УДК 377.5:940.1(470.46)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Ещенко Юлия Геннадьевна
Астраханский государственный университет
Лаборант кафедры истории России

Аннотация
Данная статья посвящена обзору регионального законодательства в сфере образования. На таком примере как среднее профессиональное образование Нижнего Поволжья, автор попытался показать наиболее явные изменения, произошедшие в сфере управления и регулирования образовательной деятельности в 1990-х гг. Автором проанализированы законы «Об образовании» субъектов федерации, входящих в состав Нижнего Поволжья.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, Нижнее Поволжье., регионализация образования, региональное законодательство, система образования, среднее профессиональное образование, средние специальные учебные заведения


FORMATION OF THE REGIONAL SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL LEGISLATION IN 1990TH (ON THE MATERIALS OF THE LOWER VOLGA REGION)

Eshchenko Yuliya Gennad`evna
Astrakhan state university
Laboratory assistant of the department of Russian history

Abstract
The article is devoted the review of the regional educational legislation. The author tries to show the most evident changes which have occurred in sphere of management and regulation of educational activity in 1990th, on example of secondary vocational education of the Lower Volga region. The author analyses laws «About education» of the constituent territories subjects which are a part of the Lower Volga region.

Библиографическая ссылка на статью:
Ещенко Ю.Г. Формирование региональной нормативно-правовой базы среднего профессионального образования в 1990-х гг. (на материалах Нижнего Поволжья) // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/03/917 (дата обращения: 16.07.2023).

Период 1990-х гг. ознаменовал собой начало комплексных изменений во всех сферах жизни российского общества. Определенной новацией с начала 1990-х гг. стало предоставление регионам возможности формирования собственной нормативно-правовой базы, с опорой на центральные законодательные акты [1, c. 89].

Попытаемся проанализировать основные законодательные документы в сфере образования, принимавшиеся в 1990-х гг. в регионах Нижнего Поволжья. После реорганизации советских органов власти, соответственно, изменилась и структура управления средним профессиональным образованием. В 1992 г. полномочия создания и реорганизации средних специальных учебных заведений перешли от Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы к министерствам и ведомствам Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также определился перечень министерств, ведомств и других государственных структур РФ, в ведение которых передавались ссузы после ликвидации союзных органов управления [2].

Закон «Об образовании» предусматривал разграничение функций между федеральными органами управления образованием и региональными. Основой образовательной политики на местах являлись программы по развитию образования, принимавшиеся местными органами власти [3]. Это могли быть Законы «Об образовании» субъектов федерации (разработанные в соответствии с общероссийским законодательным документом «Об образовании») или договоры между Правительствами регионов и Правительством РФ. Чаще всего договоры заключались между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации сроком на пять лет с возможностью их пролонгации.

После распада советского государства в ведение региональных органов власти перешел широкий спектр вопросов, потребовавший создания комплекса нормативно-правовой документации [4, c. 233]. Любая законодательная деятельность субъектов федерации «отражала потребности, прежде всего, населения региона» [5, c. 9]. Начинается процесс выработки и утверждения региональных законов об образовании, направленных на закрепление социально-экономических, культурных, демографических и национальных особенностей населения субъектов федерации. Определяющим фактором развития образования в национальных республиках являлась его ориентация на самоопределение наций, на развитие национальных культур, языка, традиций. Данный процесс регионализации образования в целом, и среднего профессионального в частности, стал возможен в условиях формирования регионального рынка свободной рабочей силы.

Законы «Об образовании» субъектов федерации также как и федеральный закон предусматривали разграничение функций между федеральными органами управления образованием и региональными. Данные нормативные акты закрепляли:

- содержание региональных компонентов образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- право на введение льгот, премий и других видов выплат учащейся молодежи и педагогическим работникам образовательных учреждений субъекта федерации;

- решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений (за исключением вузов);

- формирование регионального бюджета расходов на систему образования [6] и др.

В юрисдикции Правительства РФ были вопросы консультативной и методической помощи регионам в разработке Региональных программ развития образования; информационного и научно-методического обеспечения средних профессиональных образовательных учреждений; разработки типовых положений об образовательных учреждениях различных уровней; установления норм и видов материального поощрения и стимулирования как воспитанников образовательных учреждений, так и педагогических коллективов [7].

Ряд полномочий центра был ограничен необходимостью консультирования с региональными Правительствами. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Саратовской области определялись направления совместной деятельности федеральных и региональных органов власти. «По согласованию с Правительством Саратовской области» осуществлялись назначение директоров ссузов, формирование планов приема в данные образовательные учреждения, создание и реорганизация учреждений среднего профессионального образования. Однако окончательные решения об оптимизации образовательного пространства регионов оставались за федеральными органами власти. Так, по «предложению правительства Саратовской области» в целях реализации принципов интеграции профессионального образования, было принято решение об оптимизации профессиональной подготовки кадров. В 1997 г. «Саратовский колледж радиоэлектроники имени П.Н. Яблочкова и Саратовский политехникум Министерства общего и профессионального образования РФ» были присоединены «в качестве структурных подразделений к Саратовскому государственному университету имени Н.Г. Чернышевского Министерства общего и профессионального образования РФ» [8].

Правительства регионов имели полномочия в сфере разработки и реализации Региональной программы развития образования в соответствии с социально-экономическими особенностями. Правительства также определяли уровень потребности регионов в специалистах определенной квалификации, осуществляли контроль над представлением к ученым званиям работников учреждений образования, организовывали надзор за качеством подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях. Региональные законы также разграничивали компетенции и ответственность региональных (областных, республиканских) и муниципальных органов управления образованием.

В национальных республиках немаловажным фактором в развитии образования являлось возрождение и сохранение национального самосознания. Так, в республике Калмыкия это нашло отражение как в формировании специфичного этно-ориентированного регионального компонента образовательных стандартов (например, обязательное изучение калмыцкого языка как одного из государственных языков республики Калмыкия), так и в системе воспитательной работы с учащейся молодежью с привлечением «национальной литературы и фольклора коренных и других народов Республики Калмыкия». Данные положения были общими для всех уровней образования, о чем свидетельствует тот факт, что статья 25 Закона Республики Калмыкия «Об образовании», посвященная системе среднего профессионального образования, содержала только нормы федерального Закона «Об образовании» [9].

Таким образом, нормативно-правовая база региональных образовательных систем строилась как на основе договоров между Правительствами регионов и РФ, так и путем принятия соответствующих законодательных документов местными органами власти.

Законы «Об образовании» субъектов федерации устанавливали основные положения, по которым функционировала вся сеть образовательных учреждений региона. И на основе данных законодательных актов вырабатывались более узко направленные региональные нормативно-правовые документы для каждого образовательного уровня, в том числе и в сфере среднего профессионального образования.

Региональные системы профессионального образования были призваны, в первую очередь, обеспечить субъект федерации специалистами различного профиля. Так, в связи с этим, Правительство Саратовской области, администрации муниципальных образований имели полномочия «направлять лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, для целевого приема в учреждения среднего профессионального образования» [10]. Недостаток квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе Саратовской области, способствовал принятию ряда документов, регламентировавших проведение кадровой политики на селе: «Основные направления, кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства области на 1998 – 2002 гг.», «Программа развития АПК Саратовской области на 2001 – 2005 гг.», Распоряжение Правительства Саратовской области «О мерах по улучшению кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области» и др. В числе основных мер значились: переподготовка руководящих кадров, «создание достаточной мотивации для работников сельского хозяйства, привлечение молодежи к работе в агропромышленном комплексе» [11].

Почти ежегодно в ряде регионов принималась программы развития того или иного уровня образования. Так, Администрация Волгоградской области неоднократно принимала Постановления «О региональной программе развития средних специальных учебных заведений Волгоградской области» [12]. Данные документы определяли цели и задачи среднего профессионального образования области, актуализировали проблемы в данной сфере, закрепляли объемы адресного финансирования учебных заведений. Так, в числе задач программы развития ссузов на 1995 г. стояли такие направления как укрепление учебно-материальной базы ссузов (Волгоградский технический колледж, Волгоградский машиностроительный колледж, Камышинский технический колледж, Дубовский зооветеринарный колледж), компьютеризация учебного процесса (Волгоградский экономический колледж, Волгоградский политехнический колледж, Энергетический колледж), открытие новых специальностей (Технологический колледж, Волгоградский торгово-экономический колледж) [13]. Следует отметить, что список ссузов, получавших финансирование по Региональной программе, практически не изменялся из год в год. Оставались неизменными и направления финансирования. С одной стороны, это свидетельствует о слабом состоянии материально-технической базы учебных заведений, с другой стороны – о недостаточности ежегодно выделяемых финансовых средств.

Бюджетное государственное финансирование предполагалось и для негосударственных образовательных учреждений. Чаще всего, это были учреждения среднего общего образования, дававшие углубленный уровень знаний по определенным предметам [14].

В начале 2000-х гг. в рамках реализации «Федеральной программы развития образования» в регионах принимаются региональные программы, нацеленные на развитие образовательных систем субъектов федерации. Такие программы предполагали определение приоритетных векторов развития каждого уровня образования и, как следствие, выработку стратегии поддержки образовательных учреждений в соответствии с существовавшими потребностями.

Проанализировав данные программы, можно выделить такие актуальные для всех регионов (вне зависимости от их социально-экономических, демографических показателей и этнических особенностей) задачи как

- формирование единого регионального образовательного пространства;

- осуществление мер по включению образовательных учреждений среднего профессионального образования в многоуровневую образовательную систему, многопрофильность которой обеспечила бы подготовку специалистов как по приоритетным для региона направлениям, так и по наиболее массовым специальностям;

- обновление содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена в рамках реализации государственных образовательных стандартов на основе применения в образовательном процессе современных информационных технологий, методик практико-ориентированного обучения;

- актуализация воспитательной работы с целью противодействия негативным тенденциям, распространившимся в 1990-х гг. в молодежной среде [15].

Таким образом, в числе основных изменений, произошедших в 1990-х гг. в сфере среднего профессионального образования по сравнению с советским периодом, можно выделить следующие:

- перераспределение функций между центральными и региональными органами управления образования. Государство осуществляло финансирование бюджетных образовательных учреждений, а региональные бюджеты – распределение государственных средств. Решение всех остальных вопросов жизнедеятельности было предоставлено коллективам средних специальных учебных заведений;

- предоставление региональным органам власти возможность выработки на основе федерального законодательства местных законодательных актов, с учетом специфики субъектов федерации;

- начало процесса регионализации профессионального образования, приоритетная ориентация в подготовке кадров на нужды регионов (что стало возможным в условиях отмены советской системы распределения выпускников и возникновения рынка свободной рабочей силы);

- развитие общественных начал в управлении системой среднего профессионального образования: деятельность Союза директоров средних специальных учебных заведений на федеральном уровне, региональных советов директоров ссузов; начало функционирования разнообразных профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений (например, «Специалист»).

При участии общественных структур происходила выработка основных векторов развития профессионального образования. Взаимодействие по линии государственный орган управления образованием – общественный орган ссуза или объединений ссузов позволяло быстро реагировать на возникавшие проблемы, способствовало их решению с привлечением заинтересованных организаций и педагогической общественности;

- осуществление обновления содержания образования. В указанный период был принят и начал действовать Государственный образовательный стандарт СПО, обеспечивший стандартизацию федерального компонента подготовки специалистов и параллельно закрепивший возможность вариативности содержания обучения с учетом национально-региональной специфики субъектов федерации. Наличие вариативной части Государственного образовательного стандарта создало условия для развития творческой инициативы преподавательских коллективов ссузов, апробации на практике авторских методик, что существенно обогатило содержание среднего профессионального образования.


Библиографический список
  1. Мармилова Е.П. Исторические предпосылки предоставления законодательных полномочий регионам Российской Федерации. 1980-1990-е годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 9. С. 89-92.
  2. Постановление Правительства РФ от 20.02.1992 № 100 «Вопросы деятельности средних специальных учебных заведений в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. См. Закон Астраханской области от 09.09.1997 № 33 «Об образовании в Астраханской области» (принят Астраханским областным Представительным Собранием 21.08.1997) // Астраханские известия. 02.10.1997. № 40. С. 1-2; Закон Волгоградской области «Об образовании» от 21 сентября 1999 г. № 311-ОД // [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «Гарант» и др.
  4. Мармилова Е.П. Факторы законодательной деятельности субъектов федерации Нижнего Поволжья в постсоветский период // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 1. С. 233-237.
  5. Мармилова Е.П. Исторический опыт законодательной деятельности субъекта Российской Федерации в постсоветский период (на материалах Нижнего Поволжья).: автореферат дисс. … канд. ист. наук. – Астрахань, 2011. 23 c.
  6. Закон Астраханской области от 09.09.1997 № 33 «Об образовании в Астраханской области» (принят Астраханским областным Представительным Собранием 21.08.1997) // Астраханские известия. 02.10.1997 № 40. С. 1-2; Закон Волгоградской области «Об образовании» от 21.09.1999 № 311-ОД // [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «Гарант».
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Саратовской области о разграничении полномочий в области общего и профессионального образования от 2.07.1997 № 13 // Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998. С. 454-457; Постановление губернатора Саратовской области от 19.02.1997 № 147 «О введении в действие соглашения между Правительством Саратовской области и советами ректоров высших и директоров средних специальных учебных заведений Саратовской области на 1997 г.» // [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.law7.ru/base43/part8/d43ru8111.htm (дата обращения: 15.02.2014)
  8. Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1570 «О совершенствовании системы профессионального образования в Саратовской области» // Российская газета. 9 января 1998.
  9. Закон Республики Калмыкия от 7.07.1997 № 74-I-3 «Об образовании» (принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 26.06.1997) // Известия Калмыкии. № 169; 174. 19.08.1997.
  10. Закон Саратовской области «Об образовании» от 15.06.1999 № 30-ЗСО // [Электронный ресурс].http://russia.bestpravo.ru/sarat/data05/tex18882.htm (дата обращения: 15.02.2014)
  11. Распоряжение Правительства Саратовской области от 1.06.1999 № 129-Пр «О мерах по улучшению кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области» // [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.law7.ru/base75/part8/d75ru8745.htm (дата обращения: 15.02.2014)
  12. Постановление Администрации Волгоградской области от 11.07.1995 № 346 «О региональной программе развития средних специальных учебных заведений Волгоградской области на 1995 г.» // [Электронный ресурс]. URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_permyb.htm (дата обращения: 15.02.2014); Постановление Волгоградской областной Думы от 29.08.1996 № 43/444 «О региональной программе развития средних специальных учебных заведений Волгоградской области на 1996 г.» // [Электронный ресурс]. URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemso/dok_perqlz.htm (дата обращения: 15.02.2014); Постановление Волгоградской областной Думы от 24.04.1997 № 60/668 «О региональной программе развития учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) Волгоградской области на 1997 г.» // [Электронный ресурс]. URL: http://rusouth.info/territory3/pack2d/paper-bfocgq.htm (дата обращения: 15.02.2014) и др.
  13. Постановление Администрации Волгоградской области от 17.07.1995 № 346 «О региональной программе развития средних специальных учебных заведений Волгоградской области на 1995 г.» // [Электронный ресурс]. URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_permyb.htm (дата обращения: 15.02.2014).
  14. Постановление Волгоградской областной Думы от 26.06.1997 № 63/733 «О региональной программе развития негосударственный образовательных Волгоградской области» // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Информационно-правовой портал «Гарант».
  15. Постановление Саратовской областной Думы от 27.12.2000 № 49-22 «Об областной программе ”Развитие образования на 2001-2005 гг.”» // [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/933000604 (дата обращения: 15.02.2014).


Все статьи автора «pushistik_yuliya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: