Первые образцы лирической и публицистической городской поэзии появились в XII веке на латинском языке. Создателями этой своеобразной поэзии были деклассированные, большей частью бродячие клирики, оторвавшиеся от духовной среды, в которой они были воспитаны, и проникшиеся вольным, бунтарским духом городской бедноты. C XII века они называют себя вагантами (от латинского слова «бродячие люди») или голиардами («крикуны» или «любители поесть и выпить») [1].
Творчество вагантов по самому своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. У вагантов нередко встречаются имена языческих богов, приемы описаний заимствованы у Вергилия, понимание любви целиком взятые у Овидия.
Кто не вспыхнет пламенем средь горящей серы?
Сыщутся ли в Павии чистоты примеры?
Там лицо, и пальчики, и глаза Венеры
Соблазняют юношей красотой без меры.
Ипполита в Павии только поселите –
За день все изменится в этом Ипполите;
Башни Добродетели там вы не ищите;
В ложницу Венерину все приводят нити [2].
Основным повествовательным жанром городской литературы французского средневековья стали фаблио, первые памятники которых появились во второй половине XII века, но чей расцвет приходится на XIII столетие. В Германии эти стихотворные рассказы назывались шванки.
Фаблио относятся к памятникам городской литературы потому, что они связаны, по крайней мере, для Франции, с периодом расцвета городов, что они широко отразили «городские» интересы и воззрения (при всей пестроте последних), что они в своих сюжетах и персонажах дали подробную картину городской жизни эпохи [3].
Фаблио – небольшие стихотворные новеллы, имевшие своей целью развлекать и поучать слушателя. Их авторами были люди различного социального положения: клирики, рыцари, но главным образом, жонглеры.
Вообще об авторах фаблио известно очень мало (чаще всего – ничего, кроме имени), но то, что известно, указывает на их достаточно скромное общественное положение. Пожалуй, кроме Филиппа де Бомануара, знатного сеньора, занимавшегося творчеством в недолгие часы досуга, мы не найдем среди них представителей высших слоев дворянства. Все они – выходцы если и не из низов, то из средних слоев горожан, тесно связанные с университетским кругами. Поэтому не приходится удивляться, что в фаблио достаточно широко отразились народные идеалы [3].
Рыцарство в мире фаблио более четко отделено от других слоев. Речь шла о рыцарстве, так сказать, рядовом, не очень богатом и не очень знатном. Для памятников этого жанра характерно изображение рыцаря, возвращающегося с турнира, на котором он потерял чуть ли не все. Это был не искатель приключений во славу дамы или во исполнение какого-либо торжественного обета, а просто нелегко добывающего хлеб насущный. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рыцари в фаблио оказывались не в бескрайних лесных дебрях и не в заколдованных замках, как в рыцарском романе, а в городе.
Служителей церкви в памятниках фаблио не меньше, пожалуй, чем вилланов; они противостояли остальным персонажам, представителям других сословий средневекового общества. Соответственно обличалось их корыстолюбие, что не скажешь о крестьянстве. Здесь воспевается моральное превосходство крестьянина над господствующими сословиями и даже над христианскими святыми.
Историческое значение фаблио огромно. С ними вошел в литературу необычайно широкий мир маленьких людей, многообразный мир средневековой повседневности. По широте социального охвата и по настойчивости интереса к быту фаблио превосходили роман.
В Германии в XIII веке возникают шванки – небольшие забавные рассказы в стихах, близкие к французским фаблио. Своего расцвета жанр шванка достиг в творчестве австрийского поэта Штрикера. В цикле веселых и насмешливых рассказов, посвященных проделкам ловкого попа Амиса, он нарисовал яркую картину немецкой феодальной действительности XIII века. В сатирических красках изображает Штрикер алчность католического духовенства, спесивость баронов, средневековые суеверия и предрассудки. Герой рассказов – человек простой и незнатный – с помощью находчивости и смекалки извлекает пользу для себя из любой ситуации [4]. Затрагиваются вопросы, которые имели большое общественное значение: критика князей, ставящих свои личные интересы выше интересов государства и наполняющих страну смутами, грабежом и насилием; а также выступал против папской курии, которая превратилась в кладезь всевозможных пороков.
Таким образом, из источников можно почерпнуть сведения о многих сторонах придворной, военной, социально-политической, а иногда даже и хозяйственной жизни. Сама тематика и стиль, ориентация на определенную систему художественных образов позволяют узнать и о культурном развитии общества.
Библиографический список
-
М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987, с. 121.
-
Архипиита. Исповедь. / Хрестоматия по зарубежной литературы средних веков. Спб., с. 38.
-
А.Д. Михайлов. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой сатиры. М.: 1986, с.4.
-
Штрикер. Поп Амис. / Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. Спб., с. 104.