УДК 94(73)

“ПЕРВЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР”: ИНДЕЙСКИЙ ПЛЕН В ВОСПОМИНАНИЯХ МЭРИ РОУЛЕНДСОН.

Нестеров Дмитрий Александрович
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
исторический факультет

Аннотация
В статье анализируются воспоминания Мэри Роулендсон, которые позволяют выявить условия обращения индейцев с пленными, определить отношение автора к бытовым и культурно-историческим особенностям индейских племен.

Ключевые слова: война "Короля Филиппа", воспоминания пленных, Мэри Роулендсон, племя наррагансеттов


«THE FIRST AMERICAN BESTSELLER»: INDIAN CAPTIVITY IN MARY ROWLANDSON’S REMEMBERS.

Nesterov Dmitry Aleksandrovich
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Faculty of History

Abstract
In this article there is an analyze of Mary Rowlandson’s remembers, which can show the conditions of Indian’s manipulations with captives, and it also helps to reveal the author’s attitude to the domestic, cultural and historical features of Indian tribes.

Библиографическая ссылка на статью:
Нестеров Д.А. "Первый американский бестселлер": индейский плен в воспоминаниях Мэри Роулендсон. // История и археология. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/01/1425 (дата обращения: 28.09.2017).

В новейшее время правила и условия обращения с военнопленными регулируют Женевские конвенции. Но в более ранний исторический период таких единых норм международного права не существовало. Условия обращения с пленными зависели от культурно-исторических, социальных, экономических и политических особенностей государства или этноса. Именно поэтому в рамках данной статьи мы обращаемся к такому виду исторических источников как воспоминания пленных. Они позволяют выявить эти самые особенности.

Главной спецификой мемуаров является их субъективность. В описании фактов проявляются индивидуальные качества автора, его мировоззрение и политические взгляды [1, с. 525].

Будучи написанными современниками исторических событий, они позволяют выявить отношение людей к тем или иным процессам.  Мемуары создают живую картину прошлого, психологический фон событий и делают изучение истории живым и эмоциональным.

Другой особенностью воспоминаний является тот факт, что они создавались авторами не оперативно, как в случае с дневниками, а по прошествии времени. А значит, в них описаны только наиболее значительные и важные для автора воспоминаний события. Как отмечает Г.Л. Соболев: «Наиболее значительные и важные для себя события человек запоминает в первую очередь, наиболее правильно и точно; то, что произвело на него наибольшее впечатление, и было связано с более или менее сильными чувствами, сохраняется в памяти в течение продолжительного времени» [2, с. 237].

Воспоминания узников индейского плена как новый литературный жанр появились во время войны короля Филиппа (1675-1676). Эти повествования о плене привлекли большую аудиторию, и интерес к ним продолжился и в XIX веке [3, p. 307]. Одним из таких произведений стали воспоминания Мэри Роулендсон, опубликованные в Кембридже (Массачусетс) в 1682 г., и в том же году перепечатанные в Лондоне под названием «Божья власть и доброта: рассказ о похищении и освобождении госпожи Мэри Роулендсон» [4, p. 97]. Это произведение стало эпохальным в истории американской литературы. Оно послужило важным источником информации для произведений Джеймса Фенимора Купера. Многие исследователи называют данные воспоминания «первым американским бестселлером» [5, p. 344].

                                                                                           Рис. 1. Первое издание (1682) воспоминаний Мэри Роулендсон.

При изучении данного источника следует учитывать провиденциалистский взгляд автора на исторические события. Единственную причину во всем происходящем Мэри Роулендсон видела в суверенной Божьей воле, о чем свидетельствует, в том числе, название написанных ею мемуаров. Стоит отметить, что подобные провиденциалистские взгляды на историю долгое время занимали лидирующие позиции в американской историографии.

                                               Рис. 2. Портрет Мэри Роулендсон из издания её книги, Бостон, изд-во Nathaniel Coverly, 1770.

Ночью 10 февраля 1675 года, неожиданно для жителей Ланкастера, индейцы напали на город [6, p. 11]. По описаниям М. Роулендсон можно сделать вывод об организованности и согласованности действий индейцев. Нападение было стремительным и неожиданным [6, p. 11]. Именно это позволило индейцам успешно совершить набег, в ходе которого 12 человек было убито, а М. Роулендсон вместе со своей дочерью взяты в плен [6, p. 16]. Причину нападения индейцев на город автор видела в том, что это Божье наказание за грехи колонистов, а индейцы всего лишь инструмент в Его руках – «Вот дела Господни, какие опустошения Он произвел на земле» [6, p. 16].

По мнению профессора Гарвардского университета Джилл Лепор, причина их действий была в следующем. В январе 1675 года был обнаружен убитым крещеный индеец Джон Сассамон, служивший английским колонистам. По этому делу были схвачены, осуждены и повешены три воина из племени вампаноагов. После случившегося «Король Филипп» (вождь индейского племени вампаноагов Метакомет, получивший прозвище за сходство во внешности с испанским королём Филиппом II) призвал индейцев по возможности истребить или навсегда изгнать англичан с территории колоний Новой Англии [7, p. 10]. Само прозвище «Король Филипп», появившееся и распространившееся среди колонистов, говорит о том, что они не имели представления о социальной структуре индейского общества. А переносили на нее собственные, знакомые и понятные определения.

     Рис 3. Philip, King of Mount Hope, 1772, by Paul Revere.

После похищения Мэри Роулендсон вместе с дочерью попали в индейский «город» Венитессет, где были проданы Квиннапину, сыну могущественного сахема (титул вождя индейских племен, говорящих на алгонкинских языках) племени наррагансеттов, пятому мужу влиятельной Уитаму, сестры жены «Короля Филиппа» [6, p. 25]. Ее, в свою очередь, Роулендсон описывала как «суровую и гордую женщину… которая одевалась изящно, как и подобало знатным людям той страны: пудрила волосы, красила лицо, носила ожерелья, драгоценные камни в ушах и браслеты на руках. Когда она одевалась, то сооружала на себе хитросплетение из вампумов и бус [6, p. 63]“ (вампумы – нити с нанизанными на них раковинами, использующиеся как средство передачи сообщений от племени к племени и как украшение [8, с. 73]) . Из города Венитессет индейцы вместе с пленными вскоре начали уходить, так как к ним приближались войска англичан.

Воспоминания Мэри Роулендсон позволяют выявить условия обращения индейцев с пленными, определить отношение автора к бытовым и культурно-историческим особенностям индейских племен.

Индейцы не оказывали никакой медицинской помощи раненным пленникам. 9 дней Мэри Роулендсон боролась за жизнь своей дочери, и никто не пытался ей помочь. Индейцы лишь подходили и говорили: «Твой хозяин разобьет ребенку голову!» [6, p. 24].

Угрозу претворить в жизнь они не успели. 18 февраля 1675 года дочь Мэри скончалась.

Мы могли бы предположить, что эти слова индейцев лишь пустая угроза, если бы Роулендсон не описала увиденный ею случай претворения в жизнь. Женщину, которая вместе со своим ребенком постоянно сильно плакала и просила вернуть их домой, индейцы раздели донага и поставили в центр круга. Над ними начали проводить ритуальные песни и пляски. Затем, индейцы разбили им головы и бросили в огонь [6, p. 31]. Это было уроком для остальных пленных.

Как же взрослые пленники могли излечить свои раны, многие из которых были опасны для жизни? Роберт Пеппер, один из пленных солдат английской армии, поделился с Мэри советом: класть на рану дубовые листья [6, p. 24].

Это народное средство очень помогало и не раз спасало жизнь.

С другой стороны, известен пример Роджера Уильямса, который был подвергнут высылки из колонии из-за своих религиозных взглядов, что в то время фактически означало смертный приговор. Но он смог выжить только благодаря помощи племени вампаноаги [9, p. 595].

Также Мэри Роулендсон указывает на то, что англичане в плену страдали от голода. Первую неделю она вообще не получала никакой еды, на вторую – отказывалась сама, так как не привыкла к такому рациону питания. И только на третью неделю она стала есть индейскую пищу, которой все равно было мало [6, p. 33].

Индейцы питались корой деревьев, лесными орехами, червяками и личинками (из них делали алкогольные напитки и каши), кишками и ушами лошадей, всеми видами диких птиц, олениной, бобрами, черепахами, лягушками, белками, собаками, скунсами, гремучими змеями [6, p. 78]. Подобный рацион питания сильно отличался от привычного колонистам, поэтому требовалось длительное время для адаптации пленных англичан к нему.

Пленные жили в отдельных вигвамах и занимались общественно-полезным трудом. Отметим, однако, тот факт, что работали пленники не бесплатно, хотя и считались рабами. Так, Мэри Роулендсон в плену занималась вышиванием и ткачеством. Король «Филипп» заплатил ей шиллинг за рубашку для его сына, на который она купила кусок лошадиной плоти. Другой индеец заплатил ей блином, а скво платили Мэри за вышитые вещи горохом [6, p. 40].

Индейцы разрешали пленным англичанам общаться друг с другом, в том числе на духовные темы, а также не запрещали читать Священное Писание. После боя у Мэдфилда, один из индейцев подошел к Мэри и сказал, что у одного убитого англичанина он обнаружил Библию, которую и принес отдать Роулендсон. На ее вопрос разрешат ли читать Писание, индеец однозначно ответил «да» [6, p.28]. И ни разу за все время пребывания в плену, Мэри не сталкивалась с запретом на чтение Библии. Такую определенного рода толерантность можно объяснить тем, что политеистическое мировоззрение допускает возможность существования иного бога. Политеизм, в отличие от монотеизма, не отрицает существование иных сверхъестественных сил или личностей, не входящих в данную систему верований. Другое дело, что переход индейцев в христианство воспринимался их соплеменниками как предательство, потому что индейцы отрекались от родовых культов и богов. Таким образом, можно сделать вывод, что индейцы испытывали ненависть не к христианству как к религии, а к крещеным соплеменникам.

Особый страх и ужас на пленных англичан наводил обряд, совершаемый индейцами после каждого боя. Они, ликуя, приносили с собой скальпы убитых англичан, чаще всего женщин и детей [6, p.27]. Помимо этого, они постоянно и публично высмеивали медлительность английских войск, убеждая пленных в том, что те смогут придти на помощь им только лишь через 3 месяца [6, p. 77]. Однако в восприятии индейцев данный обряд имел совершенно иное значение. Скальпирование женщин и детей свидетельствовало о храбрости, героизме, хитрости и особых умениях воина, так как он смог пробраться в самое «сердце» вражеского стана [10, p. 35].

Так же воспоминания Мэри Роулендсон о своем плене позволяют выявить социальную структуру индейского общества. Во главе племени стоял вождь, который выполнял больше не административные функции, а военные и совещательные. Все индейцы были свободными. Рабами могли быть только лишь пленные. Наиболее важные вопросы решались на общем суде, где наиболее влиятельные члены племени совещались и голосовали. Решение принималось наибольшим количеством голосов [6, p. 76].

Таким образом, воспоминания Мэри Роулендсон являются бесценным источником по истории повседневности и быта индейских племен, а также дают сведения об общественном мнении, сложившимся в американских колониях, об описываемых культурно-исторических особенностях. Ведь данное произведение получило большую популярность у современников и формировало общественное мнение об индейцах в течение многих поколений английских колонистов.


Библиографический список
  1. Голубцов В.С. Дневники, воспоминания, переписка // Источниковедение истории СССР.– М., 1973.
  2. Соболев Г.Л. Источниковедение и социально-психологические исследования эпохи Октября // История и психология.– М., 1971.
  3. David Freeman Hawke, The Colonial Experience. – Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966.
  4. Derounian-Stodola, Kathryn Zabelle and James Arthur Levernier. The Indian Captivity Narrative, 1550-1900. – New York: Twayne Publishers, 1993.
  5. John Demos. War and Captivity, Remarkable Providences, ed. John Demos. – Boston: North Eastern UP, 1991.
  6. Rowlandson, Mary White. Narrative of the captivity and removes of Mrs. Mary Rowlandson : who was taken by the Indians at the destruction of Lancaster, in 1676. Lancaster: published by Carter, Andrews, and Co, 1828.
  7. Lepore, Jill. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity, New York: Alfred A. Knopf, 1998.
  8. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: Издательство «Наука», 1965.
  9. Davis. Jack L. “Roger Williams among the Narragansett Indians”, New England Quarterly, Vol. 43, No. 4 (Dec., 1970)
  10. van de Logt, Mark. War Party in Blue: Pawnee Scouts in the U.S. Army. Oklahoma : University of Oklahoma Press, 2012.


Все статьи автора «Дмитрий Нестеров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: