УДК 94(479)

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ В СССР (СЕРЕДИНА 1940-Х – НАЧАЛО 1980-Х ГГ.)

Королева Лариса Александровна1, Молькин Алексей Николаевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируется конфессиональная практика евангельских христиан-баптистов и эволюция развития отношений между советской властью и ЕХБ в СССР с середины 1940-х до начала 1980-х гг.

Ключевые слова: конфессиональная практика, СССР, христиане-баптисты


EVANGELICAL BAPTIST CHRISTIANS IN THE USSR (THE MIDDLE OF THE 1940TH – THE BEGINNING OF THE 1980TH)

Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Molkin Alexey Nikolaevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article confessional practice of evangelical Baptist Christians and evolution of development of the relations between the Soviet power and EHС in the USSR from the middle of the 1940th prior to the beginning of the 1980th analzirutsya.

Keywords: Baptist Christians, confessional practice, USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Королева Л.А., Молькин А.Н. Евангельские христиане-баптисты в СССР (середина 1940-х – начало 1980-х гг.) // История и археология. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/09/1142 (дата обращения: 03.10.2017).

Одной из самых крупных сект (так определяли религиоведы того времени) в СССР были евангельские христиане-баптисты (ЕХБ). В середине 1940-х гг. общины христиан-баптистов объединились в единую организацию во главе с Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Они получили разрешение на легальную деятельность, однако должны были подчиняться старшим пресвитерам, которые были подотчетны государственным органам. Естественно, среди евангельских христиан-баптистов возник раскол, поскольку часть их отказалась принять подобные условия существования. Общины, не признавшие ВСЕХБ в качестве головного органа, перешли на нелегальное положение. К 1957 г. в СССР насчитывалось 755 подобных  объединений [1, л. 82].

В 1960 г. ВСЕХБ с подачи государственных структур принял «Новое положение ВСЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам». Данные циркуляры серьезным образом ограничивали деятельность религиозных общин.

Буквально сразу же появились оппозиционеры уже среди самих евангельских христиан-баптистов. В мае 1960 г. была создана «Инициативная группа по созыву съезда ЕХБ», позже преобразованная в «Организационный комитет» («Оргкомитет»), в который вошли Г. Винс, Г. Крючков, А. Прокофьев и др. [2, л. 4]. Члены «Инициативной группы», т.н. «инициативники» требовали публичного покаяния руководства ЕХБ и отмены запретов. Для проведения организаторской и миссионерской деятельности члены Оргкомитета Антонов, Винс, Захаров, Зинченко, Крючков и некоторые другие перешли на полулегальное положение [3, л. 34-35].

Следующей акцией протеста «инициативников» стало публичное обнародование «Инструктивного письма». Оппозиционеры обратились ко всем ЕХБ с документом, в котором разъясняли антиевангелистическую направленность «Нового положения ВСЕХБ» и «Инструктивного письма» и настаивали на созыве чрезвычайного всесоюзного съезда церкви ЕХБ. Оказывать давление на советское руководство предлагалось через пост, молитвы и массовые обращения по поводу съезда. Силовое воздействие отвергалось. «Инициативники» расценивали свою деятельность как «движение за чистоту веры, а не против органов власти или неповиновение законам страны» [4, л. 211]. Оргкомитет издавал свой печатный орган – «Братский листок», который информировал об их целях и задачах. В 1963 г. появился «Вестник спасения», затем журнал «Юность» и «Бюллетень Совета родственников узников-членов церкви ЕХБ».

Однако светские власти иначе отнеслись к данной акции оппозиционеров и охарактеризовали их как «оголтелых фанатиков,  враждебно настроенных по отношению к социалистическому строю» [5, с. 169]. С 1960 г. по 1963 г. было осуждено около 200 активистов-инициативников [6, с. 149]. В конце 1964 г. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР расценил деятельность «инициативников» как незаконную и предложил распустить Комитет.

Следует заметить, что деятельность «Оргкомитета» получила определенную   поддержку среди рядовых ЕХБ. В 1965 г. «инициативники» и  сочувствующие  проводили массовые «сборища» в Киеве, Львове, Новосибирске, Харькове и других городах [6, С. 149]. С начала 1960-х гг. важное значение в деятельности ВСЕХБ приобрела борьба за обеспечение единства организации, главным образом, противодействие «экстремистской деятельности сторонников т.н. Совета церквей ЕХБ» [7, с. 98]. Однако, несмотря на поддержку ВСЕХБ и репрессии со стороны государства, раскол преодолеть не удалось.  Тогда  Совет по делам религиозных культов дал разрешение на проведение 15 октября 1963 г. Совещания ВСЕХБ, которое затем объявило себя съездом.  Данный съезд вместо «Нового положения» и «Инструктивного письма» принял устав ВСЕХБ, несколько либеральнее предыдущих циркуляров. Но «инициативники» расценили ситуацию как неправомерную и  получили моральное право  на продолжение сопротивления.

В СЦЕХБ вошло 11 человек. Председателем был избран Г. Крючков, секретарем – Г. Винс. Серьезным влиянием СЦЕХБ пользуется в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в меньшей степени – центральные районы России.

Поскольку СЦЕХБ не шел ни на какие компромиссы с властями, оппозиционеры подвергались сильным репрессиям. Лидеры «инициативников» – Антонов, Винс, Захаров, Зинченко, Крючков находились в это время на полулегальном положении. В 1966 г. были подвергнуты аресту руководители СЦЕХБ – Г. Винс, Г. Крючков, М. Хорев.

Более того, в деятельности сторонников СЦЕХБ иногда прослеживались явные антисоветские тенденции. В одном из посланий говорилось: «Хороший христианин не должен повиноваться слепо; всегда надо соображаться с характером полученного приказа: Ян Гус требует, чтобы люди повиновались властям, как духовным, так и светским, но лишь в пределах дозволенного, т.е. только в тех случаях, когда приказ не противоречит «заповедям божьим, учению Христа». Руководитель незарегистрированного религиозного объединения ЕХБ ст. Шортанды Целинного края Бойко откровенно заявил: «Бог запретил выполнять законы и подчиняться Советской власти» [4, л. 204].

Состоявшийся в 1966 г. очередной съезд христиан-баптистов осудил «раскольническую» практику СЦЕХБ [8, л. 134-137].

Однако СЦЕХБ встречал все большую поддержку среди верующих. В  1962  г.  сочувствующих СЦЕХБ насчитывалось 4 тыс. человек; 1965  г. – 25,2  тыс. человек; в 1966  г. – 26,2 тыс. человек; в 1968 г. – 19,5 тыс. человек; в 1969  г. – 20,8 тыс. человек; в 1970 г. – 20,8 тыс. человек. Количество религиозных общин, поддерживавших оппозиционеров с 1962 г. по 1974 г. увеличилось с 126 до 459 [4, л. 158, 203; 9, л. 162]. Общества, выступавшие за СЦЕХБ, были в РСФСР, Украине, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Азербайджане, Грузии [10]:

 

Республика

На 01.01.1966 г.

На 01.01.1968 г.

На 01.01.1970 г.

   Ро

Чел. в тыс.

   Ро

Чел. в тыс.

   Ро

Чел. в тыс.

Азербайджан

  8

0,37

8

0,36

9

0,25

Грузия

  6

0,25

6

0,22

6

0,27

Казахстан

29

 2

26

2,4

31

1,5

Киргизия

16

2,5

7

0,6

8

0,57

Латвия

-

  -

1

0,17

1

0,04

Молдавия

18

0,87

13

0,4

10

0,5

Таджикистан

  -

  -

3

0,13

2

0,12

Туркмения

  -

  -

2

0,04

2

0,04

Узбекистан

2

0,16

3

0,25

2

0,2

Белоруссия

39

1,53

28

0,98

26

1,1

Украина

230

7,97

191

5,56

172

6,15

РСФСР

202

9,5

196

8,62

201

10,14

ИТОГО

 550

25,16

 479

19,53

470

 20,84

После 1966 г. СЦЕХБ теряет своих единомышленников. Начиная с 1967 г. количественный состав диссидентов в ЕХБ становится более-менее постоянным Рост численности сторонников СЦЕХБ в период 1967-1970 гг. происходил, главным образом, в Белоруссии, России и на Украине.

Руководство СЦЕХБ, обеспокоенное данной тенденцией, пыталось модернизировать свою деятельность за счет использования новых методов и приемов в своей работе: проведение «вечерей любви», концертно-театрализованных представлений и пр. В документе «Устройство и порядок Всесоюзного Совета молодежи Баптистов и Доброго Самарянина» расписывалась схема создания клерикальной молодежной организации [11, л. 56]. Особая активность наблюдалась в Алтайском крае, Ворошиловградской, Восточно-Казахстанской,  Ростовской, Томской и других областях.

В 1968-1970 гг. состоялась целая серия встреч освобожденных из заключения активистов СЦЕХБ  П. Оверчука и В. Щупертяка с верующими. На собраниях в 300-400 человек выступавшие открыто призывали к борьбе против действовавшего законодательства о религиозных культах. Маршрут Оверчука и Щупертяка проходил через Алма-Атинскую область, Киев, Ленинградскую, Новосибирскую, Харьковскую,  Челябинскую области.

В это время были освобождены многие деятели СЦЕХБ, осужденные в 1966-1967 гг., – в общей сложности свыше 150 человек.

В 1969 г. в Туле прошло Всесоюзное совещание сторонников СЦЕХБ, которое не было  признано Советом по делам религий.

Весной этого года состоялись встречи между представителями СЦЕХБ и ВСЕХБ, которые оказались, в конечном итоге, безрезультатными. Совет Церквей ЕХБ вел переговоры в лице Д. Виноградова, С. Голева,  М. Павлова, М. Шаптала, М. Хорева. ВСЕХБ отверг документ СЦЕХБ, предлагавший всеобщее покаяние и строгое соблюдение «слова Божьего», не считаясь с советским законодательством. Переговоры показали, что главные противоречия между ВСЕХБ и СЦЕХБ заключаются в отношении к законодательству о культах и органам советской власти. На встрече прозвучали слова С. Голева, с которым оказались солидарны многие сторонники СЦЕХБ: «Я 18 лет был в заключении и не соглашусь нарушать слово Божие. Наш закон препятствует проповедовать Евангелие… У нас различные взгляды на законодательство. Если брать букву закона, то невозможно служить Господу в баптистском понимании…» [4, л. 204]. В своем воззвании Шаптала и Голев потребовали от ВСЕХБ призвать всех верующих: «- стойко проповедовать Евангелие всему миру и всей твари, не считаясь ни с какими ограничениями; – заниматься благотворительной деятельностью; – усилить религиозное воспитание своих детей; – строго выполнять заповеди: «не любите мир, ни того, что в мире», т.е. ни в коем случае не допускать даже в мыслях возможности пользоваться телевизором, помещать кино, театры и т.д.» [4, л. 211].

В середине 1971 г. А.Н. Косыгину было направлено письмо от ЕХБ, в котором авторы настаивали на свободной пропаганде религии в стране: «Мы ожидаем от Правительства справедливого разрешения этого вопроса, чтобы не прибегать нам к всемирному обращению и широкой огласке упомянутого письма…» [12, л. 1-2]. Следует заметить, что поступления денежных средств  ЕХБ постоянно возрастали: в 1967 г. – 1909 тыс. руб.; 1968 г. – 2071,4 тыс. руб.; 1969 г. – 2184,3 тыс. руб. [4, л. 57]. В основном это были добровольные пожертвования.

К началу 1970-х гг. СЦЕХБ поддерживал отношения уже со многими зарубежными организациями. Данное обстоятельство также усугубило положение баптистов. Власти уничтожили типографию ЕХБ «Христианин». Постоянно создавались препятствия к отправлению религиозных обрядов и пр. Аресты проводились планомерно и регулярно: в 1961-1970 г. было арестовано 524 человека, в 1971 г. – 48 человек, в 1972 г. – 53 человека, в 1973-1975 гг. – 70 человек[6, с. 150].

С этого же времени в баптистской среде закрепляется тенденция  эмигрировать из страны. Один из подавших документы на выезд из СССР так объяснял свое желание: «Мы – люди, глубоко верующие в Бога, и жить в атеистической  стране, строящей коммунизм, строящей безбожное общество, не хотим. Нам чужда ее идеология» [13, с. 69].

В 1975 г. в Советском Союзе было свыше 500 тыс. баптистов [13, с. 107].

В конце 1981 г. было осуждено около 130 членов незарегистрированных церквей ЕХБ [14, С. 2]. Из 12 активистов СЦЕХБ находились в заключении на тот момент 6 человек.

Московские правозащитники [15] старались заниматься вопросов религиозных диссидентов. С 1968 г. отдельные фрагменты борьбы ЕХБ стали освещаться на страницах ХТС. В 1974 г. Инициативная группа защиты прав человека в СССР и А.Д. Сахаров выступили в поддержку Г. Винса. В 1976 г. Московская Хельсинкская Группа по просьбе самих баптистов собирала информацию о лишении родителей родительских прав по религиозным соображениям. В 1978 г. в защиту баптистской семьи В. Хайло. выступили МХГ и А.Д. Сахаров [16, с. 124] .


Библиографический список
  1. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 90.
  2. ЦД «Мемориал». Архив самиздата. № 770.
  3. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 233.
  4. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 38.
  5. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1982.
  6. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М. – Вильнюс, 1992.
  7. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1984.
  8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д. 23.
  9. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 67. Д. 115.
  10. Королева Л.А., Артемова С.Ф. Раскол евангельских христиан-баптистов СССР (По материалам Пензенского региона) // Вестник ВЭГУ. 2010. № 6. С. 72-75.
  11. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 66. Д. 14.
  12. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 64. Д. 75.
  13. ХТС. 1977. Вып. 45.
  14. Вести из  СССР. Права человека. Мюнхен, 1982. Вып. 2. № 1.
  15. Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 12.04.2014).
  16. ХТС. 1978. Вып. 48.


Все статьи автора «Koroleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: