УДК 92/93

ОБЩЕСТВЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ

Цысь Ольга Петровна
Нижневартовский государственный университет
Доцент кафедры истории России

Аннотация
Данная статья посвящена характеристике некоторых наиболее известных воспитанников Тобольской духовной семинарии. Показано, что из стен семинарии выходили люди, обладавшие глубокими знаниями, позволявшими им реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Ключевые слова: выпускники, духовенство, образование, общественная и научная деятельность, Тобольская духовная семинария


PUBLIC AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF THE TOBOLSK THEOLOGICAL SEMINARY OF THE SECOND HALF OF XIX – EARLY XX CENTURIES

Tsys Olga Petrovna
Nizhnevartovsk state University
Associate Professor of the Department of history of Russia

Abstract
This paper characterizes some of the most famous students of the Tobolsk theological Seminary. It is shown that the walls of the Seminary were the people who possessed in-depth knowledge that allowed them to Express themselves in different spheres of public life.

Keywords: clergy, education of local, graduates, social and scientific activities, Tobolsk theological Seminary


Библиографическая ссылка на статью:
Цысь О.П. Общественная и научная деятельность воспитанников Тобольской духовной семинарии второй половины ХIХ – начала ХХ вв // История и археология. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/08/2329 (дата обращения: 11.09.2024).

Несмотря на активную исследовательскую работу, проводимую в последние годы, многие вопросы истории  РПЦ в Западной Сибири остаются пока еще открытыми. Это относится, в том числе и к истории одного из старейших учебных заведений Зауралья – Тобольской духовной семинарии (ТДС). Отдельные аспекты становления и развития ТДС рассматривались в трудах, вышедших в свет еще до революции [1; 2; 3]. Однако завершить начатую работу ученым-краеведам помешали политические и идеологические изменения, произошедшие в нашей стране после 1917 г. В советский период определенное внимание данной теме уделялось в сочинениях Н.С. Юрцовского, А.Н. Копылова [4; 5]. В 1990-х гг. в свет вышло несколько статей А.В. Чернышева, Ю.П. Прибыльского, В.Ю. Софронова, посвященных ТДС [6; 7; 8]. Однако необходимо отметить, что основное внимание исследователей привлекали ранние этапы истории семинарии. Хронологическим рубежом, как правило, служила середина ХIХ в. Вторая же половина ХIХ столетия и начало ХХ выпадали из поля зрения ученых. Следует, по мере возможности, восполнить этот пробел.

Духовная школа занимала заметное место в общей системе образования в России. Учебные заведения, готовившие священно- и церковнослужителей, делились на три разряда – уездные училища, семинарии, академии. Последних имелось всего четыре, и все они располагались в Европейской России: Московская, Петербургская, Киевская и Казанская. Таким образом, в восточной части страны духовными учебными заведениями наиболее высокого уровня были семинарии. Старейшая из них, основанная еще в ХVIII в., располагалась в Тобольске, являвшемся центром церковного образования не только епархии, но и всей Сибири на протяжении ХVIII–ХIХ вв. Тобольская духовная семинария была единственным средним духовным учебным заведением Западной Сибири вплоть до 1858 г., когда открылась семинария в Томске. Она была своеобразной «кузницей кадров» готовившей не только будущих священно- и церковнослужителей. ТДС давала достаточно основательное образование людям, которые в дальнейшем сумели себя проявить в других областях общественной, политической, научной, предпринимательской деятельности.

Однако, в первую очередь, семинария выполняла свое основное предназначение – готовила священнослужителей. Так, из 946 воспитанников ТДС за период с 1878 г. по 1909 г. (те, о которых имелись достоверные сведения) 660 (68 %) поступило на епархиальную службу. В том числе 459 стало священниками, 42 дьяконами, 143 псаломщиками. 11 человек поступили на духовно-учебную службу (учителя, надзиратели духовно-учебных заведений); 78 стали преподавателями городских, земских и церковно-приходских школ [9, с. 156].

Многие из выпускников семинарии завершили свое образование в духовных академиях. В соответствии с уставом 1869 г. в духовные академии могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания. При этом требовалось предоставить свидетельство об окончании семинарии по первому разряду. Обучение было рассчитано на 4 года. По успешному окончанию III-го курса студент предоставлял квалификационную работу, на основании которой ему присваивалась степень кандидата богословия, закончившие 4-й курс, защищали магистерскую диссертацию.

С 1878 г. по 1909 г. в духовные академии поступило 50 выпускников Тобольской духовной семинарии. Из них 11 не закончили полный курс по тем или иным причинам. Лишь немногие приняли постриг. Таких оказалось за все эти годы лишь трое. По свидетельству Н.А. Бирюкова, один из них стал викарным епископом, другой архимандритом, смотрителем духовных училищ, третий – архимандритом, ректором духовной семинарии (выпускник 1894 г. Евгений Николаевич Лапин (в монашестве Евфимий) – ректор Томской духовной семинарии) [9, с. 154]. Еще 23 выпускника связали свою дальнейшую деятельность с духовно-педагогической деятельностью. В том числе, 4 стало приходскими священниками, 1 – епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ (ЦПШ) (выпускник 1878 г. Иван Львович Брызгалов, закончивший Казанскую духовную академию, состоял в чине действительного статского советника епархиальным наблюдателем церковных школ Туркестанской епархии), 2 перешло законоучителями в светские учебные заведения и т.д. Многие из выпускников академий вернулись  в родную семинарию уже в качестве наставников. Следует остановиться на характеристике некоторых из них, чья педагогическая и научная деятельность вошла в историю развития образования и просвещения нашего края.

Достойный вклад в изучение церковной истории внес Алексей Константинович Недосеков (1856–1892 гг.) – сын протоиерея градо-Омского Воскресенского собора. Он родился на ст. Николаевской Омского округа Тобольской епархии. В 1878 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, а в 1883 г. – курс Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия. После чего А.К. Недосеков назначается преподавателем философских дисциплин в родную семинарию [10]. Свою работу по изучению прошлого края он начал еще на студенческой скамье. В 1882 г. он напечатал первую статью «Последний митрополит Павел Конюскевич». В дальнейшем Александр Константинович регулярно публиковал труды, посвященные в основном жизнеописаниям Сибирских иерархов [11; 12]. А.К. Недосеков вводит в оборот интересные документы о деятельности Филофея Лещинского, на основании которых им была написана статья, посвященная миссионерской деятельности Тобольского митрополита [13]. Кроме того, А.К. Недосеков нередко помещал в «Тобольских епархиальных ведомостях философско-богословские статьи, связанные с предметом его преподавания [14; 15; 16].

Помимо своих прямых обязанностей А.К. Недосеков исполнял различные поручения епархиального начальства, направленные главным образом к «надлежащей постановке дела обучения в церковно-приходских школах». Так, по поручению преосвященного Авраамия (Летницкого), Алексей Константинович написал труд «О результатах современной дидактики в вопросе о первоначальном обучении грамоте» [17] и несколько отзывов об учебных пособиях, используемых в ЦПШ. В 1889 г. и 1890 г. в Ялуторовске и Тюмени он руководил занятиями на краткосрочных педагогических курсах учителей и учительниц церковно-приходских школ. Несмотря на то, что А.К. Недосеков прожил короткую жизнь, он успел многое сделать на благо развития образования в Тобольской епархии.

Одним из наиболее деятельных и активных представителей местной церковной интеллигенции являлся Александр Иванович Юрьевский. Тобольскую духовную семинарию он закончил в 1896 г., после чего завершил его высшим богословским образованием (до 1901 г. проходил обучение в Казанской духовной академии и вышел со степенью кандидата). Затем А.И. Юрьевский работал преподавателем Тобольской духовной семинарии, епархиального женского училища, где трудился десятки лет. Большую часть своего свободного времени он посвящал общественному служению. А.И. Юрьевский курировал историко-краеведческую работу Братства святого вмч. Дмитрия Солунского и Тобольского церковного древлехранилища. Он был автором ряда исследований, посвященных редким памятникам церковной письменности, листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. В частности, А.И. Юрьевский написал «Новый святорусский Патерик», где привел несколько жизнеописаний русских подвижников ХVIII–ХIХ вв. Книга выпускалась частями в виде небольших брошюр по 30–40 страниц, которых всего предполагалось издать около 150. Он также был автором богословских сочинений [18]. А.И. Юрьевский входил в руководящий состав Тобольского отдела Православного Палестинского общества, выполняя обязанности казначея.  За активную работу в 1902 г. он избирается пожизненным членом этого общества. В 1906–1907 г. А.И. Юрьевский становится  председателем совета Братства св. вмч. Дмитрия Солунского, в 1912 г. – совета Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии. Он был основателем и бессменным руководителем Приходского Сретенского братства, инициатором создания и покровителем Тобольского Сестричного союза при Тобольском Софийском Успенском кафедральном соборе. Также он известен тем, что занимался по поручению Тобольского епархиального архиерея расследованием дела о принадлежности Г.Е. Распутина к секте хлыстов.

Еще одним известным ученым-краеведом и общественным деятелем, закончившим Тобольскую духовную семинарию, являлся уроженец Ялуторовска Николай Аполлонович Бирюков (1861–1930 гг.). Он закончил Тобольскую духовную семинарию, а затем 4-х годичный академический курс. В 1887 г. Н.А. Бирюков возвратился в семинарию учителем по кафедре священного писания Ветхого завета, где прослужил 25 лет. Это был энтузиаст своего дела, активный сотрудник многих общественно-религиозных организаций. Н.А. Бирюков много сил и времени отдает организации древлехранилища и Архивной комиссии Братства святого вмч. Дмитрия Солунского. Он входил в руководящий состав общества нуждающихся учащихся в Тобольской духовной семинарии. Николай Аполлонович являлся автором 34 публикаций по истории Тобольской епархии (прежде всего, истории самой духовной семинарии) и др. темам [См., напр.: 19; 20; 21]. Трудом всей жизни Н.А. Бирюкова стали «Очерки из истории Тобольской духовной семинарии», публиковавшиеся на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» с 1903 по 1915 гг. Этот обширный труд охватывает период с 1791 по 1818 гг. Автором выявлено огромное количество документов, привлечены различные публикации из местной и центральной периодики. В работе даны характеристики и биографические очерки о ректорах семинарии, о вкладе каждого из них в воспитательный и учебный процесс, освещена роль преосвященных в развитии учебного процесса, говорится об участии семинарии в проповеднической деятельности, о ее взаимоотношениям с Казанской духовной академией, приводятся сведения о педагогическом персонале и мн. др. Несмотря на то, что работа не была доведена до конца она стала, пожалуй, самым ценным и полным трудом по истории семинарии, составленным к тому же не посторонним наблюдателем, а непосредственным участником семинарской жизни.

Следует отметить протоиерея Александра Николаевича Грамматина (1855–1916 гг.). Он происходил из семьи дьякона. Образование получил в Тобольской духовной семинарии, которую закончил в 1876 г. С 1877 г. занимал должности священника в различных церквях Тобольска и Тюмени. С 1889 г. по 1904 г. являлся настоятелем Богоявленской церкви г. Тобольска, с 1904 г. – Спасской церкви г. Тюмени. Трудно указать такую отрасль епархиальной жизни, в которой А.Н. Грамматин не принимал бы активного участия. Он был председателем епархиального съезда духовенства, на протяжении 10 лет являлся одним из ближайших помощников архипастыря в управлении делами епархии. С 1890 г. А.Н. Грамматин входил в состав проповеднического отдела Братства святого вмч. Дмитрия Солунского, с 1899 г. избирается помощником председателя совета Братства, оставаясь на этом посту до 1906 г. Им было многое сделано для открытия в Тобольске церковно-исторического музея и Архивной комиссии при Братстве. Он опубликовал более 50 работ, посвященных культовой архитектуре, иконам, церковной истории в целом [См., напр.: 22; 23]. А.Н. Грамматин в 1900 г. вступил в Тобольский комитет Русского Православного миссионерского общества и был избран в его совет.

На педагогической и просветительской ниве много потрудился Николай Дмитриевич Скосырев (1842–1905 гг.). После окончания ТДС он служил в Томской (1864–1978 гг.) и Тобольской епархиях. С его именем неразрывно связана история Тобольского епархиального женского училища. На протяжении ряда лет он занимал должности законоучителя, инспектора классов, а также с 1883 г. делопроизводителя Совета училища [24]. Н.Д. Скосырев много сделал для благоустройства этого учебного заведения. Николай Дмитриевич занимался подборкой кадров для училища, приглашая педагогов из Москвы и Петербурга.  Благодаря его стараниям в 1887–1888 учебном году училище преобразуется из 3-х классного в 6-классное. Он также выполнял ряд важных общественных поручений: 3 года состоял членом комитета по постройке нового здания мужского училища., с 1899 г. являлся председателем комитета по постройке Спасо-Преображенского храма в Тобольском Знаменском монастыре, возглавлял работу по устройству епархиального свечного завода. В 1899 г. Н.Д. Скосырев избирается председателем Совета Братства святого вмч. Дмитрия Солунского. Будучи ключарем Тобольского кафедрального собора Н.Д. Скосырев способствовал передаче в церковное древлехранилище рукописных и печатных книг, хранившихся в его ризнице. Это позволило обеспечить лучшую сохранность и доступность для исследователей памятников церковной литературы, ранее хранившихся в соборе. Кроме того, Николай Дмитриевич был автором церковно-исторических, краеведческих сочинений [См., напр.: 25; 26; 27; 28].

Тобольская духовная семинария обеспечивала кадрами священно- и церковнослужителей не только Зауралье, но и всю Сибирь. В частности, выпускник 1904 г. Василий Николаевич Соловьев, после окончания курса Петербургской духовной академии преподавал латинский язык в Красноярской духовной семинарии. Выпускник 1905 г. Илья Львович Седаков трудился на миссионерском поприще, занимая должность священника Алтайской духовной миссии.

Либеральные реформы эпохи Александра 11 привели к постепенной ликвидации сословной замкнутости духовного сословия. Этому способствовало разрешение студентам духовных семинарий поступать в университеты с 1863 г., в гимназии с 1864 г., военные училища с 1867 г. Несмотря на запрет поступления в светские учебные заведения, последовавший в 1879 г., проблема оттока людей из духовного сословия оставалась актуальной. С открытием Томского университета в 1888 г. в него были допущены окончившие семинарию по 1-му разряду, с 1897 г. – в Варшавский, Дерптский университеты, Ярославский Демидовский лицей, факультет восточных языков Петербургского университета. Как следствие – усиление оттока из духовного сословия многих лучших его представителей. Всего с 1878 г. по 1909 г. поступили в различные светские учебные заведения (преимущественно вузы) 140 воспитанников ТДС. Из них окончило полный курс 33. В том числе 15 получили высшее медицинское образование, 10 – юридическое. 84 воспитанника пошли на гражданскую службу (в том числе и снявшие с себя сан), 14 стали военными. В основном это были те, кто пробыв некоторое время в семинарии не желая становиться священником, думал сначала отбыть воинскую повинность. Но затем эти люди оставались на военной службе. Среди них можно отметить Евгения Ивановича Закомельского, закончившего военно-юридическую академию и служившего в Ташкенте «по военно-судебному ведомству». Еще 24 состояли «на частной службе», т. е. занялись преимущественно предпринимательской деятельностью [9, с. 156].

Из 30 выпускников 1913 г. в духовные академии поступило 5 человек, на медицинский факультет Томского университета 2, Казанский ветеринарный институт – 4, Московский неврологический институт – 1, в военное училище – 3, стали педагогами – 4, священнослужителями – 6 [29].

Как уже отмечалось, некоторые из семинаристов раскрыли свои дарования в области медицины. Покинувший семинарию в 1893 г. Федор Федорович Бердников продолжил образование в Томском, а затем в Берлинском университетах. В последнем он получил степень доктора медицины. Вернувшись в Западную Сибирь, занялся врачебной практикой. Двое выпускников 1913 г. стали профессорами Томского медицинского института. В том числе Андрей Савиных достиг всесоюзной известности, его заслуги получили высокую оценку. В 1943 г. ему была присуждена сталинская премия.

Ряд семинаристов проявили себя в общественно-политической жизни. Так, Константин Федорович Копачелли после выхода их стен семинарии в 1898 г. прошел курс обучения в Ярославском Демидовском лицее, работал помощником присяжного поверенного в Екатеринбурге. В годы Гражданской войны К.Ф. Копачелли занимал пост помощника управляющего Тобольской губернией. В августе 1919 г., замещая своего непосредственного начальника В.Н. Пигнатти, он организовывал и проводил эвакуацию из г. Тобольска гражданских учреждений [30. л. 2]. Александр Константинович Виноградов (вышел из семинарии в 1896 г.), окончивший медицинский факультет Томского университета, был более известен как депутат Государственной думы 2-го созыва. Он был осужден на каторгу как член социал-демократической фракции.

Трое посвятили себя журналистике. Так, вышедший из 3-го класса семинарии в 1891 г. Александр Александрович Крылов позднее стал редактором и издателем «Сибирской торговой газеты» (Тюмень). Евгений Васильевич Кузнецов (Кузнецов-Тобольский) с 1870 г. по 1870 г. являлся редактором «Тобольских губернских ведомостей». Затем был перемещен «согласно желанию» в Тобольское губернское управление. Работал в Томской и Енисейской губерниях. По возвращению в Тобольск с 1891 г. по 1897 г. исполнял обязанности редактора неофициальной части «Тобольских губернских ведомостей». Он был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Е.В. Кузнецов написал и опубликовал более 300 статей и заметок по библиографии, этнографии, археологии и др. вопросам истории Сибири.

Евгений Федорович Лебедев, покинувший стены семинарии в 1899 г., закончил Владивостокский институт восточных языков. Он принял участие в русско-японской войне в качестве переводчика японского языка при генерале Стесселе, руководившем обороной Порт-Артура.

Некоторых бывших семинаристов судьба разбросала по всему свету. Иван Васильевич Емельянов работал агентом Екатеринославского земства в г. Миннеаполисе (США), Всеволод Павлович Ампенов – коммерческим агентом в г. Коломбо (Цейлон), Козьма Павлович Новицкий – проходил обучение в инженерной академии во Фридберге (Германия).

Бывшие семинаристы приняли участие в первой мировой и Гражданской войнах. Один из них – К. Марсов, воевал на стороне белых, погиб во время проведения Челябинской операции летом 1919 года. Восемнадцать семинаристов, обучавшихся в 1918–1919 г. ушли добровольцами на фронт, вступив в ряды белой армии [31, с. 84].

В целом, следует отметить, что до своего закрытия в 1919 г. Тобольская духовная семинария оставалась учебным заведением, в стенах которого молодые люди могли получить глубокие знания, по некоторым гуманитарным дисциплинам. Но главное, она приучала к упорному и ежедневному труду, воспитывала чувства коллективизма и товарищества. Покинув стены альма матер семинаристы имели уже достаточный запас знаний и навыков, позволявший им раскрыться в самых различных сферах общественной и научной жизни.


Библиографический список
  1. Сулоцкий А. Ректоры Тобольской семинарии в первой четверти настоящего столетия и между ними. Архимандрит Михаил, впоследствии (1814–30 гг.) Иркутский архиепископ; и архимандрит Филарет, впоследствии (1837–57 гг.) Киевской митрополит // Иркутские епархиальные ведомости. 1874. № 45. С. 589–606.
  2. Бирюков Н.А. Тобольская духовная семинария в 1791 г. // Тобольские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). № 17. С. 425–426.
  3. Головин П.Д. Слово в 150-летнюю годовщину Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1893. № 19–20. С. 358–365.
  4. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск, 1923.
  5. Копылов А.Н. Очерки по культурной жизни Сибири ХVII – начало ХIХ в. Новосибирск, 1974.
  6. Половинкин Н.С., Чернышев А.В. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения в крае ХVIII – начала ХХ вв. // Религия и церковь в Сибири: Сб. науч. ст. и документ. материалов. Тюмень, 1991. Вып. 2. С. 14–21.
  7. Прибыльский Ю.П. Народное образование Тюменской области // Школа Тобольской губернии в ХVIII – начале ХХ вв.: Хрестоматия. Тобольск, 2001. Т. 1. С. 4–30.
  8. Софронов В.Ю. Становление духовной школы Сибири // Вестник Тобольского государственного педагогического института. Тобольск. 2003. № 2. С. 115–125.
  9. Протоиерей П.Д. Головин ректор Тобольской духовной семинарии (1877–1904 г). (некролог и погребение) / Сост. Н. Бирюков. Тобольск, 1911.
  10.  Бирюков Н.А. Алексей Константинович Недосеков, преподаватель Тобольской духовной семинарии. (некролог) // ТЕВ. 1893. № 1–2. С. 35–43.
  11. Недосеков А.К. Антоний I Стаховский // ТЕВ. 1891. № 17–18. С. 367–378.
  12. Недосеков А.К. Антоний II Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский // ТЕВ. 1892. № 15–16. С. 337–378.
  13. Недосеков А.К. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского// ТЕВ. 1889. № 7–8. С. 141-152.
  14. Недосеков А.К. О счастье // ТЕВ. 1882. № 5–6. С. 336–347.
  15. Недосеков А.К. О возможности человеческого счастья // ТЕВ. 1882. № 7. С. 396–408.
  16. Недосеков А.К. Счастливое будущее человечества // ТЕВ. 1882. № 8–9. С. 533–541.
  17.  Недосеков А.К. О результатах современной дидактики в вопросе о первоначальном обучении грамоте // ТЕВ. 1883. № 4. С. 173–177.
  18. Юрьевский А.И. Гомилетика или наука о пастырском проповедовании Слова Божия. Киев, 1903.
  19. Бирюков Н.А. К истории Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1913. № 17. С. 330–332.
  20. Бирюков Н.А. Необычайна оккупация: «Страница из истории Тобол. Духов. Семинарии» // ТЕВ. 1911. № 17. С. 381–387; № 18. С. 403–-411.
  21. Бирюков Н.А. Преобразование Тобольской семинарии в 1818 г. и первые годы ее существования после реформы при ректоре Серафиме (1818–1819 гг.) и Евгении (1819–1824 гг.) // ТЕВ. 1918. № 1–2. С. 16–22; № 3. С. 34–37.
  22. Грамматин А.Н. Историческое описание церквей г. Тобольска // ТЕВ. 1902. № 16. С. 304–310.
  23. Грамматин А.Н. Церкви и приходы в Тобольском уезде // ТЕВ. 1904. № 19.  С. 378–397.
  24. Протоиерей Николай Дмитриевич Скосырев. (Некролог) // ТЕВ. 1905. № 3–6. С. 35–-41; № 7. С. 49–54.
  25. Скосырев Н.Д.  200-летие Тобольского Софийско-Успенского собора: Ист.-стат. описание. Тобольск, 1883.
  26. Скосырев Н.Д. Тобольская икона Божией Матери. Тобольск, 1894.
  27. Скосырев Н.Д. Археологическая рукопись ризницы Тобольского кафедрального собора // ТЕВ. 1890. № 21–22. С. 506–-507.
  28. Скосырев Н.Д. Двадцатипятилетие Тобольского епархиального комитета Православного миссионерского общества // Тобольские губернские ведомости. 1897. № 7. С. 111–131.
  29. Андреев М.В. В Тобольской семинарии. 1907–1913 гг.// Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, КП 13222.
  30. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 148. Оп. 4. Д. 126. Л. 2.
  31. ТЕВ. 1919. № 5. С. 84.


Все статьи автора «tsysv»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: