История возникновения суда биев, основанная на обычном праве, насчитывает несколько столетий. Бии, как хранители и толкователи норм обычного права, составляли значительную элитарную социальную группу в казахском обществе, играли важную роль в определении многих правовых вопросов.
По преданию первым казахским бием считается Майкы би, который по праву является и родоначальником национального ораторского искусства. Его жизненными принципами были единство и независимость страны.
Основными принципами деятельности суда биев были справедливость, гласность с неизменным учётом нравственных устоев казахского общества. По мнению профессора А. Кузембайулы суд биев получил наиболее полное официальное признание и закрепление в своде законов Тауке хана «Жеты Жаргы». В нем, в частности, были расширены права биев в судебном производстве, получив статус юридического учреждения в решении важнейших вопросов внешней и внутренней политики государства.
Об этом свидетельствует привлечение авторитета известных биев для объединения трёх жузов в борьбе против джунгарского нашествия. Главной целью суда биев наряду с установлением справедливости, было определение путей для примирения враждующих сторон, что предполагало справедливое наказание виновника и удовлетворение требований истца.
С этой целью суд биев при принятии окончательных решений всесторонне учитывал конкретные обстоятельства социального, имущественного и иного положения сторон. Естественно, ставя своей главной целью установление гражданского мира, суды биев играли стабилизирующею роль в кочевом обществе. Ч. Валиханов в своих трудах называет основные качества, обладание которыми способствовало авторитету биев в выполнении возложенных на них высоких миссий. При этом биев никто не назначал и не выбирал, они таковыми признавались за их личные заслуги независимо от социального происхождения и общественного положения в обществе. Звание биев, говоря современным языком, являлось своеобразной бессрочной лицензией на легальную и легитимную юридическую деятельность в качестве судьи.
По своему положению в обществе бий мог быть главой своего рода, советником султана, хана т.е. он мог занимать административную, военно-политическую, дипломатическую или другую общественно значимую должность. Только глубокие знания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали человеку это ко многому обязывающее звание.
Многие исследователи отмечают, что бии не пользовались какими то ни было особыми правами и привилегиями.
Великий Абай, внёсший значительный вклад в правотворчество своего времени и бывший по настоянию отца некоторое время бием, отмечал беспристрастность при рассмотрении судебно-исковых дел как основополагающий принцип судебной деятельности.
Однако, Абай, втянутый в дела родовых распрей, а также из-за непринятия существовавшей несправедливости и жестокости, вынужден был оставить судебную практику.
В 1875 году ему в бытность бием довелось быть председателем на ежегодном съезде биев, где был принят известный свод законов. Чарское «Ереже». По его инициативе в «Ереже» были внесен ряд существенных дополнений. В частности, получило одобрение, что содействующие воровству должны нести наказание наравне с преступником. Поскольку было много жалоб особенно во вовремя проведения выборов, «Ереже» предусмотрел наказание за клевету и ложный донос на должностных лиц в виде ареста до 28 дней с возмещением нанесённого морального ущерба.
С появлением переселенцев и развитием земледелия появилась необходимость определения наказания за так называемую «потраву».
В соответствии с внесенной статьей в «Ереже» «О потравах» хозяин посева мог удерживать скот, причинивший потраву, до тех пор пока не будет возмещён нанесённый ему ущерб. В противном случае удерживаемый скот переходил в собственность потерпевшего. В своде законов «Ереже», принятом под председательством Абая, подробно излагались размеры аипов (штрафов) за различные проступки и преступления. В частности, подвергались штрафу виновные в неоказании возможной помощи при пожаре, утоплении, за порчу водных источников.
Отдельные статьи « Ереже» касались наказаний за коррупцию, мздоимство, широко распространенных в то время среди чиновников и местных баев. В последующие годы Абай, порвав с судебной практикой, всецело посвящает себя литературной деятельности. И здесь просветитель не ограничивается обличением несправедливостей, а призывает к активным действиям на их искоренение.
Авторитет суда биев во многом зависел от того, что их правосудие основывалось не только на букве законов, но и нормах морали.
Именно за эти качества казахский народ по сей день глубоко чтит своих выдающихся биев Толе би, Казбек би и Айтеке би, оставивших бесценное наследие в истории государства и права Казахстана. Они особое значение придавали единству и независимости страны, всей своей жизнью способствовали укреплению государственности.
Ряд исследователей отмечают, что профессиональная деятельность биев отличалась сложностью и многогранностью, конечной целью которой было установление истины.
Наряду с такими профессиональными качествами как острая наблюдательность, цепкая память, не говоря уже о справедливости и принципиальности, немаловажное значение имеет умение аргументировано и логично построить свою речь.
Казахи всегда придавали большое значение слову не только в судебной практике, но и в обыденной жизни. Неслучайно, иностранцы, побывавшие в Казахской степи в своих наблюдениях искренне удивлялись искусству красноречия, ораторскому мастерству казахов вообще, биев, в частности.
Так, польский революционер, поэт А. Янушкевич, сосланный в Казахскую степь, писал, что будучи свидетелем споров между враждующими сторонами удивлялся ораторами, которые никогда не слышали о Цицероне и Демосфене.
Значительное повышение роли суда биев связано с образованием Казахского ханства, когда правовые нормы стали выдвигаться на первый план. Реформаторами обычного права кочевников были известные ханы Казахского государства Касым и Есим. Первый являлся автором свода законов под названием «Касым ханным каска жолы», вошедший в историю как «Светлый путь хана Касыма», состоящего из имущественного, уголовного, военного законов, закона общественности и посольского обычая или «Положения дипломатии».
Высшей законодательной властью обладал Маслихат, состоящий из султанов и представителей общин.
На хана помимо важнейших государственных функций возлагались руководство высшей судебной властью. При нем существовал совет биев как совещательный орган.
С именем хана Есима связан свод законов под названием «Есим ханнын ески жолы» (Древняя дорога хана Есима), в котором были чётко определены полномочия ханов, султанов, биев и других высших сословий казахского общества.
По инициативе хана Есима несколько была усилена роль законодательного органа. Так, объявление войны, заключение мира, вынесение смертного приговора и помилование хан мог решать только с согласия Маслихата.
Исходя из новых потребностей общественно-политической жизни казахского общества, при Тауке хане был разработан и принят новый свод законов под называнием «Жеты Жаргы», в котором был значительно поднят авторитет суда биев. По мнению исследователей разработка и принятие свода законов Тауке хана способствовали укреплению законности, правопорядка и централизации ханской власти. Свод законов «Жеты Жаргы» как своеобразная конституция кочевников действовал на территории Казахстана до его присоединения к России и ликвидации ханской власти в 20-х года XIX века.
Суд биев, сознательно подорванный царской администрацией, был ликвидирован советской властью. Однако даже в двадцатых годах прошлого столетия наряду с советскими судами продолжали практически действовать и суды биев. Многочисленные факты того времени свидетельствуют, что казахи по прежнему по различным судебным вопросам нередко обращались к судам биев, игнорируя официальные органы правосудия советской власти.
В этом отношении представляет интерес сравнение между судами биев и имперскими судами царской России, приводимое Ч. Валихановым в «Записке о судебной реформе».
Во-первых, бии никем формально не избирались и не утверждались, в то время как для царских (мировых) судей существовал определенный порядок и ценз. Во-вторых, бии только тогда являлись судьями, когда к нему обращались люди с иском и только потеря авторитета лишала его высокого звания судьи.
Что касается мировых судей они избирались на три года и все это время они пользовались определенными правами и привилегиями. Наконец, бии приступали к разбору судебно- исковых дел только по жалобе частных лиц или по сообщению властей. Мировые судьи могли разбирать дела по преступлениям и по своему личному усмотрению.
Таким образом, суды биев как хранители правовых норм кочевников сыграли прогрессивную роль в истории казахского народа, восстанавливая справедливость и примиряя враждующие стороны. Они выполняли стабилизирующую роль в обществе, что актуально и не менее важно и в современных условиях.
Библиографический список
- Валиханов Ч. «Записки о судебной реформе» собр. Соч. в 5 томах, т.4. Алма-Ата, 1985 г. С 87-90
- История государства и права Казахстана в 2 томах. г. Алматы 2006г.
- Казахская традиционная судебная система Сб. статей г. Костанай, 2009г.
- Назарбаев Н. «В потоке истории» г. Алматы, 2001 г.
- Кшибеков Д. «Истоки ментальности казахов» г. Алма-Ата, 2006 г.