УДК 621.574.041

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВВС ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КИСЛОРОДНО-ГАЗОВОЙ ТЕХНИКИ (ОТ МОСКВЫ ДО ВОРОНЕЖА)

Дзюбенко Олег Леонидович1, Кокарев Михаил Александрович2, Чмутин Евгений Владимирович3, Бутерус Никита Сергеевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и мет-рологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматривается период становления и развития военных учебных заведений ВВС.

Ключевые слова: ВВС, ВВС Красной Армии, Военно-воздушные силы, Военно-воздушные силы Красной Армии, кислороддобывающие станции


THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE AIR FORCE FOR THE TRAINING OF SPECIALISTS OF THE OXYGEN-GAS EQUIPMENT (FROM MOSCOW TO VORONEZH)

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kokarev Mikhail Aleksandrovich2, Chmutin Evgeny Vladimirovich3, Butherus Nikita Sergeevich4
1Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological
2Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
In the article the period of formation and development of military education institutions of the air force.

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. Становление и развитие военных учебных заведений ВВС по подготовке специалистов кислородно-газовой техники (от Москвы до Воронежа) // История и археология. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/11/2399 (дата обращения: 01.05.2017).

Поступающие в войска кислороддобывающие станции для ВВС Красной Армии (1940 г.) были принципиально новой техникой, работающей при высоких давлениях, низких температурах и требующих непрерывной круглосуточной работы для обеспечения нормального технологического режима работы.

Кислороддобывающие станции представляли собой комплект специального оборудования в стационарном или транспортном исполнении с автономной энергетической установкой, обеспечивающей работу станции в полевых условиях.

Для обслуживания кислороддобывающей станции требовались аппаратчики, компрессорщики, электрики, дизелисты и газификаторщики. Для каждой станции, представляющей по штату отдельную воинскую часть, требовались экипажи, сформированные из хорошо подготовленных специалистов. Организация подготовки специалистов и формирование экипажей для кислороддобывающих станций в1938 г. была возложена на вновь сформированные спецкурсы ВВС Московского округа, размещавшиеся сначала в Чернышевских, а затем в Алешкинских казармах г. Москвы. Спецкурсы не имели собственной учебной базы и преподавательского состава. Теоретическое и практическое обучение специалистов проводилось на 1-м Московском союзном автогенном заводе. Первым начальником курсов был офицер Глюзо Ф.Н., преподавателями — ведущие инженеры завода. Переменный состав курсов формировался из рядовых, сержантов и командиров авиационных техников ВВС. Курсы успешно справились с задачей освоения устройства и эксплуатации кислороддобывающих станций и формирования экипажей для них.

После сдачи экзаменов экипажи получали материальную часть, (кислороддобывающие станции) на заводе и убывали в строевые части ВВС.

Согласно «Положению о кислороддобывающей станции», утвержденному Главным управлением ВВС Красной Армии (приказ ВВС КА №266 от 11.11.1940 г.) кислороддобывающие станции входили в состав Окружных авиационных тыловых органов и находились в подчинении начальника снабжения и ремонта ВВС округа, осуществляющего планирование производственной деятельности станции.

Кислороддобывающие станции могли придаваться в оперативное подчинение ВВС армий или авиационных соединений. Техническое руководство и контроль за эксплуатацией кислороддобывающей станции возлагались на инженера по спецоборудованию ВВС округа. Кислороддобывающие станции состояли на всех видах довольствия при одной из авиабаз ВВС округа.

Руководящим составом станции являлись начальник кислороддобывающей станции и начальники смен, назначавшиеся из командно-технического состава, прошедшего обучение, на спецкурсах. Первыми начальниками кислороддобывающих станций были Ермоленко И.Е., Балабанов Б.И., Kуpлыков К.С., Брынцев В.С., Евсин А.И. и др.

Оснащение частей ВВС кислороддобывающими станциями в предвоенные годы обеспечивало их высокую боеготовность и сыграло большую роль в победе над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Спецкурсы ВВС Московского военного округа к концу 1940 г. успешно выполнили свою задачу по подготовке специалистов для формирования экипажей кислороддобывающих станций.

Подготовка специалистов кислороддобывающих станций методом переучивания на заводе имела целый ряд недостатков. Поэтому командованием ВВС было принято решение — временно готовить специалистов при 1-м Московском Краснознаменном училище связи, где преподавателями были специалисты кислороддобывающих станций, прикомандированные из частей, а для проведения практики в училище была придана кислороддобывающая станция АК-0,5.

Обучение проводилось на базе лагеря училища в Кашире. Начальником курсов был назначен военинженер третьего ранга Даньков Н. Р., а первыми преподавателями были товарищи Тесленко А. Д., Евсин А. Е., ранее прошедшие обучение на заводе и имеющие практику работы на кислороддобывающих станциях. На курсах было две группы командиров, рядового и сержантского состава.

После окончания курса обучения в ноябре1940 г. из выпускников были сформированы экипажи кислороддобывающих станций и отправлены в части ВВС. Часть выпускников была оставлена для укомплектования штатных курсов кислороддобывающих станций при вновь сформированной школе авиамехаников в г. Тушино.

Эти курсы начали подготовку специалистов для кислороддобывающих станций в феврале 1941 г. Начальником курсов был назначен военинженер третьего ранга Даньков Н. Р., комиссаром курсов—старший политрук Коваленко Н. И., преподавателями — лейтенант Дорош И. Э., младшие лейтенанты Тесленко А. Д., Марченко А. П., Макагонов Д. А., инструкторами практического обучения — младшие лейтенанты Лебедев Н. И. и Сухоруков И. Н., а начальником станции — младший лейтенант Захаров А. Н. Размещались курсы на Таганке — в Алешинских казармах г. Москвы.

Личный состав курсов в короткие сроки подготовил учебные пособия, оборудовал классы и приступил к занятиям.

С началом Великой Отечественной войны курсы были переведены в г. Тушино. Личный состав курсов не прерывая занятий, участвовал в ликвидации последствий бомбардировки фашистскими самолетами Москвы. В Алешинских казармах были открыты щели для укрытия личного состава от воздействия фугасных, осколочных и зажигательных бомб. За успешные действия по ликвидации пожаров часть личного состава курсов была награждена медалью «За оборону Москвы».

В октябре1941 г. курсы в составе 2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб (MBAШMCC) были эвакуированы в г. Абдулино Башкирской АССР, где продолжалась подготовка специалистов для ВВС.

На курсах проходили переподготовку и специалисты кислороддобывающих станций выпуска 1938-1939 гг. Здесь же формировались экипажи станций, которые затем отправлялись на фронт. Кислороддобывающие станции на курсах обеспечивали кислородом железнодорожное депо, производившее ремонт бронепоездов для фронта.

В1943 г. курсы временно прикомандировываются к Монинскому гарнизону Московской области, где продолжается подготовка специалистов для кислороддобывающих станций и производится обеспечение медицинским кислородом полка дальней авиации, действовавшего в направлении Орловско- Курской дуги.

В ноябре 1943 г. курсы в составе школы механиков спецслужб переводятся в г. Серпухов Московской области, где создается фундаментальная учебная база и продолжается подготовка специалистов для кислороддобывающих станций направляемых в авиацию и Военно-Морской Флот.

Созданию и развитию кислородной промышленности в СССР придавалось большое значение на всех этапах развития страны. В годы Великой Отечественной войны применение кислорода во многих отраслях промышленности (металлургическая, химическая промышленность и машиностроение) позволило интенсифицировать производственные процессы и повысить качество и количество выпускаемой продукции.

Придавая большое значение применению кислорода, как средства интенсификации технологических процессов, Государственный комитет обороны создает во время Великой Отечественной войны Управление «Главкислород» при Совете народных комиссаров для ускорения развития кислородной промышленности. Научный совет «Главкислорода» возглавлял академик П. Л. Капица.

В институте физических проблем Академии наук СССР (АН СССР) в1943 г. создается мощная турбокислородная установка ТК-3600, производительностью по жидкому кислороду 3600 кг/ч. За ее создание и освоение в1945 г. академик П. Л. Капица был удостоен звания Героя Социалистического Труда, многие научные работники, инженеры и рабочие «Главкислорода» были награждены орденами и медалями, а институт физических проблем АН СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Технический совет «Главкислорода» выпускал бюллетень «Кислород», на страницах которого обсуждались проблемы развития кислородной промышленности и применения кислорода. Курсы имели по­стоянную связь с предприятиями «Главкислорода». В первые послевоенные годы при «Главкислороде» был создан Научно-исследовательский институт кислородного машиностроения — НИИКИМАШ, ныне называемый НИИКРИОГЕНМАШ.

В связи с бурным развитием реактивной авиации и ракетной техники потребность в жидком кислороде в 50-е годы резко возрастает и в НИИКИМАШе создаются мощные стационарные установки БР-1, БР-2, кислородные заводы — поезда ЖКЗД-1, ЖКЗД-2 и автомобильная кислороддобывающая станция АКДС-30.

В послевоенные годы создаются широкая сеть кислородных заводов, а также средства транспортирования жидкого кислорода на большие расстояния и средства газификации жидкого кислорода.

Оснащение частей ВВС новой кислородно-газовой техникой поставило задачу подготовки военных техников и механиков для ее эксплуатации и ремонта.

Эта задача была решена путем создания цикла кислородно-газовых установок (КГУ) при Серпуховском ВАТУ для обучения офицеров-техников кислородно-газовых установок и цикла КГУ при школе младших специалистов для подготовим механиков кислороддобывающих станций.

В1948 г. на базе курсов кислороддобывающих станций при 2-й Московской школе механиков спецслужб ВВС, прикомандированной к Серпуховскому ВАТУ, создается цикл электро-кислородно-газовых установок (ЭКГУ) для подготовки офицеров-техников. Начальником цикла был назначен подполковник Казаринов М. Я.  Преподавателями цикла в этот период были Макагонов Д. А., Клименко Н. Л., Марченко А П. и др. Первый выпуск офицеров кислородно-газовой службы состоялся в1950 г.

С1950 г. при цикле организуются штатные курсы усовершенствования старших офицеров кислородно-газовой службы с десятимесячным сроком обучения.

Наряду с подготовкой специалистов, освоением новых образцов техники и подготовкой офицеров на курсах усовершенствования личным составом цикла проводилась большая работа по созданию и оборудованию учебной базы и разработке учебных пособий.

В1957 г. цикл электрогазовых установок переводится и включается в состав Кирсановского ВАТУ, базирующегося в г. Кирсанове Тамбовской области.Начальником цикла назначается Марченко А. П.

В конце 50-х годов начался этап обновления и совершенствования электрогазовой техники. На оснащение авиационно-технических частей стали поступать кислороддобывающие станции АКДС-30А, железнодорожные кислороддобывающие поезда ЖКДЗ-1, ЖКДЗ-2, компрессорные станции КНД-1, КНД-2, СМ-14, воздухозаправщики ВЗ-16/230 и В3-20/230, кислородно-зарядные станции АКЗС-40 и АКЗС-60, газификационная установка УГЖК-1, транспортные резервуары ТРЖК-1, ТРЖК-2У и др.

В этот же период на цикле силами личного состава был создан учебный полигон для проведения практических занятий на кислородно-газовых установках. Параллельно при цикле функционировали курсы по подготовке экипажей на поезда ЖКДЗ и новые типы кислороддобывающих станций.

Большую работу по подготовке экипажей для эксплуатации новых кислороддобывающих средств проделали и инструкторы цикла офицеры Задорожный А. К., Тесленко А. Н., Назаров С. В., Салущев Н. И., Муравьев И. М., Кривошеин В. В., Сандалов А. И., Жаренов М. Ф. и др. Были разработаны рекомендации по эксплуатации новой электрогазовой техники. Впоследствии ряд выпускников Кирсановского ВАТУ Руденко В. С., Петров Ю. М., Еремин П. И., Неструев А. П. стали преподавателями и длительное время вели плодотворную работу по воспитанию и обучению специалистов по эксплуатации и ремонту кислородно-газовых средств.

В I960 г., в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР, Кирсановское училище было расформировано. Цикл электрогазовых установок в полном составе был переведен в Иркутское ВАТУ, в составе которого находился в течение четырех, лет.

В июле 1964 года цикл электрогазовых установок из Иркутского ВАТУ в полном составе переведен в Воронежское военное авиационно-техническое училище.

Таким образом, начиная с 1964 г., в Воронежском ВАТУ; была организована подготовка офицерских кадров для автомобильной и электрогазовой службы ВВС по специальности эксплуатация и ремонт кислородно-газовых средств.


Библиографический список
  1. Папилин П.И. Эксплуатация средств аэродромно-технического обеспечения полетов – Воронеж, ВВАИУ, 1992. – 190с.
  2. Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URL http://technology.snauka.ru/2014/3/3051
  3. Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. История развития воздухозаправщиков воздушных судов отечественной авиации // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/10/2381 (дата обращения: 27.10.2015).


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: