. Он был смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51 и имел следующие основные характеристики:
- производительность по воздуху 15000 кг/ч;
- теплопроизводительность 350000 ккал/ч.
Подогреватель МП-300 был прообразом современного унифицированного моторного подогревателя УМП-350-131( Рис.2).


Рис.2.-Унифицированный моторный подогреватель УМП-350-131

С усложнением конструкции ЛА появилась необходимость охлаждения его спецоборудования.
Кондиционер АКВ-30/120 был первым типом аэродромного кондиционера в строевых частях ВВС. Его оборудование было установлено на шасси автомобиля ГАЗ-51. Кондиционер имел следующие основные технические характеристики:
- производительность по воздуху 3500-4200 кг/ч при давлении 0,02 кгс/см2 на выходе из рукава;
- холодопроизводительность 30000 ккал/ч;
- теплопроизводительность 120000 ккал/ч.
Для создания и поддержания необходимых физиолого-гигиенических условий в кабинах и салонах, требуемых температурных условий в отсеках спецоборудования ЛА, вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава был разработан и стал поступать в авиационно-технические части целый ряд теплотехнических средств:
- аэродромный передвижной кондиционер АПК-1713МП (1963 г.), спецоборудование которого было смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-51 и конструктивно состояло из 3-х контуров: воздушного, спиртового и гидравлического. Кондиционер АПК-1713МП был предназначен для обслуживания не только самолетов, но и соответствующих ракет, находящихся на технических позициях и подвесках самолетов (Рис.3);
- аэродромный передвижной кондиционер АПК-1711(1966 г.), спецоборудование которого монтировалось на шасси автомобиля ГАЗ-51, имел производительность по воздуху контура кабин 300 кг/ч и контура оборудования — 1500 кг/ч, давление воздуха на выходе из рукавов до 0,25 кгс/см2 (у контура кабин) и 0,15 кгс/см2 (у контура спецоборудования);


Рис.3.-Аэродромный передвижной кондиционер АПК-1713МП

- аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131 (1968 г.) с салоном для летчиков СЛ-4П был разработан и стал поступать в войска взамен кондиционера АПК-1711 (Рис. 4). 


Рис.4.- Аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131

Данный кондиционер и сейчас еще эксплуатируется в войсках на некоторых аэродромах. Его спецоборудование смонтировано уже на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Он имеет два контура: контур кабин и контур спецоборудования. Производительность кондиционера по воздуху и давление воздуха на выходе из рукавов составляют, соответственно, 300 кг/ч при давлении 0,35 кгс/см2 — у контура кабин и 1500 кг/ч при давлении 0,15 кгс/см2 — у контура спецоборудования. Холодопроизводительность кондиционера составляла 24000 ккал/ч, теплопроизводительность — 56000 ккал/ч.


Библиографический список
  1. Воронин Г.И. и др. Аэродромные кондиционеры. М., Транспорт, 1968. – 694 с.
  2. Специальные машины аэродромного обслуживания. М., Воениздат, 1959. – 234 с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: