УДК 908

БОЛЬШИЕ БАКАЛДЫ: НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГЛУБИНКИ

Кованева Светлана Михайловна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории села Большие Бакалды Нижегородской области. Многие данные исчезли или затерялись во времени. Необходимо сохранять память о людях и традициях, о своей малой родине. Уникальна история села, название которого означает родник, яму с водой. Одна из главных достопримечательностей Больших Бакалд – единственный в мире Музей вишни.

Ключевые слова: Большие Бакалды, Нижегородский край, село; Nizhny Novgorod region


LARGE BACARDI: UNKNOWN FACTS OF NIZHNY NOVGOROD PROVINCE

Kovaneva Svetlana Mihajlovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article is devoted to the history of the village Large Bacardi Nizhny Novgorod region. Many of these disappeared or were lost in time. It is necessary to preserve the memory of the people, the traditions of their homeland. The unique history of the village, whose name means spring, a pit of water. One of the main attractions of the Big Build is the only Museum in the world cherry.

Keywords: the Large Bacardi, village.


Библиографическая ссылка на статью:
Кованева С.М. Большие Бакалды: неизвестные факты нижегородской глубинки // История и археология. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/09/2356 (дата обращения: 29.09.2017).

Лечу за тридевять морей,

Селений сотни пролетаю

В границах родины моей…

Но что, спроси, о них я знаю?

По-настоящему любить свой край – это значит знать историю своего города, села или деревни, сохранять их культурное пространство, помнить о людях и традициях, заложенных предыдущими поколениями. Попытаемся восстановить историю села Большие Бакалды, сведения о котором плохо сохранились.

Село было основа в первой половине XIII века во времена нашествия монголо-татарского ига. Почему именно в этом месте основалось село, повествуют исторические хроники: около Кривяковского леса русские дружины три дня ждали нападения татар, но те всё не появлялись, и наши воины посчитали, что одержали победу без боя. В это время татары напали на русскую дружину врасплох и уничтожили её. У прибывших татар было много скота. Места для его выпаса в окрестности оказались подходящими. Пленных русских татары определили охранять скот. С этого времени и пошла застройка села Большие Бакалды. «Бакалды» – обозначает большие ямы с талой водой. «Бакалды» произошло от татарского «ба» – большое и «калда» – загородь, огороженное место. В словаре В.И.Даля так определяется название села: «Бакалда – глухой заливец или ковш, поемная яма, колдобина, кутлубоина; ямина, которая заливается водой по весне и остаётся как бы озерком…» [1].

Чистая ключевая вода всегда привлекала пионеров – первых поселенцев. На ключе же поставили первые жители, промышлявшие в нижегородских лесах зверем и пчелой, свой поселок Бакалды. Бакалда или бокалда – так называли родник, яму с водой как русские, так и эрьзя – мордва. Первые поселенцы вели вольные промыслы. После того, как леса свели, занялись хлебопашеством.

Историческое прошлое села довольно значимое, так как оно было основано в том же веке, когда был заложен Нижний Новгород. Село постепенно развивалось, в исторических летописях первый владельцем упомянут Борис Иванович Морозов, воспитатель и наставник царя Алексея Михайловича, будущего отца Петра I. В XVIII веке бакалдские владения перешли к помещику Степану Ивановичу Шешковскому, который заведовал Тайной Канцелярией. Впоследствии в середине XIX века бакалдские владения перешли к внуку Шешковского – Григорию Петровичу Митусову. Большие Бакалды стали волостным центром в составе Княгининского уезда.

Основная часть населения занималась сельским хозяйством. Огромные луга и овраги были засеяны кормовыми травами, что привело к развитию скотоводства. Но основная гордость Бакалд – вишневые сады, которые были посажены в XVIII веке по прихоти помещика и разрослись на несколько гектаров. Когда созревала вишня, урожай достигал больших размеров, поэтому ягоду продавали не только на территории Нижегородской области, но и везли в другие города. Вскоре слава бакалдовской вишни прокатилась по всей России, о Бакалдах узнали повсюду. В советское время здесь был колхоз имени Мичурина, известного селекционера – биолога. Он вывел новые сорта яблонь, слив и конечно же вишни, урожай которого прославили село. Местные жители в благодарность поставили Ивану Владимировичу Мичурину бюст, увековечив его имя. А сама ягода украшает герб села, уютно уместившись на ладони садовода в лучах восходящего солнца. В селе расположен музей вишни – единственный в России. Музей вишни находится на месте усадьбы бывшего владельца Мичурина. В музее собраны разные сорта вишни, образцы почвы, на которых она растёт. Весной, когда цветут сады, жители устраивают праздник «Вишневая метель», на который съезжаются гости со всех уголков России. С XIX века излишки фруктов стали перерабатывать и появилась варочная по переработки плодов, которая переросла в ООО «Большебакалдский консервный завод» – здесь изготавливается варенье, сок, настойки и многое другое.

Также на гербе изображен пруд с рыбой. За садом помещика Мичурина был вырыт пруд, где разводили рыбу карасей и карпов. Рыбы стало так много, что её стали продавать на местных рынках. Так и прославились Бакалды ещё одной своей особенностью.

Не обошла село стороной и духовная тема. В Бакалдах находится Церковь Воскресения Словущего, находящиеся в списке культурного наследия Нижегородской области. Церковь была построена в XIX веке. Храм высотой восемь метров, был сделан из дерева. Он был стоял на высоком холме и был виден из любого места села. Затем церковь была перестроена в каменную.

Старообрядчество – особая страница в истории Бакалд. Население села состоит из «новообрядцев» и «старообрядцев». Трудно сказать, что явилось причиной переселения людей старой веры именно на бакалдские земли и когда это произошло. Скорее всего, в конце XVII – началеXVIII века. Именно в это время раскольники устремились в места, где можно было укрыться от преследования властей и официальной церкви. Немаловажную роль, видимо, сыграла близость к родине Аввакума–Закудемскому стану, где в 1672 году произошло массовое самосожжение старообрядцев, протестовавших против ущемления их прав. Вторая причина, возможно, та, что близлежащее Мурашкино являлось главным центром встреч старообрядцев Казанской и Симбирской губерний.

С тех пор прошло немало времени. Оно почти стёрло различия между разноверцами. Но в селе по-прежнему действуют два кладбища: для старообрядцев и «новообрядцев».

Когда-то Бакалды пересекал большой овраг. Было указано каждому домохозяину ежедневно привозить в этот овраг определенное количество возов глины для его засыпки. Сейчас здесь живут Кармановы, Басовы и Карповы. Вокруг Бакалд находились леса, которые в настоящее время практически все вырублены. Жители Бакалд делились на три категории: зажиточные крестьяне (например, Глазковы и Королевы); бедняки, имевшие лошаденку и небольшой земельный надел; “келейные” – безлошадные и безземельные. Этим людям не давали даже места для строительства в порядке. Они селились под горой.

После революции из бывших келейников образовалась небольшая, в 9 хозяйств артель «Новая жизнь». За свою историю хозяйство несколько раз укрупнялось, разукрупнялось, пока в 1951 году не сложилось в крупный колхоз, который получил название «имени И.В.Мичурина». Хозяйство было известно не только в районе, но и в области внедрением новейших технологий в земледелие и животноводство, строительством производственных зданий и жилых домов. В настоящее время это ООО «Б.Бакалдское», которое довольно успешно развивается в нынешних непростых условиях.

Неразрывна связь человека с тем местом, где он родился и вырос. С малой родины начинается биография человека. Нужно знать и уважать свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли. Поэтому так важна историческая память о ней. Мы ответственны перед своей родиной сегодня и в будущем.

Этот мир, для сердца милый,

Что давал мне в жизни силы,

Я хранил в себе всегда

И мечтал попасть сюда

Хоть на день, хоть на часок,

Вновь попить вишнёвый сок.


Библиографический список
  1. Семенов П.П. Географическо–статистический словарь Российской империи. Спб, 1885. Том № 1. С. 186.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Спб, 1863-1866.
  3. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  4. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
  5. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  6. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  7. Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.
  8. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  9. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.


Все статьи автора «kovanevasvetlana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: