УДК 9.94

СМЕРТЬ ДИЛЛИНДЖЕРА: РЕАКЦИЯ ПРЕССЫ США

Левин Ярослав Александрович
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
студент 5 курса исторического факультета

Аннотация
Джон Диллинджер (1903- 1934 гг.) известный американский преступник и грабитель банков эпохи Великой депрессии (1929-1939 гг), «Враг общества №1».Диллинджер стал символом своего времени, а его уничтожение одной из первых серьёзных операций только набиравшего силу ФБР.Данная статья посвящена освящению уничтожения Диллинджера в американской прессе.При написании статьи использовались материалы центральной и местной прессы США, а также архив ФБР по делу Диллинджера.

Ключевые слова: американская пресса 1930-х., Великая депрессия, Диллинджер, ФБР


DILLINGER'S DEATH: U.S. PRESS REACTION

Levin Yaroslav Alexsandrovich
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
5th year student

Abstract
John Dillinger (1903 - 1934 gg.) Famous American criminal and bank robber era of the Great Depression (1929-1939 years), "The Public Enemy number 1." Dillinger became a symbol of his time, and his destruction of one of the first major operations only gaining strength FBI . This article deals with the consecration of destruction in American Dillinger presse.Pri article writing materials used by central and local U.S. press, as well as an archive in case the FBI Dillinger.

Библиографическая ссылка на статью:
Левин Я.А. Смерть Диллинджера: реакция прессы США // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/1052 (дата обращения: 10.05.2017).

В отечественной историографии, как советского периода, так и современной нет специальных исследований, посвящённых образу Джона Диллинджера. Хотя изучение процесса формирование данного образа поможет ответить на многие вопросы, связанные не только с работой СМИ, но и ФБР. Итоговые черты в образе Диллинджера были сформированы в период информационного обеспечения факта его гибели. Финалом двухлетнего противостояния ФБР и Диллинджера стала его гибель от рук агентов во время задержания у кинотеатра «Биограф»  22 июля 1934 года. Разумеется, такое крупное событие нашло отражение в прессе и архиве ФБР [8, p. 98].

Одной из первых на смерть Диллинджера откликается «The Evening Independent» (шт. Флорида). 23 июля1934 г. почти вся первая полоса этой газеты отдана теме уничтожения гангстера. Уже это свидетельствует о важности произошедшего т.к. американская пресса выделяла под какую-то тему всю полосу только в редких, особо важных случаях. Через всю полосу идёт огромный заголовок «Джон Диллинджер застрелен федеральными агентами» ниже дан подзаголовок «Долгой криминальной карьере положен конец пулями на улицах Чикаго», далее идёт сразу несколько статей посвящённых как конкретно операции по задержанию, так и самой банде [12, p. 1]. По центру полосы расположен большой плакат озаглавленный «Разыскиваются Бюро расследований Джон Диллинджер и его пособник Фрэнк Салливан». Ниже даны большие фотографии гангстера в профиль и фас, по углам расположены маленькие фотографии последнего состава преступной группировки, а именно Джорджа «Малыша» Нельсона, Гомера Ван Митера, Джона Хэмилтона и Томаса Кэррола. Под каждой из фотографий дано краткое описание особых примет преступников. Поверх фотографий самого Диллинджера расположен образец его подписи, ниже так же дано описание особых примет. Первая статья полосы озаглавленная «Зловещий гангстер умер с оружием в руках, но раньше чем успел им воспользоваться». Сразу в глаза бросается пафосный тон статьи. Повествование начинается с громкого «Диллинджер мёртв!». Далее идёт очень художественное описание непосредственно момента убийства насыщенное оборотами вроде: «Его глаза поздно увидели блеск оружейной стали в расставленной ловушке» или «Его рука инстинктивно дёрнулась к оружию, но поздно…пули уже настигли его» [12, p. 1].

В целом же статья даёт следующую информацию: Диллинджер был застрелен на выходе из кинотеатра «Биограф» в Чикаго примерно в 10.40 вечера. Было произведено 5 выстрелов. Две пули срикошетили и попали в находившихся в толпе выходящих из кинотеатра женщин. Три пули попали в Диллинджера, две в туловище, одна в основание шеи. Вскоре была вызвана скорая. Раненым оказана помощь, Диллинджер был ещё жив, скончался он по пути в  госпиталь братьев Алексиан. О подробностях операции написано крайне скупо. Пёрвис лишь говорит, что она стала результатом тщательного планирования и удачной наводки. Отличается от общепринятого и описание самого хода операции. В популярной культуре и частично научной и научно-популярной литературе закрепилось мнение, что Пёрвис следил за выходом из кинотеатра и увидев Диллинджера закурил сигару, дав тем самым условный сигнал агентам. В данной же статье сказано, что Пёрвис находился в машине недалеко от входа и увидев Диллинджера включил фары, что и послужило сигналом [4, p. 1].

Помимо этого в глаза бросается акцент на описании изменений внешности Диллинджера: «Его привычные аккуратные усики сбриты, шрамы с лица удалены, а черты лица претерпели изменения в результате пластической операции, кожа на пальцах сожжена кислотой». Описание мер Диллинджера по изменению своей внешности в контексте статьи о его гибели показывает, что любые усилия преступников тщетны, они всё равно будут обнаружены и понесут наказание. Также внимание привлекает следующий отрывок текста: «В кармане одного из самых одиозных грабителей банков, вместе со своими напарниками укравшим тысячи долларов, в момент смерти было всего 7 долларов 30 центов и фотография возлюбленной Эвелин Фрешетт внутри медальона». У данного фрагмента сразу две функции. Во-первых, показать, что известный гангстер, заработавший свои деньги преступлениями встретился с правосудием таким же бедным, как и был, то есть преступников ждёт не только кара, но и потеря всего, что они заработали нечестным путём. Во-вторых, указание на последнюю возлюбленную связано с лихим полуромантическим образом Диллинджера частично создаваемым в народных массах и культивируемым как самим бандитом, так и прессой (особо это видно после побега из Краун-Пойнт) [5, p. 1].

Ещё одна заметка, связанная с Диллинджером озаглавлена «16 убийств на совести банды Диллинджера». В заметке кратко перечислены убийства с которыми связана банда. Из 16 заявленных в заглавии описано лишь 10 убийств с указанием дат и мест. Начинается с список с Джесса Сарбера, шерифа Лимы, убитого Пирпонтом во время освобождения Диллинджера. Что интересно, на счёт банды относят и смерти, к которым гангстеры непричастны. Например, в этом списке находится офицер полиции Юджин Тиг,  участвовавший в задержании Эдварда Шоуза в Париже (шт. Иллинойс) и, по словам самих репортёров, погибший от ошибочного выстрела своего сослуживца Честера Батлера [6, p. 1], однако в данной статье вина за гибель офицера Тига возлагается на Шоуза. Также в списке находится Томми Кэррол, участник банды Диллинджера после его побега из Краун-Пойнт, погибший в перестрелке с полицией 7 июля в г. Ватерлоо (шт. Айова). Замыкает этот список сам Джон Герберт Диллинджер. То есть мы видим, что пресса возлагает вину за смерти гангстеров на самих гангстеров и, более того, идёт на противоречие с собственной информацией, чтобы создать картину «кровавого шлейфа» тянущегося за бандой [12, p. 1].

Ниже, под этой заметкой расположена следующая, озаглавленная «Отец готовится к похоронам своего сына-преступника». Читателям сообщается, что Джон Диллинджер-Старший уже получил информацию о гибели сына и приступил к подготовке его похорон. Эту заметку также отличает особо пафосный слог. Это подтверждают такие цитаты как: «Известие о гибели сына мгновенно сломало Диллинджера-Старшего, но он держится» или «Скупые слёзы катятся по его щекам, но голос почти не меняется и отец держит себя в рамках приличий». Также в статье упоминается сестра погибшего бандита Одри Хэнкок и даётся её цитата о гибели брата «Мы сначала не поверили, что Джонни погиб, но…но мы уже давно ожидали чего-то подобного» [12, p. 1].

То, что информации о родственниках гангстера уделили внимание и то в каком тоне сообщается об их реакции на гибель члена семьи показывает нам, что, несмотря на  преувеличенно сочувственный слог, пресса стремится показать, что став на преступный путь человек в каком-то смысле погибает в глазах собственной семьи и когда его настигает неминуемая кара, то она вызывает лишь удивление и сдержанные слёзы самых близких, не более [5, p. 1 – 2].

По центру полосы под фотографиями расположена статья под заголовком «Все до одного члены банды Диллинджера будут выслежены и захвачены». В статье говорится о реакции генерального прокурора Каммингса и директора ФБР Гувера на информацию о уничтожении Диллинджера. Если у прокурора просто интересуются его мнением, то у Гувера берут небольшое интервью. На вопросы о том, кто из агентов произвёл смертельный выстрел Гувер отвечает, что не может дать такую информацию т.к. не хочет подвергать своего сотрудника опасности. Затем директор даёт что-то вроде краткой характеристики Диллинджера: «Он прост как крыса. Он стал воплощением всего худшего. Его отвага подобна тому типу, который может сдержать только оружие». На вопрос о том каким образом удалось выследить гангстера Гувер отвечает следующим образом: «Мы работали над этим делом день и ночь, но лишь сегодня утром мы наконец почувствовали успех». Далее директор ФБР утверждает: «Это не означает конец дела Диллинджера. Все, кто когда-либо оказывал банде помощь, давал кров, помогал, будут нами обнаружены и понесут заслуженное наказание» [7, p. 1].

Мы видим, что директор ФБР как бы резюмирует всё сказанное в остальных заметках помещённых на полосе. В образе гангстера, грабителя банков, по мнению Гувера сосредоточено всё самое худшее. Диллинджер стал ярчайшим выразителем этого образа, а его уничтожение логичный финал долгой и упорной работы новых хранителей правопорядка в лице ФБР.

В целом стоит отметить, что все статьи этого периода, посвящённые смерти Джона Диллинджера похожи друг на друга. Везде заметно преобладание каких-то литературных оборотов, пафоса. На статьи отводится до 90% места на первой полосе, что для СМИ США большая редкость, ярко демонстрирующая важность уничтожения Диллинджера для американского общества [10, p. 1]. Заголовки этого периода громкие и довольно однообразные: «Джон Диллинджер убит на улицах Чикаго», «Джон Диллинджер, зловещий бандит, уничтожен полицией Чикаго» и.т.д. [9, p. 1] Отличия в освящении смерти Диллинджера довольно незначительные, например в «Spookane Daily Chronicle» (шт. Вашингтон) от 23 июля смерти Диллинджера также уделена почти вся первая полоса, дана хронология похождений и большие фотографии гангстера. Но в этой газете уже есть развёрнутое интервью Пёрвиса об обстоятельствах операции. Шеф Чикагского отделения ФБР утверждает, что когда его люди начали окружать Диллинджера, тот бросился бежать, пытаясь на ходу достать оружие, поэтому агенты были вынуждены открыть огонь [8, p. 99].

Также в этой статье мы узнаём, что полиция назначила награду в 5000 долларов за информацию о Диллинджере или его поимку и решила отдать эти деньги ФБР, но Пёрвис распорядился разделить эти деньги между офицерами полиции. В основном же текст большой статьи не просто похож, а во многих местах идентичен тексту статей и заметок из других газет, например из той же  «The Evening Independent» (шт. Флорида). Также важно отметить, что никакой конкретной информации о том, как ФБР удалось выйти на след Диллинджера снова не даётся. Пёрвис практически повторяет слова Гувера о том, что ФБР долго и упорно работало над этим делом [11, p. 1].

На основе анализа документов архива ФБР кон.1933- нач.1934 гг. можно сделать вывод о том, что дело банды Диллинджера не было приоритетным на тот момент. Основную роль в поисках играла полиция, ФБР же было привлечено прежде всего в силу наличия лабораторий по работе с уликами и отпечатками пальцев. Формирование образа Джона Диллинджера и его банды внутри ФБР в1933 г. находилось в сильной зависимости от данных прессы. Такая ситуация будет повторяться и при создании других образов в кризисные периоды американской истории [1, c. 120; 2, c. 105]. О данной зависимости говорит и включение вырезок из газет и других печатных изданий в архив. Основной источник, показывающий попытки выработки образа – это крупные обобщающие отчеты, составленные для директора Гувера агентами Коули, Коннели и Ларсоном. Т.е. на первых этапах следствия по делу Диллинджера в ФБР формируется по сути 3 образа основанных на личных характеристиках, оценках и представлениях агентов [8, 99]. Эдгар Гувер и высшее начальство ФБР на основе этих трёх образов постепенно создавали единый внутренний образ банды, который, после побега Диллинджера из тюрьмы Краун–Пойнт и усиления внимания к нему со стороны ФБР начнёт сливаться с образом созданным прессой в единый образ, используемый в популярной культуре и сегодня. Образ Джона Диллинджера в ФБР формируется по принципам имагологии, а именно к концу 1933- началу 1934 создаётся имагологическая пара «Свой» – «Чужой», которая с возросшим в1934 г. вниманием прессы и ФБР к Диллинджеру станет одной из основ формирования его образа.


Библиографический список
  1. Буранок С.О. Пёрл-Харбор в оценках военно-политических деятелей США 1941 – 1945 гг. Самара, 2009.
  2. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый Дом и пресса. М., 1991.
  3. Маныкин А.С. «Эра демократов»: партийная перегруппировка в США 1933 −1952. М., 1990.
  4. ChicagoDaily News. 1934.07.23.
  5. Edwardsville Intelligencer. 1933.12.21.
  6. GettysburgTimes.1933.12.21.
  7. LewistonDaily Sun. 1934.07.23.
  8. National Archives and Records Administration. Record Group 287. Federal Bureau of Investigation (FBI) Wanted Poster of John Dillinger. NAIL Control Number: NWL-287-J1(14)11-D58.
  9. OaklandTribune. 1934.07.23.
  10. PittsburghPress. 1934.07.23.
  11. Spookane Daily Chronicle.1934.07.23.
  12. The Evening Independent.1934.07.23.


Все статьи автора «Левин Ярослав Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: