Важной формой повседневной культуры позднеимперской России стала её ритуализация. Исследователи определяют ритуал как определенную сложную форму символического действия, имеющего собственную семантику, позволяющую непосредственно зафиксировать содержание происходящего и передать его смысл последующим поколениям [1, с.21].. Формирование ритуальной культуры связано с культом императорской власти, находившей воплощение в целой серии событий: манифесты о восшествии на престол и коронации, встречи с народом и военные парады, посещение императорскими особами различных частей Империи, широкое празднование памятных и юбилейных дат [2, с.151].
Важное место в развитии ритуальной культуры играла Русская Православная Церковь. Практические все события общественной жизни были тесно связанны с религиозным культом.
В повседневной культуре России на рубеже XIX-XX вв. важное место занимали церковно-приходские школы. Учебные программы церковных школ своей главной задачей ставили воспитание молодежи на основе нравственных и мировоззренческих ценностей православия в сочетании с верноподданническими настроениями. Этим целям служили и разнообразные формы воспитания: посещение церкви, непосредственное участие в богослужении в качестве чтеца, певца или пономаря.
В 1913 г. широко по всей Империи отмечался юбилей Дома Романовых. Активное участие в праздновании памятных дат принимали и учащиеся церковно-приходских школ.
В.С. Сулимов, отмечает, что «празднование юбилея способствовало монархическому воспитанию подрастающего поколения». [3, с.81]. Особый размах празднество приобрело в рамках деятельности церковных школ, так как большей частью своей они располагались в сельской местности
Юбилейные торжества в церковно-приходских школах Тобольской губернии прошли в феврале 1913 г. по сценарию, разработанному ранее Министерством Народного просвещения и Священным Синодом.
Основные дни празднования пришлись на 20 и 21 февраля 1913 г. 20 числа накануне юбилея утром были отслужены панихиды по почившим представителям Царствующего Дома. Вечером во всех сельских приходских храмах Тобольской губернии были совершены торжественные всенощные бдения, в которых деятельное участие приняли ученики и учителя местных церковно-приходских школ. Так проходил праздник в церковных школах Чашинского прихода. 20-го февраля «учащиеся церковных школ: Больше-Иткульской, Асамоловской и Могилевской – полном составе, во главе с учащими», присутствовали в храме на панихиде, «на которой поминались Благочестивейшие Государи Императоры и Императрицы и все от рода Дома Романовых преставившиеся». Вечером в Чашинской церкви настоятелем, отцом Алексием Воскресенским отслужено праздничное всенощное бдение с литией. По свидетельству очевидцев приходские храмы в дни праздника были переполнены народом [4, с.43].
В сам день юбилея во всех приходских храмах в 7 часов утра совершены были Божественные литургии, после было чтение Высочайшего Манифеста и благодарственные молебствия [5, c.15]. По схожему сценарию развивались события в с. Березовском. 21 февраля избранные ученики вместе с пятью взрослыми, учительницей Н. Резановой и местным псаломщиком пели на клиросе. «Символ веры был пропет по членам на клиросе в рядах, а многолетие всеми учащимися. За ектеньями в прошениях за Царя и Царствующий Дом, ученики, как один, опускались на колени, а за ними и все крестьяне, пришедшие помолиться, коленопреклоненно несли свои горячие молитвы за Батюшку-Царя» [6, с.54]. По окончании молебствий совершались крестные ходы. Путь торжественных церковных шествий проходил сперва вокруг церкви, а затем вдоль всего села, ученики несли хоругви и иконы, шли красиво строем, что вызывало интерес у местных жителей, которые присоединялись к ходу или выходили на улицу из своих домов.
Газеты отмечали, что во время празднования трёхсотлетия Императорского Дома наблюдалось всеобщее воодушевление, народ из всех деревень обозами тянулся к церкви и скоро весь храм и площадь были переполнены молящимися. Солдаты, даже старики, в этот день явились в своих формах, с крестами и медалями на груди.
Важным элементом ритуальных символов явилась имперская тематика в украшении помещений. К юбилею школьные здания были приведены в порядок, в частности Больше-Иткульской, Асямоловской и Могилевской. Школьные помещения украсились внутри и снаружи флагами, хвоей и портретами Императорских Величеств и Государя Наследника [4, с.43]. Некоторые поселения в дни праздника преобразились. Например, в с. Новодеревенском у каждого здания были развешаны флаги, а в жилищах установлены елки. В центре села на площади была сооружена арка в фонариках и множестве знамен [6, с.55].
В селе Ражевском Ишимского уезда на площади заранее искусно устроили из снега очень красивую триумфальную арку с башнями и колоннами, приспособленную для совершения молебствия. Праздничное настроение создавали множество ёлок, гирлянд, флагов и флажков, симметрично расположенных вокруг неё. Арка была чем-то необыкновенным для крестьян и вызывала большое любопытство зевак.
Ученики привлекались для украшения зданий. Так, ученица Березовской школы Александра Красновская сама сшила флаги – большие для наружного украшения школы, малые – для внутреннего украшения класса. Воспитанники Агаракской школы, самостоятельно повесили портреты Государя и Государыни в классной комнате, а затем оформили портреты венками из елок и искусственных цветов, на фоне национальных флагов [7, с. 81].
Следующим важным действом, формирующим сознание и мировоззрение молодежи, стало распространение сведений из истории Императорского Дома и истории России в целом [9, c.1788] .
Ретрансляция этих формул ритуальной культуры проходила в форме народных чтений и литературных вечеров, на которых присутствовали не только учащиеся церковных школ, а также и жители сельских поселений. Обычно встречи проходили по единообразному плану: вступительное слово заведующего церковной школы (или приходского священника), посвящённое Царствованию Романовых, исполнение народного гимна «Боже, царя храни», а затем шли литературные и вокальные номера в исполнении учащихся школ. В отчётах заведующих церковно-приходскими школами отмечается, что в подготовке и проведении вечеров активное участие принимали сами ученики. Например, перед праздничным вечером о. Алексием Воскресенским в Больше-Иткульской церковной школе после молебна было устроено праздничное собрание, где была прочитана брошюра «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг Сусанина». Во время вечера учащимися старшего и среднего отделения исполнялись стихотворения, относящиеся к этому событию: «Подвиг Сусанина», «На смерть Сусанина», «Гимн в честь патриарха Гермогена», «Песнь Русскому Царю». Пред началом вечера был пропет гимн «Боже, Царя храни», в ходе собрания исполнены православные песнопения «Слава на небе Солнцу Высокому», «Спаси, Господи, люди Твоя» [4, с.44].
По воспоминаниям самих участников, данные мероприятия производили на местное население весьма благодатное впечатление, особенно тронул сердце слушателей рассказ о подвиге Ивана Сусанина. Различные методы воздействия на чувства и сознание слушателей использовались, именно на литературных вечерах. Так, по воспоминаниям современника, «тихо, мелодично раздался стройный хор из детски-невинной груди школьников: Боже, Царя храни! Невольно дрогнуло сердце. Слеза умиления скатилась по лицу. Не печали слеза, но торжества, радости и сознания, что вот и нас привел Бог одним сердцем, одними устами слиться в общем торжестве и сердечном желании, дабы хранил Господь Бог Царя-Батюшку, дабы царство Его было нам на славу и на страх врагам» [7, с.61].
В с. Новодеревенском в течение месяца накануне праздника каждое воскресенье с церковного амвона во время проповеди рассказывалось об истории Императорского дома. В то же время в школе во время воскресных чтений велись беседы о русской истории, так что к 21-му февралю население было ознакомлено со многими знаменательными событиями династии Романовых [8, с.73].
Завершались торжественные собрания обычно чаепитием и раздачей подарков. Так, было в Агаракской школе: учительницей О.А. Покровской после чтения учащимся был предложен чай с сахаром и сдобной булкой. Ученики получили «кулёчки с конфетками, пряниками и китайскими орехами». Похожее угощение было предложено и всем присутствующим. По словам организаторов: народ остался и вечером, и угощением весьма доволен Участники, учащие и учащиеся, а также чтецы из народа выполняли программу празднования весьма удачно. Во всем замечалась непринужденность и сердечное отношение к празднуемому событию [8, с.62] . Анализируя отчеты о проведении юбилейных торжеств, видно, что ученики церковных школ живо принимали участие, как в праздничных, так и подготовительных мероприятиях.
В веренице праздничных событий особняком стоял трёхсотлетний юбилей Дома Романовых, в торжествах участвовало практически все население Империи, но пристальное внимание уделялось учащимся различных учебных заведений. Не могли остаться в стороне и ученики церковных школ, количество которых в позднеимперский период увеличилось в геометрической прогрессии.
Библиографический список
- Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России. Оренбург: ОГУ, 2010. 142 с.
- Лойко Л.Т. Ритуал в социальной памяти // Известия Томского политехнического университа.2004. Т 307. №4. С.151-156.
- Сулимов В.С. Участие школ Тобольска в празднование трёхсотлетия Дома Романовых // Вестник ТГСПА. 2011. №3. С.81-85.
- Школьный листок (приложение к Тобольским Епархиальным Ведомостям (далее ШЛ) 1913 №6.
- Valitov A.A. Tobolsk is the sociocultural center of the region in the end XIX – beginning XX century // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 3. С.15-16.
- ШЛ. 1913. №7.
- ШЛ. 1913. №8.
- ШЛ. 1913. №10.
- Valitov A.А., Tomilov I.S. Residents’ participance in the celebration of the Tobolsk province in tercentenary of Romanovs’ house // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 12. С. 1787-1799.