Данное исследование проводится в продолжение тех выводов, которые были сделаны автором в процессе изучения краеведческой фалеристики [5] и обозначений изготовителей значков [4], но касается конкретно Самарской (Куйбышевской) области.
Хотя в области и не было специализированных предприятий, которые заявляли бы свой логотип в разделе выпуска значков или медалей, тем не менее, выпуск таких изделий происходил, как для нужд самих предприятий-изготовителей, так и по заказу сторонних организаций, в том числе в целях реализации в торговых точках. Рассмотрим историю изготовления в соответствии с хронологией.
Самые ранние известные самарские знаки выпущены ещё до революции. В то время в России для ношения выпускалось четыре варианта знаков по способу крепления: с винтовым креплением, булавочным креплением, на усиках, наподобие кокард, и в виде подвесного жетона (бляхи). Последний вариант обычно предполагал наличие цепочки, которая крепилась к булавке. На провинциальном уровне знаки-жетоны преобладали по числу над другими вариантами знаков, то же касалось и Самары.
В XIX веке в России не было традиций изготовления знаков для реализации, в основном они были наградными, служебными, членскими. Ближе к концу XIX века появились также академические, памятные, юбилейные. Если первые три типа обычно изготавливались по заказу государственных структур, то последние три типа могли быть заказаны фирмами, организациями, даже частными лицами, но в любом случае они выпускались не для широкой реализации.
В начале ХХ века появляются предшественники сувенирных – благотворительные значки, чаще всего это были жестяные подвесные жетоны, они выпускались с целью реализации для сбора средств на какую-то определенную цель – помощь раненым, больным, голодным и т.д., и т.п. Однако для Самары такой тип значков пока не обнаружен. Известные самарские дореволюционные знаки относятся к служебным, академическим (если считать таковыми жетоны выпускников гимназий), памятным. Самарские служебные знаки (не все из них известны в собраниях музеев и коллекционеров, но ещё возможно будут найдены) – это бляхи волостного старшины, его помощника, сельского старосты, его помощника, поселкового старшины, выборного товарищества, волостного судьи, городского головы, члена городской управы, чиновника городской управы, городского старосты, помощника городского старосты и многие другие, подобные им есть в известном каталоге Г.К. Мельника и И.В. Можейко [3]. Также известны служебные знаки Самаро-Златоустовской железной дороги. Но всё это изготавливалось за пределами губернии.
Отдельный разговор об изготовителях и технологиях изготовления. Так как очень многие знаки делались из драгоценных металлов (чаще всего серебра), то изготовителями их были различные столичные и провинциальные ювелирные мастерские или ювелиры-индивидуалы. В процессе изготовления многих знаков сочеталась механическая и ручная обработка металла, то есть штамповка или литье с гравировкой надписи. Если была задействована ручная обработка, тираж подобных знаков был очень не большой. Часты были составные знаки – с накладками, иногда из другого металла, например, на медном знаке серебряная накладка или на серебряном знаке – золотая. Эмалирование в провинции было редко применявшимся процессом, так как требовало более сложных технологий.
Жестяные благотворительные значки изготавливались на различных фабриках жестяных изделий. В то время в России была обычной жестяная красивая упаковка – для различных продуктов питания, парфюмерии, табака и др. товаров. Одни и те же предприятия делали и подобную упаковку, и жестяные значки.
Те ювелирные предприятия и индивидуалы, что имели право пробировать свою продукцию, почти всегда имели свой штамп производителя (чаще всего это были инициалы ювелира-владельца). Однако ювелиров с правом пробирования, как и сейчас, было немного. Поэтому большинство дореволюционных знаков не несут никакой информации о производителе (в том числе и известные самарские знаки этого периода). Благотворительные жестяные знаки на обороте обычно имели указание на фабрику, их производившую.
В период 1917 – 1929 гг. в Самаре известны в основном знаки в виде подвесных жетонов – наградные, юбилейные, памятные. Технологии и металл те же, что и до революции (практические все известные – серебряные знаки-жетоны). Точно так же нет обозначений изготовителя. Эти жетоны почти все были именными, то есть, вероятно, даже юбилейные и памятные выполняли какие-то наградные функции. Известен и один, вероятно, благотворительный знак для лотереи медицинского факультета Самарского университета.
В 1930-ые годы становятся популярнее всего значки с винтовым креплением, так же распространяются значки с булавочным креплением, в то время как значки-жетоны, наоборот, становятся редкостью. Это связано с общими изменениями в экономике страны – НЭП завершен, экономика становится государственной, мелкие частные предприятия, в том числе ювелирные, в большинстве своем ликвидируются, сохраняются из мелких только кооперативные. Теперь значки выпускаются практически всегда не из драгоценных металлов на различных металлообрабатывающих предприятиях, по заказу организаций. Обозначение изготовителя, часто даже полное название, может помещаться на гайку, либо, что гораздо реже, на реверс значка. Но очень часто, как и раньше, на значке и гайке вообще нет обозначения изготовителя.
К тому же, надо заметить, что обозначения на гайке, к сожалению, не всегда правильно говорят об изготовителе самого значка, так как в процессе использования первоначальная гайка могла потеряться и быть заменена на любую другую, подходящую к винту.
Все известные самарские знаки 1930-ых годов, вероятно, изготовлены не на территории области. Например, на гайках наградных знаков завода № 24 (будущего КМПО им. М.Фрунзе) обозначение «ХЭО ДСО «Мотор»». Правда, мы лишь предполагаем, что серия наградных знаков завода № 24 выпущена в 1930-ые годы, если это так, то эти знаки лишь косвенно относятся к нашей области, так как завод был эвакуирован в Куйбышев лишь во время Великой Отечественной войны. По другой версии, знаки выпущены уже после войны. Известны также спортивные знаки Куйбышева 1930-ых гг.
Знаки периода 1941 – 1945 гг. во многих областях просто отсутствуют, но в Куйбышеве известен один такой знак, можно предположить, что он был выпущен для авиационной части, относящейся к Приволжскому военному округу в годы войны, на одном из заводов города.
В послевоенное время (1940-ые – первая половина 1950-ых гг.) тенденция продолжается: преобладает винтовое крепление, знаки в основном изготовлены из томпака с применением горячей эмали, в стране присутствуют все категории знаков, кроме сувенирных. Для Куйбышевской области к этому периоду предположительно могут относиться знаки завода № 24 (смотри выше), а также служебные знаки (проводник, контролер) Куйбышевской железной дороги.
Во второй половине 1950-ых гг. в области появились значки, посвященные Всемирному фестивалю молодежи 1957 года, другим культурным и спортивным мероприятиям, появились знаки ряда крупных предприятий: КАТЭК, 4 ГПЗ, 9 ГПЗ. Эти знаки и значки изготавливались как из томпака, так и из алюминия, как с винтовым креплением, так и с булавочным. Были знаки, произведенные в самом Куйбышеве и на предприятиях других городов страны.
В первой половине 1960-ых годов всё больше становится знаков, изготовленных из алюминия силами местных предприятий, а во второй половине 1960-ых гг. появляются и значки, выпущенные для реализации в торговых точках.
Перейдем к характеристике местных производителей значков в 1960-ые – 1980-ые гг.
Наибольшее количество местных значков в розничную торговую сеть поставляло три предприятия: Куйбышевский металлургический завод имени В.И. Ленина, завод «Гидроавтоматика», завод «Экран». Но эти же предприятия делали много знаков для себя и по заказам разных организаций, в том числе государственных, партийных, комсомольских органов.
Куйбышевский металлургический завод им В.И. Ленина (КМЗ, КМПО), являясь крупным производителем алюминиевого проката, имел в своем составе цех (позже завод алюминиевой посуды в составе ПО), где производились товары для населения, в том числе и значки. Основным сырьем для производства был алюминий, а основной технологией – штамповка, затем на значки наносились холодная эмаль и лак разных цветов. Крепление на подобных значках в основном было булавочное, булавка зажималась, хотя известны и значки, где вместо булавки зажималась иголка. Также известны немногочисленные значки, изготовленные из медного или латунного проката, где булавка или иголка могла либо зажиматься, либо припаиваться. На заводе было несколько граверов, больше всего штампов изготовил Николай Львов. Также иногда для своих нужд завод изготавливал знаки методом фотогравюры на тонких алюминиевых заготовках, держались такие значки на приклеенных иголках. В конце 1980-ых на заводе алюминиевой посуды в составе КМПО была освоена для выпуска значков технология многоцветной фотогравюры на круглых жестяных заготовках с загнутыми краями (коллекционеры-фалеристы называют подобные значки «пуговицы»). Края загибались для держания свернутой в виде пружины иголки для крепления знака.
Завод использовал три варианта логотипа, помещавшихся на значки. Два из них были неофициальными, представляли из себя разные варианты написания сокращения КМЗ, использовались в конце 1960-ых гг., известно очень мало значков, где они использовались. Третий вариант (№ 193 в издании Ю.В. Коржика [2, с. 20]) клейма был зарегистрирован заводом в 1977 году и неоднократно применялся на значках в период с 1980 по 1990 год.
Завод «Гидроавтоматика», изначально предприятие ВПК, по нашим данным, не использовал никаких логотипов при изготовлении значков, хотя выпускал их достаточно много, как для служебных нужд, так и для городской торговли. Все значки, которые можно отнести к выпуску данного предприятия, изготовлены методом штамповки на алюминии с применением лаков и холодной эмали, имеют булавочное крепление с зажимом. Именно особенности реверса значков позволяют атрибутировать их, как произведенные на «Гидроавтоматике». Во-первых, завод применял оригинальную булавку, не имеющую пружинного колечка. По сути это была тонкая латунная проволока, согнутая пополам в виде примитивной булавки, один из концов проволоки был изогнут в виде крючка, за который цеплялась другим концом проволока булавки. Вторым отличием была надпись с указанием цены значка, шрифт и компоновка надписи были достаточно оригинальны, заметим, что её помещали на оборотный штамп даже тех значков, которые не предполагались к реализации. Этот завод, как и КМЗ, делал много знаков по заказам советских, партийных, комсомольских органов, в том числе и областного масштаба.
Куйбышевский завод «Экран» (позже ПО «Экран») для жителей города являлся телевизионным заводом. Он тоже не имел логотипов для значков. Завод в основном работал с пластмассами и стеклом, поэтому для значков применял несколько технологий с использованием этих материалов. Во-первых, завод выпускал для розничной торговли, своих нужд и нужд других организаций значки, скомпонованные из пластмассовой подложки, в которую была вставлена медная булавка для крепления и пластинка из ситалла, на которую наносилось многоцветное изображение. Во-вторых, выпускался более простой вариант, где к пластмассовой подложке булавка припаивалась, а изображение (обычно двуцветное) наносилось не на ситалл, а на наклеенный на подложку фрагмент тонкого прозрачного пластика, напоминающего фотопленку. В-третьих, иногда завод изготавливал полностью пластмассовые значки: основой был плексиглас, с изнанки которого вырезались и закрашивались изображения и надписи. В-четвертых, выпускались значки, где изображение наносилось с изнанки стеклянной линзы или плоского стекла. Значки последних двух технологий снабжались креплением в виде фигурной булавки, прикрепленной к металлической подложке, которая, в свою очередь, приклеивалась к стеклу. Для розничной продажи изготавливались значки с использованием первых двух технологий. Кроме того, завод для своих нужд делал много значков методом фотогравюры на алюминии. Их отличительная особенность – крепительная булавка держалась на значке под приклеенной круглой пластинкой. Предположительно, «Экран» выпускал также значки, где ситалловая пластинка с изображением крепилась к металлической подложке. Не исключено, что металлическую подложку выпускало другое, вероятно, не местное предприятие.
Существовали и другие значки, где разные части выпускали разные предприятия. Например, по всей стране продавались круглые значки, представлявшие из себя пластмассовую непрозрачную подложку, закрытую сверху прозрачным плексигласом. В получившейся капсуле было изображение на бумаге, изготовленное типографским способом. Эта капсула снабжалась логотипом изготовителя, утвержденным в 1976 году. (№ 330 [2, с 31]), однако предприятие, очевидно, было военным, так как логотип был утвержден без публикации названия и местоположения предприятия. На основе этих значков во всех регионах СССР изготавливались свои значки. То есть под размер этой капсулы на месте изготавливали типографское, фото или даже от руки рисованное изображение, затем капсула разбиралась, и вновь изготовленным изображением заменялось то, что было там изначально. Для мелких организаций, подразделений, разных общественных организаций это был простой и дешевый способ выпустить значок для своих нужд. Как и везде, в Куйбышеве многие изготавливали такие вкладыши в значок самостоятельно. Но в городе действовало Рекламное агентство «Волна», которое в 1970-ые – 1980-ые гг. выполняло заказы организаций на подобные вкладыши типографским способом.
Ещё одно предприятие, оставившее большой след в фалеристике Самары, это завод «Прогресс» (КМПО «Прогресс» в советское время, сейчас, после объединения с ЦСКБ – ЦСКБ-Прогресс). Для этого предприятия знаки выпускались по заказу на предприятиях Подмосковья, Украины, но очень много завод делал для себя сам. Производилось им много и по заказу других организаций и предприятий. Основных технологий было две – штамповка на металле и фотогравюра на металле. Причем, имея проблемы с окраской знаков, изготовленных методом штамповки, для наложения эмалей завод часто обращался к соседу – Куйбышевскому авиационному заводу. Авиационный же завод неоднократно пользовался услугами «Прогресса» по изготовлению значков. Значки, изготовленные на заводе «Прогресс», не несли логотипа изготовителя, но особенность реверса, как и в случае со значками «Гидроавтоматики», позволяет точно определить значки, изготовленные на этом заводе методом штамповки. Дело в том, что при зажиме булавки, очевидно, особенности соответствующего механизма приводили к образованию продольного выпуклого следа на реверсе значка на всем протяжении слева и справа по линии булавки.
Куйбышевский авиационный завод и сам делал для себя значки, применялись те же две технологии, что и на «Прогрессе». Этот завод тоже не применял логотипов, но, вероятно, на нем был только один гравер, так как все штампы изображений имеют сходство в исполнении. И, учитывая, что значки изготавливались только для нужд завода, их обычно легко идентифицировать.
Вкратце рассмотрим другие крупные предприятия, изготавливавшие в Куйбышеве значки:
- Куйбышевский приборостроительный завод «Рейд». В конце 1960-ых – начале 1970-ых годов выпускал методом штамповки на алюминии (с использованием холодных эмалей) значки для продажи в торговых точках области. Даже помещал официальный логотип, правда, утверждался этот логотип не для выпуска значков, а для профильной продукции завода. В 1970-ые – 1980-ые годы выпускал для себя и по заказу других организаций много значков на алюминии методом фотогравюры.
- Завод им. Масленникова делал много значков для своих нужд, но также и по заказам организаций города. Больше всего выпускалось значков методом фотогравюры на алюминии, но были и штампованные на алюминии или других металлах. Логотипов не применял. Заметим, что у значков, изготовленных методом фотогравюры (фотоспособа) на ЗиМе и «Рейде» была общая черта – обычно они крепились особой булавкой, встроенной в прямоугольное крепление, которое приклеивалось к значку. К сожалению, похожие крепления применялись и на казанских заводах, поэтому только с помощью данных креплений идентифицировать значки как самарские нельзя. Правда, крепления из Казани, а также применявшиеся на ЗиМе и «Рейде» имеют мелкие отличия друг от друга.
- Государственный подшипниковый завод № 4 производил значки для себя и других организаций, в основном это были значки, штампованные на медных сплавах или алюминии, но также были составные пластмассовые значки, а также значки, где составной частью были подшипники. На некоторых штампованных значках есть логотип в виде надписи 4ГПЗ в нижнем полуовале.
- Государственный подшипниковый завод № 9, как и 4 ГПЗ, значки изготавливал из медных сплавов методом штамповки.
- Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. Фрунзе в 1960-ых годах производило значки методом штамповки с применением холодных эмалей для себя, а также других организаций и единичные значки для реализации в городских торговых точках. На некоторые знаки завод помещал логотип в виде горизонтального ромба, внутри которого были размещены летящая чайка и буква «М». Позже у завода были значки, выпущенные методом фотогравюры, но неизвестно, делались ли они конкретно на этом предприятии.
Такие заводы, как «Куйбышевкабель», Куйбышевское агрегатное производственное объединение, Куйбышевский завод кабелей связи, Средневолжский станкостроительный завод, ряд других тоже пользовались значками, изготовленными методом фотогравюры, но и здесь у нас нет точных данных об изготовлении значков на самих предприятиях.
С другой стороны, есть точные данные, что ряд значков Куйбышевского авиационного института был изготовлен в самом институте – силами различных мастерских и научно-исследовательских лабораторий. Технологии были самые разные, вплоть до применения золотых и серебряных накладок.
Относительно других населенных пунктов Куйбышевской (Самарской) области следует сказать, что производство значков было не единичным только в трех из них: Тольятти, Новокуйбышевск и Сызрань.
В Тольятти произведено очень большое количество значков, как для ВАЗа и других предприятий и организаций Тольятти, так и по заказам организаций и предприятий г.Куйбышева, а также городов, районов и населенных пунктов области. Основным производителем значков в городе был Волжский автомобильный завод. Абсолютное большинство значков ВАЗа выпущено методом штамповки на медных сплавах, потом металл обычно подвергался чернению, либо накладывалась холодная эмаль. Способы крепления – булавка либо иголка в зажиме. Известны также изготовленные на тех же штемпелях знаки с горячей эмалью и (или) винтовым креплением, но это уже новодельное производство после 1991 года для нужд коллекционеров.
Благодаря В.В. Зараковскому, В.Э. Зудину, Н.Д. Устинову и нескольким коллекционерам Тольятти и Самары проводится каталогизация значков, связанных с ВАЗом. Первая часть каталога выпущена [1], готовится вторая. В книге есть вступительная часть, где, в частности, приводятся основные имена авторов значков и медалей: граверы Геннадий Шаманин, Евгений Майоров, Юрий Елагин, Владимир Васильев; дизайнеры Марк Демидовцев, Владислав Пашко; художники Владимир Зудин, Ирина Демченко, Владимир Хмель, Анатолий Андреев [1, с. 4]. Разумеется, это не все фамилии, так как с течением времени на каждом производстве ВАЗа стали делать значки для своих нужд, и авторами были местные работники.
В каталоге Ю.В. Коржика приводится логотип завода (№ 237 [2, с 24]), по мнению автора каталога, помещавшийся на значках. Однако нам на оборотах значков данный логотип не встречался, как не встречался и основной логотип завода, ладья, утвержденный в 1968 году. Складывается впечатление, что общего логотипа изготовителя для значков заводом не применялось, но на отдельных значках, предположительно, изготовленных на ВАЗе, помещались обозначения, вероятно, граверов: ВМ (или ЕМ – Евгений Майоров?); ЯА; МИЛ и др.
В 1971 году был утвержден логотип для всей системы производств при исправительных учреждениях СССР. Многие из подобных производств выпускали значки – в Магадане, Владимире, Тюмени, Калининграде и других городах страны. Они использовали либо утвержденный логотип, либо видоизменяли его, добавляя буквенные обозначения. В брошюре Ю.В. Коржика это логотипы № 14, 241, 281. В том числе в Куйбышевской области большую роль в 1975 – 1992 гг. играли знаки, выпущенные производством при УР 65/3 в Новокуйбышевске, базировавшемся при Новокуйбышевском нефтехимкомбинате. Это производство почти полностью обеспечивало нужды Новокуйбышевска, различных силовых и армейских структур области, делало много знаков по заказу даже областной администрации, много сувенирных знаков для реализации через магазины и точки «Союзпечать». В частности, ряд общеизвестных сувенирных знаков к Олимпиаде 1980 года в Москве, Всемирному фестивалю молодежи 1985 года, 400-летию Самары в 1986 году.
Новокуйбышевское производство использовало логотип, очень близкий к утвержденному и, к сожалению, отсутствующий в работе Ю.В. Коржика – треугольник, разделенный на три части линиями, исходящими перпендикулярно из середины каждой из сторон треугольника и соединяющимися в центре треугольника. Также на реверсе большинства новокуйбышевских знаков есть указание на цену значка. Особенность технологии изготовления данных значков (как, кстати, почему-то и большинства значков, производящихся в предприятиях колоний во Владимире, Магадане и др.) – смола, похожая на эпоксидную, толстым прозрачным слоем покрывающая аверс значка (встречаются и полуфабрикаты без смолы). Значки изготавливались методом штамповки на алюминии с наложением холодных эмалей, крепление – зажатая с двух сторон булавка.
В Сызрани значки изготавливали СЗТМ (Сызранский завод тяжелого машиностроения) и Сызранский завод «Пластик». В первом случае значки делались для нужд завода и города (в частности, к 300-летию Сызрани) с использованием лазерных технологий на сплавах черного металла. Далее углубления аверса закрашивались, на реверсе припаивалась булавка. Сложно сказать, официальным ли был выпуск значков на этом заводе, либо это было чье-то частное производство.
Значки завода пластмасс, как и должно быть по названию, изготавливались из пластмассы (отливались в формах), нередки были составные значки из 2-3 пластмассовых частей, скрепленных клеем или штырями. Нередко на пластмассы наносилась покрытие того или иного цвета, в том числе по технологиям, разработанным в Куйбышевском авиационном институте. Значки крепились булавками или иголками, приклеенными или впаянными на реверсе значка. Завод выпускал значки как для себя, так и для других организаций и предприятий города.
Пока ещё у нас нет полной информации о выпуске значков предприятиями области в советский период, например, в конце 1950-ых – начале 1960-ых годов для ряда мероприятий в городе были выпущены значки по сходной технологии: штамповка на алюминии с особым типом анодирования, без окраски или с покраской лаками. Такие значки практически всегда состояли из колодки и подвески, колодка крепилась с помощью спрятанной в особой конструкции булавке. Изготовление очень оригинальное, но неизвестно чьё, даже нет уверенности, что знаки сделаны в нашей области.
Существуют, по крайней мере, три логотипа, связанных с изготовлением значков и помещавшихся на их реверсе, которые пока не поддаются расшифровке – яхта на волнах внутри штурвала, монограмма КАЗ и монограмма ДКМ (КМД?), есть также много пока не подтвержденных предположений о месте производства тех или иных значков, об изготовителях ряда значков нет даже предположений, в большинстве своем не известны конкретные граверы и художники, так что исследование будет продолжено.
Библиографический список
- Зараковский В.В., Зудин В.Э., Устинов Н.Д. Каталог значков, медалей и другой сувенирной и наградной атрибутики, посвященной ВАЗу. – Тольятти, 2001.
- Коржик Ю.В. Каталог товарных знаков и клейм на значках. – Мытищи, 2001.
- Мельник Г.К., Можейко И.В. Должностные знаки Российской империи. – М., 1993.
- Морозов В.Ю. К проблемам атрибутирования памятников фалеристики // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы III Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2014 года / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РЭУ, 2014.
- Морозов В.Ю. Краеведческая фалеристика // Краеведческие записки. Вып. XIV. – Самара, 2010.