УДК 908

БОРТСУРМАНЫ – СЕЛО-ИСТОРИЯ

Малахина Анна Сергеевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории удивительного села – Бортсурманы. Происхождение села связывают с правлением Ивана Грозного. Бортсурманы известны своим храмом, в котором происходят чудеса, и святыми источниками.

Ключевые слова: Бортсурманы, Нижегородская область, село, Старо-Никольское


BORTSURMANA – THE VILLAGE-HISTORY

Malakhina Anna Sergeyevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history of the amazing village – Bortsurmana. The origin of the village is connected with Ivan the Terrible's board. Bortsurmana are known for the temple in which there are miracles, and sacred sources.

Keywords: Bortsurmana, Nizhny Novgorod region, Old and Nikolsky, village.


Библиографическая ссылка на статью:
Малахина А.С. Бортсурманы – село-история // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2015/10/2377 (дата обращения: 11.09.2024).

Бортсурманы – большое село, с пятисотлетней историей, огромным собором, в 700 км от Москвы и 5 км от реки Сура. Название связывается со словом «басурмане» и указывает на былой нерусский характер населения. Хотя бы однажды там должен побывать каждый. Живут там удивительные люди, добрые и щедрые, рядом с которыми открываешь в себе эти качества.

Село является одним из экологически чистых в Нижегородской области [1]. Летом всё утопает в зелени, зимой берега реки Суры тонут в белоснежных сугробах.

Известно, что село возникло среди дремучих лесов в конце XVI века. Небольшое татарское поселение располагалось на месте здания старой средней школы. Сохранившиеся остатки могил дают предположения, что здесь находилось татарское кладбище.

С усилением русского государства власть Москвы стала распространяться на Восток. Границей русских земель на востоке становится река Сура. Царь Иван Грозный вновь завоеванные земли дарил своим приближенным, которые на эти земли стали завозить крепостных крестьян. Татары вынуждены были с обжитых мест уйти и искать свободные земли. Часть татар хозяевами-помещиками была истреблена. Так на месте татарского поселения возникает небольшая русская деревушка с названием Старо-Никольское. Населению занималось охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Неотъемлемой частью земледелия становится занятие крестьян разведением скота.

С годами население росло, и уже к середине XVII века деревня Старо-Никольское стала насчитывать несколько десятков домов. В XVIII веке переименована в Бортсурманы. К Бортсурманам принадлежали Козловка, Ягодное, Рословка и другие. По последней десятой ревизии (1858 год) в Бортсурманах было 90 дворов и 700 жителей.

Оброк, барщина, чересполосица делали тяжелую жизнь крестьян невыносимой. Поэтому местные крестьяне с большой радостью встречали войска восставших крестьян времен Степана Разина. Один из отрядов Разина, возглавляемый Максимом Кривоносом, проплывал на лодке вверх по Суре, которая в то время протекала на месте современного озера Барабанское. Восставшие войска, проплывая мимо населенных пунктов, били в барабаны, призывая местное население к борьбе против помещичьего произвола. Битье в барабаны как память об этом событии позднее нашло свое отражение в названии озера «Барабанское».

На грани XVII—XVIII веков происходит такое важное событие, как перенесение деревянной церкви из сельца Рословки в Старо-Никольское, после этого деревня стала называться селом. После подавления восстания Пугачева жизнь крестьян в селе еще более ухудшилась. Село было поделено между помещиками Пазухиными, Шипиловыми, Литвиновыми. Во второй половине XVIII века в селе вместо деревянной была построена каменная церковь. Вскоре после построения каменной церкви в 90-х годах XVIII века произошло событие. Крестьяне, доведенные до отчаяния тяжелой жизнью, на паперти новой каменной церкви убили управляющего помещика Пазухина, который жестоко угнетал крестьян. Разгневанный помещик Пазухин созвал крестьян и заявил им: «Ваше село было бусурманским, так и останется. Отныне оно будет называться Бусурманами. Но земский съезд не утвердил этого названия, а дал название селу – Бортсурманы.

До конца XIX века школы в Бортсурманах не было, и учились у попа. В 1866 году прошел слух, что грамотных будут ссылать на Амур, и все ученики бросили учебу.

В Бортсурманах было всего пять мельниц, из них три крестьянские и две помещичьи. Торговля хлебом проводилась на местных базарах. Торговцы хлебом, пользуясь крестьянской нуждой в деньгах, скупали хлеб по низкой цене и весной с открытием навигации по Суре вывозили его в полухлебные губернии. Вывозили хлеб за пределы уезда в зимнее время. То же самое и с торговлей скотом.

Говоря о торговле, нельзя не сказать о транспортном значении Суры. Прежде всего о ее названии. Известно несколько объяснений. Одни утверждают, что это название состоит из двух слов: Су (от тюркского — «вода») и ра (обычное окончание названия многих рек). Другие считают, что это слово мордовское и в переводе означает «просо» (сокращенно от Суралей — Просяная река). Есть и еще одно мнение, что Сура происходит от чувашского слова Сюре — «мутная», потому, что вода в Суре на всем ее протяжении мутная, густая [2].

В половодье уровень Суры поднимается от трех до шести метров. В остальное время регулярное судоходство поддерживается на участке Васильсурск – Курмыш, с меньшей регулярностью – Васильсурск – Алатырь.

В имении Шипиловых функционировал конный завод, а в Козловке – кирпичный. Население села продолжало увеличиваться с каждым годом. Жизнь крестьян не улучшилась и после отмены крепостного права. В селе появился новый класс – кулачество. Открыли два кабака, в которых спаивалось население. Открылась церковно-приходская школа, но в ней могли учиться только дети зажиточных. Главным учителем в этой школе был поп.

Население села Бортсурманы росло, росла и эксплуатация крестьян. С каждым годом жизнь становилась все труднее и труднее. Все взрослое мужское население, годное для службы, забиралось в армию. В солдатах служили по 25 лет. Домой со службы возвращались только больные и калеки. Распространена была замена одного рекрута другим по согласию и желанию другого. За это первый, вместо которого нанимался второй, обязан был в течение одного года содержать «наемника». Крепостных часто за людей не считали. Случалось, что староста подходил к окну дома, стуком палки вызывал хозяина и ставил его в известность о выдаче его дочери замуж за 40-50 км за совсем незнакомого человека. «Так повелел барин».

Действующая православная церковь в селе Бортсурманы входит в состав Пильнинского благочиннического округа Нижегородской епархии. Строительство каменного храма завершено в 1785 году. В конце XIX века пристроен правый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в начале XX века – левый придел во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1913 году в село приезжала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах.

Летом 1918 года был жестоко убит отец Михаил (Воскресенский), служивший в Бортсурманах с 1910 года. Священномученик Михаил был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

Храм был закрыт в 1934 году. После закрытия в приделе в честь святителя Иоанна Златоуста находился клуб. Затем все помещения были передано под склад. В 1989 году был открыт приход. Богослужения проходили в молитвенном доме, под который было переоборудовано производственное помещение. Вновь освящён 17 августа 1993 года.

К 2006 году был полностью восстановлен центральный придел и подведён газ. 21 марта 2010 года в церкви совершил Божественную литургию архиепископ Георгий.

Во многих селениях нашей страны имеются Святые Источники. И все легенды о них примерно одинаковы – была церковь, ушла под воду, на её месте появился Святой источник. Качество воды во всех источниках без исключения очень высокое и вода обладает целебными свойствами. Бортсурманский Святой колодец не исключение. Целебные свойства жителям известны давно. На источник приезжают люди из других мест нашей страны. При Советской Власти место пытались облагородить и колодец сделать из бетонных колец, но Источник словно огорчился и вода ушла. С тех пор сруб строго деревянный. Сейчас же святой источник благоустраивается, для колодца сделан новый сруб, колодец теперь не будет находиться под открытым небом.

Бортсурманы – это удивительное село. Здесь живут очень добрые и бескорыстные люди, последнее отдадут и будут рады. А еще здесь не любят делать плохо свою работу и очень переживают за престиж села. Покидая это удивительное село, проезжаешь мимо озера Тишино. Это озеро имеет форму подковы. Наверное, сама природа подарила на счастье округе эту подкову, чтобы жизнь была полной чашей. Не расплескать бы только того, что дала природа!!!


Библиографический список
  1. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
  2. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  3. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  4. Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.
  5. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
  6. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  7. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.
  8. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.


Все статьи автора «Malakhina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: