Запрет употребления алкогольных напитков, так же известный как «сухой закон», приходится на одну из самых ярких эпох в истории Америки.
XIX век. Во многих текстах того времени Америка считается нацией «забулдыг и алкоголиков». Такой стереотип появился не просто так – американцы действительно употребляли огромное количество алкоголя, особенно крепкого. Многие американцы относились к этому явлению негативно, являясь защитниками так называемого «американизма» и выступая за «спасение Америки». Учитывая размежевание общественности США в «алкогольном вопросе», является чрезвычайно важным понять, как американское общество отнеслось к факту принятия Восемнадцатой поправки к Конституции США, и как «Сухой закон» повлиял на общественную жизнь в целом.
1 августа 1917 года Сенат принял резолюцию, содержащую текст поправки, который будет представлен государству для ратификации. Общее количество голосов – 65 за и 20 против [14, p. 160]. Демократы отдали 36 голосов за и 12 против, республиканцы – 29 за и 8 против [12, p. 1]. Палата конгресса одобрила пересмотренную резолюцию 17 декабря 1917 года.
В Палате представителей США общее количество голосов составляло 282 за и 128 против. Демократы – 146 за и 64 против. Республиканцы – 137 за и 62 против. Как мы видим из результатов голосования, большинство было всё же за закон. Некоторые штаты, впрочем, отклонили поправку: это Коннектикут [11, p. 1] и Род-Айленд [13, p. 1].
Выйдя на национальный уровень, Лига скоординировала усилия антиалкогольных групп и добилась принятия 1 августа 1917 года Восемнадцатой поправки.
Восемнадцатая поправка была результатов десятилетних усилий со стороны движения умеренности [8, p. 228]. Многие штаты приняли запрет до внедрения Восемнадцатой поправки, однако они не запрещали употребление алкоголя.
После принятия Восемнадцатой поправки спрос населения на нелегальный алкоголь резко увеличился, и в этом, в общем-то, не было ничего удивительного – жесткие рамки и правило «запретного плода» лишь повысили популярность алкогольных напитков среди американских граждан. Сильно возрос интерес к некрепкому, разбавленному алкоголю – например, различным коктейлям или джину.
«Сухой закон» получил поддержку среди разных групп населения. К примеру, прогрессисты были уверены, что закон улучшит повседневную жизнь. Из газет, выступающих за «Сухой закон», можно выделить «Ludington Daily News» [9, p. 1], «Eugene Register-Guard» [7, p. 3] и многие другие.
Были и те, кто выступал против принятия поправки. Например, Женская Организация Реформы Сухого Закона (основана в 1929 Полин Мортон Сабин, которая изначально была за закон, но со временем поняла, что эксперимент не удался и вызвал очень серьёзные проблемы в обществе) или Ассоциация Противников Поправки, которая была создана в 1918 году капитаном военно-морских сил Уильямом Стейтоном в неудачной попытке предотвратить принятие восемнадцатой поправки к Конституции США.
Ассоциация Противников Поправки была беспартийной и нерелигиозной, открытой для всех, кто не был замешан в алкогольном бизнесе. Членский взнос составлял один доллар в год (небольшое количество в тот момент), но он вырос очень быстро. Известно, что в 1921 году в Ассоциации было 100.000 человек. Позже Ассоциация получила подарок в 10.000 долларов от Джона Рублинга – это показатель того, что у Ассоциации, в общем-то, не было проблем в деньгами. Она хотела реформировать «Сухой закон», но члены не смогли придумать способ осуществления этого плана [10, p. 2].
Из газет, выступающих против «Сухого закона», можно выделить, к примеру, «The Montreal Gazette» [16, p. 1] и «The Telegraph» [17, p. 8]. Их точка зрения схожа – журналисты писали, что закон противоречит правам граждан.
Американский юморист Уилл Роджерс шутил о южных сторонниках закона: «Юг засушлив и будет голосовать за принятие запрета. Вернее, будут голосовать те, кто достаточно трезв, чтоб повлиять на результат» [15, p. 21].
Сторонники поправки вскоре стали уверены, что она не будет отменена. Один из её создателей, сенатор Моррис Шеппард, так же шутил: «Шансов отмены закона не больше, чем шансов донести в клюве монумент Вашингтона до Марса у колибри» [6, p. 465 – 482].
Одновременно с этим появились песни, осуждающие акт. Эдвард, Принц Уэльский, вернулся в Великобританию после его турне по Канаде в 1919, и рассказал отцу, королю Георгу V, о частушке, которую он услышал в одном из пограничных городов:
«Шестнадцать янки были чертовски трезвы,
Они двинули через границу, чтобы получить напиток из ржи.
Напившись вплотную, янки громко начали петь,
«Боже, благослови ты Америку, но Королю не дай умереть!» [3, p. 41]
Запрет вызвал много споров среди медицинских работников по той причине, что алкоголь широко применялся ими в терапевтических целях. Конгресс провел слушания на лекарственную ценность пива в 1921 году. Впоследствии врачи по всей стране лоббировали отмену сухого закона.
Изначально Восемнадцатая поправка работала. Потребление спиртных напитков сократилось, аресты за пьянство упали, а цены на нелегальный алкоголь поднялись настолько, что средний работник не мог себе его позволить. Потребление алкоголя, как и было задумано, снизилось на 30%. Многие американцы считали своим долгом исполнять волю закона [5, p. 118].
Американский социолог Джейн Аддамс пишет: «Мы были в восторге от снижения количества так называемых мелких хулиганств. Уличные беспорядки практически исчезли, как и семейные ссоры, где пьяный отец выставлял мать и маленьких детей на улицу, нередко посреди ночи» [5, p. 118].
Однако эти статистические не отражают растущее неповиновение к закону и правоохранительным органам. Изворотливость поборников трезвости можно было сравнить только с изобретательностью тех, кто хотел продолжать пить. Обеспечить сохранения запрета в скором времени стало крайне сложно. Незаконное производство и распространение нелегальной продукции вскоре приняли массовый характер. К 1925 только в Нью-Йорке было от 30.000 до 100.000 «SpeakEasy». «SpeakEasy» – нелегальные питейные заведения или клубы, в которых подавались крепкие алкогольные напитки во времена «Сухого закона». Такое название было выбрано в связи с тем, что в них требовалось делать заказы настолько тихим голосом, чтобы находящиеся в зале агенты полиции не могли его расслышать. Так же об этих барах не говорили громко на публике, а внутри старались не шуметь, чтобы не привлекать внимания полиции и соседей. Спикизи в то время представляли одну из немногих возможностей обойти сухой закон. Впрочем, зачастую для торговли подпольным алкоголем использовались не только бары или рюмочные, но и любые другие заведения торговли и сферы услуг, вплоть до похоронных контор [2, p. 95].
Однако Спикизи появились отнюдь не после принятия Восемнадцатой поправки. Согласно «Cheney Times Sentinel», в Пенсильвании уже в 1889 году появились нелицензированные салуны, известные как «SpeakEasy» [4, p. 1].
Эти маленькие бары стали настолько прибыльными, что процветали до своего исчезновения. Они стали частью культуры того времени, и не только потому, что там можно было выпить, но и из-за того, что в Спикизи люди с любым цветом кожи могли собраться вместе и просто пообщаться на любые темы.
Людей так же привлекало в этих барах наличие женщин и возможность с ними свободно контактировать. Стоит отметить, что с наличием Спикизи количество женских арестов в общественных местах резко возросло. Спикизи почти исчезли после Двадцать Первой поправки. На сегодняшний день этот термин используется для описания некоторых баров в ретро-стиле.
«Сухой закон» настолько плотно вошёл в культуру американцев, что отразился не только в образе жизни, но и в кинематографе. У кинокомпаний были жесткие ограничения на показ алкоголя в фильмах, однако некоторые продолжали его снимать, так как это было отражением настоящей американской культуры. Анализ материалов периодической печати показывает, что как до принятия поправки, так и после, американское общество было разделённым по проблеме «сухого закона», а пресса, умело манипулируя данными разногласиями на протяжении длительного периода создавала сразу два образа «сухого закона». Похожие тенденции будут проявляться и в другие кризисные моменты американской истории [1, c. 49-50].
В целом, первыми итогами 18-ой поправки было:
1. Общество пить не перестало, но при этом возрос интерес к некрепкому, разбавленному алкоголю – например, различным коктейлям или джину.
2. Стали популярны частные вечеринки и ночные клубы, где вход производился по приглашениям. Желающие могли спокойно выпить и расслабиться в присутствии противоположного пола. Для подобных мероприятий нередко снимали дешевые отели или подвальные помещения. В связи с этим возрос процент женского алкоголизма.
3. Возросла «мода» на употребление алкоголя, в частности у молодёжи, так как это считалось запретным, но престижным занятием.
4. Запрет усилил коррупцию во всех сферах власти. Ей были поражены все: от полиции и чиновников и судов и политиков.
5. Запрет парализовал работу судов, полиции и исправительной системы. Преступников стало слишком много, мест в тюрьмах попросту не хватало. 44% дел, которыми занимались прокуроры, были связаны с «Сухим законом». Перегрузка очень сильно сказывалась на качестве и эффективности работы правоохранительных органов.
6. Запрет был опасен для здоровья. Отсутствие контроля над выпускаемым алкоголем привело к массовым отравлениям и многочисленным смертям.
Библиографический список
- Буранок С.О. «Россия объявила войну Японии. Это всё»: американская провинциальная пресса в августе 1945 г. // Россия в XXI веке. 2013. № 1.
- Pietrusza, 1920: The Year of Six Presidents. NY, 2007.
- New York Times: “Prohibition wins in Senate, 47 to 8,” December 19, 1917.
- New York Times: “Connecticut Balks at Prohibition,” February 5, 1919
- New York Times: “Rhode Island Defeats Prohibition,” March 13, 1918
- Hamm, R. F. Shaping the Eighteenth Amendment: temperance reform, legal culture, and the polity, 1880–1920. Washington, 1995.
- Ludington Daily News. Drys Must Defeat Home Rule To Save State Prohibition. Sep 20, 1916.
- Eugene Register-Guard, The Effect Of Prohibition. Jan 23, 1916.
- New York Times. TO BACK SMITH AT POLLS.; Association Against Prohibition Amendment Will Vote Ticket. September 24, 1924.
- The Montreal Gazette, Predicts Failure For Prohibition. Jun 19, 1919.
- The Telegraph, Prohibition Enforcement . Nov 5, 1919.
- Robert V. Waldrop. Will Rogers Views the News // Humorist Ponders Current Events. Oct. 28, 1926.
- David E. Kyvig “Women Against Prohibition”. Autumn 1976.
- Arthur Bousfield and Garry Toffoli. Royal Observations. Toronto, 1991.
- Daniel Okrent, Last Call: The Rise and Fall of Prohibition. Washington, 2005. p. 118.
- Al Hirschfeld, Gordon Kahn. The speakeasies of 1932. Milwaukee: Glenn Young Books, 2003.
- Cheney Sentinel. September 13, 1889.