УДК 621.574.041

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1910—1930 ГГ.) РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ АВИАЦИИ В СССР

Папилин Петр Иванович1, Дзюбенко Олег Леонидович2, Бертлеуов Кадыржан Аккуаналы3, Карась Василий Николаевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. тех. наук, доцент, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматривается первый этап развития средств аэродромно-технического обеспечения полетов авиации в Советском Союзе.

Ключевые слова: аэродромно-техническое обеспечение, СССР


THE FIRST STAGE (1910-1930) DEVELOPMENT TOOLS AIRFIELD-TECHNICAL SUPPORT FOR AVIATION IN THE USSR

Papilin Peter Ivanovich1, Dzyubenko Oleg Leonidovich2, Bertleuov Kadourzhan Akkuanalou3, Karas Vasily Nikolaevich4
1Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of technical Sciences, associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
2Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
The article discusses the first stage of the development of airfield-technical support for aviation in the Soviet Union.

Keywords: USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Бертлеуов К.А., Карась В.Н. Первый этап (1910—1930 гг.) развития средств аэродромно-технического обеспечения полетов авиации в СССР // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/11/1236 (дата обращения: 11.09.2024).

Первый этап развития средств аэродромно-технического обеспечения полетов в СССР характеризуется началом создания технических средств для обслуживания летательных аппаратов (ЛА). 

K концу гражданской войны общий парк самолетов Советского государства насчитывал около 300 машин; остальные самолеты были потеряны в боях или разобраны на запасные части.

Обслуживание ЛА проводилось силами летно-технического состава. Производственно-техническая и экономическая за нашей страны в то время не могла выполнить всех требований аэродромно-технического обеспечения, хотя они, исходя из тактико-технических характеристик самолетов, были весьма скромны.

Привод управления самолетом был механическим и для его проверки и регулировки не требовалось сложного оборудования, не было и сложных приборов аэронавигации и применения вооружения. Наибольшую сложность представляла заправка самолетов горючим, которая производилась из бочек с помощью ведер, канистр, бидонов. Для самолетов, имеющих сравнительно большую емкость баков, применялись пароконные повозки с установленными на них бочками и ручными насосами с производительностью 20—40 л/мин. Для обеспечения самолетов водой и маслом использовалась аналогичная тара. Фильтрация масла и горючего производилась через сетки и фильтры их хлопчатобумажных материалов.

Удаление влаги осуществлялось с помощью шелковых фильтров и отстоя горючего. Запускались двигатели непосредственным раскручиванием пропеллера вручную или с помощью амортизаторов. Специально созданных средств для обеспечения подготовки к полетам почти не было.

С началом восстановительного периода Советское правительство принимает решение о создании ряда конструкторских бюро и групп по самолетам при ЦАГИ, а также при основных авиационных заводах. В эти годы авиация претерпевает организационные изменения; одновременно подразделения тыла укрупняются и включаются в состав авиационных частей.

1 апреля 1925 г. приказом Реввоенсовета за подписью М. В. Фрунзе были сняты с вооружения самолеты иностранных и устаревших марок, а к 1927 г. СССР стал независимым от поставок из других стран в области самолето- и авиамоторостроения.

В связи с качественным и количественным ростом авиации эскадрильи были сведены в авиационные бригады, для материального и аэродромно-технического обеспечения которых были сформированы авиационные парки. Это дало возможность централизованно использовать средства наземного обеспечения авиации, улучшить качество обслуживания авиационной и наземной техники, сократить сроки подготовки самолетов к полетам.

В 1928 г. были доведены до серийного производства три образца самолетов ЦАГИ: легкий разведчик Р-5, истребитель И-4 и двухмоторный бомбардировщик ТБ-1.

Главные задачи, которые стремились решить конструкторы самолетов в эти годы, сводились к следующему:

для бомбардировочной авиации — увеличение грузоподъемности и дальности полета;

для истребительной авиации — увеличение скорости и горизонтальной маневренности.

Для решения этих задач потребовалось прежде всего увеличить мощность авиационных двигателей. Повышение мощности двигателей производилось за счет увеличения рабочего объема и степени сжатия, что привело к возрастанию часового расхода топлива. Вместе с этим необходимость увеличения дальности полета заставила авиаконструкторов увеличить запас топлива на борту самолета. На подвоз горючего в бочках к новым самолетам и заправку их ручными средствами для подготовки к полету затрачивалось много времени.

В то же время сложная международная обстановка и интересы защиты строящегося государства требовали повышения боеготовности советского Военно-Воздушного Флота.


Библиографический список
  1. Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС СССР, изд. МО СССР, 1983, с.35-52.
  2. Справочное пособие “Средства аэродромно-технического обеспечения полётов” М., изд. МО СССР, 1980, 214 с.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: