Еще в первую мировую войну в холодное время года для облегчения запуска авиадвигателей стали использоваться всевозможные самодельные подогреватели. С дальнейшим развитием отечественной авиации подогреватели для подогрева авиационных двигателей, удаления гололедных покрытий с обшивки летательных аппаратов (ЛА) стали выпускаться уже промышленным способом. Среди них следует отметить моторные подогреватели МП-44БМ, МП-44БМ, МПМ-85, ИП-40. Все они были выполнены на тележках и имели теплопроизводительность от 40000 до 85000 ккал/ч. Внешний вид моторного подогревателя МПМ-85 представлен на Рис.1.
Моторный подогреватель МП-300 был самым мощным подогревателем в ВВС. Он был смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51 и имел следующие основные характеристики:
- производительность по воздуху 15000 кг/ч;
- теплопроизводительность 350000 ккал/ч.
Подогреватель МП-300 был прообразом современного унифицированного моторного подогревателя УМП-350-131( Рис.2).
С усложнением конструкции ЛА появилась необходимость охлаждения его спецоборудования.
Кондиционер АКВ-30/120 был первым типом аэродромного кондиционера в строевых частях ВВС. Его оборудование было установлено на шасси автомобиля ГАЗ-51. Кондиционер имел следующие основные технические характеристики:
- производительность по воздуху 3500-4200 кг/ч при давлении 0,02 кгс/см2 на выходе из рукава;
- холодопроизводительность 30000 ккал/ч;
- теплопроизводительность 120000 ккал/ч.
Для создания и поддержания необходимых физиолого-гигиенических условий в кабинах и салонах, требуемых температурных условий в отсеках спецоборудования ЛА, вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава был разработан и стал поступать в авиационно-технические части целый ряд теплотехнических средств:
- аэродромный передвижной кондиционер АПК-1713МП (1963 г.), спецоборудование которого было смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-51 и конструктивно состояло из 3-х контуров: воздушного, спиртового и гидравлического. Кондиционер АПК-1713МП был предназначен для обслуживания не только самолетов, но и соответствующих ракет, находящихся на технических позициях и подвесках самолетов (Рис.3);
- аэродромный передвижной кондиционер АПК-1711(1966 г.), спецоборудование которого монтировалось на шасси автомобиля ГАЗ-51, имел производительность по воздуху контура кабин 300 кг/ч и контура оборудования — 1500 кг/ч, давление воздуха на выходе из рукавов до 0,25 кгс/см2 (у контура кабин) и 0,15 кгс/см2 (у контура спецоборудования);
Рис.3.-Аэродромный передвижной кондиционер АПК-1713МП
- аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131 (1968 г.) с салоном для летчиков СЛ-4П был разработан и стал поступать в войска взамен кондиционера АПК-1711 (Рис. 4).
Рис.4.- Аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131
Данный кондиционер и сейчас еще эксплуатируется в войсках на некоторых аэродромах. Его спецоборудование смонтировано уже на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Он имеет два контура: контур кабин и контур спецоборудования. Производительность кондиционера по воздуху и давление воздуха на выходе из рукавов составляют, соответственно, 300 кг/ч при давлении 0,35 кгс/см2 — у контура кабин и 1500 кг/ч при давлении 0,15 кгс/см2 — у контура спецоборудования. Холодопроизводительность кондиционера составляла 24000 ккал/ч, теплопроизводительность — 56000 ккал/ч.
Библиографический список
- Воронин Г.И. и др. Аэродромные кондиционеры. М., Транспорт, 1968. – 694 с.
- Специальные машины аэродромного обслуживания. М., Воениздат, 1959. – 234 с.