К началу 1950-х гг. украинское национальное движение имело уже свою «историю». Если в результате сталинских репрессий восточная Украина стала достаточно «спокойной», то западные украинские районы, вошедшие в состав СССР только лишь в 1939 г., создавали немало проблем для союзного и местного советского руководства. Вооруженное подполье к 1953 г. практически было ликвидировано, однако было принято решение ЦК КПСС по западным областям Украины, направленное на смягчение национальной политики [1]. Вместо москаля Л. Мельникова первым секретарем ЦК КПУ назначается украинец А. Кириченко. Вслед за этим последовал «всплеск» национальных настроений.
Очередное «закручивание гаек» мало что изменило в расстановке сил. По-прежнему сильны были тенденции к созданию «своей», суверенной Украйны. В 1959 г. Л. Лукьяненко организовал «Украинский рабоче-крестьянский союз». Участники «Союза» – юристы, намеревались пропагандировать ст. 17 Конституции СССР и ст. 14 Конституции УССР о праве выхода Украины из состава СССР [2]. При этом речь о смене власти, ликвидации социализма даже не рассматривался. Тогда же Н. Болкуневич и Ф. Вознюк начали проводить подготовительную работу по созданию «Прогрессивной партии Украины». В это же время были осуждены Б. Германюк, М. Площак, М. Тимкив, Я. Ткачук, М. Юрчик и др., создавшие организацию «Объединена партiя визволения Украiни» [3]. На рубеже 1950-1960-х гг. в республике действовало объединение из 17 коммунистов во главе с членом КПСС, председателем «Межколхозстроя» Суковаленко. Группа выступала за мирное отделение Украины от СССР [4].
Некоторые участники сопротивления выступали с ОУНовских позиций – вооруженная борьба, неприятие советской власти. В 1961 г. органами государственной безопасности был раскрыт «Украинский национальный комитет». Целью «Комитета», в состав которого входило свыше 20 человек, было проведение активной организованной антисоветской деятельности [5]. Львовская группа украинских националистов (1963 г.) ставила перед собой задачу распространения антисоветской и националистической литературы, сбора оружия, а в случае осложнения международной обстановки ликвидацию местного партийного и советского актива [6].
Со второй половины 1950-х гг. начинается возрождение украинской литературы. Появляются произведения А. Довженко, Л. Костенко, Л. Первомайского, М. Руденко, Г. Тютюника и др. Постепенно к началу 1960-х гг. литературные круги республики становятся своеобразным ядром украинского сопротивления, породив феномен «шестидесятников», среди которых наиболее известными были Е. Сверстюк, И. Светличный, В. Симоненко и т.д. Идейным лидером национальной оппозиции стал И. Дзюба. «Шестидесятники», выступая за демократизацию советской системы, не выходили за рамки марксизма-ленинизма. Они проводили встречи в мастерских художников, музеях, квартирах любителей старины и пр.
В целом наблюдается явная тенденция к использованию мирных средств для достижения суверенности республики, главным из которых, как и в большинстве республик, был самиздат. В 1963 г. на Украине органами государственной безопасности было выявлено 2137 листовок и 750 анонимных писем [7]. Именно в самиздате появилась статья «По поводу процесса над Погружальским», посвященная пожару (1964 г.) в Киевской публичной библиотеке, который расценивался как акт сознательного уничтожения украинской культуры [8]. С 1964 г. в республике распространяется националистический журнал «Свобода и Родина» [9].
Программным документом украинского сопротивления стала работа И. Дзюбы «Интернационализация или русификация?» (1965 г.), написанная по инициативе и заказу советского руководства. И. Дзюба считал, что в национальной советской политике нарушаются принципы, провозглашенные В.И. Лениным, сильны русификаторские тенденции, чему необходимо противопоставить свободу в широком смысле слова – свободу обсуждения национальных, национального выбора, национального самопознания, самосознания, самовыработки [10].
В самиздате того периода достаточно много прокоммунистических произведений. Неизвестный автор в обращении к Председателю Верховного Совета УССР П. Тычине пишет: «Пора уже украинскому народу обрести независимость… После выхода из СССР Украина не вернется к прошлому, она будет идти дорогой строительства коммунизма, но она должна обрести самостоятельность, ибо Москва сдерживает энергию народа украинского… Только мы должны вести борьбу не террористическими формами, а умно, пропагандой, агитацией среди народа, чтобы народ понудил Верховный Совет УССР принять решение о выходе Украины из состава СССР… » [11].
Хотя отдельные проявления экстремизма сохраняются. Так, в начале 1960-х гг. в Львовской области была пресечена деятельность группы украинских националистов во главе с рабочим стройуправления Пахолок. На собраниях группы обсуждались планы расправы с местными активистами в случае осложнения международной обстановки, распространяли «клеветнические измышления передач антисоветских радиостанций, хранили националистическую литературу и оружие» [12]. В 1966 г. были осуждены И. Вонс, Р. Крик, Р. Сатанивский, Р. Сухий и др. за создание националистической организации «Вогник Украiни» [13].
Возрождается интерес к национальной культуре и языку как своеобразный протест против русификации. 22 мая, день перенесения праха Т. Шевченко, становится национальным праздником, отмечаемым массовым шествием к памятнику поэту. Среди молодых украинских художников особой популярностью пользуется течение живописи 1920-х гг. «бойчукизм».
Во второй половине 1960-х гг. наблюдается явная тенденция увеличения доли творческой интеллигенции (работники литературных объединений, художественных училищ, преподаватели вузов, научные сотрудники и пр.) в национальных организациях. Вероятно, это обусловило изменения в тактике национального движения: все большее внимание уделяется задаче вовлечения максимального количества людей в разряд оппозиционеров посредством устройства выставок народного и современного искусства, концертов украинской музыки и т.п. Именно такие цели ставил перед собой клуб творческой молодежи в Киеве, созданный, кстати, по инициативе обкома комсомола, во главе с режиссером Л. Танюком. На его базе был организован межвузовский студенческий фольклорно-этнографический кружок и хор «Жаворонок».
Со временем география украинского национального движения расширяется, не ограничиваясь Киевом и Львовом.
Достаточно благоприятные условия существования украинской оппозиции, во многом, объяснялись «либерализмом» первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста и других партийных руководителей республики.
Несмотря на мирный в целом характер национального движения сопротивления, встречались и случаи более радикального проявления национальных настроений. В 1963 г. в Львовской области была раскрыта организация, в состав которой входили рабочий, студент, бывший униатский священнослужитель. Группа ставила перед собой задачу создать молодежную организацию в противовес русскому комсомолу [14]. В это же время в Крыму действовала группа старшеклассников «Свободная Таврия» [15].
В 1965 г. в республике распространялся документ «Положение и задачи Украинского освободительного движения», открыто провозглашавший необходимость революционной демократической борьбы, для чего предлагалось использовать различные средства: идейные, легальные и нелегальные, массовые, индивидуальные, агитация, пропаганда и т.д. [16]. Однако, в документе подчеркивалось, что «массовому освободительному движению предшествует период кропотливой культурно-просветительной работы (данное обстоятельство не являлось типичным для оппозиционных групп). Этот период решает такие вопросы, как социальное и национальное понимание народом Украины задач движения, создание политической литературы, боевой поэзии, песни и других способов влияния искусства, налаживания тесного сотрудничества с освободительными силами национальных территорий, воспитание кадров для профессиональной революционной работы…» [17].
Тогда же были проведены массовые аресты участников украинского национального движения. В лагерях оказались М. Горынь, П. Заливаха, С. Караванский и др. Для поддержки семей репрессированных оппозиционеров была создана общественная касса помощи. Однако власти продолжали карательную политику, и волна национализма пошла на убыль.
В 1967 г. органы безопасности республики раскрыли две «антисоветские националистические» организации, сотрудничавшие между собой, в Львовской и Ивано-Франковской областях. Арестованные члены групп – И. Губка, М. Дяк, Н. Качур, Д. Квецко, З. Красивский, Я. Лисив, М. Мелень, Г. Прокопович, ставили своей конечной целью замену существующего в стране политического и общественного строя, что было изложено в брошюре «Тактика украинского национального фронта». Члены организаций распространяли националистические брошюры и листовки в Киеве, Донецке, Ивано-Франковской, Кировоградской, Одесской и других областях; направляли антисоветские документы в ЦК КПСС, ЦК УССР, Совет Министров и Президиум Верховного Совета УССР за подписью «Украинский национальный фронт» [18]. Через три года в Самборе Львовской области З. Попадюк и Я. Микитко действительно создали нелегальную группу «Украинский национально-освободительный фронт» с целью способствовать украинскому национальному возрождению, противостоять русификации украинского населения [19].
В 1969 г. группа молодых поэтов, ученых, студентов обратилась с посланием к руководителям партии и правительства Украины с протестом против национальной дискриминации, которая проявлялась в регулярном преследовании украинцев за свои национальные убеждения («Письмо творческой молодежи Днепропетровска»), что вызвало новую волну репрессий. За написание и распространение «Письма» были приговорены к различным срокам заключения Н. Кульчинский, В. Савченко, И. Сокульский и др. [20].
К концу 1960-х гг. гораздо меньше фиксируется случаев организованного сопротивления советским властям. Но факты стихийного спонтанного выражения своего отношения к происходящему в республике имели место. П. Медведь, ученик слесаря, ночью 30 апреля 1971 г. вывесил желто-голубой флаг (Украинской Народной Республики) на водонапорной башне в Новом Раздоле [21]. В этом же году А. Чекалин (Лисичанск) во время выборов на избирательных бюллетенях по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей написал призывы к свержению советской власти, «а также … заведомо ложные клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй» [22].
С начала 1970 г. появилась национальная оппозиционная периодическая пресса – журнал «самиздатовских украинских национально-демократических кругов» «Украинский вестник». Было выпущено 6 номеров (до 1972 г.). «Украинский вестник» не представлял какую-либо организацию. Своей задачей редколлегия журнала объявляла предоставление объективной информации о «скрытых процессах и явлениях в украинской общественной жизни» [23]. Журнал не был антисоветским или антикоммунистическим. Хотя члены редколлегии придерживались принципа анонимности, но издание журнала приписывалось В. Лисовскому, Е. Пронюку, И. Семанюку, В. Черновилу [24].
С января 1972 г. началась очередная волна массовых арестов в республике. Они превосходили по масштабам аресты 1965 г. Своего рода сигналом к развертыванию репрессий послужили повторные аресты старейших участников национального движения республики – В. Мороза и Н. Строкатой. На Украине даже был образован комитет защиты Н. Строкатой, выпускавший информационные бюллетени. Психически больными были признаны и затем направлены на лечение Б. Ковгар, И. Плахотнюк, Л. Плющ. Были арестованы И. Дзюба, В. Лисовой, Е. Пронюк, И. Семанюк и др. Практически всем предъявлялось обвинение по ст. 62 УК УССР (аналог ст. 70 УК РСФСР), основным материалом обвинения являлась самиздатовская литература. К этому времени самиздат пополнился произведениями Е. Аксеновой-Гинзбург «Крутой маршрут», Е. Евтушенко «Автобиография», А. Солженицына «Письмо к IV съезду советских писателей», «Раковый корпус», А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и т.д. [25].
В 1974 г. вновь начинает выходить «Украинский вестник». Но в отличие от своего предшественника, новый «Вестник» более радикален, его редакторы открыто называют советскую власть на Украине оккупационной, выступают за полную независимость республики [26]. В редколлегию входили киевские журналисты А. Шевченко и В. Шевченко (однофамильцы) и врач С. Хмара, псевдоним – Сагайдак [27].
В 1976 г. на Украине была создана вторая по стране Хельсинкская Группа в Киеве. В ее состав вошли О. Бердник, П. Григоренко, И. Кандыба, Л. Лукьяненко, О. Мешко, Н. Руденко (руководитель) и др. [28]. ХГ ставила перед собой задачи пропагандировать Всеобщую декларацию прав человека, добиваться реализации на практике положений данного документа, сбор и публикация материалов о нарушениях прав человека. И вот тут всплывает одна «национальная особенность»: нарушения прав человека на Украине и украинцев, проживавших в других республиках. Вероятно, это можно объяснить тем, что группа однородна по национальному составу – украинцы, и «стаж» борьбы членов ХГ за независимость республики весьма длителен. Группа практически обошла внимание проблемы крымских татар, верующих республики и т.п. В начале 1980-х гг. в ХГ Украины вступили М. Никлус и В. Пяткус (член Литовской ХГ) [29].
К концу 1970-х гг. по республике циркулировали самиздатовские работы А. Авторханова «Технология власти»; М. Брайчевского «Воссоединение или присоединение?»; В. Мороза «Репортаж из заповедника имени Берия», «Дантон и Датон», «Хроника сопротивления»; М. Осадчего «Бельмо»; В. Стуса «Место в бою или расправа?»; «ХТС» и т.п. Основную массу самиздата по-прежнему составляли художественно-публицистические произведения. Однако неподцензурная печать приобретает черты профессионализации, т.е. выделяются специалисты по конкретным отраслям исследований. Серьезной работой историко-философского характера, посвященной положению украинского народа в СССР, стало произведение Г. Бадзьо «Право жить» [30].
В середине 1980-х гг. украинское диссидентское движение переживало явный кризис. Скончались старейшие его участники, идейные лидеры (Ю. Литвин, В. Марченко, В. Стус, О. Тихий); находились в заключении Н. Горбань, П. Рубан, К. Семенюк и др. Один из основателей Украинской ХГ А. Бердник опубликовал в прессе заявление, в котором осуждал свою прошлую борьбу и своих бывших единомышленников [31].
Серьезным ударом для украинской оппозиции стало раскаивание одного из ее главных идеологов И. Дзюбы.
Отношения украинских диссидентов с московскими, главным образом, правозащитниками были достаточно сложными и неоднозначными [32]. В «Заявлении по украинскому вопросу» А. Амальрика, В. Буковского, Н. Горбаневской, А. Калича, В. Максимова, В. Некрасова и др., называя СССР последней колониальной империей мира, считали украинцев угнетенной нацией, выступавшей за государственный суверенитет. Они предлагали расширить связи с украинскими диссидентами и предостерегали от русского шовинизма, в частности от его наиболее ярких представителей – А. Солженицына и И. Шафаревича. Данное предупреждение было оправданным, т.к. Солженицын А. в некоторых своих произведениях предлагал в будущем раздел Украины, поскольку ее восточные районы тяготеют к России. И. Шафаревич выступал за сохранение единого и неделимого государства, приписывая все отрицательные черты имперской политики «социалистической идеологии» [33].
В республике очень благожелательно было встречено появление «ХТС». Однако, «Украинский вестник» заметил по данному поводу, что «Хроника» самочинно претендует на какой-то наднациональный или всесоюзный характер, хотя фактически является изданием русских (возможно, частично еврейских) кругов. … Скупая информация из республик подверстывается как дополнение к развернутому описанию событий в России, более всего в Москве…» [34].
Библиографический список
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 6. Л. 16.
- Кошеливец И. Хроника украинского сопротивления // Континент. Мюнхен, 1975. № 5. С. 174.
- 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 – 1991. Аннотированный каталог. М., 1999. С. 511.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 98.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 351. Л. 26.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 71. Л. 3.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 71. Л. 41.
- Национальный вопрос в СССР. Сучастнисть, 1975. С. 443, 446.
- РГАНИ. Ф. 5. Д. 245. Оп. 59. Л. 26.
- Дзюба И. Интернационализм или русификация? Сучастнисть, 1973. С. 294-295.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 141. Л. 73.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 71. Л. 42.
- 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991. Аннотированный каталог. М., 1999. С. 669.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 71. Л. 42.
- РГАНИ. Ф. 89. П. 6. Д. 25. Л. 4.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 84-85.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 230. Л. 84-85.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 59. Д. 245. Л. 25.
- 5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991. Аннотированный каталог. М., 1999. С. 752.
- Кошеливец И. Хроника украинского сопротивления // Континент. 1975. № 5. С. 181-182.
- ХТС. 1971. Вып. 22. С. 29.
- ХТС. 1974. Вып. 33. С. 62-66.
- Национальный вопрос в СССР. Сучастнисть, 1975. С. 153.
- ХТС. 1973. Вып. 30. С. 78.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 15. Л. 2.
- Кошеливец И. Хроника украинского сопротивления // Континент. Мюнхен, 1975. № 5. С. 196.
- ХТС. Вып. 60. С. 54-61.
- ХТС. 1976. Вып. 43. С. 43-44.
- Вести из СССР. Права человека. 1983. Вып. 2. № 21. С. 92-93.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. № 11. С. 127.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1983. Вып. 2. № 10. С. 407.
- Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 20.04.2014).
- Литвиненко И. Украинская проблема и Россия // Форум. 1984. № 8. С. 48-75.
- Национальный вопрос в СССР. Сучастнисть, 1975. С. 151.