УДК 433

СКИФЫ НА КРИТЕ И МАТЕРИКОВОЙ ГРЕЦИИ

Федотов Артём Александрович
Челябинский Государственный Университет

Аннотация
Работа посвящена расселению степняков скифов из степей Евразии на остров Крит и материковую Грецию, где они были известны под именем ахейцев.

Ключевые слова: Греция, Крит, скифы


SCYTHIANS IN CRETE AND MAINLAND GREECE

Fedotov Artem Aleksandrovich
Chelaybinsk Staaete Uaniversity

Abstract
The work is devoted to settling steppe Scythians from the steppes of Eurasia on the island of Crete and mainland Greece, where they were known under the name of the Achaeans.

Keywords: Crete, Greece, Scythians


Библиографическая ссылка на статью:
Федотов А.А. Скифы на Крите и материковой Греции // История и археология. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2116 (дата обращения: 03.10.2017).

С первоначальным населением Греции до сегодняшнего дня остается определенная неясность. Известно, что греки заселяли Грецию несколькими волнами. Ее первоначальными жителями были пеласги, затем пришли ахейцы, ионийцы, дорийцы. Но, по всей видимости, все эти народы были выходцами из одного географического региона и принадлежали к одной этнической общности. Так в пеласгах можно рассмотреть носителей Трипольской культуры сложившейся в Поднепровье в III тыс. до н.э., ахейцы, следую античным авторам пришли в Грецию с территории Кубани и заселяли обширные земли между Таманью и Кавказом, ионийцы были выходцами из греческих колоний в Северном Причерноморье, входивших в Евразийскую империю скифов. Последняя «доисторическая миграция» в Грецию произошла в ХII-XI вв. до н.э. после чего возникла античная Эллада. Этими последними мигрантами были племена дорийцев.

В ХII в. до н.э. дорийцы в ходе завоеваний захватили микенские города и образовали аристократию феодального типа, сохранившуюся в Греции еще в классическую эпоху. На происхождение дорийцев от народов, населявших в эпоху поздней бронзы южнорусские степи, указывает изменение характера погребений в Греции на рубеже II-I тыс. до н.э. Вместо микенских захоронений в гробницах, появились курганы степного типа, что свидетельствует об изменении религии и похоронного обряда. «Дорийские погребения, – пишет историк Ю.Д. Петухов – совпадают с типом погребений, получившим широкое распространение в это же время в южнорусских степях» [11, с.10]. Так же немаловажно отметить, что дорийцы очень легко освоили географическое и культурное пространство, созданное их предшественниками ахейцами. Это явно наталкивает на мысль, что ахейцы и дорийцы были родственными народами и выходцами из одного географического центра – степной Евразии. Видимо когда ахейская аристократия ослабла, она обратилась к своим сородичам дорийцам.

В древнегреческих письменных памятниках сохранились упоминания о том, что греки неоднократные подвергались нашествию воинов использовавших боевые колесницы. Эти воины помогали грекам воевать с врагами, постепенно укрепляя их государство. В начале II тыс. до н.э. бурно расцветает минойская культура. Строятся дворцы в Кноссе, Фесте, Мали; видеться торговля с Кипром, Египтом и Сирией, появляется линейное письмо. После падения минойской культуры, Греция подверглась нашествию ахейцев и государственный центр перемещается на Пелопоннес в Микены. Когда ослабевшие Микены окончательно пали, новые переселенцы – дорийцы восстановили разрушенное государство. Они принесли в Грецию технологии обработки железа и новый тип захоронений, типичный больше для кочевников Евразии. Так благодаря серии миграций из скифо-русских степей складывалась и формировалась греческая государственность.

Во всех этих завоевателях несложно узнать представителей степной армии скифов. Антропологический тип «древнего грека», известный по сохранившимся барельефам и статуям, отражает черты лица привычные больше для северных народов Евразии, нежели для «средиземноморской» расы. При раскопках микенских некрополей были обнаружены останки людей с типичными европеоидными типажами – продолговатые лица с глубоко посажеными глазами, крупными носами и тонкими губами (типичные черты белой расы). Эти антропологические черты сформировались во внешности древних греков, явно под влиянием арийского этнического компонента, а его носителем, как удалось выяснить выше, были представители степных народов Евразии.

На скифское происхождение создателей греческого государства, также указывают микенские маски царей (в первую очередь «Маска Агамемнона»), очень схожие с архаичными типажами горного Алтая и Южного Урала. Редкая борода, закрученные кончики усов, широкие скулы и большой длинный нос – эти черты присущи микенским владыкам. Южноуральские и алтайские скифские изображения характеризуются тем же набором признаков – удлиненный прямой нос, дуговидные усы и широкие брови. В целом на сегодняшний день обнаружено около 300 каменных изваяний скифов разбросных по бескрайним просторам евразийской степи. Изготовления каменных статуй являлось одной их характерных черт стенного искусства кочевников. Этот вид искусства сохранялся в степи на протяжении многих веков, включая эпоху Тюркских царств.

Также нельзя ни обратить внимание, что у греков был идентичный со скифами обряд захоронения усопших. Один из ведущих специалистов по бронзовому веку степного Зауралья – Г.Б. Зданович, изучая историю племен бронзового века, обратил внимание, что гробницы микенского мира имеют удивительное сходство с могильниками Аркаима и Синташты. У ранних греков вместо захоронений в гробницах, появились курганы степного типа. Более того, археологические находки металлических изделий, найденные в одной из гробниц Микен, абсолютно идентичны аркаимским. Это напрямую доказывает, что часть степняков, в ходе миграций из степных районов проживания, докатилась до островов Эгейского архипелага и материковой Греции и засела эти территории. Именно они дали толчок развитию той культуры, которую принято на сегодня называть греческой. Греческий мир – творение степняков-ариев.

Ближе всего к центрам зарождения греческой государственности расселились племена ахейцев или ахеяне. Изначально ахейцы заселяли Придунайскую низменность и степи Северного Причерноморья. Поразительно, но еще в раннюю античную эпоху, среди народов Северного Причерноморья (где проживали народы скифо-сарматской общности) историки отмечали некоё племя ахайев (ахейцы), а более поздняя письменная традиция античного мира размещала их между Таманью и Кавказом. «Именно отсюда, – пишет историк Ю.Д. Петухов – и пришли в Грецию ахейцы, создавшие цивилизацию Микен» [11, с.10]. В этих племенах легко узнать носителей скифской степной культуры. Они были великолепными скотоводами и земледельцами, умели строить города и оросительные каналы, пользовались боевой колесницей, выплавляли качественную медь и бронзу.

Ахейцы наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из племен-основателей древнегреческой цивилизации. Первые классовые государства ахейцев – Кносс, Фест, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, были образованы в начале II тыс. до н.э. в эпоху бронзового века. Позднее ахейцы заселили Пелопоннес и образовали царство Аргос. Около 1500 г. до н.э. они покоряют Крит и положили начало знаменитой Микенской цивилизации. В ХII в. до н.э. ахейские завоеватели достигают Сицилии, покоряют Мальту (здесь обнаружена микенская керамика), участвуют в Троянской войне (1200 г. до н.э.) и даже высаживают свои войска в Африке для нападения на Египет (1226 г. до н.э.). Осуществить такие грандиозные завоевания в то время было под силу только одному народу – кочевникам из русской степи обладавшим качественным оружием и колесницей, которая по боевым качествам, была самой передовой в древнем мире.

Зачатки греческой государственности первоначально зарождаются на Крите. Здесь сложилась уникальная Минойская культура, которая была основана предшественниками скифов – племенами трипольцев (о тесной связи Трипольской и Микенской культур, говорилось выше). Минойская цивилизация (получившая такое название от имени царя Крита Миноса), просуществовала недолго. Периодом расцвета этой культуры считаются 2200-1600 гг. до н.э. В это время строятся роскошные дворцы (Кносс, Фест и др.), получает распространение письменность и даже была освоена бронза. Однако вскоре процветающая культура Крита была уничтожена страшной катастрофой – извержением вулкана на острове Санторин. Поразительно, но после катастрофы греческая цивилизация не пришла в упадок, а  наоборот стала развиваться с новой силой. Около 1400 г. до н.э. на Крит вторгаются племена ахейцев скотоводов. Вскоре жизнь на Крите вновь наладилась, и государственный центр переместился в Микены. Ахейцы это и есть степняки скифы, которые возродили греческую культуру и заново вдохнули в неё жизнь.

Микены – это пожалуй самый известный и богатейший город Древней Греции, доминировавший в греческой истории почти 400 лет. Именно здесь правил знаменитый царь Агамемнон совершивший поход на Трою. Говоря об архитектуре Микен, поражает то обстоятельство, что город был выстроен по классическому принципу Мандалы, т.е. в форме круга. Это прямое наследие аркаимско-синташтинской эпохи сохранившееся в скифское время. Микены, как и Аркаим, имели мощные оборонительные стены и идентичную систему водоснабжения через водопровод. Г.Б. Зданович изучая историю племен бронзового века, обратил внимание, что могильники Аркаима и Синташты имеют удивительное сходство с гробницами микенского мира. В итоге был сделан вывод, что часть степняков-ариев проживающей в южнорусских степях, ушла на территории Греции. Именно они  дали толчок развитию той культуры, которую принято на сегодня называть греческой. Г.Б. Зданович пишет: «То, что мы называем сегодня греческой культурой – создано на основе аркаимско-синташтинской культуры. Ученые находят массу общих черт, связывающих арийскую и крито-микенскую культуры» [4, с.49-50].

Микены были раскопаны в 1876 г. археологом Генрихом Шлиманом. В отличие от Трои Микены не нужно было искать, поэтому город раскопали и изучили все за несколько полевых сезонов. Здесь был открыт уникальный акрополь, дворец знати, ремесленные мастерские, купальные гробницы микенской аристократии. Но самым грандиозным открытием Шлимана, стало обнаружение шахтовых гробниц прикрытых сверху каменными плитами. Они располагались у развалин древнего акрополя и были высечены в скале как склепы-колодцы. Здесь был обнаружен уникальный клад: золотые диадемы, перстни, браслеты, тиары, 110 золотых цветов, более 700 золотых пластин. Но самым главным открытием стало обнаружение масок микенских царей, навечно запечатлевших черты лиц древних владык Микенского царства. Самая известная из них получила название «Маски Агамемнона», царя совершившего поход на Трою.

Артефакты, обнаруженные Г. Шлиманом и его экспедицией в Микенах, отчетливо доказывают, кто на самом деле стоял у истоков зарождения греческого государства. Во-первых, царь Агамемнон был правителем ахейцев-скифов и принадлежал к древнему степному роду царей. Дело в том, что в скифском кургане – Пазырык, открытом археологами на Горном Алтае, была обнаружена деревянная подвеска-личина полностью идентичная маске царя Агамемнона, обнаруженная при раскопках Микен, т.е. царя Агамемнона скифы считали своим. Во-вторых, при раскопках Микен было обнаружено более 700 золотых пластин с изображениями животных,  выполненных в духе скифского «звериного стиля». Чаще всего это львы, грифоны, олени и парящие голуби. Поверить в то, что греки могли так точно скопировать скифское искусство, не представляется возможным. В-третьих, на микенской стенной живописи можно встретить изображение сцен сражения воинов, запряжки боевых колесниц идентичных скифским, осаду крепостей и многое другое.

    Нет сомнений, что именно ахейцы-скифы принесли древним грекам государственность и сформировали первые царские династии. Историк А.Н. Бадак пишет: «Ахейцы занимали наиболее плодородные районы Греции и расположились ближе всех к центрам греческой культуры. Они первыми создали государственность и распространили её по всей территории Эгеиды. Микенское царство также создано ими» [9 с.56]. Более того, племена ахейцев не только образовали древнегреческое государство, с их прибытием в регион в экономическом развитии Греции происходят значительные изменения в сторону прогресса. Поразительно, но до начала миграций степняков на Крит и материковую Грецию, местное население не знало развитых форм хозяйственной деятельности и занималось в основном рыбной ловлей и охотой. С прибытием же сюда степняков-ариев всё кардинально изменилось.

С прибытием в Грецию степняков, у греков начиная со II тыс. до н.э. повсеместное распространение получает бронза и качественная керамика. Греки научились удобрять почву и получать качественный хлеб, начали строить города и проводить в них водопроводы. Как никогда стало развиваться скотоводство, причем греки достигли в этой области поразительных успехов. О значительной роли скотоводства в жизни греков говорят многочисленные скотоводческие термины. Так в поэмах Гомера часто упоминаются тучные овцы, круторогие быки, кони и тучные младые кобылицы. Следуя Гомеру, скот в Древней Греции играл настолько важную роль, что выступал миром стоимости, заменяя привычные деньги. Так золотой доспех оценивался в 100 валов, а медный в 9. Исходя из этого, пастухи-скотоводы считались самым зажиточным сословием в Греции. Они тщательно заботились о поддержании пастбищ в надлежащем виде и о выборе необходимых кормов для зимовки скота. Такие знания в скотоводческом деле явно достались грекам от их степных сородичей.

Еще одним доказательством степного происхождения греческой цивилизации, является изобразительное искусство древних греков. С прибытием ахейцев, в росписи глиняных сосудов наблюдается весьма выразительный переход от геометрического орнамента к животному. Этот орнамент имеет поразительное сходство со скифским «звериным стилем». Так на керамических изделиях появляются изображения животных, степных повозок, боевых колесниц – все это явно не характерно для островного Крита и материковой Греции. Из животных чаще всего изображалась лошадь. Её изображали либо «стационарно», либо в движении, либо запряженную в повозку или колесницу. А при раскрасках микенских городов было обнаружено множество кувшинов, изготовленных в виде грифона -  одного из самых популярных «персонажей» в изобразительном искусстве скифов. «Звериный стиль» мог появиться в греческом искусстве только под влиянием степных кочевников. Это еще раз доказывает, что переселенцы пришли в Грецию именно из степной зоны, и что крупнейшая цивилизация античного мира – Греция, была творением скифо-русского народа. Говорить о каком-то местном происхождении греческой культуры, нет никакого смысла, да и на сей счет отсутствуют всяческие доказательства.

Во главе ахейского общества стояли цари. Основу их войска составляли боевые колесницы, которые явно попали в Грецию с переселенцами из Скифии. Так при раскопках Микен, Г. Шлиман обнаружил на одной из стен гробниц ахейского царя, изображение лошади, которая была запряжена в боевую колесницу. Эта колесница является точной копией степной колесницы скифов. Говоря о средствах передвижения, также хочется заметить, что в Греции с прибытием ахейцев широко стали использовать четырехколесные повозки. Одна из таких повозок была обнаружена при раскопках возле селения Палекастро. Эта повозка имеет прямую аналогию с повозками степных кочевников. Повозки, обнаруженные при раскопках скифских курганов и повозки древнегреческие – по конструкции абсолютно идентичны. В скифских степях к этому времени уже давно применялся колесный транспорт, поэтому нет сомнений, что колесные средства передвижения могли попасть в Грецию только из степного мира. Это подтверждается как материалами письменных, так и археологических источников. Даже Геродот в своей «Истории» указал на этот факт: «Всем, что имеют греки, они обязаны скифам». Одним словом, роль скифов в образовании древнегреческого государства, неоцененна историками, как следует.


Библиографический список
  1. Абрашкин А.А. Скифская Русь – от Трои до Киева. – М.: Вече, 2008. – 279с.
  2. Абрашкин А.А. Русь – Арийская колыбель. От Волги до Трои и Святой Земли. – М.: Яуза: Эксмо, 2012. – 608с.
  3. Алексеев С.В. Скифы – исчезнувшие владыки степей. – М.: Вече, 2010. – 320с.
  4. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала / Науч. ред. Г.Б. Зданович; Ред.-сост. – Н.О. Иванова  – Челябинск: Крокус, 2004. – 348с.
  5. Воронцов А.В. Неизвестная история русского народа. – М.: Вече, 2013. – 288с.
  6. Граков Б.Н. Скифы. – М.: Наука, 1971. – 217с.
  7. Дергачев В. А. Памятники позднего Триполья. – Кишинев, 1980.
  8. Зданович Г.Б. Бронзовый век урало-казахстанских степей. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. – 184с.
  9. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Хорвест, 2000. – 800с.
  10. Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 704с.
  11. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя Скифов – М: Вече, 2007, 400с.
  12. Тейлор У. Микенцы. Поданные царя Миноса. – М.: Центрполиграф, 2004. – 341с.


Все статьи автора «Федотов Артём Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: