УДК 371

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАРСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Дементьева Эльвира Шарипзяновна1, Колотов Евгений Владимирович2, Сулимов Вадим Сергеевич3
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики, управления и права
2Школа 1005 «Алые паруса» г. Москва, учитель истории и обществознания
3Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье рассматривается деятельность Тарской женской прогимназии в годы Первой мировой войны. Во время войны предпринимались попытки преобразования прогимназии, закончить внутренние отделочные работы в новом здании школы. Несмотря на недостаточное финансирование, учебно-воспитательный процесс совершенствовался, находясь на достаточно высоком уровне. Действовал попечительный совет, появился родительский комитет.

Ключевые слова: библиотека, женская прогимназия, пожертвования, попечительный совет, родительский комитет, ученицы


ACTIVITY TARA WOMEN'S GYMNASIUM DURING THE FIRST WORLD WAR

Dementieva Elvira Cherepanova1, Kolotov Evgeny Vladimirovich2, Sulimov Vadim Sergeevich3
1Tobolsk state social and pedagogical Academy. DI Mendeleev, candidate of philological Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law
2School 1005 "Scarlet sails" , Moscow, teacher of history and social science
3Tobolsk state social and pedagogical Academy. DI Mendeleev, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of Economics, management and law

Abstract
This article discusses the activities of Tara women's gymnasium during the First world war. During the war, attempts were made to convert the gymnasium, complete interior finishing work in the new school building. Despite insufficient funding, the educational process was perfected, being at a sufficiently high level. Acted Trustee Council, appeared parent Committee.

Keywords: Board Trustee, donations, library, parent Committee, student, women's gymnasium


Библиографическая ссылка на статью:
Дементьева Э.Ш., Колотов Е.В., Сулимов В.С. Деятельность Тарской женской гимназии в период Первой мировой войны // История и археология. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/09/1144 (дата обращения: 01.10.2017).

Тарская женская прогимназия Тобольской губернии в дореволюционный период являлась одним из старейших учебных заведений города, пройдя определенные этапы становления и развития. Об истории прогимназии имеется ряд публикаций [1; 2; 3]. Проблемы женского образования Тобольской губернии рассматривались ранее в некоторых публикациях [4; 5; 6; 7; 8].

В годы Первой мировой войны перед Тарской женской прогимназией стояли насущные проблемы, связанные с преобразованием учебного заведения. Городское общество нуждался в повышении статуса прогимназии, однако финансовые трудности мешали реализации замыслов.

Нужда в преобразовании прогимназии в гимназию назрела у населения, но вследствие отсутствия средств на преобразование, ходатайство по данному вопросу не возбуждалось. Прогимназия помещалась в новом деревянном двухэтажном здании, где проводились занятия 4 основных и 4 параллельных классов с 27 сентября 1915 года. Здание удовлетворяло по размерам, но не было закончено: штукатурные работы внутри не производились, полы и двери лишь загрунтованы. Отсутствие штукатурки в незначительной степени ослабляло освещение классов, обладающих вполне достаточным теплом, благодаря правильному распределению печей. Размер классов и количество приходящегося на ученицу воздуха был довольно хорош [9, л. 75].

В августе 1915 г. был открыт 4-й параллельный класс, без которого 24 ученицам прогимназии приходилось бы отказать в образовании. Из 49 учениц двух четвертых классов, оканчивающих в 1916 г. курс прогимназии, получали возможность продлить образование в гимназии не более 10-ти учениц. Тара находилась далеко от городов, имеющих женские гимназии. Содержание в Омске, Тобольске и Ишиме было непосильно дорогим для средней зажиточной семьи местного обывателя. Таким образом, 35-38 учениц должны были удовлетворяться «прогимназическим» образованием [9, л. 75об.].

Для более правильной постановки учебно-воспитательного дела в прогимназии имелась фундаментальная и ученическая библиотеки. Фундаментальная библиотека к 1 января 1915 г. состояла из 456 названий книг в 948 томах. В 1915 г. было приобретено 15 названий в 53 томах, всего на 32 руб. 25 коп. Ученическая библиотека к тому же времени состояла из 900 названий в 1056 томах. В 1915 г. она была пополнена 63 названиями в 111 томах, всего на сумму 102 руб. 82 коп., что вместе с фундаментальной библиотекой составило 135 руб. 7 коп., тогда как по смете расход на пополнение библиотек был определен в 250 руб. Книги фундаментальной библиотеки мало использовались учителями: было выдано всего 18 изданий. Причина такого положения была в том, что библиотека была бедна и книги устарели [9, л. 75об.].

Физического кабинета при прогимназии не имелось. Кабинет естественных наук не пополнялся, как и в течение ряда предыдущих лет. В нем состояло 4 предмета. Другие учебные пособия в количестве 305 штук, также не пополнялись. Всего насчитывалось пособий на сумму 461 руб. 74 коп. Метеорологической станции не имелось, хотя устройство ее представлялось желательным. Пансиона и общежития также не было, так как преобладающее большинство учащихся составляли дети обывателей г. Тары. Из 243 учениц иногородних и из уезда насчитывалось лишь 46, проживающих на частных квартирах, и 7 воспитывались в приюте [9, л. 76].

Все учительские вакансии были заняты, кроме должности преподавателя графических искусств, остававшейся вакантной с начала года до 15 апреля [9, л. 76об.].

Несмотря на трудности переживаемого времени, вызванные войной, значительных отступлений от устава и штата прогимназий и от таблицы недельных уроков не наблюдалось. Однако, течение учебной жизни отклонилось от нормального: занятия прекратились в апреле 1915 г., переводных экзаменов не было, выпускные испытания закончились ко 2 мая [9, л. 77].

По вероисповеданию к 1 января 1916 г. ученицы распределялись следующим образом: православных – 230, римско-католического вероисповедания – 5, иных христианских исповеданий – 2, иудейского – 6. По сословиям: дочерей потомственных дворян – 3, личных дворян и чиновников – 22, духовного звания – 13, почетных граждан и купцов – 9, мещан – 93, из казаков – 1, крестьян – 102 ученицы [9, л. 77].

По «малоуспешности» в течение 1915 г. выбыло 4 ученицы и вследствие болезненности 3. Число пропущенных ученицами уроков нельзя признать великим [1, л. 77].

Из необязательных предметов в прогимназии преподавался французский и немецкий языки, рисование и пение. Иностранные языки преподавались ученицам основных классов за отдельную плату. Пение бывало общее и по классам. Обучались ему все ученицы основных и параллельных классов [9, л. 77об.].

Внеклассных учебных занятий для учениц прогимназии не проводилось. Не было организовано, как и в прошлые голы, ни одной экскурсии для учащихся, хотя благотворное значение их и сознавалось. Ученицы не знали «больших и цветущих пород» отечества и своего родного, близкого края [9, л. 77об.].

В 1915 г. были получены средства на содержание прогимназии из следующих источников: от суммы сбора за учение 4041 руб. 69 коп., от МНП 2070 руб., от города 1524 руб. 75 коп., из разных источников 547 руб. 20 коп. Всего 8183 руб. 64 коп. Плата за обучение в 1-2 классах равнялась 15 руб., в 3-4 классах – 20 руб. Плата за обучение иностранным языкам была 8 руб. за каждый предмет. Средняя стоимость обучения одной ученицы составила 33 руб. 27 коп. [9, л. 78]

Беднейших учениц, не имевших средств на внесение платы за учение, освобождал от последней попечительный совет, располагавший определенной суммой, обычно недостаточной. Существующее в Таре Общество вспомоществования бедным учащимся приходило на помощь ученицам прогимназии, освобождая учащихся от внесения платы за учение, выдавая теплую одежду и обувь [9, л. 78об.].

Родительский комитет при прогимназии организовался в начале ноября 1915 г., получил утверждение попечителем учебного округа в декабре, но заседаний не было [9, л. 78об.].

Педагоги и учащиеся прогимназии активно участвовали в мероприятиях по оказанию помощи защитникам Отечества. В 1914 г. учащиеся и учителя пожертвовали, а также сшили ученицы – 111 комплектов белья для раненых воинов. В Тарский комитет помощи солдатским семьям педагоги пожертвовали 44 руб. 84 коп., ученицы отправили в действующую армию 20 подарков. В 1915 г. педагоги пожертвовали на воздушный флот 14 руб. 50 коп., ученицы 6 комплектов белья для раненых воинов. В Комитет великой княжны Татьяны Николаевны учителя и ученицы внесли 15 руб. 33 коп. На фронт отослали 23 подарка. На оборудование дома увечным воинам собрали 4 руб. 50 коп., в пользу пострадавших на войне учителей и их семьям – 15 руб. 42 коп. В Тарский Комитет помощи семьям воинов учителя внесли 98 руб. 86 коп. В 1916 г. в Скобелевский комитет было пожертвовано 21 руб. 65 коп., в Романовский комитет более 28 рублей. Для Комитета Красного Креста ученицы приобрели и сшили 62 комплекта белья. В Тарский комитет помощи солдатским семьям учителя пожертвовали 55 руб. 34 коп. [10, л. 331-331об.]

Таким образом, в годы Первой мировой войны в связи с обострением экономической ситуации горожане особенно остро осознали необходимость преобразования прогимназии в гимназию. Тарская женская прогимназия участвовала в мероприятиях по сбору средств, подарков, в пользу благотворительных комитетов для оказания помощи пострадавшим от военных действий и их семьям; шили белье для солдат.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Открытие женского училища в Таре // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 212–217.
  2. Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия в годы I мировой войны // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 217–220.
  3. Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия перед Первой мировой войной // Всерос. научно-практич. конф. «Малые города России: история и современность». Тара, 2012. С. 108–112.
  4. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Светская школа Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. Тюмень, 2004. 154 с.
  5. Сулимов В.С. Светская школа Ишима (1817–1917 гг.). Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 204 с.
  6. Сулимов В.С. Провинциальная школа России XIX – начала ХХ в. На примере города Ишима. Deutschland: LAP, 2011. 218 с.
  7. Сулимов В.С. Гимназии Ишима во второй половине XIX – начале XX веков. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 208 с.
  8. Сулимов В.С. Развитие светского женского образования в Тобольской губернии середины XIX века // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1822 (дата обращения: 10.08.2014).
  9. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 3207.
  10. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3072.


Все статьи автора «Дементьева Эльвира Шарипзяновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: