УДК 93

ХРАНИТЕЛИ ОБЫЧНОГО ПРАВА КОЧЕВНИКОВ В ВЕЛИКОЙ СТЕПИ (К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА БИЕВ)

Нуртазенов Т.К.
Костанайский филиал Челябинского государственного университета
к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
Статья посвящена возникновению и деятельности суда биев в Казахской степи. По свидетельству исследователей суд биев получил наиболее полное официальное признание и закрепление в своде законов тауке хана «Жебы Жаргы» (семь установлений).
Авторитет суда биев во многом зависел от того, что его правосудие основывалось не только на букве законов, но и на нормах морали.
По свидетельству известного казахского ученного Ч. Валиханова суды биев играли стабилизующую роль в кочевом обществе. Многочисленные ханы того времени свидетельствуют, что казахи даже после присоединения их к России по различным судебным вопросам нередко обращались к судам биев, игнорируя официальные органы правосудия.
Суды биев как хранители правовых норм кочевников сыграли прогрессивную роль в истории Казахского народа, восстанавливая справедливость и примиряя враждующие стороны, что актуально в современных условиях.

Ключевые слова: государственность, законность, законодательный орган, искусство красноречия, казахское ханство, кочевое право, полномочия биев, правосудие, примирение, свод законов, Совет биев, справедливость, Суд биев


KEEPERS OF THE CUSTOMARY LAW OF THE GREAT STEPPES NOMADS (ABOUT HISTORY AND ACTIVITIES OF THE COURT BIYS)

Nurtazenov T.K.
Kostanai branch of Chelyabinsk State University
Ph.D., assistant professor of humanities and social science disciplines

Abstract
The article is devoted to the establishment and operation activity of the court biys in the Kazakh steppe. According to the researchers biy court received the most complete recognition and consolidation in the statute Tauke Khan "Zheby Zhargy" (seven establishments).

Библиографическая ссылка на статью:
Нуртазенов Т.К. Хранители обычного права кочевников в великой степи (к истории возникновения и деятельности суда биев) // История и археология. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2013/06/750 (дата обращения: 17.09.2024).

История возникновения суда биев, основанная на обычном праве, насчитывает несколько столетий. Бии, как хранители и толкователи норм обычного права, составляли значительную элитарную социальную группу в казахском обществе, играли важную роль в определении многих правовых вопросов.

По преданию первым казахским бием считается Майкы би, который по праву является и родоначальником национального ораторского искусства. Его жизненными принципами были единство и независимость страны.

Основными принципами деятельности суда биев были справедливость, гласность с неизменным учётом нравственных устоев казахского общества. По мнению профессора  А. Кузембайулы суд биев получил наиболее полное официальное признание и закрепление в своде законов Тауке хана «Жеты Жаргы». В нем, в частности, были расширены права биев в судебном производстве, получив статус юридического учреждения в решении важнейших вопросов внешней и внутренней политики государства.

Об этом свидетельствует привлечение авторитета известных биев для объединения  трёх жузов в борьбе против джунгарского нашествия. Главной целью суда биев наряду с установлением справедливости, было определение путей для примирения враждующих сторон, что предполагало справедливое наказание виновника и удовлетворение требований истца.

С этой целью суд биев при принятии окончательных решений всесторонне учитывал конкретные обстоятельства социального, имущественного и иного положения сторон. Естественно, ставя своей главной целью установление гражданского мира, суды биев играли стабилизирующею роль в кочевом обществе. Ч. Валиханов в своих трудах называет основные качества, обладание которыми способствовало авторитету биев в выполнении возложенных на них высоких миссий. При этом биев никто не назначал и не выбирал, они таковыми признавались за их личные заслуги независимо от социального происхождения и общественного положения в обществе. Звание биев, говоря современным языком, являлось своеобразной бессрочной лицензией на легальную и легитимную юридическую деятельность в качестве судьи.

По своему положению в обществе бий мог быть главой своего рода, советником султана, хана т.е. он мог занимать административную, военно-политическую, дипломатическую или другую общественно значимую должность. Только глубокие знания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали человеку это ко многому обязывающее звание.

Многие исследователи отмечают, что бии не пользовались какими то ни было особыми правами и привилегиями.

Великий Абай, внёсший значительный вклад  в правотворчество своего времени и бывший по настоянию отца некоторое время бием, отмечал беспристрастность при рассмотрении судебно-исковых дел как основополагающий принцип судебной деятельности.

Однако, Абай, втянутый в дела родовых распрей, а также из-за непринятия существовавшей несправедливости  и жестокости, вынужден был оставить судебную практику.

В 1875 году ему в бытность бием довелось быть председателем на ежегодном съезде биев, где был принят известный свод законов. Чарское «Ереже». По его инициативе в «Ереже» были внесен ряд существенных дополнений. В частности, получило одобрение, что содействующие воровству должны нести наказание наравне с преступником. Поскольку было много жалоб особенно во вовремя проведения выборов, «Ереже» предусмотрел наказание за клевету и ложный донос на должностных лиц в виде ареста до 28 дней с возмещением нанесённого морального ущерба.

С появлением переселенцев и развитием земледелия появилась необходимость определения наказания за так называемую «потраву».

В соответствии с внесенной статьей в «Ереже» «О потравах» хозяин  посева мог удерживать скот, причинивший потраву, до тех пор пока не будет возмещён нанесённый ему ущерб. В противном случае удерживаемый скот переходил в собственность потерпевшего. В своде законов «Ереже», принятом под председательством Абая, подробно излагались размеры аипов (штрафов) за различные проступки и преступления. В частности, подвергались штрафу виновные в неоказании возможной помощи при пожаре, утоплении, за порчу водных источников.

Отдельные статьи « Ереже» касались наказаний за коррупцию, мздоимство, широко распространенных в то время среди чиновников и местных баев. В последующие годы Абай, порвав с судебной практикой, всецело посвящает себя литературной деятельности. И здесь просветитель не ограничивается обличением несправедливостей, а призывает к активным действиям на их искоренение.

Авторитет суда биев во многом зависел от того, что их правосудие основывалось не только на букве законов, но и нормах морали.

Именно за эти качества казахский народ по сей день глубоко чтит своих выдающихся биев Толе би, Казбек би и Айтеке би, оставивших бесценное наследие в истории государства и права Казахстана. Они особое значение придавали единству и независимости страны, всей своей жизнью способствовали укреплению государственности.

Ряд исследователей отмечают, что профессиональная деятельность биев отличалась сложностью и многогранностью, конечной целью которой было установление истины.

Наряду с такими профессиональными качествами как острая наблюдательность, цепкая память, не говоря уже о справедливости и принципиальности, немаловажное значение имеет умение аргументировано и логично построить свою речь.

Казахи всегда придавали большое значение слову не только в судебной практике, но и в обыденной жизни. Неслучайно, иностранцы, побывавшие  в Казахской степи в своих наблюдениях искренне удивлялись искусству красноречия, ораторскому мастерству казахов вообще, биев, в частности.

Так, польский революционер, поэт А. Янушкевич, сосланный в Казахскую степь, писал, что будучи свидетелем споров между враждующими сторонами удивлялся ораторами, которые никогда не слышали о Цицероне и Демосфене.

Значительное повышение роли суда биев связано с образованием Казахского ханства, когда правовые нормы стали выдвигаться на первый план. Реформаторами обычного права кочевников были известные ханы Казахского государства Касым и Есим. Первый являлся автором свода законов под названием «Касым ханным каска жолы», вошедший в историю как «Светлый путь хана Касыма», состоящего из имущественного, уголовного, военного законов, закона общественности и посольского обычая или «Положения дипломатии».

Высшей законодательной властью обладал Маслихат, состоящий из султанов и представителей общин.

На хана помимо важнейших государственных функций возлагались руководство высшей судебной властью. При нем существовал совет биев как совещательный орган.

С именем хана Есима связан свод законов под названием «Есим ханнын ески жолы» (Древняя дорога хана Есима), в котором были чётко определены полномочия ханов, султанов, биев и других высших сословий казахского общества.

По инициативе хана Есима несколько была усилена роль законодательного органа. Так, объявление войны, заключение мира, вынесение смертного приговора и помилование хан мог решать только с согласия Маслихата.

Исходя из новых потребностей общественно-политической жизни казахского общества, при Тауке хане был разработан и принят новый свод законов под называнием «Жеты Жаргы», в котором был значительно поднят авторитет суда биев. По мнению исследователей разработка и принятие свода законов Тауке хана способствовали укреплению законности, правопорядка и централизации ханской власти. Свод законов «Жеты Жаргы» как своеобразная конституция кочевников действовал на территории Казахстана до его присоединения к России и ликвидации ханской власти в 20-х года XIX века.

Суд биев, сознательно подорванный царской администрацией, был ликвидирован советской властью. Однако даже в двадцатых годах прошлого столетия наряду с советскими судами продолжали практически действовать и суды биев. Многочисленные факты того времени свидетельствуют, что казахи по прежнему по различным судебным вопросам нередко обращались к судам биев, игнорируя официальные органы правосудия советской власти.

В этом отношении представляет интерес сравнение между судами биев и имперскими судами царской России, приводимое Ч. Валихановым в «Записке о судебной реформе».

Во-первых, бии никем формально не избирались и не утверждались, в то время как для царских (мировых) судей существовал определенный порядок и ценз. Во-вторых, бии только тогда являлись судьями, когда к нему обращались люди с иском и только потеря авторитета лишала его высокого звания судьи.

Что касается мировых судей они избирались на три года и все это время они пользовались определенными правами и привилегиями. Наконец, бии приступали к разбору судебно- исковых дел только по жалобе частных лиц или по сообщению властей. Мировые судьи могли разбирать дела по преступлениям и по своему личному усмотрению.

Таким образом, суды биев как хранители правовых норм кочевников сыграли прогрессивную роль в истории казахского народа, восстанавливая справедливость и примиряя враждующие стороны. Они выполняли стабилизирующую роль в обществе, что актуально и не менее важно и в современных условиях.


Библиографический список
  1. Валиханов Ч. «Записки о судебной реформе» собр. Соч. в 5 томах, т.4. Алма-Ата, 1985 г. С 87-90
  2. История государства и права Казахстана в 2 томах. г. Алматы 2006г.
  3. Казахская традиционная судебная система Сб. статей г. Костанай, 2009г.
  4. Назарбаев Н. «В потоке истории» г. Алматы, 2001 г.
  5. Кшибеков Д. «Истоки ментальности казахов» г. Алма-Ата, 2006 г.


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: