УДК 94(47) "1914/1921"

ТУРЕЦКИЕ ПЛЕННЫЕ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1914–1921 ГГ.

Познахирев Виталий Витальевич
Смольный институт Российской академии образования
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-политических дисциплин

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, связанные с пребыванием на территории Курской губернии в период Первой мировой войны и вскоре по ее окончанию турецких военнопленных и «гражданских пленных». Автор называет причины прибытия подданных Оттоманской империи в регион, в указанный период; освещает их правовое положение; приводит данные о национальном составе этих лиц, роде их занятий и местах проживания.

Ключевые слова: армяне, военнопленные, выселение, гражданские лица, Курск, Курская губерния, пекарня, Первая мировая война


TURKISH PRISONERS IN THE PROVINCE OF KURSK IN THE YEARS 1914–1921

Poznakhirev Vitaly Vitaliyovych
Smolny Institute Russian Academy of Education
Candidate of Historical Sciences, associate professor Department of History and the social and political disciplines

Abstract
The questions related to the stay in the territory of the province of Kursk during World War I and shortly after its completion Turkish prisoners of war and «civilian prisoners». The author describes the reasons for arriving citizens Ottoman Empire in the region in this period, highlights their legal status, provides data on the ethnic composition of those, kind of activities and places of residence.

Keywords: Armenians, civilian, expulsion, Kursk Province, prisoners of war, the bakery, the First World War


Библиографическая ссылка на статью:
Познахирев В.В. Турецкие пленные в Курской губернии в 1914–1921 гг. // История и археология. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2013/08/781 (дата обращения: 25.07.2023).

В период Первой мировой войны Курская губерния не была предназначена для интернирования турецких военнопленных, и появление последних на ее территории носило эпизодический характер, связанный, главным образом, со следующими обстоятельствами:

1) Эвакуацией через Курск в глубь страны военнослужащих XX-го турецкого корпуса, плененных в Галиции. При этом турки, признаваемые нетранспортабельными, госпитализировались в расположенный в губернском городе 80-й сводный эвакогоспиталь, о чем мы уже подробно рассказывали в одной из своих публикаций [1].

2) Побегами турецких военнопленных из иных российских регионов. Так, в конце октября 1916 г. в Новооскольском уезде были задержаны военнопленные – Осман Мустафа Кулеш оглы и Фаик Мулла Осман оглы, бежавшие двумя неделями ранее из имения И.С. Байбуса при с. Знаменском Нижнедевицкого уезда Воронежской губ. [2]

3) Трудовым использованием турок в пределах губернии. Впрочем, использованием весьма ограниченным. Так, на рубеже 1916–1917 гг. в Обоянском уезде из 868 военнопленных, труд которых применялся на различных работах, лишь четверо были турками. В Путивльском уезде это соотношение было еще более ничтожным: один турок из 1 828 пленных [3].

В связи с указанным обстоятельством нельзя не отметить, что администрация отдельных предприятий губернии относилась к турецким пленным, как рабочей силе, довольно скептически. Так, правление Воскресенского сахарного завода братьев Молдавских (ныне Дмитротарановский сахарный завод в пос. Октябрьский Белгородского р-на Белгородской обл.), ходатайствуя в феврале 1916 г. перед штабом Московского военного округа (МВО) о выделении ему 150 пленных, особо подчеркивало, что желает видеть у себя «славян или немцев, но не турок и армян» [4].

В итоге из 5 656 турецких военнопленных, числившихся на 1 мая 1918 г. во всех двенадцати губерниях МВО, в Курской находилось лишь четверо [5]. В следующем году турецких военнопленных в губернии вообще не оказалось, если не считать шести человек, разновременно проследовавших из иных регионов через Курск в Киев с документами, выданными Курским отделением Совета Австро-Венгерских рабочих и солдатских депутатов [6].

Несколько по иному ситуация складывалась с т.н. «гражданскими пленными», т.е. подданными Турции, оказавшимися на территории губернии к моменту вступления их страны в мировую войну – 16 (29) октября 1914 г. и в этой связи интернированными в России. В основном это были лица, занятые производством и реализацией хлебобулочных и кондитерских изделий. Причем некоторые из них, имея в губернии давно налаженный бизнес и не желая терять его, проявили заметную дальновидность. Так, еще 5 июля 1914 г. исправник Новооскольского уезда телеграфировал губернатору, что проживающий в Новом Осколе турецко-подданный Эдхем Сулейман эфенди возбудил ходатайство о переходе в русское подданство» [7]. Однако принимая во внимание продолжительность и многоэтапный порядок натурализации в России иностранцев, это ходатайство вряд ли удалось реализовать.

С началом войны большинство таких «гражданских пленных» были интернированы в пределы Тамбовской губ. Однако некоторым из них удалось остаться в Курской, где они продолжали жить под надзором полиции. В частности, в слободе Велико-Михайловке Новооскольского уезда с 1913 г. и, по крайней мере, до 1917 г. проживал «пекарь белого хлеба и кондитерских изделий» Мустафа Корк оглы Идрис. Его коллега Мустафа Якубов жил в Курске с 1907 г. до апреля 1917 г., после чего переехал в Белгород, где, по его мнению, «булочные мастера» были более востребованы. Еще один хлебопек – Иосиф Какши оглы в июле 1917 работал в Курске и проживал в доме Фролова по Выгонной ул. (ныне ул. 50 лет Октября) [8].

В гораздо большем количестве в губернии в эти годы числилось турецко-подданных армян. При этом принадлежность к враждебному России государству почему-то не помешала им сохранить свой бизнес. Так, в самом Курске в доме Хайтина по Авраамовской ул. (ныне ул. Добролюбова) всю войну содержал булочную турецкий армянин Кеварк Титасянц, а другой турецкий армянин – Адамьянц – содержал пекарню в Старом Осколе. Кроме того, в начале 1917 г. не менее пяти турецких армян-булочников стремились перебраться из г. Валуйки Воронежской губ. в Старый Оскол, мотивируя свое прошение тем, что в Валуйках они не имеют заработка, а в Старом Осколе проживают их родственники, и здесь они смогут открыть хлебопекарню и «заниматься торговлей хлебом и всевозможным кондитерским товаром» [9].

Часть бывшей Авраамовской улицы в г. Курске, где в 1914 –1921 гг. находилась булочная турецкого подданного Кеварка Титасянца. 2012. Фото Елены Викторовны Сергеевой.

Часть бывшей Авраамовской улицы в г. Курске, где в 1914 –1921 гг. находилась булочная турецкого подданного Кеварка Титасянца. 2012. Фото Елены Викторовны Сергеевой

Помимо владельцев булочных и пекарен, в различных уездах губернии в годы Мировой войны поодиночке и с семьями проживали еще десятки турецко-подданных армян, среди которых числились бойцы армянских дружин уволенные в отпуск «по своим делам» и уволенные «вовсе от службы по болезни», а также часовые мастера, торговцы фруктами, цирковые артисты и т.п. [10]

Правда, на рубеже 1916–1917 гг. в некоторых губерниях, в т.ч. и Курской, в целях обеспечения безопасности тыла действующей армии, по решению МВД был начат процесс выселения турецко-подданных армян. Однако к тому моменту власть в России очевидно уже настолько ослабла, что активные протесты армянских организаций и, в частности, Московского армянского комитета, быстро привели к отмене этого решения [11].

Впрочем, в хаосе Гражданской войны все эти люди довольно быстро покинули Россию, ибо в 1921 г. Курское губернское управление по эвакуации населения после многомесячных поисков смогло обнаружить в губернии лишь двух турецких подданных [12].

Печатается с сокращениями. Полностью статья опубликована в научно-историческом, литературно-художественном альманахе: Курский край. № 3 (136). – Курск: Изд. Курск. обл. краевед. об-ва, 2012. – С. 36–38.


[1]. Познахирев В.В. Турецкие военнопленные в городе Курске в 1916 г. // События и люди в документах курских архивов. Вып. 8. – Курск: Изд. Гос. архива Курск. обл., 2010. С. 91–93.

[2]. Государственный архив Воронежской области. Ф. И-6. Оп. 2. Д. 501. Л. 1, 7.

[3]. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 3. Л. 103, 106.

[4]. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2000. Оп. 9. Д. 68. Л. 384.

[5]. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-3333. Оп. 6. Д. 25. Л. 5–6.

[6]. Там же. Ф. 3604. Оп. 1 Д. 1. Л. 57, 89; Ф. Р-3333. Оп. 1-а. Д. 30. Л. 4.

[7]. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 8521. Л. 85.

[8]. Там же. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 35. Л. 50–60, 63–67.

[9]. Там же. Л. 5, 13, 16, 47.

[10]. Там же. Ф. 1642. Оп. 2. Д. 601. Л.5–85.

[11]. Там же. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 35. Л. 1, 2, 6.

[12]. Там же. Ф. Р-791. Оп. 1. Д. 21. Л. 171.



Все статьи автора «Познахирев Виталий Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: