УДК 621.574.041

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВВС СССР (1917-1920 Г.Г.)

Папилин Петр Иванович1, Дзюбенко Олег Леонидович2, Бертлеуов Кадыржан Аккуаналы3, Карась Василий Николаевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. тех. наук, доцент, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматривается классификация средств аэродромно-технического обслуживания, их зарождение и развитие в СССР.

Ключевые слова: аэродромно-техническое обслуживание, СССР


THE BIRTH AND DEVELOPMENT OF THE AIRFIELD TECHNICAL OPERATIONS OF THE SOVIET AIR FORCE (1917-1920)

Papilon Peter Ivanovich1, Dzyubenko Oleg Leonidovich2, Bertleuov Kadourzhan Akkounalou3, Karas Vasily Nikolaevich4
1Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of technical Sciences, associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
2Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
In the article the classification of funds airfield maintenance, their origin and development in the USSR.

Библиографическая ссылка на статью:
Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Бертлеуов К.А., Карась В.Н. Зарождение и развитие средств аэродромно-технического обеспечения полетов ВВС СССР (1917-1920 г.г.) // История и археология. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/10/1202 (дата обращения: 13.09.2024).

Под средствами аэродромно-технического обеспечения полетов авиации следует понимать средства аэродромно-технического обслуживания (АТО) летательных аппаратов (ЛА) и средства материально-технического обеспечения (МТО).

В группу средств аэродромно-технического обслуживания летательных аппаратов входят средства тыла, необходимые для обеспечения обслуживания авиационной техники и вооружения личным составом авиационных и авиационно-технических частей. Эти средства, в основном, находятся в автомобильных и технических подразделениях авиационно-технических частей и являются, в основном, средствами общего применения, так как предназначены для обслуживания нескольких типов летательных аппаратов.

Для некоторых летательных аппаратов существуют средства аэродромно-технического обслуживания специального применения.

В зависимости от предназначения средства аэродромно-технического обслуживания летательных аппаратов общего применения подразделяются на:

—средства заправки жидкостями (горючим, маслом, спецжидкостями);

  средства заправки газами;

  средства энергоснабжения;

  средства наддува;

  средства буксировки;

  теплотехнические средства;

  средства монтажно-подъемные;

  средства очистки и спецобработки.

При подготовке летательных аппаратов к полетам средства аэродромно-технического обслуживания находятся с ними в непосредственном контакте, представляя собой звеньяединой технологической цепи. Вследствие этого техническое состояние средств АТО и качество выдаваемого ими продукта оказывают непосредственное влияние на боевую готовность авиационной части и на безопасность полетов.      Средства МТО предназначены для добычи сжатых и сжиженных газов в целях обеспечения полетов, получения дистиллированной воды и спецжидкостей, механизации складских работ, а также для выполнения технических обслуживании, ремонтов и эвакуации автомобильной и электрогазовой техники.

Из криогенной техники к данной группе средств относятся:

—газодобывающие станции (кислородазотдобывающие и компрессорные станции);

—средства газификации сжиженных газов;

—блоки очистки и осушки сжатого воздуха;

—цистерны для хранения и транспортировки криопродуктов;

  стенды вакууммирования;

  установки обезжиривания резервуаров;

  установки для проверки и опрессовки сосудов высокого давления;

—аэродромные заправщики огнетушителей.

Появление средств аэродромно-технического обеспечения полетов (САТОП) было вызвано превращением авиации в вид Вооруженных Сил.

Развитие этих средств, как и всех наземных средств обеспечения авиации, всегда определялось военно-техническими, военно-политическими и экономическими причинами.

Военно-экономические причины совершенствования средств АТО связаны с улучшением летно-тактических характеристик летательных аппаратов, повышением требований к срокам и качеству аэродромно-технического обслуживания, появлением новых систем, приборов, вооружения на ЛА.

Военно-политические причины развития САТОП в СССР были обусловлены наличием международных сил, способных, несмотря на разрядку международной напряженности в военной области, развязать мировую войну или вести локальные войны, и необходимостью в связи с этим поддержания высокой и постоянной боевой готовности войск и обороноспособности государства в целом.

Укрепление экономики нашей страны, развитие науки и техники, рост количества и качества технических кадров постоянно повышало возможности Советского Союза по выпуску необходимой военной техники и степень ее совершенства.

Ко времени зарождения советского Военно-Воздушного Флота авиация была вооружена довольно надежными самолетами, обладала опытом ведения самостоятельных боевых действий и взаимодействия с наземными войсками, имела собственную материально-техническую базу.

Однако СССР в наследство от царской России получил парк устаревших самолетов самых различных марок.

Было приложено немало усилий со стороны правительства молодой Советской республики для решения важнейших вопросов строительства и обеспечения авиации. Уже в декабре 1917 г. была образована Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом РСФСР, в задачу которой входило формирование авиационных и воздухоплавательных частей, управление ими, сбор и сохранение авиационного имущества, набор кадров.

В первый же год существования Советского государства было создано специальное научно-исследовательское учреждение — Центральный Аэродинамический институт (ЦАГИ), ставший в дальнейшем мощной научной базой советского самолетостроения.

Совет Труда и Обороны, председателем которого был В. И. Ленин, за годы гражданской войны обсудил и решил более двухсот вопросов, касающихся организации и материально-технического обеспечения авиации.

Воздушный Флот смог активно участвовать в защите социалистической республики практически с первых дней ее создания. Правительство страны еще в годы гражданской войны занималось вопросами возрождения и усовершенствования авиационных заводов.

В ноябре 1920 г. была объявлена мобилизация всех рабочих и технического персонала в возрасте от 18 до 50 лет, работавших ранее в авиации. В это же время был создан Научно-опытный аэродром (НОА), который должен был проводить государственные испытания новых самолетов, двигателей и наземного оборудования.


Библиографический список
  1. Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
  2. Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: