То, что сейчас принято называть нуаром, придумали американцы в 1920-х. Впервые серьёзно заговорили об этом французы 30 лет спустя. В 1946 году известный французский кинокритик Нино Франк начал использовать выражение «film noir», позаимствованное из серии книг Serie noire Марселя Дуамеля. Но термином, под которым понимаются кинофильмы со схожей интонацией и чертами, нуар стал лишь в 1955 году, когда вышла книга французских исследователей Раймона Борде и Этьена Шаметона «Панорама американских кинонуаров», моментально ставшая киноведческим бестселлером [5]. Так что же такое нуар, откуда он появился и чем стал в наше время?
Фильм в стиле нуар являет собой настоящий период в истории мирового кино. В этом он похож на немецкий экспрессионизм и французскую «новую волну». Под фильмом нуар принято понимать те картины, в которых показывается мир тёмных дождливых улиц, жестокий мир преступлений и пороков.
С чем связано возникновение данного стиля? Пол Шрейдер в своей статье «Заметки о фильме нуар» указывает следующие важные условия, предопределившие появление фильмов нуар:
1. Война и послевоенное крушение иллюзий
Вторая мировая и предшествовавшие ей тридцатые годы стали причиной острого ощущения подавленности у всего американского народа. В период Великой депрессии снимались кинофильмы для поддержания морального духа населения страны. Необходимость создания такого рода фильмов не дала возможности для развития «черному кино». Фильмам нуар пришлось на время остаться лишь в умах режиссеров.
Послевоенное разочарование, настигшее многих участников войны и гражданское население, вернувшееся к мирной жизни, нашло свое отражение на экранах кинотеатров, в жанре криминальной драмы.
2. Послевоенный реализм
Во всех странах, где была сильно развита индустрия кино, можно было наблюдать возвращение к реализму. «Каждая сцена была снята как раз в том месте, где происходят события киноленты», — гласил анонс фильма 1947 года «Поцелуй смерти» де Рошмона и Хэтэуэя. Подобное внимание к настоящему являлась характерной чертой ежемесячного киножурнала де Рошмона «Ход времени». Реалистичные натурные сцены стали неотъемлемой чертой нуара.
Подобная тяга к реализму была продиктована послевоенными настроениями американцев. Привычные павильонные декорации городских улиц, использовавшиеся от фильма к фильму, уже не устраивали зрителей. Им хотелось увидеть честный и суровый взгляд на свою страну. Благодаря этому нуар вышел из стен киностудий и попал на мрачные улицы американского города.
3. Немецкое влияние
В эпоху между двух мировых войн США стали домом для немецких экспатриантов. Среди них были и кинематографисты, которые нашли свое место в Голливуде. При этом нельзя сказать, что американская киноиндустрия была «германизирована», чего опасались американские критики, имевшие патриотичные настроение.
Но в тот момент, когда Голливуд сороковых обратился к «темным тонам», невозможно было найти более искусных мастеров светотени, чем немцы. Причиной этому во многом было влияние немецкого экспрессионизма, приемы которого стали использоваться в голливудских кинолентах. И фильмы нуар стали самым ярким тому примером.
4. Традиция крутого детектива
Последним немаловажным условием, повлиявшим на формирование стилистики нуара стала школа «крутого детектива», недорогих серий книг и бульварной журналистики. В предвоенные годы работы таких писателей, как Эрнест Хемингуей, Рэймонд Чендлер, Джон О’Хара и других возник своеобразный типаж «крутого» героя. В дальнейшем большинство подобных героев имело одну важную черту – циничное отношение ко всему, что позволяло отгородиться от обычных чувств и романтизма. В сравнении с героями экзистенциалистов «крутой» герой был ощутимо малодушным, благодаря чему и стал для читателей гораздо интереснее любого героя прежних американских произведений.
Обратившись к школе «крутого детектива», американский кинематограф нашел в нем необходимые ему характеристики ключевых героев, сюжетов, диалогов и тем, а также второстепенных героев.У авторов крутых детективов, как и у немецких экспатриантов имелся свой собственный стиль, оказавшийся востребованным фильмом нуар. Все это повлияло на сценарии «черных» фильмов в той же мере, что и экспрессионисты на их визуальный ряд [3].
Что же отличает стиль нуар от остальных? Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы». Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу: «Частный детектив соглашается выполнить очень неопределенную миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чем-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают.» [2]
Принято выделять следующие составляющие элементы стиля «нуар»:
- Основная часть сцен сняты в полумгле. В комнатах опущены жалюзи и выключен свет.
- Свет падает через жалюзи, словно проходит сквозь тюремную решётку. Лица героев часто отражаются в зеркалах. Пространство постоянно разрывается потоками света.
- Актёр, как правило, вписан в близкую к реальности городскую среду, а его лицо часто скрыто в тени, когда он говорит. Это формирует атмосферу безысходности и обречённости.
- Постоянное присутствие воды в кадре. Пустынные чёрные улицы практически всякий раз блестят от вечернего дождя, доки и причалы часто становятся местом встречи персонажей.
- Важную роль играет нелинейная хронология событий, погружающая кинозрителей в путаную хронологию в высшей степени стилизованного мира.
- Нуару ближе по духу планомерное, методичное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не экшн – суета, погони и потасовки.
Период нуара в киноистории принято отсчитывать с появления на экранах «Мальтийского сокола» (1941) и заканчивать «Печатью зла» (1958). Историю киножанра нуар можно разделить на три этапа.
Первый период с 1941-го 1945-й год был временем частных детективов, героев-одиночек, эпохой Хамфри Богарта и Лорен Бэколл, и таких режиссёров, как Майкл Кёртиц и Тэй Гарнетт [6]. Это было время студийных съёмок и главенство диалога над действием, что хорошо видно на примере многих фильмов: «Мальтийский сокол», «Касабланка», «Оружие для найма», «Милдред Пирс», «Почтальон всегда звонит дважды» и других.
Вторым этапом в истории нуара стал период послевоенного реализма 1945–1949 годов. Фильмы этого времени посвящены проблемам уличной преступности, политической коррупции и полиции. Для этого периода характерны менее романтичные герои. Это особенно заметно в фильмах «Грязная сделка», «Акт насилия», «Станция Юнион», «Поцелуй смерти», «Силы зла», «Плач большого города» и «Обнажённый город».
Третий и последний этап, длившийся с 1949 по 1953 год, прошёл под знаком психопатологии и тяги к саморазрушению. Похоже, после десяти лет отчаяния герой «чёрного» кино начинал сходить с ума. Распад внутреннего «Я» героя стал предметом изображения в таких фильмах, как «Пленница», «Детективная история», «Туз в рукаве», «Паника на улицах», «На опасной земле» и «Сансет Бульвар».
Этот этап считается расцветом фильма нуар. Киноленты этого периода обратились к самым актуальным проблемам своей эпохи: потере совести, отказу от героических условностей, утрате личной целостности и, в конечном счёте, психического равновесия. Авторы понимали, что они работают на грани прежней традиции отчаяния и распада, и не закрывали глаза на этот факт. Конец этой эпохи ознаменован выходом лучших фильмов нуар — «Без ума от оружия», «Белая горячка», «Из прошлого», «Скажи будущему — прощай», «Мёртв по прибытии», «Они живут по ночам» и «Сильная жара», — которые и стали завершением традиции. Всё большую популярность приобретал новый стиль криминального жанра.
В первой половине 1970-х нуар возвращается в американские кинотеатры вместе с приставкой «нео-». Пессимистичное настроение возвращается в киноленты и причиной этому стала война во Вьетнаме, несколько нераскрытых убийств политиков, сенсационные разоблачения властей в СМИ и рецессия в экономике. Все это привело к тому, что эстетика нуара вновь стала востребованной.
В годы рецессии (1973-1975) вышло множество фильмов, переосмысливших наследие нуара. Авторы этих лент поднимали такие актуальные темы, как всеобщая коррупция, насилие в семье, бесправие и т.д. И, вместе с тем, приходили к более мрачным выводам, чем послевоенные фильмы нуар. Их герои оказываются заложниками собственных принципов и устаревшего кодекса чести, который не нужен хаотично устроенному современному обществу [1].
Во времена Рейгана задача ревизии нуара перестает интересновать кинематографистов. Голливудские ленты начинают использовать стиль в том виде, в котором он сформировался в 40-50-е годы. В кинотеатрах появляются ремейки классических фильмов нуар («Почтальон звонит дважды», «Наперекор всему», «Ночь и город»). Стиль нуар начинают использовать режиссеры фантастических фильмов («Бегущий по лезвию»). В работах братьев Коэнов «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера» нуар доходит до полного абсурда и становится уже своего рода черным юмором.
В 90-е годы традицию нео-нуара продолжают фильмы «Секреты Лос-Анджелеса», «Обычные подозреваемые», «Мементо» и другие. В нео-нуаре силен элемент субъективизма, основные события оказываются порождением расстроенного сознания главного героя. Вслед за «Таксистом» Мартина Скорсезе источник зла перемещается из внешнего мира в сердце главного героя, который испытывает соблазн не только перейти на сторону зла (бороться с преступностью их же методами), но и не находит для себя другого выхода, кроме как поддаться такому соблазну (например, в фильме Дэвида Финчера «Семь») [4].
Эстетику стиля нуар начинают использовать как детективы и триллеры, так и комедийные фильмы. За последние 20 лет нуар стал возвращать былую популярность. Во многом благодаря таким фильмам, как «Гудзонский ястреб», «Кто подставил кролика Роджера?», «Поцелуй навылет», «Малхолланд Драйв», «Чёрная орхидея», «Драйв» и «Город грехов».
Помимо кинематографа нуар нашёл отражение и в других областях популярной культуры – комиксах и видеоиграх. Среди графических романов нуар ярче всего представлен в рассказах о Бэтмене, который борется с преступностью на улицах Готэма, а также серии комиксов Marvel Noir, где привычные читателям герои оказались в непривычных для их вселенной условиях. Например, в серии Spider-Man Noir Человек-Паук живёт во времена Великой депрессии 30-х годов. Наибольшую популярность получила серия графических романов «Город грехов».
Фильмы в стиле нуар стали вдохновением для таких видеоигр, как Discworld Noir, созданную при участии Терри Пратчетта, Grim Fandango, в которой элементы нуара сочетались с атмосферой мексиканского Дня мёртвых, триллера Max Payne и детектива L.A. Noire, каждое расследование в котором было оформлено в виде классических фильмов 40-50-х годов. Такие характерные для нуара черты, как циничный детектив в главной роли и femme fatale использовались в BioShock Infinite: Burial at Sea.
Пусть сегодня фильмам нуар и не уделяется так много внимания, как в послевоенные годы, киноленты, использующие элементы этого стиля, появляются в кинотеатрах регулярно. Можно сказать, что стиль нуар, на протяжении десятилетий уступавший место в кинозалах другим жанрам, начинает возвращать свою былую популярность благодаря молодым режиссёрам, авторам комиксов и разработчикам видеоигр. Нуар продолжит жить не смотря ни на что, ведь проблемы, поднимаемые этим стилем, никогда не перестанут быть актуальными.
Библиографический список
- Артюх, А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра [Электронный ресурс] // М.: «Искусство кино», №5, 2007. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18
- Лурье, Я. Формула американского нуара [Электронный ресурс] // М.: «Искусство кино», №4, 2013. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2013/04/formula-amerikanskogo-nuara
- Шрейдер, П. Заметки о фильме нуар [Электронный ресурс] // СПб: «Сеанс», 2011. – Режим доступа: http://seance.ru/blog/noir-notes/
- Gary Morris. Noir Country: Alien Nation [Электронный ресурс] // Bright Lights Film Journal, 2006. – Режим доступа: http://brightlightsfilm.com/noir-country-alien-nation
- The Shadows of Film Noir [Электронный ресурс] // The Midnight Palace, 2013. – Режим доступа: http://www.midnightpalace.com/articles/the-shadows-of-film-noir
- Буранок С.О. Перл-Харбор и президент Рузвельт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 (33). С. 9.