Празднование юбилеев со дня рождения русских писателей в учебных заведениях Российской империи имело важное значение для патриотического и эстетического воспитания учащихся. Этот аспект ранее нашел отражение в ряде публикаций [1; 2].
В виду приближения столетней годовщины со дня рождения М.Ю. Лермонтова Министерство народного просвещения (далее – МНП) 7 мая 1914 г. просило попечителей учебных округов выработать программу празднования данного события в учебных заведениях, приняв во внимание указания по случаю празднования юбилея Н.В. Гоголя в циркуляре от 18 февраля 1909 года [3, л. 1]. К циркуляру прилагалась «Программа празднования столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя в средних учебных заведениях». В соответствии с данной программой учащиеся 20 марта освобождались от учебных занятий. В учебных заведениях, где имелись православные учащиеся, следовало отслужить в их присутствии панихиду по Н.В. Гоголю. В актовом зале, украшенном портретом или бюстом, затем предписывалось устроить торжественный акт в присутствии учащихся и их родителей, с произнесением речей о значении великого писателя и с чтением отрывков из его произведений. При этом была желательна раздача учащимся недорогих, но художественно исполненных портретов Н.В. Гоголя. Все части программы следовало выполнить днем 20 марта, а не вечером [3, л. 5].
Подготовка программы празднования затянулась по объективным причинам: начались каникулы, а затем мобилизация. Директор Ишимской мужской гимназии С. Сергеев в конце июля 1914 г. представил попечителю Западно-Сибирского учебного округа (далее – ЗСУО) программу празднования столетия со дня рождения Лермонтова. Для придания празднованию большей торжественности предполагалось устроить в здании мужской гимназии совместное мероприятие с женской гимназией. В виду занятия здания нижними чинами по случаю мобилизации комиссии только 27 июля в воскресенье удалось собраться для выработки порядка празднования юбилея. 19 сентября 1914 г. директор гимназии запросил у попечителя ЗСУО израсходовать 130 руб. из специальных средств (плата за учение) на покупку книг для наград ученикам, приобретение похвальных листов в честь 100-летнего юбилея со дня рождения Лермонтова, большого портрета поэта и 200 экземпляров небольших портретов для раздачи ученикам гимназии. На тот момент специальных средств училища насчитывалось 5778 руб. 56 коп. [3, л. 81].
В учебных заведениях готовилась подробная программа мероприятия. В Курганской Александровской женской гимназии в актовом зале зачитывался историко-литературный очерк жизни М.Ю. Лермонтова, показывались живые картины на сюжеты из произведений поэта, демонстрировались туманные картины, иллюстрирующие природу Кавказа и жизнь Лермонтова. Далее ученическим хором исполнялись кантаты и другие вокальные номера на слова поэта, затем следовал апофеоз и народный гимн. Более подробная программа могла быть составлена в августе [3, л. 10-10об.].
При разработке программы уделялось внимание биографии поэта. В Ялуторовской женской прогимназии после панихиды учительница русского языка О.М. Аралкина читала биографию Лермонтова, а ученицы прогимназии исполняли отрывки из произведений «Кавказский пленник», «Черкесы», «Демон», стихотворения «Три пальмы», «Бородино», «Родина», «Спор», «Боярин Орша» (отрывок). Хор исполнял «Русский гимн», «Юбилейный гимн М.Ю. Лермонтову», «Два великана», «Молитва», «Парус» [3, л. 40-40об.].
Празднование юбилея в Ялуторовской женской учительской семинарии начиналось с исполнения гимна «Боже, царя храни». Затем читался реферат на тему «Мотивы поэзии Лермонтова». Ученицы декламировали произведения Лермонтова «Пророк», «Парус», «Сосна», «Дубовый листок», «И скучно, и грустно», «Три пальмы», «Волки и люди», «Небо и звезды», «Выхожу один я на дорогу», «Спор», «Песнь про Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва» и «Беглец». Хор учениц исполнял «В шапке золота литого» и другие произведения Лермонтова – на три голоса. В заключении исполнялся народный гимн [3, л. 74-74об.].
В Тарской женской прогимназии празднование планировалось начать с посещения учащимися и педагогами литургии и панихиды по усопшему Лермонтову, во время которой законоучитель произносил соответствующую речь. После богослужения устраивался акт и литературное утро, где учительница русского языка К.П. Никулина произносила речь на тему «Значение М.Ю. Лермонтова в русской литературе». Далее читалась биография поэта и ученицы пели «Кантату М.Ю. Лермонтову», «Тучки небесные», «Горные вершины», «Ангел», «Белеет парус одинокий», «Бородино». Также декламировали стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Кавказ», «Умирающий гладиатор», «Поэт», «Отчизна», «Дума», «Дубовый листок», «Казбек». Далее звучали «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», отрывки из поэм «Измаил-Бей» и «Демон» [3, л. 44-45].
Программу празднования в Тюменской женской гимназии собрались разрабатывать в августе, после возвращения из отпуска членов педсовета. Предполагалось устроить празднование с учащимися реального училища. В здании женской гимназии с приглашением родителей учащихся. Планировалось, что речь о поэте произнесут учительница словесности Шумилова и преподаватель реального училища С.В. Курдяев. Затем учащиеся прочтут произведения поэта. Учащимся будут показаны туманные картины в своих заведениях и выданы брошюры, касающиеся жизни поэта. Попечительный совет ассигновал на проведение торжества 200 рублей [3, л. 50].
Проведение мероприятия требовало определенных расходов со стороны учебных заведений. В Тюменском реальном училище планировалось затратить на празднование юбилея 200 руб. из специальных средств училища [3, л. 55об, 75]. Программа ничем не отличалась от намеченного торжества в женской гимназии, так праздновать планировалось совместно. 1 октября, в канун юбилея, в зале реального училища демонстрировались туманные картины, заведование фонарем поручалось преподавателю П.Б. Штрейсу при участии кончившего курс училища реалиста. Планировалось выписать портрет Лермонтова размером 64 на 48 мм с тем, чтобы ученики под руководством преподавателя рисования Ф.П. Трофимова увеличили его до натуральной величины. После изготовления портрета следовало его повесить в зале женской гимназии, украсив надлежащим образом. Хотели выписать 300 брошюр, относящихся к празднованию юбилея. В 12 часов дня 2 октября учащиеся реального училища и женской гимназии собирались в обширном зале гимназии для проведения акта по «приблизительно» такой программе: смешанный хор учащихся двух учебных заведений исполнял народный гимн. Инспектор училища С.В. Курдяев или при его руководстве два ученика 7 класса произносили речи, посвященные памяти поэта. Затем преподавательница словесности Шумилова говорила речь по поводу празднования юбилея Лермонтова. Далее учащиеся двух учебных заведений читали произведения и отрывки из произведений Лермонтова. Смешанный хор в промежутках между чтением исполнял кантату юбилея и несколько других песен, взятых из произведений поэта [3, л. 76-77].
При наличии домового храма, панихида проводилась в стенах учебного заведения. В домовой церкви Тобольской мужской гимназии утром 2 октября служилась панихида, после которой на торжественном акте следовала речь преподавателя Н.А. Куратова, посвященная Лермонтову. Затем хор учеников гимназии исполнял кантату, ученики читали стихотворения «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ветка Палестины», «Родина», «Казачья колыбельная песня». Далее хор учеников пел «Два великана», «Горные вершины» с фортепиано. Учащиеся читали отрывки из «Героя нашего времени». Показывались туманные картины с изображением событий из жизни Лермонтова. Звучало несколько номеров сольного и хорового пения из оперы «Демон». Мероприятие заканчивалось народным гимном [3, л. 17-17об.].
При отсутствии домовой церкви при школе, панихиду учащиеся посещали в приходской церкви. Учащиеся Курганской мужской гимназии 2 октября 1914 г. присутствовали на панихиде в приходском храме. В час дня в здании гимназии планировалось устроить в присутствии родителей и почетных гостей торжественный акт, где учащиеся пели народный гимн, затем преподаватель словесности читал биографию и выяснял значение великого русского поэта. Учащиеся декламировали некоторые произведения Лермонтова. Хор учащихся исполнял вокальные номера на слова поэта. Далее хор учащихся исполнял торжественный юбилейный гимн М.Ю. Лермонтову. В конце акта учащимся раздавались на память о событии юбилейные брошюры [3, л. 54].
Празднование юбилеев писателей и поэтов было возведено в Российской империи в конце XIX – начала ХХ вв. в ранг общегосударственных праздников с освобождением учащихся от занятий. Изучению биографии и творчества писателей придавалось огромное воспитательное значение. Между тем, МНП не всегда успевало выступить с инициативой по организации торжеств. Распоряжение о подготовке программы празднования в школах округа получили в конце мая – начале июня, когда учебный год уже был закончен. По этой причине выработать подробную программу не представлялось возможным, так как учащиеся отправились на каникулы. Проект программы чествования юбилея в училищах Тобольской губернии носил общий характер, так же, как и в Томской губернии. Требовалась доработка программы на местах. К тому же, в виду происходящих чрезвычайных военных событий МНП 15 сентября 1914 г. признало, что следует ограничиться совершением панихиды по поэту, отложив празднование юбилея до более благоприятного времени.
Библиографический список
- Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX – нач. XX вв. / В. С. Сулимов. Тюмень, 2004.
- Сулимов В.С. Светское школьное образование Тобольской губернии конца XIX – начала ХХ вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2006
- ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2946.