Под средствами аэродромно-технического обеспечения полетов авиации следует понимать средства аэродромно-технического обслуживания (АТО) летательных аппаратов (ЛА) и средства материально-технического обеспечения (МТО).
В группу средств аэродромно-технического обслуживания летательных аппаратов входят средства тыла, необходимые для обеспечения обслуживания авиационной техники и вооружения личным составом авиационных и авиационно-технических частей. Эти средства, в основном, находятся в автомобильных и технических подразделениях авиационно-технических частей и являются, в основном, средствами общего применения, так как предназначены для обслуживания нескольких типов летательных аппаратов.
Для некоторых летательных аппаратов существуют средства аэродромно-технического обслуживания специального применения.
В зависимости от предназначения средства аэродромно-технического обслуживания летательных аппаратов общего применения подразделяются на:
—средства заправки жидкостями (горючим, маслом, спецжидкостями);
— средства заправки газами;
— средства энергоснабжения;
— средства наддува;
— средства буксировки;
— теплотехнические средства;
— средства монтажно-подъемные;
— средства очистки и спецобработки.
При подготовке летательных аппаратов к полетам средства аэродромно-технического обслуживания находятся с ними в непосредственном контакте, представляя собой звеньяединой технологической цепи. Вследствие этого техническое состояние средств АТО и качество выдаваемого ими продукта оказывают непосредственное влияние на боевую готовность авиационной части и на безопасность полетов. Средства МТО предназначены для добычи сжатых и сжиженных газов в целях обеспечения полетов, получения дистиллированной воды и спецжидкостей, механизации складских работ, а также для выполнения технических обслуживании, ремонтов и эвакуации автомобильной и электрогазовой техники.
Из криогенной техники к данной группе средств относятся:
—газодобывающие станции (кислородазотдобывающие и компрессорные станции);
—средства газификации сжиженных газов;
—блоки очистки и осушки сжатого воздуха;
—цистерны для хранения и транспортировки криопродуктов;
— стенды вакууммирования;
— установки обезжиривания резервуаров;
— установки для проверки и опрессовки сосудов высокого давления;
—аэродромные заправщики огнетушителей.
Появление средств аэродромно-технического обеспечения полетов (САТОП) было вызвано превращением авиации в вид Вооруженных Сил.
Развитие этих средств, как и всех наземных средств обеспечения авиации, всегда определялось военно-техническими, военно-политическими и экономическими причинами.
Военно-экономические причины совершенствования средств АТО связаны с улучшением летно-тактических характеристик летательных аппаратов, повышением требований к срокам и качеству аэродромно-технического обслуживания, появлением новых систем, приборов, вооружения на ЛА.
Военно-политические причины развития САТОП в СССР были обусловлены наличием международных сил, способных, несмотря на разрядку международной напряженности в военной области, развязать мировую войну или вести локальные войны, и необходимостью в связи с этим поддержания высокой и постоянной боевой готовности войск и обороноспособности государства в целом.
Укрепление экономики нашей страны, развитие науки и техники, рост количества и качества технических кадров постоянно повышало возможности Советского Союза по выпуску необходимой военной техники и степень ее совершенства.
Ко времени зарождения советского Военно-Воздушного Флота авиация была вооружена довольно надежными самолетами, обладала опытом ведения самостоятельных боевых действий и взаимодействия с наземными войсками, имела собственную материально-техническую базу.
Однако СССР в наследство от царской России получил парк устаревших самолетов самых различных марок.
Было приложено немало усилий со стороны правительства молодой Советской республики для решения важнейших вопросов строительства и обеспечения авиации. Уже в декабре 1917 г. была образована Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом РСФСР, в задачу которой входило формирование авиационных и воздухоплавательных частей, управление ими, сбор и сохранение авиационного имущества, набор кадров.
В первый же год существования Советского государства было создано специальное научно-исследовательское учреждение — Центральный Аэродинамический институт (ЦАГИ), ставший в дальнейшем мощной научной базой советского самолетостроения.
Совет Труда и Обороны, председателем которого был В. И. Ленин, за годы гражданской войны обсудил и решил более двухсот вопросов, касающихся организации и материально-технического обеспечения авиации.
Воздушный Флот смог активно участвовать в защите социалистической республики практически с первых дней ее создания. Правительство страны еще в годы гражданской войны занималось вопросами возрождения и усовершенствования авиационных заводов.
В ноябре 1920 г. была объявлена мобилизация всех рабочих и технического персонала в возрасте от 18 до 50 лет, работавших ранее в авиации. В это же время был создан Научно-опытный аэродром (НОА), который должен был проводить государственные испытания новых самолетов, двигателей и наземного оборудования.
Библиографический список
- Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
- Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.