УДК 37.062

СВЕТСКИЕ ШКОЛЫ ТЮМЕНИ В ОКТЯБРЕ 1905 ГОДА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Статья посвящена светским школам Тюмени в октябре 1905 года. В статье рассматривается деятельность учащихся в период проведения панихид по С.Н. Трубецкому и объявления Манифеста 17 октября. Участие в уличных демонстрациях, собраниях, стремление изменить установленные порядки в школах, противодействие администрации учебных заведений выявили желание учащихся идти по пути демократизации в сфере образования. В силу определенных причин деятельность светских школ Зауралья в годы Первой русской революции была слабо изучена. Автор публикации постарается частично восполнить данный пробел.

Ключевые слова: демонстрация, женская гимназия, Манифест 17 октября, митинг, панихида, реальное училище, светские школы, учащиеся


SECULAR SCHOOLS TYUMEN IN OCTOBER 1905

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article is devoted to secular schoolsTyumen in October 1905. The article considers the activities of students in the period of mourning for S.N. The Trubetskoy, and the announcement of the Manifesto of October 17. Participation in street demonstrations, meetings, the desire to change practices in schools, anti school or University administration revealed the desire of students to follow the path of democratization in the sphere of education. For certain reasons the activities of secular schoolsTyumen in the First Russian revolution was poorly investigated. The author will try to compensate this gap.

Keywords: a meeting, a Requiem real school, demonstration, secular school students, the Manifesto of October17, women's gymnasium


Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Светские школы Тюмени в октябре 1905 года // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/06/1067 (дата обращения: 14.07.2023).

До настоящего времени деятельность учащихся светских школ Тюмени в годы Первой русской революции не нашла должного отражения в историографии. Преимущественно изучались проблемы, связанные с участием рабочего класса и учащихся духовных школ региона в революционном движении. Детальному изучению движения учащихся светских школ Зауралья мешало, в первую очередь, отсутствие достаточной источниковой базы в местных архивах, а также стереотипные подходы исследователей советского периода в угоду идеологии [1; 2; 3]. В наше время появилась возможность рассмотреть многие вопросы более объективно, в том числе и участие светских школ в событиях 1905–1907 годов [4; 5]. В данной статье раскрываются особенности движения учащихся светских школ в Тюмени в октябре 1905 года. Под светскими школами понимаются учебные заведения, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения (далее – МНП). Ранее традиционно было принято считать, что активизации деятельности учащихся школ способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Однако упускались побудительные мотивы молодежи, вызванные другими событиями.

Активизация деятельности учащихся светских школ Тюмени была вызвана в середине октября1905 г. событиями, связанными со смертью С.Н. Трубецкого (1862–1905), религиозного философа и общественного деятеля. Данное событие имело влияние на учебные заведения Св. Синода и МНП в Европейской части России: панихиды по философу перерастали в митинги, демонстрации, забастовки. Сценарий поведения после панихиды был воспринят учащимися светских средних школ как руководство к действию. Городское самоуправление Тюмени совместно с родительским союзом пыталось придать панихиде по Трубецкому официальный характер. Вечером 16 октября в городской управе была отслужена панихида по философу перед открытием родительского союза, где присутствовали учащиеся реального училища и женской гимназии [1, л. 44].

На панихиду ученицы старших классов гимназии явились под руководством начальницы и председателя педсовета, присутствовали также преподаватели школ. Директор реального училища И.Я. Словцов считал действия руководства гимназии бестактными, что привело к результатам, расшатавшим весь ход учебного процесса. Ученикам реального училища участвовать в панихиде было запрещено. Однако, некоторые из них, заручившись разрешением инспектора, проникли в городскую управу.

После окончания богослужения гимназистки и ученики реального училища в 6 часов вечера приняли участие в уличной демонстрации с пением, криками и выстрелами в воздух. Они собрались на улице, подняли флаг и с пением «Марсельезы» пошли по Царской улице по направлению к зданию училища. Полиция отсутствовала. Классный надзиратель, увидев стреляющую толпу, подойти побоялся. На Тобольской улице демонстранты встретили толпу хулиганов и разбежались. 17 октября в училище на педсовете разбиралось дело о демонстрации.

Манифест 17 октября1905 г. еще более накалил обстановку в учебных заведениях. На следующий день, 18 октября, когда ученики находились в театре, был получен Высочайший манифест. Чиновник П.Н. Зверев сказал зажигательную речь, и учащиеся опять запели «Марсельезу».

Первой инициативой учащихся реального училища после подписания царем Манифеста было стремление проводить богослужения вместе с гимназистками. 20 октября в училище предполагалось отслужить молебен, но утром ученики 7 класса явились к директору и попросили разрешить им слушать молебен вместе с гимназистками. Предполагая, что за этой странной просьбой кроется какая-нибудь детская затея, и с учетом того, что домовая церковь училища не могла вместить учащихся двух школ, Словцов приказал отправить два младших класса на молебен в гимназию. Гимназисток старших классов пригласил в церковь училища, для того чтобы старшие учащиеся двух школ выслушали проповедь законоучителя по поводу манифеста. Директор училища хотел после молебна провести беседу со старшими классами о проведенной демонстрации. Однако инспектор Силецкий, недослышав распоряжения, увел учеников старших классов, по их желанию, в гимназию, а в училище послал маленьких учениц.

Затея учащихся обнаружилась после молебна. С согласия начальницы гимназии они вздумали ознаменовать манифест сходкой-митингом. Еще в театре они планировали проведение собрания. Учащиеся попросили начальницу и преподавателей удалиться из зала, выбрали председателем студента Гурьянова и начали обсуждение текущих дел. Сходка закончилась в три часа и на другой день начальница назначила ее продолжение. Тогда Словцов послал телеграмму попечителю учебного округа с вопросом, распространяется ли манифест на сходки учащихся. Во время митинга уличная толпа три раза подходила к гимназии, требуя выдачи демонстрантов, и ее едва убедили в необходимости разойтись.

Учащиеся средних школ пытались привлечь к беспорядкам учеников городского училища. 19 октября во время второго урока в Тюменское  городское училище ворвалась толпа молодежи: реалисты, гимназистки, студенты и иная публика в количестве около 30 человек. Они потребовали прекращения занятий. Собрав учеников в зал, манифестанты пропели «Марсельезу». По поводу песни учитель-инспектор пробовал протестовать, но безуспешно. Манифестанты приказали ученикам училища идти вместе с ними в женскую гимназию, и часть школьников последовала за ними. В гимназии проводилась подобная демонстрация. Ученики, преимущественно младших классов, не знали, что им делать. «Видя общее повышенное нервное настроение», учитель-инспектор распустил всех учеников по домам до 24 октября [1, л. 1]. С 21 по 23 октября по городу распространялись слухи о желании «черной сотни» избить учащуюся молодежь. Об этом «полуофициально» сообщил Тюменский исправник. Несмотря на меры, принятые исправником, слухи росли. Были зафиксированы единичные случаи оскорбления реалистов действием.

Правоохранительные органы начали реагировать на сложившуюся ситуацию. 22 октября помощник начальника Тобольского жандармского управления барон Корф вызывал на допрос двух учеников реального училища К. Семенова и В. Чеснокова и шесть гимназисток.

Обстановка в город все более накалялась. 24 октября ученики городского училища сообщили своему руководству, что толпа собирается разгромить училище. В 10 часов в реальное училище прибыл инспектор городского училища Тиховский и доложил, что в Тюмени образовалась группа мещан «черная сотня», решившая бить учащихся, когда они будут выходить из школы в 14.30 после уроков. Словцов собрал педсовет, где было решено распустить учеников на три дня, «пока не успокоятся зверские порывы черни» [1, л. 46об.]. Учитывая нервное возбуждение учащихся и тревожные слухи, педсовет городского училища, посчитал лучшим, по примеру реального училища, отменить занятия до 27 октября. Надеясь, что принять дальнейшее решение поможет будущее.

Словцов считал, что все случившееся – это дело рук одной партии, подстроившей демонстрацию из учащихся двух школ. Партия воспользовалась панихидой по Трубецкому и простотой руководства гимназии. Повторение сходок могло выбить школы из учебной колеи, вызвав нежелательные последствия.

Осенью1905 г. у основной массы учащихся светских школ Тобольской губернии не было четко выраженных политических убеждений. Учащиеся Тюмени и Кургана с помощью родителей, учителей и рабочих вовлекалась в борьбу за демократизацию школы. В Тобольске этот процесс проходил более медленно в силу своих особенностей.

Манифест 17 октября привел к привлечению к борьбе за основы конституционного строя учащихся светских средних учебных заведений региона, а в отдельных случаях учащихся низших и начальных школ Тюмени. В октябре-ноябре появились петиции учащихся светских школ. В петициях, как правило, не наблюдалось четкого разделения пунктов касающихся духовного и умственного развития, устранения внешкольного надзора.

Развитие демократического движения за обновление школы имело в каждом городе свою специфику. Эту специфику можно определить исходя из позиции администрации учебных заведений, преподавателей, учащихся и их родителей. Администрация школ Тюмени занимала выжидательную позицию. Только И.Я. Словцов пытался активно влиять на ситуацию, оперативно реагируя на происходившие события. Учащихся поддержал родительский кружок, деятельность которого была направлена на вовлечение школьников благодаря старшим товарищам в политическую борьбу.


Библиографический список
  1. Копылов Д.И. Тобольская губерния в годы первой русской революции //Наш край в документах и иллюстрациях. Свердловск, 1966.
  2. Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольск. Тюмень, 2007.
  3. Копылов Д.И. Движение учащихся Тобольской губернии за обновление школы в 1905-1907 гг. // Тобольский архив: прошлое настоящее Тюменского края. Тобольск, 1994. С. 38-42.
  4. Сулимов В.С. Деятельность учащихся светских школ Зауралья в октябре 1905 года // Вопросы истории Сибири. Вып.5. сб. науч. ст. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. С.153-161.
  5. Сулимов В.С. Учащиеся светских школ Тобольской губернии в октябре 1905 года // Проблемы социально-экономической и политической истории Сибири ХХ – начала XXI вв.: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. Якутск, 2012. С. 87-92.
  6. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1961.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: