УДК 908

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ В САМАРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Морозов Вячеслав Юрьевич
Самарский институт (филиал) Российского экономического университета
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Аннотация
В данной статье автор описывает развитие предпринимательства в сфере производства прохладительных напитков в Самаре во второй половине XIX - начале ХХ века: кустарного, специализированного, побочного. Параллельно рассматривается понятие и структура прохладительных напитков в сравнении указанного периода и современности.

Ключевые слова: Альпертен, Дунаев, квас, минеральные воды, предпринимательство, прохладительные напитки, Самара, фруктовые напитки


BUSINESS IN THE PRODUCTION OF SOFT DRINKS IN SAMARA IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY

Morozov Vyacheslav Yuryevich
Samara Institute (branch) of Russian University of Economics
Ph.D. in History Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of Social, Human and Natural Sciences Department

Abstract
In this article the author describes the development of entrepreneurship in the production of soft drinks in Samara in the second half of XIX - early XX century: homemade, specialized, side. Parallel discusses the concept and structure of soft drinks compared specified period and modernity

Библиографическая ссылка на статью:
Морозов В.Ю. Предпринимательство в сфере производства прохладительных напитков в Самаре во второй половине XIX - начале ХХ века // История и археология. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/1053 (дата обращения: 29.09.2017).

Индустрия прохладительных напитков всегда была прибыльным делом, особенно в тех государствах или на тех территориях, которые отличаются высокой численностью населения и хотя бы в некоторые времена года страдают от жары. Хоть и известно, что лучшее средство для утоления жажды – это обычная вода, и тем не менее…

Историками, в том числе и историками экономики тех или иных регионов обращено недостаточное внимание на развитие этой отрасли. Самара – не исключение, нет ни одной монографии, диссертации или статьи самарских историков об этой отрасли промышленности в дореволюционный период, если не считать научно-популярного обзора в одном из электронных изданий [1] и нескольких абзацев у А. и И. Демидовых [2, с. 44-45].

Тем не менее массив источников достаточно велик: есть информация в ЦГАСО, многочисленные упоминания в дореволюционных газетах, различных ежегодных самарских изданиях, упоминается эта отрасль и в обзорах развития промышленности Самары.

Поэтому задачей данного исследования поставлено структурировать предпринимательство в области производства прохладительных напитков в Самаре во второй половине XIX– начале XXвека по принципу: кустарное предпринимательство, промышленное предпринимательство конкретно в этой отрасли, промышленное предпринимательство напитков разного назначения.

Однако сначала нужно определиться в терминах, а именно, что относилось к прохладительным напиткам в дореволюционный период. Список таких напитков до революции и сейчас не во всем совпадает. К настоящему времени подобных напитков стало гораздо больше, с другой стороны, часть рецептов утеряно или потеряло популярность. Кроме того, сейчас напитки по-другому дифференцируются: тогда были прохладительные и горячительные, сейчас же чаще используется классификация: безалкогольные, слабоалкогольные, алкогольные.

Если противопоставлять прохладительные и горячительные напитки, то уже их название показывает, что прохладительные напитки – те, что (в жару) употребляются для охлаждения, а горячительные – в стужу употребляются для согревания тела. Как видим, наличие или отсутствие алкоголя не ставилось в расчет. Поэтому к горячительным относились как крепкие спиртные напитки (не пейте водку в жару!), так и чай, сбитень, кофе. Хотя постепенно крен в этом термине делался на крепкие алкогольные напитки, а «разгорячился» часто считалось признаком алкогольного опьянения.

Но нас в русле нашего исследования больше интересуют прохладительные напитки. Если не брать в расчет всякие редкости и названия-бренды тех или иных фирм и предпринимателей, то основными прохладительными напитками дореволюционной России были: сидры, морсы, квасы, фруктовые газированные и не газированные напитки, минеральные и искусственные минеральные воды.

Заметим, в дореволюционной России практически не было промышленного производства питьевой воды, что сейчас в мире стало нормой. Тогда это была сфера кустарного предпринимательства.

Рассмотрим, не особенно углубляясь, так как подобную информацию без труда можно найти, основные виды прохладительных напитков.

Сидры. Это много различного вида слабоалкогольных напитков на основе яблочного сока, газированных и не газированных [смотреть, например, 3]. Как раз напиток, мало популярный после 1917 года, и очень популярный в рассматриваемый период.

Морсы. Как и сидры это слабоалкогольные напитки на основе сока. В основном ягодного. Начинались как брусничные или клюквенные, затем появились и другие виды.

Квасы. Отличный обзор кваса и квасоварения был дан, например, П. Егоровым [4]. Квас в обывательском понимании – безалкогольный напиток, однако на самом деле это напиток слабоалкогольный, а в дореволюционной России нередки были и квасы с крепостью больше, чем у пива. Опять же в современном обывательском понимании квас – напиток на основе хлеба. На самом же деле существует огромное количество рецептов кваса на чем угодно, например, медовых, даже молочных. Как, например, такой: «в молочную сыворотку добавить томатный сок, сахарный сироп, молочную (или лимонную) кислоту, ванилин, пищевой краситель и углекислоту. Все перемешать и охладить. На 1,5 литра молочной сыворотки – 1,5 литра томатного сока, молочную (или лимонную) кислоту и углекислоту по вкусу» [5]. Павел Егоров в своей статье особенно упирает на то, что у квасоварения и пивоварения много схожего и что в зарубежной классификации российский квас можно назвать «специальным пивом» [4], но хотя нередко квас, особенно крепкий, продавался в России под названием «пивцо», всё же в статистических обзорах как до революции, так и сейчас, пивоваренная промышленность и промышленность прохладительных напитков рассматривалась отдельными строчками. Мы поступим так же и не будем включать, в отличие от кваса, в прохладительные напитки пиво, хотя согласны, что этот напиток тоже продается в жару для охлаждения. Всё же пиво по воздействию на человека это нечто среднее между прохладительными и горячительными напитками, поэтому обычно не включается ни туда, ни сюда, представляя отдельный вид напитков. По этой же причине мы не включили в прохладительные напитки и такой забытый ныне напиток, как питьевой мед. Хмельные медовые напитки выпускались обычно теми же пивоваренными предприятиями, в XIXвеке подобные предприятия вообще часто назывались «пиво-медоваренными».

То есть заметим: до революции практически вся современная отрасль по производству слабоалкогольных напитков не выделялась как отдельная, а была частью отрасли по производству прохладительных напитков. Вообще понятие «слабоалкогольные напитки» практически не применялось, хотя уплата акцизного сбора зависела от градуса в напитке. Формирование этой отрасли началось в России, пожалуй, лишь в годы I Мировой войны, когда пресловутый «сухой закон» запретил производство обычного пива, но сохранил производство напитков не выше 1,5 градусов крепости.

Фруктовые газированные и не газированные напитки. Это уже были однозначно безалкогольные напитки (сейчас, увы, появились и слабоалкогольные), производившиеся путем разбавления соков либо каких-то экстрактов водой, в ряде случаев применялось искусственное газирование. К ним относились и популярные тогда, как и сейчас, лимонады.

Минеральные и искусственные минеральные воды. Вот здесь мало что изменилось: и тогда, и сейчас часть предприятий бутилировало и продавало добываемую минеральную воду («Нарзан», «Боржоми» и «Ессентуки» в России существовали уже тогда). Другая же часть предпринимателей делала из обычной воды минеральную, снабжая её определенными солями и газированием. Хотя многие из этих вод преподносились как лечебные, всё зависело от совести предпринимателей.

Насколько значима была индустрия прохладительных напитков в России? К сожалению, мы не в состоянии оценить её значение в полной мере. Вот, например, что написано было в одном из аналитических обзоров в конце XIX века о производстве кваса: «большое экономическое значение имеет производство кваса, самого обыкновенного русского народного напитка… Квас приготовляется повсеместно в России в домашних хозяйствах, начиная с крестьянских, а в больших городах на особых мелких заводах. Это производство не подлежит акцизу [поэтому его и сложно учесть – авт.]. Общая сумма домашнего… производства кваса во много раз превосходит размеры заводского…» [6, ч. 2., с. 66]. Производство же других прохладительных напитков в общероссийских сводках и отчетах вообще не затрагивалось. К сожалению, основным источником данных экономической статистики являлись налоговые поступления в бюджет государства, однако производство прохладительных напитков в России почти не обкладывалось акцизным сбором, объемы производства предприятий были невелики, налоги в основном поступали в местные бюджеты, отсюда и отсутствие серьезного анализа в дореволюционный период. В нашу же задачу исследование этого аспекта в пределах всей России не входит, хотя осуществить такое исследование возможно хотя бы в пределах заводской промышленности, если данные об отрасли свести воедино из указателей фабрик и заводов России, составленных на основе тех или иных промышленных переписей.

Перейдем конкретно к Самаре и для начала попытаемся отследить кустарное производство прохладительных напитков. Термин «кустарное производство» у разных исследователей и в государственной статистике имеет разное значение. Мы будем к нему относить разнообразных мелких предпринимателей, производивших прохладительные напитки в домашних (по крайней мере не в заводских) условиях и продававших их затем в розницу. У нас нет никакой возможности оценить какими-либо цифрами общий объем их деятельности, но оценим хотя бы направления.

Это продажа питьевой воды, обычно колодезной или родниковой. То есть работа предпринимателя заключалась в том, чтобы набрать в источнике воды, а затем продавать её кружками на улицах города страждущим. Также продавцы воды развозили крупными емкостями её по тем домам, которые не были снабжены водопроводом или колодцем. В Самаре, находившейся на стыке двух рек – Волги и Самарки этот бизнес был не очень развит. Однако в начале ХХ века продажей артезианской воды занялся известный самарский заводчик.

Гораздо более была распространена уличная продажа напитков кустарного (в основном домашнего) приготовления. Подобных изготовителей-продавцов в Самаре называли «кислушниками» или «кислощевниками». Их деятельность в своих черновых записках хорошо описал живший в Самаре в конце XIX– начале ХХ века известный самарский краевед К.П. Головкин [7, с. 215]. Кислыми щами называли домашний квас с плавающим изюмом. Кислощевники стояли на площадях, возле пристаней и вокзала, на углах улиц, в местах общественных гуляний. Напиток разливался в бутылки вторичной тары из под пива, лимонада, минеральной воды. Бутылки хранились в большой коробке, кадке или лохани, наполненной льдом, а эта коробка стояла на передвижной тележке. Продавец либо продавал целиком бутылку, либо желающим разливал этот напиток в стаканы. Надо сказать, что заводчики, производившие квас и другие напитки, часто пользовались рецептами кислушников для обновления своей продукции [2, с. 44].

Перед первой мировой войной на смену продаже кислых щей пришла продажа лимонада, фруктовых напитков в разнос. Частично это были домашние напитки, но заводчики заметили прибыль от данного вида торговли, поэтому стали продавать свою продукцию мелкооптовикам и разносчикам, а самые продвинутые владельцы заводов ставили на улицах киоски для розничной продажи напитков.

Если же кого отпугивала антисанитария уличной торговли, то некоторые домашние производители с помощью рекламы зазывали потенциального покупателя на место производства: «Новость! Только что вышел из аппарата отличный небывалый здесь квас, под названием Малороссийское Пивцо, приготовленное с небывалой чистотой, опрятностью и металлической укупоркой. На Саратовской улице дом Закалина, близ 1 части. Малороссиянка Прасковья Старикова» [8, с. 3].

Хотя в Самаре было достаточно предприятий, специализирующихся конкретно на прохладительных напитках, сначала упомянем часть предпринимателей, которые параллельно выпускали как прохладительные напитки, так и пиво, и даже горячительные напитки.

И начнем с весьма известного в Самаре Жигулевского пивоваренного завода. Хотя Альфред фон Вакано выпускал пиво и только пиво, но когда с началом I Мировой войны был введен «сухой» закон, а семью владельцев отстранили от управления заводом, на части площадей был налажен выпуск слабоалкогольного (до 1,5%) солодовенного напитка [9, с. 105]. Можно дискуссировать, было ли это безалкогольное пиво или что-то ещё, так же и была ли задействована марка Жигулевского завода или производство осуществлялось просто на площадях завода кем-то другим, просто упомянем этот факт.

Занималась производством прохладительных напитков и семья потомственного почетного гражданина города, самарского купца 1-й гильдии Николая Федоровича Дунаева [10, л.1], владельца в лучшие свои времена в Самаре двух пиво- и медоваренных заводов, а также водочного завода. Это был постоянный конкурент завода А. фон Вакано, конкурент, постепенно проигрывавший и сокращающий свой пивной бизнес, однако стремящийся сохранить остальное и занять новые ниши рынка. Вообще свое производство напитков Н.Ф. Дунаев в Самаре начал с водочного производства, так как ещё в 1867 году он купил у Саратовского 1-й гильдии купца Павла Ивановича Кокуева водочный завод [11, л.17-18]. Затем он добился права на постройку пиво-медоваренного завода, затем запустил второй завод… Но в 1880-ых в пивоваренном бизнесе Самары появился Вакано, и Дунаеву пришлось параллельно осваивать производство других напитков. В частности, есть данные о том, что предприниматель стал реализовывать артезианскую воду из колодцев при своих заводах [9, с. 107]. Именно качество воды, возможно, и позволило ему долго держаться на водочном и пивном рынке.

 Тем не менее, в 1911 году его сын, Александр Николаевич Дунаев, передал последний завод вместе с землей под ним Товариществу под фирмой «Самарский пивоваренный завод» [12, л. 32-33]. В архивных материалах есть неоднократные ссылки, что данное Товарищество ещё до I-й Мировой войны вполне официально производило минеральные воды [12, л. 18, 78], в рекламных объявлениях оно предлагало пиво и воды собственного производства [13]. Также в частных коллекциях имеется бутылка (пока известен только 1 экземпляр) Т-ва «Самарский пивоваренный завод». Светлое стекло говорит о том, что она использовалась не для пива. Это может быть минеральная вода, либо фруктовый напиток, так как в коллекциях имеется этикетка фруктовой воды «Апельсинная» этого завода, очевидно, им производились и другие подобные напитки.

И вот теперь попытаемся охарактеризовать самарские промышленные предприятия, специализирующиеся только на прохладительных напитках.

В 1886 году, по данным секретаря Самарского статистического комитета П.В.Кругликова, в Самаре таковых было три [14, с.26]:

- Казимира Соломоновича Кноблоха: основано в 1872 году, три работника, продукции производит на 4000 рублей в год;

- Фридриха Вильгельмовича Петша: основано в 1878 году, три работника, продукции производит на 4000 рублей в год;

- Фрейберга Кирста: основано только в 1886 году, работника было только два, продукции произвело на 3000 рублей.

Можно ли признать большими данные суммы? Любой мелкий самарский пивоваренный завод в этом году каждый за пиво выручил больше, чем все три завода прохладительных напитков вместе взятые, а завод Вакано – почти в 15 раз больше [14, с.28].

Но это было только начало развития данной отрасли в Самаре. Исследователями был составлен предварительный список владельцев самарских предприятий в данной отрасли [1], нами он был доработан:

1.      Альберт А. Р. на ул. Троицкой;

2.      Альпертен М. Р. на ул. Самарской в доме Сакулина, далее владельцев кирпичных заводов Шигаевых  (в какое-то время на Дворянской);

3.      Брик А. М. наул. Москательной (Л. Толстого);

4.      Гаврилов Г. В. на ул. Самарской; 

5.      Головин А. С. в Песочном переулке;

6.      Грегуар И. П., Петров и К° на ул. Панской;

7.      Камбур Н.Л. на ул. Панской;

8.      Кирст В. В. на ул. Дворянской;

9.      Кноблох Ф. А. на ул. Москательной (Л. Толстого);

10.  Комарова Ф. К. на ул. Дворянской;

11.  Братья Куприян и Василий Никитины на ул. Самарской;

12.  Петш Ф. В. на ул. Саратовской;

13.  Пиквей А. К. на ул. Самарской;

14.  Райхман Т. Т. на ул. Самарской;

15.  Трейстер С. М. наул. Москательной (Л. Толстого);

16.  Шведова А. П. на ул. Троицкой;

Разумеется, не все заводы существовали в одно и то же время, они жестоко конкурировали, владельцы перекупали заводы друг у друга, какие-то заводы закрывались сами или были закрыты властью, одни существовали дольше, другие меньше, попробуем свести воедино известную о них на данный момент информацию.

Завод Абрама Рафаиловича Альберта на рубеже XIXXXвв. располагался в доме Бычкова на ул. Троицкой [15].

Матвей Рафаилович Альпертен на этом рынке был дольше всех, хотя и не относился к первой волне. Так долго он продержался как за счет большой предприимчивости, так и благодаря неоднократной смене мест производства и торговли. Завод был создан в 1893 году, вероятно, в доме Сакулина на Самарской улице. На конец XIXвека данные именно эти [15; 16]. Однако объявление, опубликованное в 1901 году, отправляет нас уже по другому адресу: угол Самарской и Предтеченской, дом Шигаева (номер телефона, как и нужно было для дела бизнеса, Альпертен перенес на новый адрес) [17]. В 1910 году, по информации из газет, завод, совмещенный с домом самого Альпертена, горел. Он был восстановлен, но торговлю предприниматель перенес на другой адрес: ул. Дворянская, дом Винника, где она и продолжалась вплоть до 1917 года [1]. Что производил и продавал М.Р. Альпертен? Согласно его рекламе: минеральные, фруктовые, ягодные воды, квасы, а также родниковую воду. Телефонный номер для предпринимателя очень много значил: в прессе он распространил рекламу о приеме заказов на продукцию по телефону и организовал перевозку своей продукции в бочках и цистернах на телегах как по городу, так и в дачные поселки. Не чурался он и уличной торговли, известно, что незадолго до IМировой войны он наладил продажу охлажденной родниковой и фруктовой воды в чанах как рядом с магазином, так и по месту производства. Кроме того, у М.Р. Альпертена в доме Винника были ещё косметический и аптекарский магазины (минеральные воды продавались как раз в последнем).

Матвей Рафаилович, наряду с сыновьями Альфреда фон Вакано, единственные из самарских предпринимателей в сфере производства напитков, кто не оставил своего дела и после революции. В период новой экономической политики по его основному адресу – на углу Предтеченской и Самарской – им (точнее, «Товариществом Альпертен М.Ф. и Свердлин И.Ф.») был организован пивзавод [18, с.178], существовал как минимум с 1924 и по 1926 год. Разумеется, завод уже был государственным, а Товарищество его только арендовало. С 1925 года арендатором завода остался только Альпертен. Завод при пяти рабочих ежегодно производил 25,9 тыс. литров пива, но Альпертен не забывал и о своей «родной» продукции: 11,9 тыс. литров фруктовой воды, 2,4 тыс. литров сельтерской воды и столько же газированной [19, с. 158].

А бывший компаньон М.Р Альпертена И.Ф. Свердлин, судя по сохранившейся в одной из коллекций этикетке, разойдясь с Альпертеном, основал свое дело «Медоварение и завод фруктовых вод».

Андрей Мартынович Брик свой завод основал в собственном доме на ул. Москательной (позже Льва Толстого). Завод действовал на рубеже XIX – ХХ вв. [15] и до 1906 года [2, с. 44]. Уже описывалось, что в 1906 году А.М. Брик начал продавать свою продукцию стаканами. Но не чуждался и традиционных методов:  «Лучшие воды Брика по методе Ланина по 1 рублю 40 копеек за ведро, удостоенные медалями и «Гран При» на Берлинской выставке. Идет продажа бутылями» [1]. Кроме того, предприниматель организовал столовую на Дворянской, где к обедам, завтракам и ужинам предлагал клюквенный квас, содовую и лимонад своего производства.

Именно Георгий (Григорий) Васильевич Гаврилов купил в 1906 году завод у А.М. Брика. Ему было 28 лет, он родился в 1878 г. в селе Шиловка Симбирской губернии [2, с. 44], окончил начальное сельское училище, затем работал у своего отца-предпринимателя. Он реконструировал купленный завод и продолжил практику продажи напитков вразнос. В прессе писали про лозунги его мальчишек-зазывал во время жары: «Воды Гаврилова всегда рядом! Налетай честной народ!». Реклама предпринимателя обещала «яблочный сидр, лимонад-газес, родниковую, сельтерскую и содовую из собственных скважин и с завода за 50 – 90 копеек за ведро с учетом мелкой посуды и хорошего настроения». В 1910 году напитки Григория Васильевича Гаврилова получили «Гран При», две больших золотых и малую серебряную медали за качество. Однако за год до этого Врачебным отделением Губернского Правления ему был выписан штраф за нарушения при производстве напитков [1].

Предприятие А.С. Головина в Песочном переулке тоже в 1909 году отметилось подобным же штрафом. Впрочем, завод Т.Т. Райхмана «Кристал» на ул. Самарской в 1916 году вообще был закрыт из-за антисанитарных условий производства вод [1].

Завод одного из пионеров отрасли Фридриха Вильгельмовича Петша с Саратовской позже переехал на Панскую, впрочем, к 1900 году в доме Петша на Панской уже был завод фруктовых и минеральных вод товарищества «Грегуар И. П., Петров и К°» [15], следовательно, к этому времени Петш свое дело продал, что произошло с заводом Товарищества дальше, у нас пока данных нет.

Заведение искусственных минеральных вод Н.Л. Камбур находилось в 1898 году на Панской улице в доме Жукова [20].

Заведение искусственных минеральных вод Василия Васильевича Кирста (по другим данным, Вильгельма Вильгельмовича, потомка Фрейберга Кирста) на рубеже веков находилось на ул. Дворянской, в доме Соколова [15], в этом же здании был модный магазин дамских шляп его жены Ж.О. Кирст. [20]. Продавая минеральную и артезианскую воду бочками и ведрами, Кирст открыл розничную торговлю стаканами и бутылками (бутылки и пробки к ним сохранились в частных коллекциях). Проекты лавок для продажи вод разработал самарский архитектор А.А. Щербачев, в результате их установили на улице Дворянской, на Троицком рынке и Воскресенском базаре (Самарская площадь) в 1894 году [1].

Братья Никитины Куприян и Василий Титовичи родились в Елховке, получили домашнее образование [2, с. 44]. Старший брат Куприян Титович с 17 лет работал делопроизводителем на фабрике Кирста, а Василий Титович служил в престижных самарских торговых домах. Куприян предложил своему брату Василию объединить капиталы и выкупить завод искусственных минеральных вод у своего хозяина. Однако, по данным сатирических журналов, Кирст был большим любителем покера и в 1906 году проиграл свой завод Никитиным в одном из номеров гостиницы П.Е. Аннаева. Братья завод перенесли на ул. Самарскую. С 1908 г. Никитинские напитки продавались по всему Поволжскому региону. Продукция за качество на сельскохозяйственной выставке в Вольмаре была удостоена диплома и большой золотой медали. Помимо собственно минеральных вод, на заводе готовили тыквенные, арбузные, вишневые, яблочные воды, а также воды, настоянные на душице, зверобое и даже фенхеле [1]. Бутылка этого завода также хранится в одной из частных коллекций.

На рубеже веков на ул. Дворянской в доме Паньшина находилось заведение Феодосии Константиновны Комаровой, а на Троицкой в доме Жоголева – Александры Петровны Шведовой [15].

А завод фруктовых и ягодных вод С. М. Трейстера на ул. Москательной в своих рекламных объявлениях указывал, что «предлагает фруктовые и ягодные воды всех вкусов, приготовленные исключительно на рафинированном сахаре и настоящих соках без примеси вредных и искусственных веществ. Завод уверен, что почтенные покупатели г. Самары так и иногородние останутся довольны и убедятся, что все сказанное соответствует действительности» [2, с. 44-45].

Кроме самостоятельных предпринимателей, в Самаре были и склады, а также магазины фирм-производителей прохладительных напитков из других городов. Подобные филиалы либо на месте производили напитки по рецептам головного предприятия, либо просто бутилировали напитки, которые доставлялись к ним по воде или железной дороге из головной фирмы. Например, в Самаре на углу Самарской и Воскресенской был склад-филиал Торгового дома «Наследники И. В. Александрова» из Казани (торговал минеральными водами, фруктовыми напитками, но в основном пивом), есть данные за 1908-1914 гг. [21; 22; 23],  а также магазин «Кавказские минеральные воды» на Дворянской в д. 91, который торговал «Нарзаном», «Ессентуками-20» и «Боржоми» [2, с. 45]. Но чтобы подобный «варяг» удержался в чужом городе, нужно, конечно, продавать товар известной марки.

Какие можно сделать выводы? Производство прохладительных напитков в Самаре в рассматриваемый период развивалось поступательно, рос общий объем производства, но при этом возрастала и конкуренция. В Самаре существовало и кустарное производство прохладительных напитков, и промышленное. Причем последнее было как специализированное (в основном), так и в качестве побочного у производителей других видов напитков. Если изначально значительную роль в продажах играла продукция кустарного предпринимательства, постепенно её роль уменьшалась, так как не только розничную продажу, но и продажу стаканами, в разнос осваивали промышленные предприниматели.  В области производства прохладительных напитков в Самаре конкурировали не только местные предприниматели узкого профиля, им приходилось выдерживать конкуренцию и с марками напитков всероссийского или регионального значения, и с предпринимателями-пивоварами и производителями крепких напитков, которые, обладая более значительным капиталом и производственными мощностями, пытались внедриться в близкие сегменты рынка напитков.

Впереди исследователей ждет работа по уточнению истории деятельности отдельных предприятий и предпринимателей в Самаре.


Библиографический список
  1. Попов П. Кратко о минеральных и фруктовых водах Самары. URL: http://kraeham.livejournal.com/66464.html (дата обращения: 18.04.2014).
  2. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары (книга для любителей российской истории). Самара, 1992.
  3. Онегин А. Все что вы хотели знать о сидре, но было не у кого спросить. Часть первая. URL: http://www.arborio.ru/2009/02/17/vse-chto-vy-xoteli-znat-o-sidre-no-bylo-ne-u-kogo-sprosit-chast-pervaya/ (дата обращения: 18.04.2014).
  4. Егоров П. Второе рождение русского кваса. URL: http://nubo.ru/pavel_egorov/kvas.html(дата обращения: 18.04.2014).
  5. Рецепты кваса из меда и молочных продуктов. URL: http://www.kraeved-samara.ru/archives/3343 (дата обращения: 18.04.2014).
  6. Фабрично-заводская промышленность и торговля России. СПб, 1893.
  7. Классика самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. Головкин К.П. Самара в конце XVIII – начале ХХ в. (краеведческая картотека) / К.П.Головкин; сост.: Г.В.Галыгина, Э.Л.Дубман, П.С.Кабытов. – Самара, 2007.
  8. Самарский вестник. 1884. № 9.
  9. Морозов, В.Ю. Малоизвестные факты из истории самарского пивоварения // Россия. Век XX – XXI. Экономика. Политика. История. Культура: сборник научных статей. Вып. 3. Самара, 2012.
  10. Центральный государственный архив Самарской области. (ЦГАСО). Ф.153. Оп.36. Д.754.
  11. ЦГАСО. Ф.153. Оп.10. Д.115.
  12. ЦГАСО. Ф.153. Оп.11. Д.373.
  13. Памятная книжка Самарской губернии на 1911 год. Самара, 1911.
  14. Указатель фабрик и заводов Самарской губернии / сост.: П.В. Кругликов. Самара, 1887.
  15. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1901 г. Самара, 1900.
  16. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1900 г. Самара, 1899.
  17. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1902 г. Самара, 1901.
  18. Свешников П.В. Пивоварение в Советском Союзе. Эпоха ВСНХ. М., 2012.
  19. Приложение к карте промышленности СССР. Европейская часть. М., 1927.
  20. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1898 г. Самара, 1897.
  21. Памятная книжка Самарской губернии на 1914 год. Самара, 1914.
  22. Памятная книжка Самарской губернии на 1908 год. Самара, 1909.
  23. Памятная книжка Самарской губернии на 1909 год. Самара, 1910.

 



Все статьи автора «Морозов Вячеслав Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: