УДК 94

ФАБЛИО И ШВАНКИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОТРАЖЕНИЯ БОРЬБЫ ГОРОЖАН С ФЕОДАЛАМИ

Самойлова Ирина Викторовна
Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
кандидат исторических наук старший преподаватель кафедры философии и истории

Аннотация
Памятники средневековой литературы позволяют получить представления об эпохе их создания как бы от первого лица. При этом в них отражены основные противоречия средневекового общества, главными из которых являются, во-первых, противостояние религиозного и светского начал в средневековой жизни и культуре, а, во-вторых, намечающийся конфликт между основным классом общества – феодалами и нарождающейся городской буржуазии.

Ключевые слова: буржуазия, исторический источник, крестьянство, культура, средние века, фаблио, феодализм, шванка


THE FABLIAU AND SHVANKI AS A HISTORICAL SOURCE OF REFLEXION OF STRUGGLE OF TOWNSPEOPLE WITH FEUDAL LORDS

Samoilova Irina Viktorovna
Penza state agricultural academy
Candidate of the historical sciences Art.teacher of department of philosophy and history

Abstract
Monuments of the medieval literature allow to receive representations about an epoch of their creation as though from the first person. Thus in them the basic contradictions of a medieval society are reflected, the main things from which are, first, opposition religious and secular there has begun in a medieval life and culture, and, secondly, the outlined conflict between the basic class of a society - feudal lords and arising city bourgeoisie.

Keywords: bourgeoisie, culture, fabliau, feudalism, historical source, peasantry, the Middle Ages


Библиографическая ссылка на статью:
Самойлова И.В. Фаблио и шванки как исторический источник отражения борьбы горожан с феодалами // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/03/928 (дата обращения: 10.09.2024).

Первые образцы лирической и публицистической городской поэзии появились в XII веке на латинском языке. Создателями этой своеобразной поэзии были деклассированные, большей частью бродячие клирики, оторвавшиеся от духовной среды, в которой они были воспитаны, и проникшиеся вольным, бунтарским духом городской бедноты. C XII века они называют себя вагантами (от латинского слова «бродячие люди») или голиардами («крикуны» или «любители поесть и выпить») [1].

Творчество вагантов по самому своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. У вагантов нередко встречаются имена языческих богов, приемы описаний заимствованы у Вергилия, понимание любви целиком взятые у Овидия.

Кто не вспыхнет пламенем средь горящей серы?

Сыщутся ли в Павии чистоты примеры?

Там лицо, и пальчики, и глаза Венеры

Соблазняют юношей красотой без меры.

Ипполита в Павии только поселите –

За день все изменится в этом Ипполите;

Башни Добродетели там вы не ищите;

В ложницу Венерину все приводят нити [2].

Основным повествовательным жанром городской литературы французского средневековья стали фаблио, первые памятники которых появились во второй половине XII века, но чей расцвет приходится на XIII столетие. В Германии эти стихотворные рассказы назывались шванки.

Фаблио относятся к памятникам городской литературы потому, что они связаны, по крайней мере, для Франции, с периодом расцвета городов, что они широко отразили «городские» интересы и воззрения (при всей пестроте последних), что они в своих сюжетах и персонажах дали подробную картину городской жизни эпохи [3].

Фаблио – небольшие стихотворные новеллы, имевшие своей целью развлекать и поучать слушателя. Их авторами были люди различного социального положения: клирики, рыцари, но главным образом, жонглеры.

Вообще об авторах фаблио известно очень мало (чаще всего – ничего, кроме имени), но то, что известно, указывает на их достаточно скромное общественное положение. Пожалуй, кроме Филиппа де Бомануара, знатного сеньора, занимавшегося творчеством в недолгие часы досуга, мы не найдем среди них представителей высших слоев дворянства. Все они – выходцы если и не из низов, то из средних слоев горожан, тесно связанные с университетским кругами. Поэтому не приходится удивляться, что в фаблио достаточно широко отразились народные идеалы [3].

Рыцарство в мире фаблио более четко отделено от других слоев. Речь шла о рыцарстве, так сказать, рядовом, не очень богатом и не очень знатном. Для памятников этого жанра характерно изображение рыцаря, возвращающегося с турнира, на котором он потерял чуть ли не все. Это был не искатель приключений во славу дамы или во исполнение какого-либо торжественного обета, а просто нелегко добывающего хлеб насущный. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рыцари в фаблио оказывались не в бескрайних лесных дебрях и не в заколдованных замках, как в рыцарском романе, а в городе.

Служителей церкви в памятниках фаблио не меньше, пожалуй, чем вилланов; они противостояли остальным персонажам, представителям других сословий средневекового общества. Соответственно обличалось их корыстолюбие, что не скажешь о крестьянстве. Здесь воспевается моральное превосходство крестьянина над господствующими сословиями и даже над христианскими святыми.

Историческое значение фаблио огромно. С ними вошел в литературу необычайно широкий мир маленьких людей, многообразный мир средневековой повседневности. По широте социального охвата и по настойчивости интереса к быту фаблио превосходили роман.

В Германии в XIII веке возникают шванки – небольшие забавные рассказы в стихах, близкие к французским фаблио. Своего расцвета жанр шванка достиг в творчестве австрийского поэта Штрикера. В цикле веселых и насмешливых рассказов, посвященных проделкам ловкого попа Амиса, он нарисовал яркую картину немецкой феодальной действительности XIII века. В сатирических красках изображает Штрикер алчность католического духовенства, спесивость баронов, средневековые суеверия и предрассудки. Герой рассказов – человек простой и незнатный – с помощью находчивости и смекалки извлекает пользу для себя из любой ситуации [4]. Затрагиваются вопросы, которые имели большое общественное значение: критика князей, ставящих свои личные интересы выше интересов государства и наполняющих страну смутами, грабежом и насилием; а также выступал против папской курии, которая превратилась в кладезь всевозможных пороков.

Таким образом, из источников можно почерпнуть сведения о многих сторонах придворной, военной, социально-политической, а иногда даже и хозяйственной жизни. Сама тематика и стиль, ориентация на определенную систему художественных образов позволяют узнать и о культурном развитии общества.


Библиографический список
  1. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987, с. 121.
  2. Архипиита. Исповедь. / Хрестоматия по зарубежной литературы средних веков. Спб., с. 38.
  3. А.Д. Михайлов. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой сатиры. М.: 1986, с.4.
  4. Штрикер. Поп Амис. / Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. Спб., с. 104.


Все статьи автора «Самойлова Ирина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: