Уже после окончания Второй Мировой войны стало ясно, что в Европе начнется борьба за сферы влияния между странами-победителями, в первую очередь между СССР и США. До 1949 года обстановка в мире все больше накалялась. ООН на данном этапе показала свою неэффективность в мирном урегулировании послевоенной ситуации. Разработанный США так называемый «План Маршалла» не смог оказать должное влияние на страны подконтрольные СССР. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения.
Таким образом, 17 стран, принявших инвестиции от США по «плану Маршалла» и стали основой для будущей интеграции в единый военный блок. В то время как Советский Союз расширял свое влияние путем стимулирования коммунистических партий в Европе, США вели переговоры по созданию единого военно-политического союза, отличного от ООН.
В итоге переговоры закончились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.
Как можно увидеть, первоначально при создании НАТО про угрозу со стороны Советского Союза не было ни слова. Договор подразумевал коллективную безопасность от любых внешних угроз. Однако те, кто могли читать между строк, в том числе и советское правительство сразу смогли рассмотреть в этом угрозу для себя. Можно сказать, что НАТО предполагалось наделить функциями социального регулирования [1] – ингибитора распространения коммунистической идеологии и влияния СССР и катализатора развития демократических ценностей и роста влияния США. Стоит отметить, что одновременно с созданием НАТО в США разрабатывались и другие механизмы, позволяющие распространять свое влияние в мире: программа помощи развивающимся странам, Институт службы за границей, наука межкультурная коммуникация [2].
США, много лет прикрываясь «доктриной Монро», начали постепенное вмешательство в дела Европы, совершенно игнорируя собственные обещания. Сделал из Европы мощных геостратегический щит против СССР, Америка с помощью НАТО смогла закрепиться там на правах государства, которое принимает все решения.
Создание НАТО стало последним шагом к созданию биполярного мира и последним этапом начала «холодной войны», длившейся до 1991 года.
В течение следующих нескольких лет, НАТО существовало в виде некоего феномена без четкой организационной структуры.
Но в начале 1950-х годов НАТО трансформировалась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжении которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация.
По сути своей политика, организованная США после окончания Второй Мировой войны, во многом была похожа на «концепцию третьего рейха» Хаусхофера. Отличием здесь являлось лишь то, что расширение сфер влияния США на Восток происходило не путем открытой военной экспансии, а созданием мощного военно-политического союза, находящегося под полным контролем Вашингтона.
Начатая «гонка вооружений», связанная с научно-технической революцией, потребовала создания новой геополитической концепции. Поскольку появление новых видов вооружения, таких как межконтинентальные (в том числе и ядерные) ракеты, потребовало учитывать новое стратегическое пространство – воздух и космос – идея о приоритете моря над сушей стала неэффективной. Учитывая данную проблему, американские геополитики создали новую теорию «атлантизма». Посредством НАТО начали осуществляться попытки создания западного сектора человеческой цивилизации с главенствующей либерально-демократической идеологией.
Однако вскоре европейские страны, уже оправившись после Второй Мировой войны, начали понимать необходимость независимости своих государств от американского влияния. В НАТО начались внутренние конфликты, которые вполне могли ослабить США в Европе. Однако ракетный кризис 1962 года в Кубе вернул США главенствующую позицию. Однако во избежание новых противоречий, странами НАТО была принята во многом мнимая доктрина контроля за стратегическим вооружением – доктрина многосторонности, согласно которой армии НАТО необходимо быть смешанной, без ее разрыва на войска суверенных государств. По сути, США получили контроль практически над всем вооружением, поскольку армия стала единой и централизованной. До сих пор большая часть ядерного вооружения в европейском секторе принадлежит Соединенным Штатам.
До окончания холодной войны НАТО участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах (войны на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме, Африке и т.д.). Зачастую мотивами для ведения боевых действий становились вновь и вновь принимаемые в США доктрины. В частности, принятая в 1952 году концепция «отбрасывания коммунизма», согласно которой США могли оказывать давление на социалистические страны, в том числе с применением ядерного удара.
Так, НАТО поддерживало афганских моджахедов во время Афганской войны, которая включала поставку вооружения натовского образца, привлечение к обучению афганских солдат военных инструкторов США, скрытое участие американских солдат и военных пилотов в ведении боевых действий на территории Афганистана.
Таким образом, НАТО стал одной из самых крупных военно-политических сил в мире. Его роль во многом обусловила дальнейшие кардинальные изменения на карте мира. НАТО показал себя как организация, с мнением которой необходимо считаться, и как организация, способная свести на нет любое другое мнение.
Библиографический список
- Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов//Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
- Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.