Но вы можете сохранить свой труд, если будет вам угодно,
Написав мне все о ваших дикарях,
Подобных диким рабам здесь, в великой Британии.
О любом из них, расскажите мне там.
Michael Drayton. To Master George Sandys, Treasurer for the English Colony in Virginia.
На основе анализа многочисленных источников можно констатировать, что прибыв в Новый Свет пилигримы испытывали страх и ужас перед племенами индейцев, боясь физической расправы. Уильям Брэдфорд очень точно передал те чувства, которые испытали английские колонисты, увидев Новый Свет: «Что увидели мы, кроме наводящей ужас мрачной пустыни, полной диких зверей и диких людей?»[1, с. 80]. Ужас и страх охватывал англичан, потому что никогда ни с чем подобным в своей жизни они не сталкивались. Их окружала неизведанная природа и люди, отличающиеся от них своим внешним видом, культурой, обычаями и традициями. Было не ясно, что их ожидает дальше и как себя вести. Но им удалось установить взаимовыгодные контакты и, на первом этапе, взаимовыгодные отношения с коренным населением Америки. Так, например, в период с 1631 по 1638 гг. торговые отношения с индейцами принесли Новому Плимуту доход в 10 000 фунтов стерлингов[2, р. 214]. Эти успехи вызвали в британском колониальном обществе воодушевление. Страх и ужас сменился радостью. Они стали видеть в индейцах не просто дикарей, но таких же людей, как они сами. Пусть и отличающихся культурой и уровнем развития.
К тому же у английских колонистов был накоплен значительный престиж в индейском обществе. На это повлияли следующие причины. Во-первых, две последовавшие одна за другой эпидемии чумы, завезенной из Европы и уничтожившей в 1616— 1619 и 1633— 1634 годах население индейских деревень. В результате в руках колонистов без огня и меча оказались возделанные земли и охотничьи угодья. Чума расшифровывалась пуританами как «ассирийский ангел», посланник Бога, покаравший язычников и восславивший истинную веру[3, с. 59.]. Индейские племена были знакомы с пуританской трактовкой событий, благодаря индейцу Скванто[2, р. 77]. Узнав об этом, они пришли к абсолютно логичному для них выводу: что же это за народ такой, если у них такой могущественный Бог. Во-вторых, целый ряд проанглийских индейцев, которые распространяли среди со-племенников и представителей других племен проанглийскую информацию. Например, о могущественном войске короля Якова I, которое в случае чего придет на помощь своим колонистам[2, р. 77]. В-третьих, наличие у англичан более мощного, по сравнению с индейцами, вооружения. В-четвертых, и это, пожалуй, главная причина – пример вождя Массасоиту и совместное празднование Дня Благодарения. Все эти причины делали колонистов в глазах индейцев выгодными союзниками. Но не менее выгодными мирные отношения были и для англичан. Во-первых, индейцев было численно гораздо больше колонистов, а, во-вторых, они гораздо лучше знали местные условия обитания.
В итоге, впервые годы существования британских колоний в Северной Америке, между ними и индейскими племенами были в целом добрососедские отношений. Хотя у пилигримов и сохранялось чувство тревоги и недоверия к индейцам. Об этом говорит тот факт, что помимо заборов жители ставили и частокол – на случай внезапного нападения индейцев[4, р. 293].
Но подобные, в целом, мирные отношения колонистов с коренным населением просуществуют недолго. Расширение колониальных владений требовало новых территорий, которые принадлежали индейским племенам. Пекотская война приведет к неминуемым изменениям в отношениях с коренным населением Америки и в восприятии их британским колониальным обществом.
Поводом к войне стала серия убийств, совершенных индейцами. В начале, западными ниантиками, союзниками пекотов, близ устья реки Коннектикут был убит английский работорговец Джон Стоун и семь членов его команды. На требование колониальных властей выдать преступников сахем пекотов Сассакус ответил отказом. 20 июля 1636 года на Блок-Айленде произошло новое убийство, совершенное наррагансеттами и их союзниками, восточными ниантиками. Жертвой преступления стал торговец Джон Олдем. На обвинение в убийстве наррагансетты ответили, что преступники скрылись среди пекотов[5, р. 104-105]. Колониальные власти снова выдвигают требование выдать убийц или выплатить выкуп. Пекоты вновь отказывают. Именно за выкупом и будет отправлен через некоторое время отряд, фактически начавший войну.
Уильям Хаббард говорит, что пекоты «преисполнились жаждой крови иностранцев, англичан и голландцев»[6, р. 16]. Филипп Винсент называет их «великим народом, имя которого наводило страх на соседние племена, и вызывало тревогу в среде англичан»[7, р. 4].
Губернатор Колонии Массачусетского залива Генри Вейн приказал Джону Эндекотту отомстить индейцам за убийство Олдема. Хоть Хаббард и указывает, что войскам было приказано лишь предложить пекотам мир, и атаковать лишь в случае отказа и крайней враждебности со стороны индейцев[6, р. 25]. Но сложно себе представить, что девяносто вооруженных солдат, обозленных действиями пекотов и желающих отомстить им, направились к индейцам с мирной дипломатической миссией.
И, действительно, рейд этот закончился уничтожением двух индейских деревень – вначале племени ниантиков, а затем и самих пекотов[6, р. 28]. Не смотря на то, что многие британцы были не рады подобному рейду, и видели в нем большую опасность последствий, солдаты все же согласились участвовать. Одним из противников данной акции был Лео Гардинер, который впоследствии напишет свои воспоминания о войне. Джон Эндекотт, прибыв с войском к деревни пекотов, вызвал их на открытый бой, а когда те отказались, сжег их поселение и уничтожил все посевы[5, р. 105]. Англичане с большой тревогой стали ожидать ответного удара.
Ждать пришлось недолго. Основанный в 1636 году форт Сэйбрук подвергся осаде. Колонисты были одновременно разозлены и напуганы. Они были преисполнены жаждой мести. После нападения индейцев на форт, британские солдаты «единогласно согласились <…> с Божьей помощью искоренить их (индейцев)»[6, р. 25].
Один из командующих британскими войсками во время Пекотской войны, капитан Джон Мейсон описывает какие чувства вызвали эти события в среде колониальной администрации. Пекоты, по их мнению, были хорошо укрепленным, жестоким и воинственным народом, убившим около 30 британцев, постоянно стремящимся внести раздор в отношения колонистов с другими индейскими племенами. Поэтому, необходимо немедленно направить военные силы против пекотов[8, р. 19].
Следует отметить, что ненависть колонистов была направлена только на пекотов, а не на все индейские племена, в общем. Так, в ходе всей войны и с самого ее начала, британцев активно поддерживало племя наррагансетов, которое оказывало не столько военную помощь, сколько информационную и диверсионную. Капитан Джон Мейсон указывает на то, что британские солдаты вначале с недоверием относились к помощи среди индейцев и ожидали от них предательства. Но, впоследствии, капитан пишет, что «никогда не забудет их. Они были прекрасными друзьями и замечательными помощниками»[8, р. 25].
В мае британское ополчение под руководством Джона Мейсона, в составе 110 человек, вместе с союзниками – 70 мужчинами племени Мохеган, 200 воинов наррагансетов и нескольких ниантиков, начало карательную операцию против пекотов. 26 мая 1637 года они нападают на поселение пекотов возле реки Мистик и полностью уничтожают его. Это событие в историографии получило название «резня в Мистик». В течение, одной ночи было уничтожено около 700 человек. Все они были женщинами, детьми и стариками, т.к. все взрослые мужчины в это время находились за пределами поселения. Вот как описывает происходящее событие один из командующих британским ополчением Джон Андерхилл: «Капитан Мейсон вошел в вигвам, достал факел и зажег западную сторону [поселения]. Мною была зажжена южная часть. И когда пламя встретились в центре, форт вспыхнул наиболее ужасно, и все было сожжено в течение получаса. <…> Много людей было сожжено заживо – мужчины, женщины и дети. А те, кто убежал, попали в руки индейцев, находящихся в нашем тылу»[9, р. 34-35].
Эта жестокость, проявленная британцами, вызвало ужас в глазах индейцах. Об этом говорят многие источники. Так, Джон Мейсон пишет: ««И тогда начались трудности <…> все наши индейцы, кроме Ункаса, покинули нас»[8, р. 31]. Как позже отмечал Хаббард: «Падение пекотов внушило такой ужас всем индейцам в этих землях <…> что они искали нашей дружбы и защиты, которые и получили, и ни разу с тех пор не нарушали до недавнего восстания Филиппа»[6, р. 35]. Англичане добились своих целей – пекоты были отмщены. По Хартфордскому соглашению их оставшиеся население распределялось по другим индейским племенам, земли переходили Коннектикуту, а само произнесение слова «пекоты» было строго настрого запрещено[6, р. 52]. К тому же британцы показали другим индейцам, что ожидает их в случае конфронтации с британскими колониями.
Но как же воспринимали «резню в Мистик» сами колонисты? Мейсон так характеризовал данное событие: «нападение на пекот было Божьим актом, Который смеялся над Своими врагами и врагами Своего народа, с презрением отправив их в гиенну огненную. И сделался Господь судьей над язычниками, заполняя Мистик трупами»[8, р. 30]. Британцы придавали этому событию особое сакральное значение. Оно означало для них, что Бог на стороне колонистов. Он защищает их от язычников и творит суд над ними. Джон Мейсон подводит следующий итог пекотской войне: «Пусть вся Земля будет наполнена Его славой! Таким образом, Господу угодно было поразить наших врагов, и дать нам их землю в наследство»[8, р. 30].
Таким образом, Пекотская война в восприятии британских колонистов стала очередным подтверждением справедливости их первоначального отношения к «дикарям». Ей придавалось и большое сакральное значение, т.к. война, по мнению британцев, показывала, что Господь благоволит им и совершает суд над язычниками. Многие исследователи считают это лишь оправданием жестокости, но, на наш взгляд, речь идет не об оправдании. Они, действительно, искренне в это верили и это было характерной чертой колониального общества того времени.
Британцы расправились с пекотами, действия которых вызвали в среде британцев ненависть и желание отомстить. К тому же, война в очередной раз подтвердила правоту их недоверия к индейцам. Действия колонистов вызвало в среде других индейских племен страх и ужас, что способствовало более тридцатилетнему миру между ними и колонистами.
Таким образом, Пекотская война стала тем событием, которое изменило восприятие британцами индейцев, а, следовательно, и модель взаимоотношений. Оно будет основано на трех основных позициях: земельный вопрос, проблема лояльности племен колониальной власти и процесс христианизации индейцев.
Библиографический список
- Брэдфорд, У. История поселения в Плимуте. – М.: Художественная литература, 1987.
- Vaughan A. T. New England Frontier: Puritans and Indians, 1620-1675. – University of Oklahoma Press, 1995.
- Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм: Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов.— М.: Высш. шк., 1989.
- Norman Charles. Discoverers of America. Thomas Y. Crowell, 1968.
- Cave, Alfred A. The Pequot War. – Amherst, MA.: University of Massachusetts Press, 1996.
- Hubbard, W. A Narrative of the Indian Wars in New England. Stockbridge, MA, 1803.
- Vincent [P. Vincentius], Philip. A True Relation of the Late Battell fought in New England, between the English, and the Salvages: With the present state of things there. – London.: Printed by M. P. for Nathanael Butter, and Iohn Bellamie, 1637.
- Captain John Mason. Brief history of the Pequot War. – Cleveland: The Helman-Taylor company, 1897.
- John Underhill. Newes from America; Or, A New and Experimentall Discoverie of New England; Containing, A Trve Relation of Their War-like Proceedings These Two Yeares Last Past, with a Figure of the Indian Fort, or Palizado. – London, Printed by J.D. for Peter Cole, and are to be sold at the signe of the Glove in Corne-hill neere the Royall Exchange, 1638.