УДК 9.94

СУХОЙ ЗАКОН В США: РЕАКЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА 18 ПОПРАВКУ

Ушакова Анастасия Дмитриевна
Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия

Аннотация
В статье рассматривается реакция общества США на принятие сухого закона. Показаны причины принятия поправки, роль средств массовой информации в деле пропаганды образа сухого закона.

Ключевые слова: Америка, Общественное мнение, Сухой закон


PROHIBITION IN THE UNITED STATES: THE REACTION OF THE AMERICAN SOCIETY FOR AMENDMENT 18

Ushakova Anastasia Dmitrievna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Abstract
The article discusses the U.S. public reaction to the adoption of Prohibition. Especially the reasons for adoption of the amendment, the role of the media in promoting the image of Prohibition are considered.

Keywords: 18-я поправка


Библиографическая ссылка на статью:
Ушакова А.Д. Сухой закон в США: реакция американского общества на 18 поправку // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/06/1074 (дата обращения: 28.09.2017).

 Запрет употребления алкогольных напитков, так же известный как «сухой закон», приходится на одну из самых ярких эпох в истории Америки.
XIX век. Во многих текстах того времени Америка считается нацией «забулдыг и алкоголиков». Такой стереотип появился не просто так – американцы действительно употребляли огромное количество алкоголя, особенно крепкого. Многие американцы относились к этому явлению негативно, являясь защитниками так называемого «американизма» и выступая за «спасение Америки». Учитывая размежевание общественности США в «алкогольном вопросе», является чрезвычайно важным понять, как американское общество отнеслось к факту принятия Восемнадцатой поправки к Конституции США, и как «Сухой закон» повлиял на общественную жизнь в целом.

1 августа 1917 года Сенат принял резолюцию, содержащую текст поправки, который будет представлен государству для ратификации. Общее количество голосов – 65 за и 20 против [14, p. 160].  Демократы отдали 36 голосов за и 12 против, республиканцы – 29 за и 8 против [12, p. 1]. Палата конгресса одобрила пересмотренную резолюцию 17 декабря 1917 года.

В Палате представителей США общее количество голосов составляло 282 за и 128 против. Демократы – 146 за и 64 против. Республиканцы – 137 за и 62 против. Как мы видим из результатов голосования, большинство было всё же за закон. Некоторые штаты, впрочем, отклонили поправку: это Коннектикут [11, p. 1] и Род-Айленд [13, p. 1].

Выйдя на национальный уровень, Лига скоординировала усилия антиалкогольных групп и добилась принятия 1 августа 1917 года Восемнадцатой поправки.

Восемнадцатая поправка была результатов десятилетних усилий со стороны движения умеренности [8, p. 228]. Многие штаты приняли запрет до внедрения Восемнадцатой поправки, однако они не запрещали употребление алкоголя.

После принятия Восемнадцатой поправки спрос населения на нелегальный алкоголь резко увеличился, и в этом, в общем-то, не было ничего удивительного – жесткие рамки и правило «запретного плода» лишь повысили популярность алкогольных напитков среди американских граждан. Сильно возрос интерес к некрепкому, разбавленному алкоголю – например, различным коктейлям или джину.

«Сухой закон» получил поддержку среди разных групп населения. К примеру, прогрессисты были уверены, что закон улучшит повседневную жизнь.  Из газет, выступающих за «Сухой закон», можно выделить  «Ludington Daily News» [9, p. 1], «Eugene Register-Guard» [7, p. 3] и многие другие.

Были и те, кто выступал против принятия поправки. Например, Женская Организация Реформы Сухого Закона (основана в 1929 Полин Мортон Сабин, которая изначально была за закон, но со временем поняла, что эксперимент не удался и вызвал очень серьёзные проблемы в обществе) или Ассоциация Противников Поправки, которая была создана в 1918 году капитаном военно-морских сил Уильямом Стейтоном в неудачной попытке предотвратить принятие восемнадцатой поправки к Конституции США.

Ассоциация Противников Поправки была беспартийной и нерелигиозной, открытой для всех, кто не был замешан в алкогольном бизнесе. Членский взнос составлял один доллар в год (небольшое количество в тот момент), но он вырос очень быстро. Известно, что в 1921 году в Ассоциации было 100.000 человек. Позже Ассоциация получила подарок в 10.000 долларов от Джона Рублинга – это показатель того, что у Ассоциации, в общем-то, не было проблем в деньгами. Она хотела реформировать «Сухой закон», но члены не смогли придумать способ осуществления этого плана [10, p. 2].

Из газет, выступающих против «Сухого закона», можно выделить, к примеру, «The Montreal Gazette» [16, p. 1] и «The Telegraph» [17, p. 8]. Их точка зрения схожа – журналисты писали, что закон противоречит правам граждан.

Американский юморист Уилл Роджерс шутил о южных сторонниках закона: «Юг засушлив и будет голосовать за принятие запрета. Вернее, будут голосовать те, кто достаточно трезв, чтоб повлиять на результат» [15, p. 21].

Сторонники поправки вскоре стали уверены, что она не будет отменена. Один из её создателей, сенатор Моррис Шеппард, так же шутил: «Шансов отмены закона не больше, чем шансов донести в клюве монумент Вашингтона до Марса у колибри» [6, p. 465 – 482].

Одновременно с этим появились песни, осуждающие акт. Эдвард, Принц Уэльский, вернулся в Великобританию после его турне по Канаде в 1919, и рассказал отцу, королю Георгу V, о частушке, которую он услышал в одном из пограничных городов:

«Шестнадцать янки были чертовски трезвы,

Они двинули через границу, чтобы получить напиток из ржи.

Напившись вплотную, янки громко начали петь,

«Боже, благослови ты Америку, но Королю не дай умереть!» [3, p. 41]

Запрет вызвал много споров среди медицинских работников по той причине, что алкоголь широко применялся ими в терапевтических целях. Конгресс провел слушания на лекарственную ценность пива в 1921 году. Впоследствии врачи по всей стране лоббировали отмену сухого закона.

Изначально Восемнадцатая поправка работала. Потребление спиртных напитков сократилось, аресты за пьянство упали, а цены на нелегальный алкоголь поднялись настолько, что средний работник не мог себе его позволить. Потребление алкоголя, как и было задумано, снизилось на 30%. Многие американцы считали своим долгом исполнять волю закона [5, p. 118].

Американский социолог Джейн Аддамс пишет: «Мы были в восторге от снижения количества так называемых мелких хулиганств. Уличные беспорядки практически исчезли, как и семейные ссоры, где пьяный отец выставлял мать и маленьких детей на улицу, нередко посреди ночи» [5, p. 118].

Однако эти статистические не отражают растущее неповиновение к закону и правоохранительным органам. Изворотливость поборников трезвости можно было сравнить только с изобретательностью тех, кто хотел продолжать пить. Обеспечить сохранения запрета в скором времени стало крайне сложно. Незаконное производство и распространение нелегальной продукции вскоре приняли массовый характер. К 1925 только в Нью-Йорке было от 30.000 до 100.000 «SpeakEasy». «SpeakEasy» – нелегальные питейные заведения или клубы, в которых подавались крепкие алкогольные напитки во времена «Сухого закона». Такое название было выбрано в связи с тем, что в них требовалось делать заказы настолько тихим голосом, чтобы находящиеся в зале агенты полиции не могли его расслышать. Так же об этих барах не говорили громко на публике, а внутри старались не шуметь, чтобы не привлекать внимания полиции и соседей. Спикизи в то время представляли одну из немногих возможностей обойти сухой закон. Впрочем, зачастую для торговли подпольным алкоголем использовались не только бары или рюмочные, но и любые другие заведения торговли и сферы услуг, вплоть до похоронных контор [2, p. 95].

Однако Спикизи появились отнюдь не после принятия Восемнадцатой поправки. Согласно «Cheney Times Sentinel», в Пенсильвании уже в 1889 году появились нелицензированные салуны, известные как «SpeakEasy» [4, p. 1].

Эти маленькие бары стали настолько прибыльными, что процветали до своего исчезновения. Они стали частью культуры того времени, и не только потому, что там можно было выпить, но и из-за того, что в Спикизи люди с любым цветом кожи могли собраться вместе и просто пообщаться на любые темы.

Людей так же привлекало в этих барах наличие женщин и возможность с ними свободно контактировать. Стоит отметить, что с наличием Спикизи количество женских арестов в общественных местах резко возросло. Спикизи почти исчезли после Двадцать Первой поправки. На сегодняшний день этот термин используется для описания некоторых баров в ретро-стиле.

«Сухой закон» настолько плотно вошёл в культуру американцев, что отразился не только в образе жизни, но и в кинематографе. У кинокомпаний были жесткие ограничения на показ алкоголя в фильмах, однако некоторые продолжали его снимать, так как это было отражением настоящей американской культуры. Анализ материалов периодической печати показывает, что как до принятия поправки, так и после, американское общество было разделённым по проблеме «сухого закона», а пресса, умело манипулируя данными разногласиями на протяжении длительного периода создавала сразу два образа «сухого закона». Похожие тенденции будут проявляться и в другие кризисные моменты американской истории [1, c. 49-50].

В целом, первыми итогами 18-ой поправки было:

1. Общество пить не перестало, но при этом возрос интерес к некрепкому, разбавленному алкоголю – например, различным коктейлям или джину.

2. Стали популярны частные вечеринки и ночные клубы, где вход производился по приглашениям. Желающие могли спокойно выпить и расслабиться в присутствии противоположного пола. Для подобных мероприятий нередко снимали дешевые отели или подвальные помещения. В связи с этим возрос процент женского алкоголизма.

3. Возросла «мода» на употребление алкоголя, в частности у молодёжи, так как это считалось запретным, но престижным занятием.

4. Запрет усилил коррупцию во всех сферах власти. Ей были поражены все: от полиции и чиновников и судов и политиков.

5. Запрет парализовал работу судов, полиции и исправительной системы. Преступников стало слишком много, мест в тюрьмах попросту не хватало. 44% дел, которыми занимались прокуроры, были связаны с «Сухим законом». Перегрузка очень сильно сказывалась на качестве и эффективности работы правоохранительных органов.

6. Запрет был опасен для здоровья. Отсутствие контроля над выпускаемым алкоголем привело к массовым отравлениям и многочисленным смертям.


Библиографический список
  1. Буранок С.О. «Россия объявила войну Японии. Это всё»: американская провинциальная пресса в августе 1945 г. // Россия в XXI веке. 2013. № 1.
  2. Pietrusza, 1920: The Year of Six Presidents. NY, 2007.
  3. New York Times: “Prohibition wins in Senate, 47 to 8,” December 19, 1917.
  4. New York Times: “Connecticut Balks at Prohibition,” February 5, 1919
  5. New York Times: “Rhode Island Defeats Prohibition,” March 13, 1918
  6. Hamm, R. F. Shaping the Eighteenth Amendment: temperance reform, legal culture, and the polity, 1880–1920. Washington, 1995.
  7. Ludington Daily News. Drys Must Defeat Home Rule To Save State Prohibition. Sep 20, 1916.
  8. Eugene Register-Guard, The Effect Of Prohibition. Jan 23, 1916.
  9. New York Times. TO BACK SMITH AT POLLS.; Association Against Prohibition Amendment Will Vote Ticket. September 24, 1924.
  10. The Montreal Gazette, Predicts Failure For Prohibition. Jun 19, 1919.
  11. The Telegraph, Prohibition Enforcement . Nov 5, 1919.
  12. Robert V. Waldrop. Will Rogers Views the News // Humorist Ponders Current Events. Oct. 28, 1926.
  13. David E. Kyvig “Women Against Prohibition”. Autumn 1976.
  14. Arthur Bousfield and Garry Toffoli. Royal Observations. Toronto, 1991.
  15. Daniel Okrent, Last Call: The Rise and Fall of Prohibition. Washington, 2005.  p. 118.
  16. Al Hirschfeld, Gordon Kahn. The speakeasies of 1932. Milwaukee: Glenn Young Books, 2003.
  17. Cheney Sentinel. September 13, 1889.


Все статьи автора «violetseas»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: